Что входит в понятие «устно-речевое общение»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что входит в понятие «устно-речевое общение»?



Вспомним, что включает в себя понятие «устная речь»,

Это речь в устной форме, которая складывается из слушания и понимания, с одной стороны, и говорения — с другой, и осуществля­ется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством: телефоном, мегафоном, если общение происходит на большом расстоянии. Все это характеризует и общение в устной форме или, говоря иначе, устно-речевое обще­ние. Для общения необходимо наличие как минимум двух "собе­седников: слушающего и говорящего, позиции которых могут меняться.

Обычно говорение подразделяют, как известно, на говорение в диалогической форме (диалогическая речь) и в монологической форме (монологическая речь).

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственно­го общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц. В состав реплики может входить от одного нерасчлененного пред­ложения — слова в функции предложения (минимальная степень развернутости реплики) до монологического высказывания.

Продуктами данной формы речевого высказывания являются диалог разной степени развернутости, полилог — групповое обсуж­дение проблемы, дискуссия и свободная беседа двух и более лиц. Как отмечалось, умение вести беседу выступает как показатель высшего уровня обученности в плане диалогической речи (см. табл. 1).

Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Монологическая речь характе­ризуется большей произвольностью (планируемостью), после­довательностью, стройностью, чем диалогическая. В качестве ее продукта рассматриваются следующие коммуникативные типы речи: описание, деловое сообщение, эмоционально окрашенный рассказ, пересказ и рассуждение, например, в форме отзыва, характе­ристики (см.: 72, а также «Книги для учителя» к учебникам 4—7-х классов).

Однако разграничение диалогической и монологической речи условно. Монологическая речь также предусматривает, как правило, наличие слушающего (или слушающих) и тем самым как бы включена в диалогическую речь, точнее, в общение, которое, как уже отмечалось, по природе своей диалогично.

Итак, без слушания и понимания собеседника говорение в норме невозможно и соответственно обучать говорению, не обучая слушанию и пониманию,— немыслимо.

Однако понимание речи на слух может быть, как известно, ус­ловно выделено и в относительно самостоятельный вид РД — аудирование, целенаправленное обучение которому начинается не сразу (обычно со второго полугодия 4-го класса). В этой своей относительно самостоятельной форме аудирование будет рассмотрено отдельно.

Несмотря на выделение аудирования в отдельный вид РД, необхо­димо иметь в виду, что обучение говорению с первых же шагов ученика разворачивается в следующей последовательности: восприя­тие на слух и понимание речи учителя, дающего образец высказы­вания, и затем говорение ученика.

Следовательно, овладевая устно-речевым общением, учащиеся должны научиться без труда переключаться со слушания на говоре­ние и наоборот.

В связи с этим важно иметь в виду двунаправленность внимания партнеров общения: с одной стороны, внимание каждого из них направлено на восприятие, прогнозирование и понимание речи собеседника, а с другой — на планирование и порождение своей ответной реплики.

Пока звучит речь первого партнера, протекает процесс слушания и подготовки ответной реплики второго партнера, т. е. происходят следующие внутренние процессы деятельности говорения:

во время переработки поступающей информации у слушающего, вероятно, формируется своя КЗ, свое речевое намерение (РН) и на этой основе появляется замысел предстоящей ответной реплики (мотивационная часть деятельности говорения);

планируется ответная реплика, реализуется замысел высказыва­ния, для которого характерны операции выбора слов, граммати­ческого структурирования;

и далее, уже во внешней речи осуществляется артикуляционное и интонационное выражение высказывания (исполнительная часть деятельности говорения). При этом процессы взаимодействия частей деятельности говорения и слушания протекают, разумеется, в мик­роинтервалы времени.

Следовательно, с самого начала обучения говорению оно должно протекать как акт устно-речевого непосредственного общения, т. е. мы имеем дело с устной речью в единстве ее сторон: слушания/ понимания и говорения в двух его формах: диалогической и моно­логической. Умение понять собеседника выступает как условие гово­рения. Такой подход позволяет правильно психологически ориенти­ровать учащихся, заставляет их учиться внимательно слушать, наблюдать, вдумываться, опираться на догадку, стремиться подра­жать учителю (см. памятку 1 в учебнике для 4-го класса).

Все вышесказанное служит для обоснования мысли о том, что на­чальная ступень должна содержать в себе в зародыше обучение именно тому виду деятельности в единстве ее наиболее существенных сторон, который мы хотим получить на вы­ходе всего курса обучения.

Вспомним, как в расчлененном виде с помощью таблиц были представлены цели обучения диалогической и монологической речи, аудированию.

На основе чего можно составить себе представление о содер­жательном плане речи, реализуемом в учебниках 4—7-х классов, т. е. о чем должны беседовать школьники, что обсуждать? (См. наименование тем параграфов, название текстов, а также краткое описание содержания тем в первой графе тематических планов в «Книгах для учителя» к этим учебникам.) <Bcq> как представлено, например, содержание темы «Мы — пионеры» § 3 в учебнике 4-го класса: Краткая информация о пионерской организации в СССР и ГДР. Общественно полезный труд: сбор макулатуры; металлолома; помощь старшим. Каким должен быть хороший пионер. Мы делаем стенгазету к 1 Мая. (См. «Книгу для учителя» к учебнику 4-го класса, тематический план к § 3). Какие в процессе обучения могут обсуждаться проблемы, какие создаваться ситуации общения? Вспомним, что об этом говори­лось при обсуждении образовательных, воспитательных и развивающих целей.

На начальной и средней ступени обучения ученики учатся с помощью учебников технике общения: умению обратиться (с учетом социального статуса, возраста), завязать беседу, поддерживать и завершать ее. Они овладевают речевым этикетом: умением осве­домляться о том, как идут дела, что нового и т. п. Они учатся рассказывать о своих друзьях, сфере своих интересов и увлечений, интересоваться времяпрепровождением и увлечениями своих собе­седников, выражать мнение о прочитанной книге, просмотренном фильме, любимом писателе. Они побуждаются к обсуждению собы­тий из школьной жизни, из жизни всей нашей страны, а также ГДР. Они учатся рассказывать о своем городе или селе, выражать просьбу, приглашение посмотреть те или иные достопримечатель­ности, объяснять, как пройти/проехать, найти нужное место: учреж­дение, магазин, театр.

Школьники побуждаются к обсуждению таких проблем, как: где и как лучше отдыхать летом, как организовать свой рабочий и нерабочий день, как находить время для спорта, каким должен быть настоящий друг, как должен одеваться современный человек и т. п. Они учатся рассуждать в связи с прочитанным текстом, обосно­вывать свою точку зрения. Все это должно в конечном итоге обеспечить формирование умения представлять нашу страну в про­цессе общения, запрашивать информацию о жизни в других стра­нах, отстаивать преимущества социалистического образа жизни, причём не в абстрактном плане, а опираясь на свой жизненный опыт и опыт своих сверстников из ГДР.

Итак, учащиеся должны научиться реализовывать основные функции общения: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, конвенциональную, и решать такие коммуникативные задачи, как сообщать информацию, запрашивать ее, выражать согла­сие/несогласие, просьбу, чувства и эмоции и т.д.

Для того чтобы обеспечить заданный с помощью этих КЗ уро­вень развития устно-речевого общения, необходимо сконструировать целостную систему обучения ему, которая бы включала, с одной стороны, подсистему для начальной и средней ступеней обучения и, с другой — для старшей ступени обучения. Первая в свою очередь должна включать выделяемые условно подсистемы обучения говоре­нию в диалогической и в монологической форме, а также под­систему обучения аудированию. Все эти подсистемы тесно взаимо­связаны, но их условное разграничение позволяет более целенаправ­ленно обучать всем этим сторонам и формам устно-речевого обще­ния с учетом их специфики и специфики ступеней обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.005 с.)