Тема: притяжательные прилагательные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: притяжательные прилагательные



Цель. Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Ход занятия

I. Организационный момент

Отгадывание загадок.

Логопед. К нам пришли гости. Угадайте, кто это? Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В лесу на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)

Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. (Медведь) Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса)

Догадались, кто у нас в гостях?

Дети. Звери.

Логопед. У каждого большого зверя есть детеныши. Да­вайте назовем их.

Игра «Найди свою маму»

Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? «Звери» находят друг друга и строятся парами.

II. Игра «Чей хвост, чьи уши?»

На доске выставлены картинки с изображением зверей.

Логопед спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у этих зверей (морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Логопед. Назовите, дети, части тела различных живот­ных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? — Лисья. Это волк. Чья морда? — Волчья. Чей хвост? — Волчий, лисий. Чьи уши? — Волчьи, лисьи.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т. д.

Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подо­брать соответствующие картинки.

III. Игра «Найди свой домик»

Логопед. Все звери живут в домах, которые по-разному называются: конура, нора, гнездо, берлога. Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост. Мой зверь — лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь — белка. Она живет в дупле и т. д.

IV. Итог занятия

Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост; беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.

ТЕМА: ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Цель. Научить детей понимать и употреблять в речи при­ставочные глаголы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и назовет ряд слов: воротник, манжеты, рукава, подкладка, вешалка, молния, кноп­ки, петли, пояс.

II. Повторение приставочных глаголов, образованных от глагола «ходить»

Логопед. На одном из предыдущих занятий мы говори­ли о действиях, которые выполняли ребята: один мальчик ходил по комнате, другой — переходил через дорогу, третий — выходил из дома.

Было одно действие — ходить, а маленькие части слова — пере-, вы-, под-, за- помогали правильно называть это дей­ствие.

Покажите картинку, где мальчик выходит из комнаты, переходит через дорогу, подходит к двери. Какие маленькие части слова изменяли значение действия? (Интонационно выделяет приставку.)

Вы-, пере-, под-

Сегодня мы будем говорить о другом действии — шитье.

Посмотрим, как маленькие части слова под-, вы-, за- будут изменять значение действия.

На столе размещается большая кукла-мама со швейной машинкой.

Логопед. Сейчас вы будете одним словом отвечать на мои вопросы.

Что делает мама?

Дети. Шьет.

Логопед. Что шьет мама?

Дети. Рубашку.

Логопед. Что еще может шить мама?

Дети. Платье, кофточку и т. д.

Логопед. Скажите все предлбжение полностью. — Мама шьет платье и рубашку, кофту.

Но вдруг у платья оторвался рукав! Что нужно сделать с рукавом?

Я подскажу только часть слова, а вы догадайтесь дальше сами: при...

Дети. Пришить.

Логопед. Что можно пришить к рубашке? Платью?

Дети. Воротник, пояс, пуговицы, манжеты и т. д.

Дети составляют предложения: Кто? Что делает? Что? (Мама пришивает рукав.)

Залез Вова на забор в новой рубашке, зацепился и рубашку разорвал. Пришел к маме и просит рубашку зашить. Что дела­ет мама? — Зашивает рубашку.

Дети составляют предложения типа: Мама зашивает ру­башку.

Логопед. К нам в гости пришла кукла Таня. Вам нра­вится ее платье? Оно длинное. Что нужно сделать? Подскажу только часть слова — под-, а вы назовите, какое действие вы­полнила мама, чтобы платье стало короче?

Дети. Подшила. Мама подшила платье.

Логопед. Вспомните и назовите все действия, которые выполняла мама.

Дети. Мама шила, зашивала, пришивала, подшивала.

III. Игра «Угадай слово»

Для игры используются наборы предметов: швейная ма­шинка, нитки в катушках, нитки-мулине, пяльца, молния, кур­тка; пальто, пуговица, платье с оторванным рукавом, колготки с дыркой и т. д.

Логопед. Посмотрите, что лежит у меня на столе. А те­перь догадайтесь, какие действия можно выполнить с этими предметами. Надо выйти к столу, взять 2 предмета и приду­мать действие, но так, чтобы использовать части слова: вы-, при-, за-.

Дети, выполняя действия, составляют предложения. На­пример: Я пришиваю молнию. Я зашиваю колготки. Я выши­ваю салфетку и т. д.

Можно организовать диалог типа: Я пришиваю пуговицу. А ты? — А я вышиваю узор. А ты? — А я зашиваю дыру и т. д.

Теперь я буду говорить только маленькую часть слова, а вы должны догадаться, о каком действии я подумала: при-, вы-, за- и т. д.

Логопед еще раз обращает внимание детей на то, как ма­ленькие части слова при-, за-, под- помогают правильно вы­полнять и называть разные действия.

IV. Игра «Сошьем сами платье»

Логопед. Давайте сошьем кукле платье к празднику. Я его только начала шить, а продолжать будем все вместе. Дета­ли платья лежат у меня на столе. Назовите их и скажите, что вы будете с ними делать (пришивать рукава, манжеты, карма­ны, воротник, пояс).

Действия выполняются детьми. Они составляют предло­жения.

Например: Я вышиваю узор. Я пришиваю воротник и т. д.

V. Итог занятия

Логопед. Вспомните и назовите, какие действия мы се­годня выполняли и какие маленькие части слова нам в этом помогали?

Дети. Мы шили, подшивали, зашивали, вышивали, при­шивали.

ТЕМА: ЗИМА

Цель: Составление рассказа пр теме «Зима».

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ров­ный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.

II. Беседа о зиме

Логопед. Я вам загадаю загадку: Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Логопед. Какая погода стоит зимой? Дети. Холодная.

Логопед. Если зимой холод, то какая это зима? Дети. Холодная. Логопед. Что выпадает зимой? Дети. Снег.

Логопед. Если зимой снежно, то значит зима какая? Дети. Снежная.

Логопед. А если зимой морозно, то какая зима? Дети. Морозная.

Аналогично дети образуют прилагательные от наречий: рано, поздно, метельно — ранняя, поздняя, метельная.


Логопед. А если зимой очень холодно, дуют сильные вет­ры, то зима какая?

Дети. Студеная.

Логопед. Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?

Дети. Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, ме­тельная, студеная.

Логопед. Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: На­ступила холодная, суровая зима.

Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, дети составляют предложения о зиме.

Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?

Дети. Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый.

Дети составляют распространенные предложения о сне­ге: Выпал липкий, белый снег. (На фланелеграфе выкладыва­ется снег.)

Логопед. Какие бывают сугробы?

Дети. Большие, высокие, мохнатые, пушистые.

Логопед. Составьте предложение.

Дети. Появились огромные пушистые сугробы.

Логопед. Что происходит с реками, озерами, прудами зи­мой?

Дети. Они замерзают, покрываются льдом.

Логопед. Какой бывает лед?

Дети. Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.

Логопед. Реки и озера покрылись прозрачным, скольз­ким льдом.

На фланелеграфе выставляется соответствующая картинка.

Назовите птиц, которые зимуют у нас.

Дети. Снегири, воробьи, синицы.

Логопед. Если они зимуют, то как их называют?

Дети. Зимующими.

Логопед. Если погода холодная, нет корма, то каково птич­кам?

Дети. Холодно, голодно.

Дети составляют соответствующие предложения: Зимую­щим птицам холодно и голодно и т. д.

Логопед. А как можно помочь птицам?

На фланелеграфе картинка, где девочки вешают кормуш­ку и кормят птиц.

III. Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ

У каждого ребенка на столе лежит конверт с сюжетной картинкой. Логопед предлагает каждому ребенку составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ. Например:

Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для птиц кормушки.

IV. Итог занятия

Логопед отмечает детей, которые были наиболее активны на занятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.017 с.)