Группировка факторов риска и их значение для здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группировка факторов риска и их значение для здоровья



Группы факторов риска   Факторы риска   Значение для здоровья, % (для России)
Биологические факторы
Генетика, биоло­гия человека Наследственная и приобретенная в ходе индивидуального развития предрасположенность к заболева­ниям 15-20  
Экологические факторы  
Состояние окру­жающей среды   Загрязнение воздуха, воды, почвы, продуктов питания, резкая смена погодных явлений, повышенный уровень радиационного, магнитно­го и других излучений 20-25  
Социальные факторы  
Условия и образ жизни   Курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, непра­вильное питание, недостаток сна, стрессовые ситуации, гипо- и гипердинамия, вредные условия тру­да, плохие материально-бытовые условия, непрочность семьи, высо­кий уровень урбанизации 50-55  
Медицинское обеспечение   Неэффективность профилактиче­ских мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевре­менность ее оказания 10-15  

 

В последнее время стало понятно, что одна только медицина не может справиться с растущей патологией у населения. Доля влияния здравоохранения на здоровье человека составляет 10–15%, в то время как условия и образ жизни составляет более 50% этого влияния. В связи с этим возрос интерес к здоровому образу жизни, как среди специалистов, так и широких кругов населения. Происходит осознание тезиса: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее. Становится ясно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Здоровый образ жизни необходимо рассматривать как основу профилактики заболеваний.

При определении здорового образа жизни необходимо учитывать два фактора – генетическую природу данного челове­ка и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. Обязательным является учет индивидуальности каждого человека. Здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей.

 

Эмоции. Творчество

Эмоции представляют собой реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Различают положительные эмоции – радость, наслаждение, удовольствие – и отрицательные – грусть, печаль, неудовольствие. Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме, соответствующими психическими проявлениями. Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг – расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, Расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация Движений, увеличивается содержание сахара в крови и пр.

Эмоциональное возбуждение мобилизирует все имеющиеся у организма резервы. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы, в кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, Увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включиться в работу одновре­менно, а не поочередно. Блокируется процесс, тормозящий мышечную деятельность при утомлении.

В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспособления. Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции. Они важны для сохранения здоровья в работоспособности человека.

Творчество – процесс создания чего-либо нового, часто пред­полагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, и именно поэтому ему необходимо создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение воображение помогают это сделать. Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В.И. Вернадский. Он писал: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве».

Творчество проявляется в поиске принципиально нового решения научной или технической проблемы, причем структура мыслительного процесса решения проблем сложна, но неизменно успеху, «озарению», нахождению нового решения способствует эмоциональная увлеченность проблемой, вера в успех, эмоциональная положительная стимуляция.

Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка, созревание решения, вдохновение, проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы следующая:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что известно», «что требуется найти»).

3. Поиск решения на основе следующих операций:

- поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное решение).

- поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

- решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

- поиск принципиально нового решения (творческое мышление): на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.), использования аналогий, эвристических приемов, эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи – переключение на другую деятельность («период инкубационного отдыха» – «созревание идей»), потом снова озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое
доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознании, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели; он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема познанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий.

Исследуя решение творческих задач, можно наблюдать следующую закономерность: вначале используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем первичные способы действия реализуются до тех пор, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить.

На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается причина этих неудач, и именно то, что средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям сдачи применяется более широкий круг средств, происходит выработка программ «поисковой доминанты», потом на низшем (неосознанном) уровне принимается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходит логическое обоснование и формализация решения.

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» – метод, предложенный А. Осборном (США). Он предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма» следующие:

1. Группа состоит из нескольких человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» – чужую идею нельзя прерывать, критиковать; можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате обсуждения идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, для от­бора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывает примерно 10%. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.

Практика показала, что эффективность таких «мозговых штурмов» очень высока. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой («подумайте, как решаются задачи, похожие на данную»); личной («попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать его точки зрения»); символической («дайте в двух словах образ» определение сути задачи»); фантастической («представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники»).

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается и на воображение, которое в свою очередь неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) Путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое в свою очередь разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мечта – также вид творческого воображения, связанного с дознанием желаемого будущего.

 


Работоспособность

Работоспособность – это способность к выполнению работы. С физиологической точки зрения работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы, к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ – физической и умственной – различают физическую и умственную работоспособность.

Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определен­ной деятельности на заданном уровне надежности и в течение задан­ного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различ­ные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптималь­ному режиму выполнения конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной про­изводительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки и происходят в основном в силу объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования.

Затем, во время фазы неустойчивости (компенсации или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается благодаря дополнительным физиологическим процессам, менее выгодным энергетически и функционально. Перед окончанием работы при наличии достаточно сильного мотива к деятельности может наблюдаться также фаза «конечного порыва».

При выходе за пределы фактической работоспособности во время работы в сложных и экстремальных условиях после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появление ошибок, выраженными вегетативными нарушениями, учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации.

Первый этап – врабатывание – приходится, как правило, на пер­вый час (реже на первые два часа) от начала работы. Второй этап устойчивой работоспособности – длится последующие 2–3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.

В течение недели также отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5–8 дням, у работников умственного труда – 8–16 дням.

Выявлено влияние возраста на работоспособность, так к 20 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов, к 30 годам она снижается на 4%, к 40 – на 13%, к 50 – на 20%, а в возрасте 60 лет – на 25%.

Утомление – возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в сниже­нии работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости. Физиологическое утомление выражается, прежде всего, в воздействии на нерв­ную систему продуктов распада, образующихся в результате двигательно-мускульной активности, а психологическое утомление – в состоянии перегруженности самой центральной нервной системы, обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т.е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Полагают, утомление в утренней смене становятся наиболее интенсивными на четвертом-пятом часу работы. При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро. После сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6–8 часов ночного сна. Порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает за­бывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев. Психогигиенический мероприятия, направленные на снятие состояния переутомлен: зависят от степени переутомления. Для начинающего переутомления эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, культурные развлечения. В случае легкого переутомления полезен очередной отпуск и отдых. При выраженной переутомлении необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления уже требуется лечение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.043 с.)