Благословление хлебов на вечерне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благословление хлебов на вечерне



Благословление хлебов на вечерне известно всем. Но оно, между прочим, означает, что после вечернего богослужения некогда полагалась трапеза — агапа. И напоминание о ней сохранилось в самой молитве священника: “ Господи Иисусе Христе. Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей и умножи сия во граде сем и во всем мире Твоем, и вкушающие от них верныя освяти....”

3. “Чин о панагии”

“Чин о панагии” содержится в “Часослове” и совершается в монастырских трапезных следующим образом:

старший: “ Христе Боже, благослови ястие...” и благославляет кушанья. Затем влагает в панагиар просфору и ставит во главе стола.

После вкушения пищи: “ Благословен Бог, милуяй и питаяй...”Слава Тебе, Господи...”Господи помилуй” (трижды),

старший: “ Благословите мя отцы святии и простите ми грешному.”

все: “ Бог простит ти и помилует тя,”

Старший (вознося просфору перед образом Св. Троицы):

Велико имя Св. Троицы” (знаменуя) “ Пресвятая Богородица помоги нам,”

все: “ Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас” и после пения “ Достойно есть” вкушают просфору.

 

Спрашивается: что это, если не прямое подражание Евхаристической агапе?

 

P. S. Интересно, что и у католиков существует подобный панагиар (он называется у них “монстранс”), куда влагается остия и совершается усиленное поклонение ей в послепасхальный период.

А у православных сходный чин называется “Последование артоса.”

4. “Последование артоса.”

Пасхальный артос (т.е. хлеб) приносится в первый день Пасхи (после заамвонной молитвы) в алтарь и освящается кроплением св. водой. Затем, на всё время пасхальной седьмицы он занимает место панагии: на панагиаре. А в Субботу Светлой седьмицы, по отпусте Литургии несёт его в трапезную, читая молитву: “... и якоже благословил еси пять хлебов в пустыне, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси вкушающе от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся...”

После чего артос раздробляют и вкушают.

Надо ли добавлять, что православные миряне приготовляют собственный “мирянский артос” (т.е. кулич), освящают его в храме и вкушают в Пасхальную ночь вместе с творожной пасхой и крашенными яйцами? Т.е. совершают самую настоящую Пасхальную агапу! (Напомню, что в Пасхальную ночь все, говевшие и не говевшие, могут причащаться по древнему обычаю, унаследованному от первых веков христианства).

И тем не менее эти реликтовые агапы оттеснены на периферию богослужебной жизни. И это произошло не случайно. В них было слишком много плотского.

А в 4 веке христианство (под влиянием зарождающегося монашества) стремительно одухотворилось. В агапах было слишком много ритуально-иудейского, а в 4 веке государственное христианство обрушило на иудеев запоздалые акты мести (погромы в М. Азии и Александрии).

Но самое главное: уничтожение агап ускорило формирование суточного богослужение, вечерни и утрени. Но прежде чем перейти к ним, рассмотрим наши источники.

2. “Паломничество в Святую Землю.”

Главным источниками 4 века являются уже известные нам “Апостольские постановления” и т.н. “Паломничество а Святую Землю,” написанное ок. 380 г. некой Сильвией или Этерией. Это вообще важнейший памятник из области исторической литургики и эортологии (истории праздников).

Он был обнаружен в 1884 г. историком и археологом Гамуррини в библиотеке братства св. Марии в Ареццо. Памятник этот находился в манускрипте 11 века, происходящем из знаменитого Монте-Кассинского монастыря св. Бенедикта Нурсийского и представлял собой 22 листа без начала. Гамуррини издал его в 1887 г. по названием “Peregrinatio ad loca sancta.” Он отождествил паломницу с Сильвией Аквитанкой, которая сопровождала в Египет Палладия Еленопольского и упомянута в его “Лавсаике.”

В 1903 г. Дон Феротин опубликовал письмо монаха Валерия (ок. 650 г.), которое содержит схожие фрагменты, приписанные некой Этерии из Испании.

С тех пор неизвестную паломницу стали именовать Сильвией-Этерией. Это была вдумчивая и наблюдательная женщина. Она подробно описывает свои путешествия на Синай, в Палестину и Сирию, а во второй части своих путевых записок, с протокольной точностью фиксирует драгоценные подробности иерусалимского богослужения при храме Воскресения Христова.

Это — тот самый храм, который был построен в 335 г. Константином Великим над Голгофой и Гробом Господним. Собственно, это был целый комплекс, состоящий из 3-х главных частей: храма Воскресения, Мартириума и Креста.

Круглый храм Воскресения (Сильвия называет его “Anastasis”) был построен вокруг пещеры Гроба Господня, в которой горела неугосимая лампада. К этому храму вёл внутренний двор (“Atrium interier”), окружённый с трёх сторон колонадами. А с четвёртой, западной стороны, внутренний двор упирался в скалу Голгофу. Здесь, на месте обретения Креста, стоял крест. Сильвия выделяет это место, как отдельную церковь (“Ad Crucem” — “У Креста”).

Храм над самой Голгофой она называет “Martirium.” Он был заложен над местом мучений ещё царицей Еленой и имел от алтаря спуск в подземную капеллу св. Елены (“Chapelle S. Helene”). С юга к этому храмовому комплексу примыкал огромный баптистерий (“Baptistere”) для крещения обращаемых язычников.

Особенность богослужения здесь состояла в том, что процессии, возглавляемые епископом Иерусалима, переходили из одного храма в другой, стремясь посетить все святые места.

Вечерня в 4-м веке.

Сильвия-Этерия следующим образом описывает вседневную Вечерю в Ан а стасисе (т.е. в храме Воскресения Христова):

 

В десятом часу, который здесь называется lucinicon, а мы называем lucernare (Вечерня), в храм Воскресения собирается большое количество людей. Зажигаются тогда все лампады и свечи и весь храм ярко освещается. Однако огонь не приносится извне, но берется из пещеры, где денно и нощно всегда горит неугасимая лампада...”

 

Таким образом Вечерня 4 века сохраняет идейную связь с древнехристианским обрядом светильничного благодарения. Но теперь светильник вносится в храм не извне, а из пещеры св. Гроба Господня.

 

Некоторое время поются вечерние псалмы и антифоны, — продолжает Сильвия, — а затем извещают епископа, который входит и садится на возвышении (т.е. на кафедре)...”

 

“Антифоны,” упомянутые здесь — это избранные стихи псалмов. По поводу же епископа требуется пояснение. Т.к. Иерусалимский патриарх (в данном случае —свт. Кирилл Иерусалимский † 387 г.) присутствовал на всех службах при храме (которые совершались почти непрерывной чередой), то ему приходилось хотя бы отчасти опаздывать, чтобы передохнуть (“ покоя ради малого”). Поэтому он являлся не к началу богослужения, а на вторую треть. Причём явление его обставлялось известной торжественностью. Это-то явление и отразилось в обряде нашего Вечернего входа (при пении “ Свете тихий”).

Итак, епископ “ садится на возвышении; садятся также на своих местах все пресвитеры...” — несомненно, для слушания ветхозаветных чтений (которые здесь не упомянуты, но подразумеваются). “... и снова поются псалмы и антифоны. Пропев их согласно обычаю, епископ поднимается и становится перед оградой пещеры, в то время, как один из диаконов поминает каждого в отдельности согласно обычаю. И каждый раз, когда диакон произносит имя кого-либо, многочисленные голоса стоящих вокруг отроков отвечают “Кирие елеисон” или как мы бы сказали “ Miserere, Domine.” (т.е. “Господи, помилуй”).

Это уже похоже на ектению, но молитва её сопровождающая, ещё не стала тайной: “ Епископ сперва читает молитву, он молится за всех... Затем диакон возглашает, чтобы каждый оглашенный, где бы он ни стоял, преклонил свою голову, после чего епископ произносит благословение над оглашенными...” Отметим здесь, что оглашенные уже допускаются к Вечерни (как и к Утрени), т.е. входит в силу новая богослужебная практика.

После благословения верных и отпуста происходит очень интересное последование: “ При пении гимнов епископ в сопровождении всего народа направляется из храма Воскресения к Кресту...” где повторяются молитвы епископа и благословения. Вот именно это шествие ко св. местам, расположенным близ храма, отразились в нашем чинопоследовании литии, т.е. исхождения в притвор. Но именно в притворе обычно помещался баптистерий, который в данном случае символизировал Голгофу (ибо “ Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились” Рим. 6:3). Т.о. в церковном сознании сохранилась даже связь между литией и событиями смерти и погребения Христова.

Теперь попробуем восстановить структуру Вечерни и для этого обратимся к “Апостольским постановлениям,” которые возникли в то же время и в той же местности, по которой проходило паломничество Сильвии-Этерии.

8 книга “Апостольских постановлений” даёт не собственно чинопоследование, но описание, схожее с описанием Сильвии: “ Когда настанет вечер ты, епископ, собери Церковь и, после того как скажут светильничный псалом, диакон пусть возгласит об оглашенных... А по отпусте их диакон пусть скажет: “Елицы вернии, Господу помолимся...”

Это начало почти литургическое (хотя почему-то не упомянуты чтения). В нём ещё чувствуется связь вечерни с первоначальным пред-евхаристическим чином 3 века. И, кроме того, оглашенные ещё не допускаются к участию. Следовательно, последование “Апостольских постановлений” более древнее, чем описание Сильвии. Итак:

 

Елицы вернии, Господу помолимся...”

О мире и благосостоянии святых Церквей помолимся...”

О святей Соборной и апостольской Церкви, яже от конца до конец (Вселенский аспект) помолимся...”

О всяком епископстве, еже под небом...”

И о пресвитерах наших помолимся...”

О всем во Христе диаконстве... о чтецах, певцах, девственницах, вдовицах же и сирых помолимся...”

О плавающих и путешествующих помолимя...”

 

Т.е. перед нами аналог Великой ектении.

После неё епископ читает молитву: “Безначальный Боже и бесконечный Творец всего...” в которой просит Бога ниспослать “ вечер мирен” и “ Нощь безгрешну.” И это — аналог нашей Вечерней молитвы, которая читается после Вечернего входа и Сугубой ектении.

Наконец, епископ произносит молитву главопреклоненную: “ Боже отцов и Господи милости... яви лице Твое на любящих Тебя, преклонивших выю сердца своего, и благослови их Христом, имже освятил еси нас светом разума...”

Вечерня заканчивается возгласом диакона: “ Идите в мире” (“Апостольские постановления,” кн. 8, гл. 36-37).

Сравнивая этот чин с тем, что мы узнали от Сильвии-Этерии, мы можем реконструировать следующую структуру:

 

Светильничный псалом 140-й (впоследствии — 103-й).

Другие псалмы и антифоны.

Вход епископа (впоследствии: Вечерний вход под “Свете тихий”).

Чтение из Ветхого Завета.

Великая ектения.

Вечерняя молитва епископа: “ Безначальный Боже....”

Молитва главопреклонения: “ Боже отцов....”

Благословение и отпуст (возможна лития).

Утреня в 4 веке.

Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: “ При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ...” — т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих, девственниц и особо усердных мирян. Это начало состоит из пения каких-то утренних песен (в др. переводе гимнов). Впрочем Иоанн-Кассиан “ гимнами хваления” называет псалмы 62, 118 и 148. А “Апостольские постановления” заповедуют: “ каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря псалом 62-й, вечером же 140-й” (кн. 2, гл. 59). Т.о., бесспорно, утренним псалмом был 62-й, который и ныне находится в составе Шестопсалмия (3, 37, 62, 87, 102, 142). И вся эта часть до прихода епископа соответствует нашему Шестопсалмию.

“... И вот приходит епископ с клиром и тотчас входит внутрь пещеры (Гроба). И там внутри ее за решеткой (будущий иконостас) сначала говорит молитву за всех людей и поминает имена тех, кого ему угодно помянуть....” Мы уже видели этот аналог Великой ектении во время вечерни.

Прочитав молитву... (согласно “Апостольским постановлениям” это — молитва “ Боже духов и всякия плоти...” которая просит Господа принять наши утренние благодарения и сподобить вечной жизни). Итак:

Прочитав молитву, епископ выходит из святыни и тогда все присутствующие подходят к нему под благословение, и он, выходя, благословляет каждого по очереди. Затем, уже на рассвете, бывает отпуст” — буквально: “lit missa” и, т.к. название “Мисса” (Месса) происходит от торжественной формы отпуста (“ite missa est”), то многие западные толкователи полагают, что сразу после утрени служилась литургия (ранняя?). Но, т.к. о ней не сказано ни слова (а повествование сразу переходит к 6-му часу), то это сомнительно.

Как бы то ни было, структура Утрени у нас фактически дублирует структуру вечерни (что мы видели уже в 3 веке), отличаясь только содержанием молитв:

 

1. Утренний псалом — 62-й.

2. Другие псалмы или антифоны.

3. Вход епископа

4.

5. Великая ектения.

6. Утренняя молитва епископа: “ Боже духов....”

7. Молитва главопреклонения.

8. Благословение и отпуст.

 

Здесь не хватает только двух элементов: чтения Писания и литии. Но мы легко найдём их в описании Воскресной Утрени, которое следует ниже: “ На седьмой день, в воскресение, еще до пения петухов... множество людей... собирается во дворе у храма Воскресения... Люди поют гимны и антифоны и произносят после каждого гимна и антифона молитвы... Здесь всегда присутствуют пресвитеры и диаконы, готовые к совершению бдения...” (т.е. эта предварительная часть соответствует нашей полунощнице).

Как только пропоет первый петух, епископ сразу же приходит в церковь и входит в пещеру в храме Воскресения. Тогда сразу раскрываются все двери храма и многочисленная толпа людей входит в Анастасис, полный света от бесчисленных горящих лампад.” Т.е. с приходом епископа открывается храм Воскресения и в нём утреня начинается как бы заново (а в будние дни епископ только доканчивал её): поются три псалма, за каждым из которых следует молитва.

Остановимся подробнее на этом моменте:

“И как только все войдут (т.е. речь идёт о входе, точнее: о входной процессии, аналогичной, например, Малому входу), один из пресвитеров начинает петь псалом, и все отвечают ему, заканчивая молитвой. Затем один из диаконов поёт псалом, и снова произносится молитва, а после третьей молитвы... После того, как три псалма бывают пропеты и три молитвы произнесены, приносят кадильницы в пещеру храма Воскресения... Тогда епископ, встав за решеткой, берет Евангелие и сам читает о Воскресении Господнем...(“Письма паломницы 4 века,” М. 1994 г. стр. 196-198).

Эта богослужебная структура (3 пения, за каждым из которых следует молитва, а потом читается Евангелие) нам уже знакома. Вспомним, где мы её встречали. Это было в лекции N°8, где речь шла о структуре древнейшего всенощного бдения, из которого в 3 веке выросли Вечерня и Утреня. Мы говорили тогда, что это бдение носило предъевхаристический характер и что в основе его лежала следующая структура: 3 библейские песни с припевами и молитвой, за которыми следовало чтение Писания.

В. Лурье, который подробно изучал развитие этой структуры на базе школы о. Хуана Матеоса, обнаружил её модификации в таких производных чинопоследованиях как: утреня, вечерня и предъевангельская часть Литургии оглашенных.

Это развитие можно иллюстрировать следующей схемой:

Повсюду первоначальная структурная основа бдения остаётся, хотя в производных т.н. “песенных последованиях” её конкретные элементы могут замещаться. Например, диаконские молитвы превращаются в ектении. Библейские песни в утрени (описываемой Этерией) замещаются псалмами, а в литургии оглашенных — антифонами. И, таким образом, вместо 3-х библейских песен, сопровождаемых 3-мя молитвами, возникает следующее песенное последование (т.н. “Трёхпсалмие”):

1. Вел. ектения + 1 антифон.

2. Мал. ектения + 2 антифон.

3. Мал. ектения + 3 антифон (который сопровождает Мал. вход и заканчивается пением тропарей, исторически возникших именно из припева к этой структуре).

 

В. Лурье в своём замечательном исследовании “Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения Иерусалимского типа,” восстанавливает следующую последовательность этого типа:

 

· в сер. 4 в. — припевом к песням становится т.н. тропарь-ирмос;

· на рубеже 4-5 вв. — появились ещё 2 тропаря типа “ипакои” (на “слава и ныне”);

· в сер. 5 в. — вся структура стала завершаться богородичным и получила название “канона.” Не путать с позднейшим каноном прп. Иоанна Дамаскина и проч.! Только в 8 в. канон стал особым гимнографическим жанром из 9-ти песен, который с тех пор сильно деградировал и ныне выглядит следующим образом:

 

· песни 1-3 + ипакои + мал. ектения.

· песни 4-6 + кондак и икос + мал. ектения.

· песни 7-9 + экзапостиларий + мал. ектения.

 

Т.е. структура осталась прежняя, хотя конкретные библейские песни исчезли (их замещают ныне ирмосы и тропари. Так что единственной реальной песнью стала песнь Богородицы с припевом “Честнейшую...”).

См. “Византинороссика. Труды СПб-го общества византийско славянских исследований,” Том. I, СПб. 1995 г. стр. 187-199.

Сильвия-Этерия описывает нам начальную стадию развития этой структуры: песни уже заменены псалмами, но вместо ектений — ещё епископские молитвы. Чин Утрени носит явные предъевхаристические черты и завершается чтением воскресного Евангелия:

После прочтения Евангелия епископ выходит и идёт ко Кресту при пении гимнов, и весь народ следует за ним. Там все снова поют один из псалмов и прочитывают молитву. Затем он благословляет верных и бывает отпуст” (“Письма паломницы 4 века,” М. 1994 г. стр. 196-198).

И до сих пор воскресная Утреня содержит чтение Евангелия на Полиелее. А сам Полиелей, светилен в конце канона (Экзапостиларий) и возглас Великого славословия: “ Слава Тебе, показавшему нам свет!” — продолжают тему воссияния духовного света, открытую в 4 веке при храме Воскресения Христова свт. Кириллом Иерусалимским.

Чин Бдения в 4-5 вв.

Утреннее богослужение, которое начиналось глубокой ночью, уже может быть названо Бдением (и так называют его свт. Василий Великий и прп. Иоанн-Кассиан игумен Марсельский † 435). Но в субботу оно становилось Всенощным бдением в собственном смысле этого слова, т.к. начиналось в субботу вечером и продолжалось всю ночь. Иоанн-Кассиан пишет об этом:

Ночные бдения, еженедельно совершаемые с вечера субботы по зимам, когда ночи бывают длиннее, продолжаются до 4-го пения петухов — для того, чтобы остающиеся до света два часа употребить на сон, и тем подкрепить себя на целый день. И нам должно держаться того же правила, т.е. уснув после бдения до утреннего молитвословия, весь день проводить в необходимых делах...” (“Устав,” кн. 3, гл. 8).

Об этих бдениях упоминает и свт. Иоанн Златоуст, когда говорит: “ Вы превратили ночь в день вашими священными всенощными.” (Беседа 49-я). Здесь же упоминает он, что ангельская песнь “ Слава в вышних Богу...” уже входила в чин.

Прп. Кассиан гимны не упоминает, т.к. пишет о монастырском богослужении. Судя по его упоминаниям в основе этого чина лежит следующее последование: “ Сначала стоя пропевают три антифона, потом сидя исполняют три псалма, и сидя же присоединяют к этому три чтения.” (Там же).

Легко увидеть, что это ещё очень примитивный чин, весьма далёкий от нашего современного. Но если мы будем под Всенощной иметь ввиду то, что обычно подразумеваем (т.е. соединение Вечерни с Утренней), то Всенощная уже налицо и допустимо сравнить её с современной.

Этому способствует то, что в 5-м веке уже началось развитие т.н. песенного последования, в основе которого лежало т.н. Трёхпсалмие.

Это — структура следующего вида:

 

1. Великая ектения + 1 антифон.

2. Малая ектения + 2 антифон.

3. Малая ектения + 3 антифон.

 

Легко увидеть, что именно эта структура лежит в начале нашей современной Литургии и ею же (в несколько редуцированном виде: Вел. ектения + антифон или кафизма + Мал. ектения) начинаются и наша Вечерня и наша Утреня.

Современный же чин сложился как синтез следующих макроструктур:

 

1. Описанное монашеское псалмопение (вошло в него в виде кафизм).

2. Древнейшая полунощница (современное шестопсалмие).

3. Вечерня (с характерными песенными последованиями).

4. Утреня (с характерными песенными последованиями)

5. 9 и 1 часы.

 

Но произошёл этот синтез, конечно, не в 5 веке, а много позже. Тем не менее, многие элементы нашей всенощной в описываемый период уже налицо.

Итак, вот элементы нашей Всенощной, удержанные от 4-5 веков:

 

I Вел. Вечерня.

1. Утренний (предначинательный) псалом.

2. Вел. ектения.

3. Антифон (I кафизмы).

4. Мал. ектения. (3,4 — реликт песенного последования)

5. Вечерний вход и “ Свете тихий.”

6. Паримии (т.е. В. Заветные чтения из Минеи).

7. Вечерняя молитва “ Сподоби Господи...” (а древняя молитва 4 века: “ Безначальный Боже...” стала 7-й Светильничной молитвой, которая тайно читается во время пения предначинательного псалма).

8. Молитва главопреклонения (“ Господи Боже наш, преклонивый небеса...”) тоже сохранилась от 4 века, но стала тайной и читается во время Просительной ектении перед литией.

9. Лития (с последующим освящением хлебов в качестве реликта первохристианской агапы).

 

Утреня.

1. Утренний псалом — 62 (основа будущего “Шестопсалмия”).

2. Великая ектения.

3. Кафизма.

4. Малая ектения (2-4 — реликт песенного последования)

5. Полиелей с чтением Воскресного Евангелия.

6. Великое славословие.

7. Утренняя молитва: “ Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...”

8. Молитва главопреклонения.

Службы Часов

Сильвия-Этерия описывает также часы 6 и 11 (а 3 час при ней совершался только на Великом посту). Она пишет:

И снова, к шестому часу (т.е. в 12 часов), все возвращаются во второй раз (т.е. после будничной Утрени) в храм Воскресения, где поют псалмы и антифоны, пока не придет епископ. Придя и не садясь как прежде, он сразу же идет внутрь пещеры, за решетку, где уже был ранним утром. Там прежде всего он читает молитву и благословляет верных. При выходе из пещеры все опять подходят под благословение. То же происходит и в девятом часу” (т.е. в 15:00).

Т.о. часы представляют собой совершенно одинаковые по структуре маленькие службы суточного круга.

Причём на рубеже 4 и 5 веков в Иерусалимской же церкви возникает и служба I часа. Об его происхождении рассказывает прп. Иоанн-Кассиан:

Надо заметить, что утреннее богослужение установлено в наше время, и первоначально в Вифлеемском монастыре. Что касается предшественников наших, то они, совершив утреннее богослужение вслед за ночным бдением, предавались отдыху даже до третьего часа (т.е. до 9 утра). Но поскольку через это нерадивым открылась возможность к продолжению сна... то старцы, получив от ревнителей благочестия (которым не могла нравится такое расслабление) жалобу, после долгого совещания определили, чтобы при восходе солнца... все, оставив ложе, собирались для чтения трех псалмов. Хотя это правило введено по случайному поводу, оно восполняет седмиричное число хвалений, которое заповедовал совершать Давид.” (“Устав,” кн 3, гл. 4, со ссылкой на псалом 118, 164).

Итак, мы видим, что на рубеже 4-5 вв. состав Суточного круга богослужения определился окончательно. Причём, по сравнению с 3 веком Вечерня и Утреня становятся в обрядовом отношении более упорядоченными и структура их уже приближается к нынешней.

 

 

Гимнография 4-5 веков.

Ц ерковная гимнография этого периода сложилась как антитеза еретическим гимнам гностиков и ариан. Поэтому её инициатором следует считать самого Ария. Как известно, он написал целый сборник песен под названием “Талия,” где излагал свои идеи так, чтобы они были понятны даже самому простому люду. Положенные на народные мотивы эти еретические песни распевались в портах и на дорогах. Моряки, путешественники и торговцы сравнительно быстро занесли их на Запад, где арианский еп. Милана Авксентий ввёл их в церковный обиход.

Православные епископы Запада свт. Иларий Пинтавийский († 366) и свт. Амвросий Медиоланский вынуждены были противопоставить им свои гимны. Они-то и считаются основателями западной (латинской) гимнографии.

На Востоке бесспорное первенство во всех жанрах принадлежит выдающемуся сирийскому поэту прп. Ефрему Сирину.

Восточные Песнопевцы.

Прп. Ефрем Сирин († 373) — один из основателей Восточного монашества, утончённый аскет, мистик и созерцатель, он известен нам, в основном, как автор хрестоматийных молитв: Великопостной (“ Господи и Владыко живота моего...”), к Богоматери (“ Нескверная, неблазная, нетленная...”).

Лишь недавно (в 1992 г.) был переиздан его “Псалтырь,” написанный в противовес гностическим псалмам Вардесана и его сына Гармония, которые оба были высокоодарёнными поэтами. Но прп. Ефрем был гениальным поэтом и он создал бессмертную вещь. Самое удивительное, что это действительно Псалтырь, состоящий из 150 псалмов, которые кто-то потом даже разделил на 20 кафизм, а каждую кафизму на 3 славы. В начале почти каждой кафизмы помещается догмат, а в конце — нравоучение — “ уроки жизни. ” Т.о. — это вполне богослужебная по своему предназначению книга и она, бесспорно, богодухновенна. Читать и перечитывать её можно бесконечно.

Если бы прп. Ефрем написал одну только “Псалтырь” он уже остался бы в веках рядом с царём Давидом. Но маронитские монахи насчитывают у него не более не менее как 12 000 гимнов. И этому веришь вполне, потому что прп. Ефрем был таким удивительным об о женным существом, которое жило и дышало непрерывной молитвой и эта молитва выливалась у него в стихах.

 

Симеон Ассеман (автор “Библиотеки”) перечисляет у его следующие гимны:

 

87 гимнов о Божестве Иисуса Христа, направленных против ариан и евномиан.

56 гимнов против ересей Маркиона, Вардесана и Мани (т.е. против дуалистических ересей).

52 гимна о Церкви, в которых она сравнивается с Богородицей (причём католики уже находят здесь учение о Непорочном Зачатии). Исполняются у маронитов на всенощной.

27 гимнов на Рождество Христово, предвосхищающие христологию 5 века (марониты до сих пор поют один из них: “ Божество соединил с человечеством и стал лицом — Богочеловек”).

56 гимнов хвалебных, из которых:

24 — восхваляют девство, не уничтожающее таинство Брака;

15 — восхваляют Иоанна Крестителя;

25 — восхваляют апостолов.

15 увещательных гимнов, из которых мариониты до сих пор поют в пяток гимн о покаянии ап. Петра.

15 гимнов-размышлений о рае.

Поминальные стихиры (в противовес Арию, который учил, что не следует молиться об умерших).

И т.д.

 

Невероятный, необозримый дар Ефрема Сирина был, однако явлением не уникальным. В истории Церкви этот феномен повторится ещё дважды: у Романа Сладкопевца и у Иоанна Дамаскина. Замечательно, что все трое были сирийцами.

 

Из отцов Каппадокийцев наибольшее влияние на гимнографию оказал

свт. Григорий Богослов († 390). Крупнейший интеллектуал “Золотого века патристики,” мистик и духовидец, он и в своей поэзии был прежде всего философом — богословом. Впрочем, “ Св. Григорий был истинным мастером поэтического слова, — отмечает Флоровский, — этим мастерством он нередко злоупотреблял... ” (“Восточные отцы 4 века,” М. 1992 г. с. 97).

Он, например, сочинял богословские и исторические поэмы, написал в стихах целую автобиографию. Узнав, что Аполлинарий Лаодикийский составил по примеру Ария новый Псалтырь, свт. Григорий пишет: “ если у еретиков есть новые псалтыри... то и мы будем вещать псалмы, и мы станем писать много.” Это как раз то, что Флоровский называет “...скорее риторические упражнения, чем подлинная поэзия.”

Как ни странно, гораздо большее значение для гимнографии имели проповеди свт. Григория, которые произносились, конечно, “без бумажки,” с подлинным поэтическим жаром и вдохновением. Так, посвящённый в 362 году во епископа Назианза, он начинает своё пастырское служение проповедью, начальные слова которой “ Воскресения день, просветимся торжеством и друг друга обнимем...” были впоследствии положены на мелодию прп. Иоанном Дамаскиным в качестве последней стихиры Пасхи (после которой начинается христосование).

Троп. из того же Слова свт. Григория “ Вчера я погребался вместе с Тобою Христе, теперь встаю вместе с Тобою” — ныне один из пасхальных тропарей.

II Слово на Пасху свт. Григория заканчивается возгласом: “ О Пасха велия и священная Христе!” который впоследствии стал последним тропарём Пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина.

Слово на Рождество начинается восклицанием: “ Христос раждается славите; Христос с небес, встречайте... пойте Господу вся земля.” Это — ирмос Рождественского канона прп. Косьмы Маюмского.

Слово на Пятидесятницу содержит выражение: “ Мы празднуем Пятидесятницу — пришествие Духа, совершение обетования, исполнение надежды!” которое стало I стихирой в церковной службе вечерни на Пятидесятницу.

В том же слове выражение: “ Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет животворящий...” стало стихирой на Пятидесятницу.

Но ведь чин на Пятидесятницу начал составлять ещё свт. Василий Великий. Так что возможно, что эти слова своего друга Григория начал заимствовать для церковный службы ещё он.

Но наверное самым ранним и удачным заимствованием является знаменитый гимн “Te Deum laudamus” свт. Амвросия Медиоланского, основанный на “Гимне Вседержителю” свт. Григория:

 

Дай мне воспеть

Тебя, бессмертного Властителя,

Тебя, Царя и Господа...

Тобой лики ангелов...

Тобой красота звезд...”

 

Латинский парафраз свт. Амвросия:

Тебя Бога хвалим,

Тебя Господа исповедуем.

Тебя, Отца вечного...

Тебя Ангелы и Архангелы,

Тебя небеса и все силы...”

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.139 с.)