Коррекционные игры и упражнения для детей с ОПФР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционные игры и упражнения для детей с ОПФР



Коррекционные игры и упражнения для детей с ОПФР

Установление эмоционального контакта, приветствия.

Позвони в звоночек».

Ведущий группу: «Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас. Иди (называет кого-нибудь из детей по имени) и ты поздоровайся».

Ребенок звонит в колокольчик, здоровается: «Здравствуйте, Зинаида Андреевна! Здравствуйте, ребята! Иди и ты (называет имя следующего ребенка) поздоровайся».

Высказывания могут быть дополнены другими приятными словами, какие вы сегодня веселые, красивые, оживленные, внимательные, какая ты сегодня собранная, аккуратная, какое у тебя замечательное платье и т.п. Кроме слова «здравствуйте», дети усваивают другие слова- приветствия.

Зайчик».

Дети идут по кругу, держась за руки. Один из ребят изображает больного зайчика и находится внутри круга.

Зайчик, зайчик, что с тобой? Ты сидишь совсем больной! Ты не хочешь поиграть, С нами вместе поплясать? (Дети поднимают зайчика, все прикасаются к нему.) Зайка, зайка, попляши! (Дети хлопают в ладоши, «зайчик» пляшет.) И другого отыщи.

(«Зайчик» выбирает следующего игрока. Важно, чтобы все дети побывали в роли зайчика.)

Кабачок».

«Кабачок» сидит в кругу, дети идут хороводом вокруг него:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

 

Поднимают «кабачок» и ставят на ноги.

На ноги поставили:

Хлопают в ладоши:

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь.

Выбирай, кого захочешь.

1.4. «Каравай» (хоровод).

Как на … именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Хлопают: Каравай, каравай!

Кого хочешь, выбирай!

Арам-шим-шим».

Дети идут по кругу со словами-бессмыслицами:

Арам-шим-шим,

Арам-шим-шим,

Арамия-гусия,

Арамия-гусия.

Стоп!

Водящий с закрытыми глазами кружится на месте с вытянутой рукой, по команде «Стоп!» останавливается. Тот, на кого показывает рука, выходит в круг. Он и водящий жмут друг другу руки со словами:

Будем крепко мы дружить.

Нашей дружбой дорожить!

Имитационная игра: «У оленя дом большой».

Игра проводится в кругу.

У оленя дом большой

(руки накрест над головой).

Он глядит в свое окно

(одна рука, согнутая в локте горизонтально над головой, другая под подбородком).

Зайка по лесу бежит

(прыжки).

И в окно стучит

(обведение в воздухе контура прямоугольника):

— Тук, тук, дверь открой!

(имитация стука в окно, показ пантомимой).

Там в лесу охотник злой

(указательный жест за спину).

Зайка, зайка, забегай!

(приглашающий жест).

Руку мне давай!

(каждый ребенок правую руку вытягивает в сторону, а левой ударяет по правой руке соседа).

Ручеек».

Выбор пары сопровождается словами-приветствиями: «Здравствуй, это я!»

Танец-игра «Лавата».

Идут по кругу, держась за руки, приговаривая:

 

Дружно танцуем мы,

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец веселый наш —

Это «Лавата».

Движение останавливается. Ведущий спрашивает:

Ручки были?

— Были,— отвечают дети.

А локоточки?

Нет!

Идут по кругу, держась за локоточки (плечики, носики, коленочки, пяточки, ушки, затылочки).

Упражнения на релаксацию.

(Авторы: Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенский Л.П., стихи Лаписовой М.).

Формула общего покоя.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Дети ложатся на коврики, свободно раскинув руки и ноги.

Есть у нас игра такая -

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье …

И становится понятно:

Расслабление приятно.

 

Pеснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем …

Сном волшебным засыпаем …

Упражнение «Кулачки».

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты.

Большой палец прижат к остальным.

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка:

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко… ровно… глубоко…

 

Перед проведением этого упражнения проводится подготовительная работа:

— Сожмите пальцы в кулачок покрепче, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Нам неприятно. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало.

Упражнение «Загораем».

— Представьте себе, что ваши ноги загорают. Ноги поднимаем, держим… держим… Ноги напряглись! (проверить напряжение мышц ног).

Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердыми, они, как каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабляются! Как хорошо, приятно стало! Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим… Держим… Напрягаем…

Загорели! Опускаем!

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

Упражнение «Шарик».

— Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот (область диафрагмы). Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение, непрятное! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойно вдох животом. Плечи нельзя поднимать! Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими.

Теперь легко сделать новый вздох. Воздух сам легко входит внутрь!

Вот так шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул — выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко… ровно… глубоко…

Волшебный сон».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…

Будто мы лежим на травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…

Выход из релаксации.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Тропинка».

Дети встают в колонну, идут змейкой по тропинке друг за другом. Ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивая через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. По звонку ведущий становится в хвост змейки, а второй в колонне становится ведущим.

Отыщи мяч».

Водящий стоит с завязанными глазами в 3-5 метрах от стула, на котором лежит мяч. Ведущий раскручивает водящего и руководит его движениями: «Иди прямо. Чуть влево и т.д.» Затем водящий становится ведущим. Оценивается, кто был самым лучшим ведущим.

Закончи слово».

Дети встают парами в две шеренги напротив друг друга. Их разделяет «пропасть»,посреди которой есть «островок» (мелом нарисована узкая полоса). Стоящий в одной из шеренг участник по команде ведущего начинает говорить слово (с опорой на предметную картинку, которую никому не показывает), а его партнер напротив договаривает слово.

Например: са…, ма…, ни…, ша…, рай…. Если партнер угадал слово, то оба игрока делают шаг вперед, навстречу друг другу. Игра заканчивается после того, как хотя бы одна пара добралась до островка, использовав положенное число ходов.

Стыковка».

Дети выбирают себе пару. Садятся так, чтобы достать друг друга ладонью. Затем пытаются дотронуться до ладони своего партнера с закрытыми глазами. Затем пытаются прикоснуться к указательному пальцу и т.д.

Слепец и поводырь».

Закройте глаза и подходите по команде. Стоп!

— Теперь откройте глаза и выберите себе пару. Один из вас закроет глаза, а другой будет водить его, давая возможность прикоснуться к различным предметам в комнате, помогает избежать столкновения с другими парами и предметами, для чего дает соответствующие пояснения.

Затем ребята меняются ролями.

— Скажите, кто чувствовал себя уверенно? Оцените помощь своего поводыря по 5-балльной системе. Поднимите руку с соответствующим количеством разжатых пальцев.

Закончи предложение».

Организуется так же, как игра «Закончи слово». Только детям выдаются не предметные, а сюжетные картинки, по которым можно составить предложение. Первый игрок начинает: «Мальчик моет…» Второй заканчивает: «Руки, посуду, пол и т.д.» Условия игры те же.

Части тела».

По считалке выбирается тот, кто начнет игру. Этот игрок поворачивается к соседу и показывает на какую-либо часть его тела, например, на плечо и спрашивает: «Что это?» Сосед должен ответить: «Это мой затылок». Автор вопроса должен подтвердить: «Правильно!» Игра продолжается по кругу.

Ладошки».

Ребята садятся в круг так, чтобы можно было дотронуться друг до друга руками. Каждый участник кладет руки на бедро ноги соседям слева и справа.

По считалке выбирается тот, кто начнет игру. По сигналу он хлопает своего соседа справа по бедру. Сосед должен мгновенно среагировать, быстро хлопнуть по бедру первого и следующего игрока.

Тот, в свою очередь, должен не растеряться и передать хлопок дальше. Как только кто-нибудь ошибется, замедляется темп. Все это замечают, и игра начинается сначала.

Колдун».

Дети по считалке выбирают колдуна. По команде все дети разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, если дотронутся до него рукой. Заколдованный трижды сам становится колдуном, и игра продолжается.

Тренировка внимания.

5.1. «Река-берег!»

По команде «Река!»дети прыгают вперед, по команде «Берег!» – назад. Ведущий прыгает вместе с детьми, специально путая движения. Дети должны подчиняться только словесной команде.

Ухо-нос»

(игра проводится аналогично предыдущей).

Светофор».

Ведущий показывает желтый круг – дети хлопают, зеленый – топают, красный – тишина. Кто ошибся, выходит из игры.

Запрещенное движение».

Игроки договариваются, какое движение будет запрещенным. Затем (лучше под музыку) повторяют за ведущим различные движения, кроме запрещенного. Те, кто повторил запрещенное движение, выходит из игры. Побеждают наиболее внимательные.

Хлопки».

Дети встают в круг, выбирают водящего. Когда он хлопает в ладоши, стоящие слева от него по очереди хлопают по одному разу.

Таким образом, хлопки передаются по кругу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и, после того как он хлопнет в ладоши, направление хлопков изменяется на противоположное, начиная с того участника игры, напротив которого остановился водящий. Будьте внимательны, хлопайте как можно быстрее!

Хор».

По считалке выбирается водящий, который выходит за дверь. Группа делится на две команды и договаривается, какое слово, предложение, двустишие будут загадывать. Первая команда произносит первую часть загаданного, а вторая – вторую часть одновременно. Водящий должен прислушаться и назвать загаданное слово, фразу, двустишие.

Корректурные пробы.

Детям выдаются бланки с геометрическими фигурами, контурными изображениями, буквами или цифрами. Ребята должны, согласно инструкции, одни знаки вычеркнуть, другие подчеркнуть и т.п.

Учитывается темп и правильность выполнения задания.

Сенсорное развитие.

Почтовый ящик».

Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.

Найди свою пару».

Дети делятся на две команды. Детям раздают по одной форме из комплекта геометрических фигур (все фигуры одинакового цвета). По сигналу дети идут навстречу друг с другом и отыскивают свою пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же геометрическая фигура (аналогичную игру можно организовать и по соотнесению цвета).

Бегите ко мне».

У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку по комнате. Ведущий останавливает музыку, поднимает картинку с изображением предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы, подбегают к ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В конце ведущий отмечает наиболее внимательных игроков (аналогичную игру можно провести с выделением цвета предмета).

Эти игры можно усложнить за счет использования предметов, состоящих из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько цветов. В этом случае к ведущему подбегают дети с различного цвета и формы флажками.

7.7. Игры «Какой формы (цвета) не стало?», «Что изменилось?»

Геометрические фигуры разной формы (цвета) выставляют в ряд.

Дети должны запомнить все фигуры (цвета) или их последовательность.

Затем дети закрывают глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Ребята должны назвать, каких фигур (цвета) не стало, или сказать, что изменилось.

Краски».

Выбираются продавец красок и два-три покупателя.

Остальные участники игры получают по цветовой карточке, запоминают цвет и возвращают карточку ведущему. Эти дети изображают краски. Покупатель подходит к продавцу:

– Динь-динь-бом!

– Зачем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За синей.

Ребенок, изображающий синюю краску, подходит к покупателю, и тот его уводит.

Если покупатель назвал краску, которой в магазине нет или она уже продана, дети говорят ему: «По зеленой дорожке (или другого цвета) на одной ножке». Ребенок, исполняющий роль покупателя, скачет на одной ножке.

Игра заканчивается, когда все краски распроданы.

Собери себе товарищей».

I вариант: у каждого ребенка карточка своего цвета. На карточках представлены основные цвета и их оттенки. Дети ходят по комнате и ищут основной цвет и соответствующий оттенок. Побеждает группа, быстрее других отыскавшая все оттенки и построившаяся по мере убывания насыщенности цвета.

II вариант: у детей карточки с разнообразными геометрическими фигурами различного размера. Дети должны найти партнеров, у которых такие же геометрические фигуры и построиться от самой большой до самой маленькой фигуры.

Побеждает группа, быстрее других собравшая товарищей.

Неразлучные цвета».

У каждого ребенка набор цветных фишек. Ведущий называет предмет, дети показывают фишки тех цветов, что можно встретить в раскраске названного предмета. Например, ведущий называет: «Береза!». Дети поднимают белую, зеленую, черную фишку.

7.11. Упражнения на формирование представлений о величине:

– Разложи кружки от самого маленького к самому большому.

– Построй матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.

– Положи самую узкую полоску слева, рядом справа положи полоску чуть шире и т.д.

– Раскрась высокое дерево желтым карандашом, а низкое – красным.

– Обведи в кружок толстого мышонка, а в квадратик – тонкого и т.д.

Определи по вкусу».

Ребенку завязывают глаза, дают попробовать по маленькому кусочку фруктов, овощей и т.п. Он должен отгадать, что это.

Чудесный мешочек».

В мешочек можно положить объемные и плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы, овощи, фрукты и т.д. Ребенок должен на ощупь определить, что это. В мешочек можно положить пластмассовые, картонные буквы и цифры.

Узнай по запаху».

В спичечных коробках спрятаны кусочки чеснока, лука, корочка лимона, апельсина, кусочки мыла, яблоко, ватка, смоченная бензином, духами и т.д. Ребенок должен определить по запаху, что это.

7.15. «Кто тебя позвал – узнай!»

Ребенок стоит спиной к группе. Ведущий указывает на кого-либо, кто должен окликнуть водящего. Водящий называет того, кому, по его мнению, принадлежит голос.

Узнай по звуку».

Перед детьми находятся несколько предметов. Ведущий стучит по ним деревянной и металлической палочкой. Затем предлагает детям закрыть глаза и угадать, по какому предмету постучал ведущий.

Рисунок на спине».

Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы.

Нужно догадаться, что нарисовал партнер.

Тренировка памяти.

Поезд».

Оборудование: полотно с двумя прорезями, через которые тянется бумажная лента с наклеенными на нее картинками.

«Представьте, что мы стоим на железнодорожной станции. Мимо проходит поезд, в котором едут животные (сказочные герои, овощи, фрукты, птицы и т.д.). Внимательно смотрите на окна вагонов и запоминайте, кто едет в поезде. Поезд ушел. Перечислите пассажиров, которые ехали в нем.» 9.4. «Попробуй повтори.» Дети стоят в кругу. По считалке выбирают водящего. Водящий называет слово (можно договориться называть только предметы: обуви, мебели, одежды, транспорта и т.д.), следующий игрок повторяет слово и добавляет свое, третий повторяет предыдущие два слова и называет свое. Игрок, не вспомнивший все предыдущие слова, выходит из игры.

9.5. «Зарисуй и вспомни».

Ведущий диктует слова, лучше отвлеченного содержания, например: сон, обида, труд, чтение, радость. Дети делают схематические рисунки, по которым воспроизводят слова.

Выбери помощников».

У каждого ребенка набор предметных картинок. Ведущий называет слово, дети выбирают помощницу-картинку, которая может помочь вспомнить загаданные слова.

Что потерялось?»

Оборудование: картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

– Посмотрите внимательно, чего не хватает?

Дорисуй».

Детям дают контурные изображения предметов, у которых не хватает какой-либо существенной или характерной детали. Нужно дорисовать предмет.

Лото-вкладки».

Детям предлагаются карты лото с сюжетными или предметными изображениями разной сложности, имеющие вырезы разного размера и формы, и соответствующие вырезам вставки. Дети подбирают вставки к вырезам и восстанавливают картинку.

10.4. «Сделай картинку» (по типу доски Э.Сегена).

Дети подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры, вырезанные на доске.

Картинка сломалась».

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

Буква сломалась».

Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.

Обучение сравнению.

а) Детям предлагается пара карточек, на которых нарисованы одинаковые предметы, но раскрашены разным цветом. Дети должны определить, чем отличаются предметы первой карточки от предметов, нарисованных на второй карточке.

б) Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, на разной формы.

в) «Какая фигура лишняя».

Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма, изменения в деталях.

г) «Найти две одинаковые фигуры».

Детям предлагается 4-6 предметов, которые различаются по одному- двум признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.

Ребята могут находить одинаковые цифры, буквы, написанные одним шрифтом, одинаковые геометрические фигуры и так далее.

д) «Выбери подходящую коробку для игрушки».

Дети должны соотнести величину игрушки и коробки.

е) «На какую площадку приземлится ракета».

Дети соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.

ж) «У кого какой предмет?» Для игрынужны парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями. У каждого ребенка по 2-3 картинки, пары которых находятся у ведущего.

Ведущий рассказывает о предмете поочередно с ребенком, помогая ему выделить нужный признак при описании предмета. Например:

Ведущий. На моей картинке – фартук.

Ребенок. У меня – тоже фартук.

Ведущий. У меня фартук желтого цвета.

Ребенок. У меня фартук зеленого цвета.

Ведущий. Фартук с одним большим карманом.

Ребенок. Фартук с двумя маленькими карманами.

Ведущий. Мой фартук украшен вишенками.

Ребенок. Мой фартук украшен цветами.

з) «Угадай по описанию».

Дети в процессе игры учатся выделять признаки сходства и различия предметов одного наименования.

Ведущий предлагает 3-8 изображений сходных предметов: снеговиков, Петрушек, бабочек, котят, неваляшек, матрешек, кукол, медвежат, машинок и т.д.. Ведущий описывает предмет, называя общие и отличительные признаки, дети угадывают соответствующий предмет.

Ведущий спрашивает ребят, по каким признакам они выбрали именно этот предмет.

и) «Отгадай-ка».

Дети по перечисленным ведущим признакам угадывают предметы ближайшего окружения или выбирают из набора предметных картинок нужную. Например:

«Этот предмет стоит на полу. У него четыре ножки и крышка. На нем лежат книги и тетради.» «Однажды в школу пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку и валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой праздник был в школе?»

В процессе упражнений ребята учатся самостоятельно выделять существенные признаки при описании предмета. Например, ведущий предлагает поиграть в «говорящие предметы»: «Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе какой-либо предмет и говорите за него. Но когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали.»

По аналогии организуется игра в «Магазин игрушек», «Магазин цветов», когда покупатель описывает игрушку, цветок так, чтобы продавец догадался, что тот хочет приобрести.

Подобным образом проводится игра «Найди матрешку».

Дети закрывают глаза, водящий, выбранный по считалке, прячет куда-нибудь матрешку и описывает предмет, рядом с которым спрятана игрушка. Кто угадал, тот продолжает игру.

Чтобы ребятам было легче составить описание, им предлагается графический или словесный план.

Примечание. Обучение операции сравнения начинается на первом уровне при формировании сенсорных умений и пространственных ориентировок и продолжается в процессе всего периода коррекционно-развивающих занятий.

Классификация и обобщение.

а) «Собери товарищей».

Дети подбирают предметы, геометрические фигуры по заданному для группировки основанию: такого же цвета, формы, размера, из того же материала (деревянный, металлический, пластмассовый, бумажный и т.д.).

На более поздних этапах работы дети классифицируют геометрические фигуры, предметные картинки по самостоятельно выбранному основанию. Дается следующая инструкция: «Разложи фигуры (предметы) подходящие к подходящим».

б) Группировка по заданному основанию с называнием и закреплением обобщающих понятий.

С этой целью проводятся игры «Что сажают в огороде», «Накрой на стол», «Посадим сад», «Переезд в новый дом».

Например, при организации игры «Что сажают в огороде» ведущий называет разные предметы, дети отвечают «да», если это растет в огороде, – «нет», если в огороде не растет. Затем перечисляют, что посадили в огороде, и называют это одним словом.

При проведении игры «Переезд в новый дом» ведущий предлагает детям помочь собрать вещи в нужные коробки и контейнеры: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки, продукты питания, домашние животные. После проведения группировки предметных картинок или игрушек дети под руководством ведущего контролируют, правильно ли упакованы вещи и называют их общим словом.

в) Подбор предметов к указанным признакам без опоры на предметы.

Игра «Что таким бывает?».

Ведущий называет слово, а дети перечисляют предметы, которые можно охарактеризовать этим словом. Например: длинный… хвост, день, дорога, веревка; широкий… ремень, улица, дорога, река, поле; красный… флаг, шар, яблоко, бант; круглый… мяч, арбуз, колесо, солнце.

Игра «Отвечай быстро».

Ведущий бросает кому-нибудь мяч и называет цвет (материал, форму или другой признак). Тот, кто поймал мяч, называет предмет нужного цвета (или обладающий соответствующим признаком), называет другой цвет и бросает мяч следующему игроку. Кто не может подобрать соответствующий предмет, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

г) Игра «Собери вещи».

Эта игра предполагает проведение ситуативных и функциональных обобщений. Детям предлагаются задания на материале реальных предметов, игрушек, картинок собрать вещи для рисования, шитья, приготовления пищи, для игры в больницу, школу, парикмахерскую, строительство дома и т.д..

Аналогичным образом проводится игра «Что кому нужно».

Ребята должны подобрать инструменты, материалы, одежду для представителей разный профессий.

д) Игра «Если знаешь, назови!» Дети передают мяч (или другой предмет) со словами: «Вот это птица. Что за птица?» Получивший мяч называет птицу и передает мяч дальше. Важно не повторять уже названных птиц.

Также играют, называя рыб, зверей, домашних животных, насекомых, овощи, фрукты, деревья и т.д..

е) Игра «Назови четвертое».

Ведущий просит продолжить ряд слов: рябина, береза, дуб… чашка, ложка, блюдце… красный, желтый, синий…

ж) Игра «Я садовником родился».

По считалке выбирается садовник. Все игроки выбирают название цветка (фруктов, ягод), называют себя вслух. Водящий и игроки стараются запомнить все цветы (фрукты, ягоды). Затем организуется следующий диалог:

Водящий. Я садовником родился.

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме… (Называет цветок.)

Цветок. Ой! Водящий. Что с тобой?

Цветок. Влюблен (влюблена)

Водящий. В кого?

Цветок. В розу… (и т.п.)

з) «Назови одним словом».

Детям предлагается назвать одним словом предметы, например: яблоко, груша, апельсин.

и) «Что лишнее».

Исключение лишнего предмета по родовому признаку с опорой на предметные картинки.

к) «Я знаю пять названий°» Игрок должен суметь в ритме отскакивающего мяча проговорить названия пяти предметов на заданную тему: одежда, обувь, фрукты, животные и т.д.

Например: «Я знаю пять названий деревьев: береза-раз, тополь- два, клен-три, ель-четыре, сосна-пять.»

л) «Съедобное-несъедобное».

Дети строятся в шеренгу. Водящий называет слова и бросает мяч по очереди каждому игроку. Если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч, если несъедобный, то игрок отбивает мяч. Кто ошибся, делает шаг назад. Кто поступил правильно, делает шаг вперед.

Побеждает тот, кто первый дойдет до условной линии.

Поиск закономерностей.

а) Нужно проанализировать последовательность расположения предметов в ряду и дорисовать пропущенные.

б) Детям предлагается серия предметных картинок, в каждом ряду или столбце чередуются некоторые признаки. Одна картинка пропущена.

Дети должны выбрать недостающую картинку из ряда возможных или дорисовать ее.

Построение умозаключений.

а) Установление причинно-следственных зависимостей и аналогий.

Закончить предложение:

Я надела теплую шубу, чтобы…

Мы зажгли свет, потому что…

Полили рассаду, чтобы…

Поставили чайник на огонь, чтобы…

Нам нужен зонт, когда…

Ворона каркает, а сорока…

Человек идет, а машина…

Корова ест сено, а лев…

Медведь живет в берлоге, а лиса…

Утка крякает, а петух…

У овцы ягненок, а у коровы…

У лисенка мама лиса, а у медвежонка…

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью…

 

б) Игра «За покупками в магазин» (Г.С.Швайко).

В процессе игры дети учатся строить умозаключения путем исключения отдельных признаков.

Для проведения игры нужен набор предметов (предметных картинок), в который входит несколько групп предметов, по 3-4 одного наименования, которые имеют общие отличительные признаки.

Ведущий задает ситуацию такого рода:

№ 1. «Представьте себе, что вы пошли в магазин, чтобы купить пирамидку для младшей сестренки. Сестренка сказала: «Купи мне пирамидку, не с острым колпачком и не маленькую». Как вы думаете, которую пирамидку нужно купить?» (Показываются три пирамидки разной высоты и с разными кончиками.)

№ 2. «Сестренка попросила купить неваляшку. Ей не нужна неваляшка в зеленом платье. Ей хочется другую, но без бантика.» (Показываются три соответствующие картинки.)

в) «Кто, где и какой?» Игра проводится с опорой на предметы или предметные картинки.

* На наборном полотне три мишки. Их зовут Мишка, Топтыжка, Косолапка. Самый крупный – Топтыжка, слева от него – Мишка. Найди Косолапку.

* На наборном полотне 4 куклы. Их зовут Катя, Оля, Марина, Женя.

Самая высокая – Женя, Оля – без банта, Марина – с косой. Где же Катя? г) Ответить на вопросы (Зак А.З.):

Катя и Нина вязали. Одна девочка вязала шарф, а другая варежки.

Что вязала Катя, если Нина не вязала шарф?

Через 5 лет Боре будет столько же лет, сколько Маше сейчас. Кто младше?

Через 6 лет Диме будет столько же лет, сколько Маше сейчас. Кто старше?

Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

Саша меньше Коли, Коля меньше Пети. Кто меньше всех? Кто больше всех?

Саша и Максим играли. Один с машинкой, другой с конструктором. Что у Максима, если у Саши машинка?

ПРИМЕЧАНИЕ: при затруднениях ситуация моделируется с помощью плоскостных изображений и рисунков.

д) Закончить суждение: Если сестра старше брата, то брат … Если река глубже ручейка, то ручеек … Если правая рука справа, то левая … Если Саша вышел из дома раньше Маши, то Маша … Если Лена выше Кати, то Катя … Если Слава идет впереди Кости, то Костя …

11.5. Развитие критичности мышления.

а) «Найди ошибки».

Целью данного упражнения, кроме развития критичности мышления, является формирование умения выделять ведущие признаки при сравнении, устанавливать аналогии.

У березы ствол стройный, а у дуба толстый, мощный.

У ромашки белые лепестки, а у розы колючий стебель.

У снегиря красная грудка, а у синицы желтая.

Божья коровка маленькая, а майский жук крупный.

Клубника красная, ароматная, сочная, мягкая, а яблоки растут на деревьях.

б) «Так бывает или нет».

Ведущий рассказывает или читает, а дети отмечают в его рассказе, чего не бывает. Таким образом, дети учатся замечать непоследовательность в суждениях.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.»

«У Коли сегодня день рождения. Он принес угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему удивлялись дети?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках»,– сказала Света. «А я люблю купаться в реке,– сказала Люда,– мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

«Шла девочка по лесу зимой. Рвала цветы, собирала малину, грибы.

Вдруг навстречу ей попался медведь. У него длинные уши, хвост с кисточкой. Запищал медведь. Девочка бегом из леса. Даже варежки потеряла. Пришла домой и пожарила мухоморы».

«Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно реки. Идет по песку на дне, смотрит – навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез».

«Жила в лесу девочка. Увидала она как-то в лесу зайчика. Хотела его потрогать, а он – прыг, сидит на верхушке и каркает».

 

Это правда или нет?
Л.Станчев

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!»– пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?


 

Радость
К.Чуковский

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Теплые осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые – кудрявыми.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках.

 

Путаница
(отрывок)
К.Чуковский

Замяукали котята:

– Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!

 

А за ними и утята:

– Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!

 

Свинки замяукали:

– Мяу, мяу!

 

Кошечки захрюкали:

– Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

– Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

– Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

– Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

– Ку-ка-ре-ку!

 

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте.

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаками!

Но веселые зверята –

Поросята, медвежата –

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают.

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

– Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Прибегали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат – не потушат.

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Пан и сказочник.
Белорусская народная сказка
(Отрывок)

Присел Янка на корточки перед тарелкой и начал рассказывать:

– И чего, панок, на свете не бывает! Вот такой случай со мной вышел однажды.

Было это в то время, когда мой отец еще и на свет не родился.

Жил я с дедом. Делать дома нечего, вот дед и отдал меня к одному хозяину пчел пасти. А было у того хозяина целых пятьдесят колод (ульев) пчел. Надо каждый день поутру пересчитать их и на пастбище гнать. А вечером пригнать, опять пересчитать, подоить да в ульи загнать. И хозяин мне твердо сказал: «Ежели ты хоть одну пчелу потеряешь, то не заплачу тебе за целый год».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.319 с.)