Тема: звонкие и глухие согласные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: звонкие и глухие согласные



Цель: Закрепление правильного произношения и написа­ния звонких и глухих согласных.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Игра «Наоборот»

Дети встают вкруг. Логопед бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок, возвращая ему мяч, называет слог с глухим звуком (за — са, ба — па, ту — ду, го — ко, жа — ша и т. д.).

На столе лежат таблички со слогами, а рядом два почтовых ящика: красный и синий. Дети должны взять со стола таблич­ку с теми слогами, которые они называли во время игры, и рас­пределить их таким образом, чтобы в красный почтовый ящик попали слоги со звонкими звуками, а в синий — с глухими.

III. Игра «Колодец»

На доске вывешивается картинка с изображением колод­ца, по краям которого расположены разные буквы, например, (б...к), (с...к), (л...к) и др. В «колодец» опускаются поочередно ведра, на которых написаны гласные а, ы, о, у. Дети читают полученные слова, объясняют их значение и определяют глас­ные и согласные звуки (глухие, звонкие). Потом логопед про­сит вспомнить все слова, которые читали, и сложить их из букв разрезной азбуки. Подсчитывает, кто сколько слов сло­жил.


IV. Игра «Кто лучше читает?»

На одном краю стола логопед раскладывает игрушки и карточки, на которых написаны имена детей. При этом неко­торые буквы пропущены: Во...а,...ма, Д...ма,...ата,...оня и т. д. Каждый ребенок выбирает себе карточку, дописывает недо­стающую букву и читает имя. Затем он берет игрушку, садит­ся на место. Используя разрезную кассу, дети складывают и читают предложения типа: У Вовы кубик. У Димы шар. У Димы шары. У Тани кукла. У Саши дом.

Далее логопед предлагает назвать имена детей со звонки­ми и глухими звуками. Отмечаются дети, которые прочитали предложения без ошибок.

V. Итог занятия

Логопед дает дифференцированную оценку работы каждо­го ребенка и поощряет наиболее активных детей.


Работа воспитателя в группе для детей

С ОНР

Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекцион- ных задач, направленных на устранение недостатков в сенсор­ной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловлен­ных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обога­щение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных ана­лизаторов. Этим создается основа для благоприятного разви­тия компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влия­ет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его соци­альная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми видами дея­тельности, которые предусмотрены программами массового детского сада.

Особое внимание воспитатель должен уделить развитию восприятия мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познаватель­ных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобраз­
ное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефек­та, сужения контактов с окружающими, неправильных при­емов семейного воспитания и других причин.

Воспитатель должен также создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в соб­ственные возможности, сглаживать отрицательные пережи­вания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных пси­хофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь разбираться в различных нега­тивных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, на­против, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивнос­ти и вялости. Правильно организованное психолого-педагоги- ческое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необ­ходимую познавательную и мотивационную базу для форми­рования речевых умений. В других случаях воспитатель со­средоточивает свое внимание на закреплении результатов, до­стигнутых на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблю­дение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При необхо­димости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ре­бенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует из­бегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, ввод­ных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание инди­видуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-раз- ному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные зат­руднения, на изменения условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на воз­никновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же со­общить логопеду.

Воспитатель готовит детей к восприятию материала лого­педических занятий.

Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное учас­тие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема на­чинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. ВI периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок, пе­ресказы, не проводятся.

Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внима­ния, памяти. Широко используются сравнение предметов, вы­деление ведущих признаков, группировка по ситуации, по на­значению, по признакам и т. д., выполнение заданий по клас­сификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлени­ем;

б) с помощью правильного образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в процес­се которой закрепляются эти словесные обозначения ак­тивной речи.

Первоначально ведущими являются такие виды, как рас­сказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, состав­ленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое вни­мание уделяется умению детей точно отвечать на поставлен­ный вопрос (одним словом или развернуто).

При изучении каждой темы намечается совместно с лого­педом тот словарный минимум (предметный, глагольный, сло­варь признаков), который дети должна усвоить в импрессив- ной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для по­нимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Специфика работы воспитателя в группе детей с ОНР вклю­чает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).

На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 де­тей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закреп­ление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов, уп­ражнения на развитие внимания, памяти, логического мыш­ления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленны­ми звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во вне- учебное время воспитатель может предложить детям скла­дывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегива­нии и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.


В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специаль­ная схема обследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.235.28 (0.007 с.)