Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что входит в понятие «устно-речевое общение»?
Вспомним, что включает в себя понятие «устная речь», Это речь в устной форме, которая складывается из слушания и понимания, с одной стороны, и говорения — с другой, и осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством: телефоном, мегафоном, если общение происходит на большом расстоянии. Все это характеризует и общение в устной форме или, говоря иначе, устно-речевое общение. Для общения необходимо наличие как минимум двух "собеседников: слушающего и говорящего, позиции которых могут меняться. Обычно говорение подразделяют, как известно, на говорение в диалогической форме (диалогическая речь) и в монологической форме (монологическая речь). Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц. В состав реплики может входить от одного нерасчлененного предложения — слова в функции предложения (минимальная степень развернутости реплики) до монологического высказывания. Продуктами данной формы речевого высказывания являются диалог разной степени развернутости, полилог — групповое обсуждение проблемы, дискуссия и свободная беседа двух и более лиц. Как отмечалось, умение вести беседу выступает как показатель высшего уровня обученности в плане диалогической речи (см. табл. 1). Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Монологическая речь характеризуется большей произвольностью (планируемостью), последовательностью, стройностью, чем диалогическая. В качестве ее продукта рассматриваются следующие коммуникативные типы речи: описание, деловое сообщение, эмоционально окрашенный рассказ, пересказ и рассуждение, например, в форме отзыва, характеристики (см.: 72, а также «Книги для учителя» к учебникам 4—7-х классов). Однако разграничение диалогической и монологической речи условно. Монологическая речь также предусматривает, как правило, наличие слушающего (или слушающих) и тем самым как бы включена в диалогическую речь, точнее, в общение, которое, как уже отмечалось, по природе своей диалогично.
Итак, без слушания и понимания собеседника говорение в норме невозможно и соответственно обучать говорению, не обучая слушанию и пониманию,— немыслимо. Однако понимание речи на слух может быть, как известно, условно выделено и в относительно самостоятельный вид РД — аудирование, целенаправленное обучение которому начинается не сразу (обычно со второго полугодия 4-го класса). В этой своей относительно самостоятельной форме аудирование будет рассмотрено отдельно. Несмотря на выделение аудирования в отдельный вид РД, необходимо иметь в виду, что обучение говорению с первых же шагов ученика разворачивается в следующей последовательности: восприятие на слух и понимание речи учителя, дающего образец высказывания, и затем говорение ученика. Следовательно, овладевая устно-речевым общением, учащиеся должны научиться без труда переключаться со слушания на говорение и наоборот. В связи с этим важно иметь в виду двунаправленность внимания партнеров общения: с одной стороны, внимание каждого из них направлено на восприятие, прогнозирование и понимание речи собеседника, а с другой — на планирование и порождение своей ответной реплики. Пока звучит речь первого партнера, протекает процесс слушания и подготовки ответной реплики второго партнера, т. е. происходят следующие внутренние процессы деятельности говорения: во время переработки поступающей информации у слушающего, вероятно, формируется своя КЗ, свое речевое намерение (РН) и на этой основе появляется замысел предстоящей ответной реплики (мотивационная часть деятельности говорения); планируется ответная реплика, реализуется замысел высказывания, для которого характерны операции выбора слов, грамматического структурирования; и далее, уже во внешней речи осуществляется артикуляционное и интонационное выражение высказывания (исполнительная часть деятельности говорения). При этом процессы взаимодействия частей деятельности говорения и слушания протекают, разумеется, в микроинтервалы времени. Следовательно, с самого начала обучения говорению оно должно протекать как акт устно-речевого непосредственного общения, т. е. мы имеем дело с устной речью в единстве ее сторон: слушания/ понимания и говорения в двух его формах: диалогической и монологической. Умение понять собеседника выступает как условие говорения. Такой подход позволяет правильно психологически ориентировать учащихся, заставляет их учиться внимательно слушать, наблюдать, вдумываться, опираться на догадку, стремиться подражать учителю (см. памятку 1 в учебнике для 4-го класса).
Все вышесказанное служит для обоснования мысли о том, что начальная ступень должна содержать в себе в зародыше обучение именно тому виду деятельности в единстве ее наиболее существенных сторон, который мы хотим получить на выходе всего курса обучения. Вспомним, как в расчлененном виде с помощью таблиц были представлены цели обучения диалогической и монологической речи, аудированию. На основе чего можно составить себе представление о содержательном плане речи, реализуемом в учебниках 4—7-х классов, т. е. о чем должны беседовать школьники, что обсуждать? (См. наименование тем параграфов, название текстов, а также краткое описание содержания тем в первой графе тематических планов в «Книгах для учителя» к этим учебникам.) <Bcq> как представлено, например, содержание темы «Мы — пионеры» § 3 в учебнике 4-го класса: Краткая информация о пионерской организации в СССР и ГДР. Общественно полезный труд: сбор макулатуры; металлолома; помощь старшим. Каким должен быть хороший пионер. Мы делаем стенгазету к 1 Мая. (См. «Книгу для учителя» к учебнику 4-го класса, тематический план к § 3). Какие в процессе обучения могут обсуждаться проблемы, какие создаваться ситуации общения? Вспомним, что об этом говорилось при обсуждении образовательных, воспитательных и развивающих целей. На начальной и средней ступени обучения ученики учатся с помощью учебников технике общения: умению обратиться (с учетом социального статуса, возраста), завязать беседу, поддерживать и завершать ее. Они овладевают речевым этикетом: умением осведомляться о том, как идут дела, что нового и т. п. Они учатся рассказывать о своих друзьях, сфере своих интересов и увлечений, интересоваться времяпрепровождением и увлечениями своих собеседников, выражать мнение о прочитанной книге, просмотренном фильме, любимом писателе. Они побуждаются к обсуждению событий из школьной жизни, из жизни всей нашей страны, а также ГДР. Они учатся рассказывать о своем городе или селе, выражать просьбу, приглашение посмотреть те или иные достопримечательности, объяснять, как пройти/проехать, найти нужное место: учреждение, магазин, театр. Школьники побуждаются к обсуждению таких проблем, как: где и как лучше отдыхать летом, как организовать свой рабочий и нерабочий день, как находить время для спорта, каким должен быть настоящий друг, как должен одеваться современный человек и т. п. Они учатся рассуждать в связи с прочитанным текстом, обосновывать свою точку зрения. Все это должно в конечном итоге обеспечить формирование умения представлять нашу страну в процессе общения, запрашивать информацию о жизни в других странах, отстаивать преимущества социалистического образа жизни, причём не в абстрактном плане, а опираясь на свой жизненный опыт и опыт своих сверстников из ГДР. Итак, учащиеся должны научиться реализовывать основные функции общения: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, конвенциональную, и решать такие коммуникативные задачи, как сообщать информацию, запрашивать ее, выражать согласие/несогласие, просьбу, чувства и эмоции и т.д. Для того чтобы обеспечить заданный с помощью этих КЗ уровень развития устно-речевого общения, необходимо сконструировать целостную систему обучения ему, которая бы включала, с одной стороны, подсистему для начальной и средней ступеней обучения и, с другой — для старшей ступени обучения. Первая в свою очередь должна включать выделяемые условно подсистемы обучения говорению в диалогической и в монологической форме, а также подсистему обучения аудированию. Все эти подсистемы тесно взаимосвязаны, но их условное разграничение позволяет более целенаправленно обучать всем этим сторонам и формам устно-речевого общения с учетом их специфики и специфики ступеней обучения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.005 с.) |