Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в практике Причащения.
Первохристиане, как мы помним, причащались ежедневно, без поста, в алтаре прямо с престола и у себя дома, перед едой. Это было для них так естественно! Ведь они жили евхаристической жизнью, неразрывно соединенными со Христом. И в начале 4 века мы ещё застаём эту практику почти ежедневного причащения. Но уже к концу 4 века практика меняется настолько, что на Востоке начинают причащаться только 1-2 раза в год: на Пасху и на Богоявление. Иоанн Златоуст с горечью восклицает: “ Напрасно приносится ежедневная жертва! Напрасно предстоим мы перед алтарем Господа! Никто не приобщается!” (3 беседа на Послание ап. Павла к Эфесянам). А на Западе частое, почти ежедневное причащение продолжалось и в 4 и в 5 веке. Блаженный Августин прямо пишет о своих единоверцах: “ Они причащаются Тела и Крови Христовой ежедневно.” (См. прот. Горский “Древне-христианская практика причащения Св. Тайн.” Серг.Посад, 1914, с. 9-11).
В чём же причина такого разительного контраста? Исследователи видят главную причину в сакрализации храмового пространства в императорской (Восточной) Церкви. Мы уже упоминали о том, что с середины 4 века причастникам доступ к алтарному престолу был запрещен. Об этом свидетельствует 19-е правило Лаодикийского Собора: “ Одним только священникам дозволено входить в алтарь и там приобщаться.” Исключение делалось только для императоров, которые, конечно, сопровождали епископов и даже, кажется, сослужили. По крайней мере 69-е правило Трулльского Собора указывает: “ Никому из всех принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу.” Впоследствии это стали истолковывать так, что император имеет архиерейское достоинство. И сейчас так толкуют наши монархисты, опираясь, например, на воззвание отцов Халкидонского Собора: “ Ты священник и император! Ты воздвиг Церковь, учитель веры!” или на послание восточных епископов к имп. Аркадию: “ Ты поставлен Богом над нами епископами, над Тобой не стоит никто... и поэтому Ты имеешь право делать то, что Ты хочешь.” Но такая трактовка не верна исторически, именно потому, что это тексты 4-5 веков, а священническое и царское достоинство впервые соединил только имп. Лев 3 Исавр († 741 г.), концепция же 8-го Таинства появилась ещё позже.
Тем не менее, став императорской, Восточная Церковь просто обязана была отгородить алтарь от “простого народа” сначала (в 4 веке) решетками и перилами, а затем и каменными оградами. Закончился этот процесс отделения алтаря от верующих формированием иконостаса. В Риме же дальше решёток дело не пошло. Отношение к императору там было куда более сдержанным. Никогда не забывалось, что он всего лишь мирянин. Амвросий Медиоланский мог позволить себе не допустить к причастию самого Феодосия Великого. А в Галльской Церкви верующие причащались на самом престоле ещё в конце 6 века! Это следует из рассказа еп. Григория Турского о том, как еп. Котэн Овернский не допустил к причастию некоего Евлалия: “ Когда же наступило время причащаться и Евлалий подошел к престолу, епископ сказал ему...” и т.д. (“История франков,” кн. 10). Каким же образом принимали причастие в 4-5 веках? Что пишут по этому поводу Отцы Церкви?
§ свт. Кирилл Иерусалимский: “ Приступая к причастию, подходи не с простертыми дланями рук, но левую руку сделав престолом правой и, согнувши ладонь, прими Тело Христово.” § свт. Иоанн Златоуст: “ Пусть каждый соблюдает в чистоте руку свою, уста и язык, которые послужили преддверием при вшествии Христа” (27-я беседа на 1 Кор.) § свт. Амвросий Медиоланский, не пуская имп. Феодосия в храм, вопрошал его с твердостью: “ Как прострешь руки, с которых капает еще кровь неправедно убиенных? Как будешь принимать сими руками Пресвятое Тело Господа?” (Источник: Горский “Древнехристианская практика причащения Св. Тайн,” с. 33-34).
Таким образом, в 5 веке ещё получали Тело Христово в руки. Но уже в 6 веке эта практика на Востоке начинает отмирать и мирян причащают с ложечки “ яко младенцев.” На Западе древняя практика продержалась дольше: последнее упоминание о ней находим в т.н. “Статутах св. Бонифация” († 754). С 8 века на Западе стали вкладывать в уста мирян евхаристический хлеб, напоённый вином. А на рубеже 11-12 веков начали причащать их под одним видом (т.е. только Телом).
Во время причащения происходило обычно пение псалмов. Например, “Апостольские постановления” предписывают пение 33-го псалма (очевидно потому, что в нём есть слова: “ вкусите и видите, яко благ Господь”). Этот псалом употреблялся в Литургии ап. Иакова и доныне употребляется в Армянской Литургии. В Александрийской Церкви на Литургии ап. Марка пели 41-й псалом: “ Как лань стремится на источники вод...” А при Иоанне Златоусте пели псалом 144-й. Интересно, что 15-й стих этого псалма (“ Очи всех на Тя, Господи, уповают...”) стал сейчас нашей предобеденной молитвой. Другие реликты, сохранившиеся от 4 века: Мытьё рук перед входом в храм у старообрядцев (т.к. некогда на каждой Литургии получали в руки Св. Тело). Дозволение мирянам входить в алтарь 1 раз в жизни — сразу после Крещения (т.к. некогда крещение было поставлением в “мирянское священство” члена народа Божия).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.035 с.) |