Активизация речевой и познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация речевой и познавательной деятельности



— Различение предметов по цвету, форме, величине, на основе тактильных ощущений. Выбор знакомого предмета среди других, подбор парного предмета к образцу, выбор предмета по заданному признаку.

— Соотнесение предмета с его плоскостным изображением.

— Воспроизведение комбинаций из линий и фигур (по образцу, по памяти, по инструкции).

— Выделение части целого, узнавание предмета по его части, составление предмета из частей.

— Понимание слов, обозначающих пространственные отношения: вверху, внизу, рядом; к, на, под, в (в речевой инструкции педагога, сопровождаемой соответствующими жестами).

— Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3-х), близких по звучанию:

— с повторяющимися гласными, согласными, слогами (я -я — я — вот моя семья; ж — ж — ж — вот летит стриж; ах-ах-ах — бабах; Как на горке — снег, снег, — И под горкой — снег, снег, — И под елкой — снег — снег.— А под елкой спит медведь. —Тише, тише. Не шуметь! (Слова, выделенные курсивом читает педагог))


 

— трехбуквенных, различающихся одним звуком (ваш — вас; лак — лук);

— двусложных, различающихся одним слогом (ноша — каша; ваза — роза).

 

— Слушание, запоминание и произнесение чистогово-рок, потешек (Сливы у Нины, вишни у Димы. Сел и все съел. Береги нос в сильный мороз.).

— Пение слоговых цепочек, слов, близких по звучанию, на знакомые мотивы детских и народных песен.

— Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?).

— Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, материалу.

— Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т.д.

— Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.

— Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.

— Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку.

— Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному высказыванию.

— Запоминание и называние по памяти ряда предметов, их изображений (двух и более, с постепенным увеличением количества запоминаемых объектов) с использованием различных опор: фишек, полосок, значков, начальных букв и др.

Подготовка к чтению

— Игры и упражнения со звуками окружающей действи
тельности: различение неречевых звуков, имитация,
соотнесение звука с его источником, характеристика
звука по силе звучания (громкий, тихий).


 




Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Родная речь


 


— Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей).

— Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руки и т.д.). Понятие «часть слова».

— Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием.

— Составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

— Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком это предложение? Что делает...?)

— Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3).

— Определение первого звука в слове (в сильной позиции).

Развитие графических умений

— Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).

— Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) — во время письма, стоя (лежа) — при выполнении других заданий.

— Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

— Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении в связи с выполнением различных заданий.

 

— Рисование вертикальных линий разной длины.

— Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»;


«Нарисуй линии в правой части листа»; «Нарисуй линии длиннее»и др.).

— Рисование комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке».

— Рисование вертикальных линий от начальной точки.

— Рисование горизонтальных линий (последовательность см. выше).

— Рисование горизонтальных линий по начальной точке:

 

• разной длины («Покати мяч по дорожке. Какой мяч укатится дальше других?»);

• одинаковой длины («Расческа»);

• длиннее или короче образца.

 

— Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»).

— Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

— Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

— Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ежик»).

— Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка»)

— Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

— Рисование предмета из прямых линий по совместному замыслу с педагогом; по собственному замыслу, с индивидуальной помощью педагога.

 

— Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания: по образцу, по инструкции, по памяти.

— Использование разнообразных материалов для графических действий: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры.



Глава 2. Примерные программы обучения детей... ______________

Основной этап

Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителеи-дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие:

— Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;

— расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.

Первая ступень

— Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах (для йотированных гласных — называние первой буквы, без звукового анализа): А, У, М, О, X, С, Н, Ы, Л, В, Ш; И, П, Т, К, 3, Р, й, Ж, Б, Г, Д, Ь; Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ1.

— Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графических сходных букв.

1 Порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектоло-гом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника. В программе предложена примерная последовательность изучения букв.


Родная речь

— Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, использование их для решения задач учебного и практического характера.

— «Печатание»изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.

— Запись своего имени, фамилии.

Вторая ступень

— Образование и чтение закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос).

— Образование и чтение закрытых и открытых двухбук-венных слогов; чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слогов с мягкими согласными. Чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

— Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы.

— Чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно.

— Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).

— «Печатание»слов из изученных слоговых структур или букв1: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами.

— Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.

— Знакомство с рукописным вариантом букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Списывание и

1 Для письма под диктовку следует выбирать слова, написание которых не расходится произношением, или изученные глобально на 1 ступени.



Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Музыкально-ритмические занятия


 



письмо под диктовку рукописным шрифтом изученных слов.

— Запись своего имени, фамилии, адреса.

Третья ступень

— Чтение наиболее употребимых слов с буквами Ь и Ъ.

— Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

— Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.

— Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку).

— Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.

— Списывание предложений после чтения и анализа содержания.

— Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.02 с.)