Найди форму в предмете и сложи предмет». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найди форму в предмете и сложи предмет».



Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.

Картинка сломалась».

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

Найти, что спрятал художник».

На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.

Буква сломалась».

Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.

Сложи квадрат» (Б.П.Никитин).

Оборудование: 24разноцветных квадрата из бумаги размером 80Х80мм, разрезанные на части, 24 образца, на которых указаны линии соединений.

Игру можно начать с простых заданий: «Сложи из этих частей квадрат. Внимательно посмотри на образец. Подумай, как расположить части квадрата. Попробуй их наложить на образец». Затем дети самостоятельно подбирают части по цвету и собирают квадраты.

Развитие мыслительных операций и действий.

Обучение сравнению.

а) Детям предлагается пара карточек, на которых нарисованы одинаковые предметы, но раскрашены разным цветом. Дети должны определить, чем отличаются предметы первой карточки от предметов, нарисованных на второй карточке.

б) Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, на разной формы.

в) «Какая фигура лишняя».

Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма, изменения в деталях.

г) «Найти две одинаковые фигуры».

Детям предлагается 4-6 предметов, которые различаются по одному- двум признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.

Ребята могут находить одинаковые цифры, буквы, написанные одним шрифтом, одинаковые геометрические фигуры и так далее.

д) «Выбери подходящую коробку для игрушки».

Дети должны соотнести величину игрушки и коробки.

е) «На какую площадку приземлится ракета».

Дети соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.

ж) «У кого какой предмет?» Для игрынужны парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями. У каждого ребенка по 2-3 картинки, пары которых находятся у ведущего.

Ведущий рассказывает о предмете поочередно с ребенком, помогая ему выделить нужный признак при описании предмета. Например:

Ведущий. На моей картинке – фартук.

Ребенок. У меня – тоже фартук.

Ведущий. У меня фартук желтого цвета.

Ребенок. У меня фартук зеленого цвета.

Ведущий. Фартук с одним большим карманом.

Ребенок. Фартук с двумя маленькими карманами.

Ведущий. Мой фартук украшен вишенками.

Ребенок. Мой фартук украшен цветами.

з) «Угадай по описанию».

Дети в процессе игры учатся выделять признаки сходства и различия предметов одного наименования.

Ведущий предлагает 3-8 изображений сходных предметов: снеговиков, Петрушек, бабочек, котят, неваляшек, матрешек, кукол, медвежат, машинок и т.д.. Ведущий описывает предмет, называя общие и отличительные признаки, дети угадывают соответствующий предмет.

Ведущий спрашивает ребят, по каким признакам они выбрали именно этот предмет.

и) «Отгадай-ка».

Дети по перечисленным ведущим признакам угадывают предметы ближайшего окружения или выбирают из набора предметных картинок нужную. Например:

«Этот предмет стоит на полу. У него четыре ножки и крышка. На нем лежат книги и тетради.» «Однажды в школу пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку и валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой праздник был в школе?»

В процессе упражнений ребята учатся самостоятельно выделять существенные признаки при описании предмета. Например, ведущий предлагает поиграть в «говорящие предметы»: «Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе какой-либо предмет и говорите за него. Но когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали.»

По аналогии организуется игра в «Магазин игрушек», «Магазин цветов», когда покупатель описывает игрушку, цветок так, чтобы продавец догадался, что тот хочет приобрести.

Подобным образом проводится игра «Найди матрешку».

Дети закрывают глаза, водящий, выбранный по считалке, прячет куда-нибудь матрешку и описывает предмет, рядом с которым спрятана игрушка. Кто угадал, тот продолжает игру.

Чтобы ребятам было легче составить описание, им предлагается графический или словесный план.

Примечание. Обучение операции сравнения начинается на первом уровне при формировании сенсорных умений и пространственных ориентировок и продолжается в процессе всего периода коррекционно-развивающих занятий.

Классификация и обобщение.

а) «Собери товарищей».

Дети подбирают предметы, геометрические фигуры по заданному для группировки основанию: такого же цвета, формы, размера, из того же материала (деревянный, металлический, пластмассовый, бумажный и т.д.).

На более поздних этапах работы дети классифицируют геометрические фигуры, предметные картинки по самостоятельно выбранному основанию. Дается следующая инструкция: «Разложи фигуры (предметы) подходящие к подходящим».

б) Группировка по заданному основанию с называнием и закреплением обобщающих понятий.

С этой целью проводятся игры «Что сажают в огороде», «Накрой на стол», «Посадим сад», «Переезд в новый дом».

Например, при организации игры «Что сажают в огороде» ведущий называет разные предметы, дети отвечают «да», если это растет в огороде, – «нет», если в огороде не растет. Затем перечисляют, что посадили в огороде, и называют это одним словом.

При проведении игры «Переезд в новый дом» ведущий предлагает детям помочь собрать вещи в нужные коробки и контейнеры: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки, продукты питания, домашние животные. После проведения группировки предметных картинок или игрушек дети под руководством ведущего контролируют, правильно ли упакованы вещи и называют их общим словом.

в) Подбор предметов к указанным признакам без опоры на предметы.

Игра «Что таким бывает?».

Ведущий называет слово, а дети перечисляют предметы, которые можно охарактеризовать этим словом. Например: длинный… хвост, день, дорога, веревка; широкий… ремень, улица, дорога, река, поле; красный… флаг, шар, яблоко, бант; круглый… мяч, арбуз, колесо, солнце.

Игра «Отвечай быстро».

Ведущий бросает кому-нибудь мяч и называет цвет (материал, форму или другой признак). Тот, кто поймал мяч, называет предмет нужного цвета (или обладающий соответствующим признаком), называет другой цвет и бросает мяч следующему игроку. Кто не может подобрать соответствующий предмет, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

г) Игра «Собери вещи».

Эта игра предполагает проведение ситуативных и функциональных обобщений. Детям предлагаются задания на материале реальных предметов, игрушек, картинок собрать вещи для рисования, шитья, приготовления пищи, для игры в больницу, школу, парикмахерскую, строительство дома и т.д..

Аналогичным образом проводится игра «Что кому нужно».

Ребята должны подобрать инструменты, материалы, одежду для представителей разный профессий.

д) Игра «Если знаешь, назови!» Дети передают мяч (или другой предмет) со словами: «Вот это птица. Что за птица?» Получивший мяч называет птицу и передает мяч дальше. Важно не повторять уже названных птиц.

Также играют, называя рыб, зверей, домашних животных, насекомых, овощи, фрукты, деревья и т.д..

е) Игра «Назови четвертое».

Ведущий просит продолжить ряд слов: рябина, береза, дуб… чашка, ложка, блюдце… красный, желтый, синий…

ж) Игра «Я садовником родился».

По считалке выбирается садовник. Все игроки выбирают название цветка (фруктов, ягод), называют себя вслух. Водящий и игроки стараются запомнить все цветы (фрукты, ягоды). Затем организуется следующий диалог:

Водящий. Я садовником родился.

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме… (Называет цветок.)

Цветок. Ой! Водящий. Что с тобой?

Цветок. Влюблен (влюблена)

Водящий. В кого?

Цветок. В розу… (и т.п.)

з) «Назови одним словом».

Детям предлагается назвать одним словом предметы, например: яблоко, груша, апельсин.

и) «Что лишнее».

Исключение лишнего предмета по родовому признаку с опорой на предметные картинки.

к) «Я знаю пять названий°» Игрок должен суметь в ритме отскакивающего мяча проговорить названия пяти предметов на заданную тему: одежда, обувь, фрукты, животные и т.д.

Например: «Я знаю пять названий деревьев: береза-раз, тополь- два, клен-три, ель-четыре, сосна-пять.»

л) «Съедобное-несъедобное».

Дети строятся в шеренгу. Водящий называет слова и бросает мяч по очереди каждому игроку. Если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч, если несъедобный, то игрок отбивает мяч. Кто ошибся, делает шаг назад. Кто поступил правильно, делает шаг вперед.

Побеждает тот, кто первый дойдет до условной линии.

Поиск закономерностей.

а) Нужно проанализировать последовательность расположения предметов в ряду и дорисовать пропущенные.

б) Детям предлагается серия предметных картинок, в каждом ряду или столбце чередуются некоторые признаки. Одна картинка пропущена.

Дети должны выбрать недостающую картинку из ряда возможных или дорисовать ее.

Построение умозаключений.

а) Установление причинно-следственных зависимостей и аналогий.

Закончить предложение:

Я надела теплую шубу, чтобы…

Мы зажгли свет, потому что…

Полили рассаду, чтобы…

Поставили чайник на огонь, чтобы…

Нам нужен зонт, когда…

Ворона каркает, а сорока…

Человек идет, а машина…

Корова ест сено, а лев…

Медведь живет в берлоге, а лиса…

Утка крякает, а петух…

У овцы ягненок, а у коровы…

У лисенка мама лиса, а у медвежонка…

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью…

 

б) Игра «За покупками в магазин» (Г.С.Швайко).

В процессе игры дети учатся строить умозаключения путем исключения отдельных признаков.

Для проведения игры нужен набор предметов (предметных картинок), в который входит несколько групп предметов, по 3-4 одного наименования, которые имеют общие отличительные признаки.

Ведущий задает ситуацию такого рода:

№ 1. «Представьте себе, что вы пошли в магазин, чтобы купить пирамидку для младшей сестренки. Сестренка сказала: «Купи мне пирамидку, не с острым колпачком и не маленькую». Как вы думаете, которую пирамидку нужно купить?» (Показываются три пирамидки разной высоты и с разными кончиками.)

№ 2. «Сестренка попросила купить неваляшку. Ей не нужна неваляшка в зеленом платье. Ей хочется другую, но без бантика.» (Показываются три соответствующие картинки.)

в) «Кто, где и какой?» Игра проводится с опорой на предметы или предметные картинки.

* На наборном полотне три мишки. Их зовут Мишка, Топтыжка, Косолапка. Самый крупный – Топтыжка, слева от него – Мишка. Найди Косолапку.

* На наборном полотне 4 куклы. Их зовут Катя, Оля, Марина, Женя.

Самая высокая – Женя, Оля – без банта, Марина – с косой. Где же Катя? г) Ответить на вопросы (Зак А.З.):

Катя и Нина вязали. Одна девочка вязала шарф, а другая варежки.

Что вязала Катя, если Нина не вязала шарф?

Через 5 лет Боре будет столько же лет, сколько Маше сейчас. Кто младше?

Через 6 лет Диме будет столько же лет, сколько Маше сейчас. Кто старше?

Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

Саша меньше Коли, Коля меньше Пети. Кто меньше всех? Кто больше всех?

Саша и Максим играли. Один с машинкой, другой с конструктором. Что у Максима, если у Саши машинка?

ПРИМЕЧАНИЕ: при затруднениях ситуация моделируется с помощью плоскостных изображений и рисунков.

д) Закончить суждение: Если сестра старше брата, то брат … Если река глубже ручейка, то ручеек … Если правая рука справа, то левая … Если Саша вышел из дома раньше Маши, то Маша … Если Лена выше Кати, то Катя … Если Слава идет впереди Кости, то Костя …

11.5. Развитие критичности мышления.

а) «Найди ошибки».

Целью данного упражнения, кроме развития критичности мышления, является формирование умения выделять ведущие признаки при сравнении, устанавливать аналогии.

У березы ствол стройный, а у дуба толстый, мощный.

У ромашки белые лепестки, а у розы колючий стебель.

У снегиря красная грудка, а у синицы желтая.

Божья коровка маленькая, а майский жук крупный.

Клубника красная, ароматная, сочная, мягкая, а яблоки растут на деревьях.

б) «Так бывает или нет».

Ведущий рассказывает или читает, а дети отмечают в его рассказе, чего не бывает. Таким образом, дети учатся замечать непоследовательность в суждениях.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.»

«У Коли сегодня день рождения. Он принес угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему удивлялись дети?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках»,– сказала Света. «А я люблю купаться в реке,– сказала Люда,– мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

«Шла девочка по лесу зимой. Рвала цветы, собирала малину, грибы.

Вдруг навстречу ей попался медведь. У него длинные уши, хвост с кисточкой. Запищал медведь. Девочка бегом из леса. Даже варежки потеряла. Пришла домой и пожарила мухоморы».

«Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно реки. Идет по песку на дне, смотрит – навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез».

«Жила в лесу девочка. Увидала она как-то в лесу зайчика. Хотела его потрогать, а он – прыг, сидит на верхушке и каркает».

 

Это правда или нет?
Л.Станчев

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!»– пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?


 

Радость
К.Чуковский

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Теплые осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые – кудрявыми.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках.

 

Путаница
(отрывок)
К.Чуковский

Замяукали котята:

– Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!

 

А за ними и утята:

– Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!

 

Свинки замяукали:

– Мяу, мяу!

 

Кошечки захрюкали:

– Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

– Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

– Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

– Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

– Ку-ка-ре-ку!

 

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте.

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаками!

Но веселые зверята –

Поросята, медвежата –

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают.

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

– Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Прибегали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат – не потушат.

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Пан и сказочник.
Белорусская народная сказка
(Отрывок)

Присел Янка на корточки перед тарелкой и начал рассказывать:

– И чего, панок, на свете не бывает! Вот такой случай со мной вышел однажды.

Было это в то время, когда мой отец еще и на свет не родился.

Жил я с дедом. Делать дома нечего, вот дед и отдал меня к одному хозяину пчел пасти. А было у того хозяина целых пятьдесят колод (ульев) пчел. Надо каждый день поутру пересчитать их и на пастбище гнать. А вечером пригнать, опять пересчитать, подоить да в ульи загнать. И хозяин мне твердо сказал: «Ежели ты хоть одну пчелу потеряешь, то не заплачу тебе за целый год».

…Однажды пригнал я пчел с пастбища, пересчитал: нету одной пчелы. Я бегом назад – пчелу искать. А уже слышу – где-то пчела ревет. Смотрю – за рекой семь волков напали на мою пчелу. А она, бедняжка, от них изо всех сил отбивается, не сдается. Бросился я на помощь пчеле. Прибежал к реке – нет переправы. Что делать? А тут вот-вот волки пчелу разорвут. Я, долго не раздумывая, схватил себя за чуб, раскачал – и гопля через реку! Но до другого берега не долетел – упал посреди реки и, как камень, пошел ко дну.

Опамятовался кое-как и начал искать дорогу, чтобы наверх выбраться.

А тут, как назло, на дне реки кто-то костер развел да такого дыма напустил, что прямо глаза ест, даже рыба носом сопит и дороги из-за дыма не видать. Иду это я ощупью, глядь – медведь стоит. …Добрался я до хвоста и за него ухватился.

Испугался медведь, да как рванется наверх – ну и вытащил меня.

Сам бросился с перепугу в лес, а я на берегу остался, да не на том, что надо.

Тут схватил я себя за чуб, раскачал еще посильней, чем в первый раз,– и прыг на другой берег! Перескочил я на другой берег, да с разбегу так грохнулся оземь, что по самый пояс увяз. Я и туда, и сюда – не выбраться. Без лопаты, думаю, ничего не поделаешь. Побежал домой, схватил лопату – и назад. Откопал себя и бегу на помощь пчеле.

 

Фантазеры
(Отрывок)
Н.Носов

– А я один раз купался в море,– говорит Мишутка,– и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

Врешь!

– Нет, правда!

– Почему же ты не умер?

– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

Без головы?

– Конечно, без головы. Зачем мне голова?

– Как же ты шел без головы?

– Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!

– Почему же ты теперь с головой?

– Другая выросла.

 

Три охотника
(Отрывок)
Н.Носов

Потом дядя Кузьма сказал:

– Я тоже однажды медведя встретил. Это было зимой. Пошел я в лес. Гляжу – медведь. Я бах из ружья. А медведь брык на землю. Я положил его на санки и повез домой. Тащу его по деревне на санках.

Тяжело. Спасибо, деревенские детишки помогли мне его довезти до дома.

Привез я медведя домой и оставил посреди двора. Сынишка мой Игорек увидел и от удивления рот разинул.

А жена говорит: «Вот хорошо! Сдерешь с медведя шкуру, и сошьем тебе шубу».

Потом жена и сынишка пошли пить чай. Я уже хотел начать сдирать шкуру, а тут, откуда ни возьмись, прибежал пес Фоксик да как цапнет медведя зубами за ухо! Медведь как вскочит, как рявкнет на Фоксика! Оказалось, что он не был убит, а только обмер от испуга, когда я выстрелил.

Фоксик испугался и бегом в конуру. А медведь как бросится на меня! Я от него бежать. Увидел у курятника лестницу и полез вверх.

Взобрался на крышу. Гляжу, а медведь вслед за мной полез.

Взгромоздился он тоже на крышу. А крыша не выдержала. Как рухнет! Мы с медведем полетели в курятник. Куры перепугались. Как закудахчут, как полетят в стороны! Я выскочил из курятника. Поскорей к дому. Медведь за мной. Я в комнату. И медведь в комнату. Я зацепился ногой за стол, повалил его. Вся посуда посыпалась на пол. И самовар полетел. Игорек от страха под диван спрятался.

Вижу я – бежать дальше некуда. Упал на кровать и глаза с перепугу зажмурил. А медведь подбежал, как тряхнет меня лапой, как зарычит: «Вставай скорее! Вставай!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.13 с.)