Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие проблемы возникают в теории и на практике в связи с обучением лексической стороне речи на начальной и средней ступени.
В теоретическом плане представляются наиболее существенными три группы проблем: 1) отбор лексики с учетом коммуникативной направленности обучения; 2) разработка рациональной методической организации лексики, ее типологии, исходя не только из трудностей ее усвоения, но и учитывая наличие разных КЗ, особенностей ступени обучения, разного соотношения видов РД и т. д.; 3) совершенствование приемов обучения лексике, больший учет потребностно-мотивационного плана речи, т. е. вызов потребности в том или ином слове, для того чтобы, как говорил А. Н. Леонтьев, имел место „imprinting" — «ловушка для памяти» (67). В связи с последним существенна такая постановка КЗ и создание таких условий (факторов предречевой ориентировки), т. е. ситуаций, которые бы обеспечивали формирование речевой интенции и быстрый и однозначный вызов слова. Это могло бы иметь место, если бы перед учениками не ставилась «готовая» КЗ, а создавались бы такие ситуации, которые бы обеспечивали формирование собственной КЗ у учащихся (см. пример, с. 69). Разработка указанных проблем могла бы способствовать и совершенствованию практики. Как отмечалось, обучение лексике на начальной ступени вызывает на практике проблемы, связанные преимущественно Ш запоминанием и употреблением слов в речи. Еще не стоит с такой остротой, как на средней и старшей ступени, проблема сохранения лексики. Чем ярче впечатление, произведенное словом, чем занимательнее ситуация, в которой оно встретилось, чем больше в нем потребность, тем лучше оно запоминается. В этом плане эффективны игровые приемы, элементы соревнования («Кто скорее назовет, запомнит» и т. д.). Интересны используемые в интенсивных курсах специальные мнемические приемы: жесты, разные условные знаки и т. п. Например: «Я буду называть предметы (представьте, что они все у меня в левой руке) и разные их качества (они у меня в правой руке). С помощью этих слов (слова как бы «взвешиваются» в правой руке) я буду характеризовать предметы в левой руке» и т. п. Подобное соединение слова, например, с жестом способствует его ассоциативному запоминанию. Что касается употребления слова, то здесь также существенно, как было организовано его предъявление и семантизация, насколько учащиеся осознали его значение и особенности формы.
Чем больше ученику приходится мотивированно использовать данное слово или словосочетание, тем прочнее он ими овладевает. Поэтому важно, чтобы учитель всю активную лексику школьников сам держал в памяти и создавал условия для ее употребления. При этом надо учитывать потребности именно своего конкретного контингента учащихся, сферу их интересов. Использование парных и групповых форм работы способствует также более активному использованию лексики. А между тем, как показывает опыт, парные и групповые формы работы еще многими учителями недооцениваются. Весьма перспективной является организация работы над лексикой с помощью ЭВМ (см.: 97). Вопросы для самоконтроля 1. Что представляет особую трудность при овладении лексикой немецкого языка? 2. На каких принципах основан отбор словаря для средней школы? Что вносит нового в проблемы отбора принцип коммуникативности? 3. Какие лексические действия являются объектами формирования при обучении иноязычному говорению? Что должен уметь делать ученик? 4. Как осуществляется ознакомление с новой лексикой на начальной ступени? Что нового вносится на средней ступени обучения? 5. Как организуется тренировка и применение? В чем проявляется динамика по годам обучения? 6. Какая из форм ведения словаря вам представляется наиболее эффективной? Почему? 7. Какие принципы положены в основу работы над лексикой на начальной ступени? 8. Какие действия подлежат формированию при обучении лексической стороне чтения? В чем их специфика по сравнению с устно-речевыми? 9. Как осуществляется контроль лексических навыков и умений? Как исправлять лексические ошибки учащихся? 10. Какие лексические упражнения из действующих УМК для 4-7 х классов вам показались интересными? Какие нет? Почему?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.019 с.) |