Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика основных этапов организации коррекционной поддержки детей с психофизическим и интеллектуальным недоразвитиемСтр 1 из 15Следующая ⇒
Проблема воспитания детей с глубокой умственной отсталостью не новая. Начало развития олигофренопедагогики как науки связано с практическим опытом оказания помощи именно этой категории детей, разработкой теоретических подходов к решению вопросов их развития и адаптации в обществе (А. Бине, Т. Симон, Е.И. Грачева, Ж. Демор и др.). Вместе с тем, с 60-х годов XX в. в СССР сложилась такая ситуация, когда лица с выраженной и глубокой умственной отсталостью стали признаваться необучаемыми и направляться как психически больные пациенты в учреждения социального обеспечения, тогда как успешное развитие теории и практики воспитания и обучения детей с легкими формами умственной отсталости в условиях специальных школ и дошкольных учреждений могла расширить и изменить подходы по оказанию коррекционных образовательных услуг детям с выраженной и глубокой умственной отсталостью. В современной России на фоне гуманизации общества дети этой категории получили конституционное право на образовательные услуги, независимо от места и условий их проживания. В большинстве стран Европы и в США в течение многих лет существует хорошо организованная система психолого-педагогической поддержки детей с выраженной и глубокой умственной отсталостью, которая изучается и обобщается отечественными специалистами. Несмотря на некоторые расхождения в подходе к классификации детей с недоразвитием интеллекта, исследователи Характеристика этапов организации коррекционной поддержки... положительно оценивают возможности их развития и роль специально организованного обучения. Именно специально организованное обучение позволяет достигать успехов в коррекции нарушений психического и личностного развития детей и подростков с выраженным интеллектуальным недоразвитием. Несмотря на длительное отсутствие в России образовательных учреждений для этой категории детей, интерес к вопросам их развития, воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации не утрачен, напротив, в последнее десятиление проведено много исследований, в которых, рассматриваются вопросы диагностики, коррекционно-воспитательной работы с детьми в разных типах учреждений. Особое внимание обращается на социальное, эмоциональное развитие, на навыки коммуникативного поведения.
Расширение опыта обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития, выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. К ним, в частности, можно отнести: определение целей, задач, форм коррекционной помощи, характеристику этапов, содержание обучения, его организацию, методы и приемы работы с названной категорией детей. Предпринимая попытку ответить на эти практические вопросы, мы опирались не только на достижения науки и практики в области отечественной и зарубежной коррекционной педагогики и специальной психологии, но и на собственный практический опыт. В основе нашего подхода лежат следующие положения. Ребенок с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные изменения в мотиваци-онно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы ребенок с умственной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития. Такая работа должна носит комплексный характер, охватывать все линии его индиви-
10 11 Глава 1. Концепция, структура, план корр.-развивающей среды... дуального развития. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой — разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ребенка, формируют его социальный опыт. Виды помощи ребенку с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррек-ционные услуги могут быть различными, их должны получать дети с раннего младенческого возраста, в течение всей жизни.
Родители имеют право выбора той или иной формы помощи в соответствии с возрастом ребенка, состоянием его здоровья, уровнем индивидуального развития. Исходя из названных положений, основную цель воспитания детей с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей), жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина. Задачи оказания коррекционной помощи многообразны, их можно сформулировать следующим образом: — охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений физического развития; — формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих; — формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде; Характеристика этапов организации коррекционной поддержки... — соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества; — формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; — формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; — развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности. Предоставление коррекционной помощи как можно большему количеству детей с выраженной умственной отсталостью зависит, на наш взгляд, от разнообразия форм ее организации. Она может быть организована как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов: педагогов-дефектологов, психологов, логопедов, врачей и др. Формы организации коррекционной помощи лицам с выраженной умственной отсталостью могут быть следующими: — группы для детей с выраженной умственной отсталостью в дошкольных учреждениях общего назначения; — консультативные пункты (центры реабилитации) по месту жительства детей; — специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью и формами недоразвития (неосложненными, осложненными в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсорными нарушениями (слуха и зрения), психическими заболеваниями), а также, стационарные группы для детей с выраженной умственной отсталостью; группы с интегрированными формами коррекционной помощи; — классы (группы) для детей с осложненными формами умственной отсталости при коррекционных школах и в общеобразовательной школе, как инклюзивное обучение; Глава 1. Концепция, структура, план корр.-развивающей среды... — «дома жизни» (для взрослых после 20 лет) с блоками социально-бытовых мастерских, медицинской, психологической, социально-педагогической помощью; — учреждения системы социального развития, с дошкольными и школьными отделениями, центры;
— учебно-воспитательные группы при ассоциациях родителей для оказания систематической психолого-педагогической и медицинской помощи семье и ребенку; — санатории, дома отдыха для семей, имеющих детей с выраженной умственной отсталостью с соответствующими коррекционными психолого-педагогическими и медицинскими услугами. Перечисленные варианты не исчерпывают всех возможностей оказания коррекционно-образовательных услуг детям и взрослым с выраженным недоразвитием интеллекта. Обратимся к характеристике этапов организованного кор-рекционного обучения (воспитания). Первый этап (от 0 до 3 — 4 лет). На этом этапе осуществляется комплексное системное психолого-педагогическое изучение ребенка с учетом всех составляющих онтогенеза: анамнестических данных, сведений о социокультурных и педагогических условиях семейного воспитания, особенностях возрастного развития, характеристики динамических новообразований от 0 до 1 года. От 1 до 3 лет — выявляется уровень актуального и перспективного развития на момент обследования и итогов наблюдений за деятельностью ребенка. Основные усилия специалистов сосредотачиваются не только на анализе и сборе информативных сведений, но прежде всего на разработку конкретной программы педагогического сопровождения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также на содержание сотрудничества педагогов с родителями по реализации намеченных в программе мероприятий. Особое значение приобретает консультативная помощь семье по организации жизнедеятельности ребенка, созданию оптимальных условий, предупреждающих возникновение у родителей дис- Характеристика этапов организации коррекционной поддержки... комфорта, страха, неуверенности в положительной динамике развития своего ребенка. Второй этап (от 3 до 8 лет) чрезвычайно важен с точки зрения психолого-педагогической коррекции специфических недостатков психического и физического развития детей, как в условиях семьи, так и в условиях образовательных учреждений. Содержание данного этапа выдвигает задачи социально-эмоционального развития детей, особое внимание уделяется формированию элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков, развитию предметно-практической, игровой деятельности, стимулированию навыков коммуникации и общения, коррекции и развитию устной речи. Вся работа как и ранее, строится на принципах индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Третий этап (от 8 до 14 лет) — образовательный. При соблюдении преемственности коррекционной помощи между дошкольным и школьным возрастом на третьем этапе возможно элементарное предметное — практическое обучение, которое должно соответствовать уровню психических возможностей ребенка. Этот этап реализуется как в условиях семьи (надомное обучение), так и в любом виде образовательного учреждения по выбору родителей. Четвертый этап (15-20 лет) — период активной подготовки детей к самостоятельной жизни, т. е. процесс обучения носит ярко выраженную социально-бытовую и трудовую направленность. Для каждого из названных этапов должно быть определено примерное содержание, так как переход с одного этапа обучения на другой возможен после овладения ребенком программой предыдущего. В связи с тем, что в последние годы наблюдается тенденция оказывать коррекционную помощь детям дошкольного и школьного возраста с выраженной умственной отсталостью в учреждениях системы образования, возникает необходи-
Глава 1. Концепция, структура, план корр.-развивающей среды... мость разработки примерного содержания образования. Для этого были разработаны варианты учебных планов, которые последовательно выполняют задачи коррекционного развития детей и подростков от 7-8 лет до 18. Предлагаемые варианты учебных планов предназначены для школ VIII вида. В соответствии с положением о специальных коррекционно-об-разовательных учреждениях VIII вида (1997 г.) в школу принимаются дети с выраженным психическим недоразвитием, по отношению к которым учебно-воспитательные мероприятия носят не только учебный (школьный) характер, но, прежде всего, характер социальной поддержки семьи, воспитывающей такого ребенка. В связи с этим основное содержание обучения должно в первую очередь способствовать социальному и культурному развитию детей. В предлагаемом ниже содержании обучения следует отойти от стереотипов оценочных академических (предметных) знаний. Многие дети не могут освоить в полном объеме тот или иной предмет, поэтому учебные программы с одной стороны, носят примерный рекомендательный характер, а с другой, ориентируют педагогов на специально организованный учебный процесс как с группой (классом), так и индивидуально с каждым ребенком с учетом индивидуальных проявлений и различий в психической деятельности. В последнем случае очень важно правильное построение индивидуальной коррекционно-об-разовательной программы, в основе которой лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое изучение личности, консультации с родителями или попечителями ребенка, а также динамическое наблюдение за результативностью его продвижения на всех этапах коррекционного обучения. Учебный план как системообразующий компонент... УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСЛОЖНЕННЫМИ ФОРМАМИ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
В начале 1994 г. была предложена новая концепция образовательной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью, разработанная в ИКП РАО в рамках программы научных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики. В соответствии с заявленной концепцией была описана новая структура школы с 11(12)-летней программой обучения, включая пропедев-тико-диагностический период (0 класс). Кроме базисного и учебных планов для всех возрастных групп учащихся были разработаны и апробированы программы обучения детей, которые привнесли заметные позитивные изменения в динамику психического развития, особенно на этапе начального обучения: в формирование речевых умений, природопонимания, навыков творческой и игровой деятельности детей. Таким образом, подтвердилось предположение относительно того, что основная суть — не в количестве часов, а в целесообразности отбора того или иного программного материала, в педагогических способах и методах их обеспечения. Основное значение при моделировании образовательного пространства для детей с психическим недоразвитием имеет смысл не столько сам по себе учебный план как документ, а то, какие функции он выполняет для разновозрастного и разноуровневого их развития, какую смысловую нагрузку имеют учебные дисциплины, как они соотносятся между собой на каждой ступени обучения, чем они логически завершаются, а главное — какую практическую задачу они выполняют для выпускника специальной школы, если иметь в виду, что это
Глава 1. Концепция, структура, план корр.-развивающей среды... единственный вид учреждения, где он получит знания, необходимые для самостоятельной жизни. Можно сколь угодно пессимистически относиться к таким важным структурным элементам организации учебного процесса, как учебный план, программы, учебники, отсутствие которых особенно отличает альтернативное образование, но наше твердое убеждение заключается в том, что никакая творческая инициатива не может заменить планомерную психологически обоснованную педагогическую систему организации коррекционного обучения, особенно если речь идет о детях с выраженными нарушениями умственного развития. Мы негативно относимся к так называемым «знаниям, умениям, навыкам» — не считаем возможным даже приблизительно оценивать объем знаний ребенка, обучающегося по специальной программе, с общепринятых педагогических позиций. Таких детей в прямом и переносном смысле педагог ведет за руку, его цель — сотрудничать, помогать ребенку овладевать доступными знаниями. Предлагаемый нами пример учебного плана — необходимый компонент организации педагогического процесса, т.к. любая школа является юридическим и финансовым институтом в общей государственной системе и она должна отвечать неким заданным нормативам, однако нормативы не могут автоматически переноситься на цели, задачи, содержание образования, ибо последние нацелены на гуманность и индивидуально-личностный смысл обучения глубоко умственно отсталых детей и подростков. Организация образовательного процесса и педагогической помощи... ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ Система педагогической помощи и образовательных услуг может быть организована в условиях СКОУ 8 вида, в ЛПЦ, ПМС центрах, в общеобразовательном учреждении, если они располагают необходимыми материальными и кадровыми ресурсами. Особая роль отводится специалистам, имеющим образование по профилям «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», «Логопедия», «Социальная педагогика», т.к. психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение названной категории обучающихся является главным условием организации системы коррек-ционной работы. Учебный план — основной элемент учебного процесса, но применительно к обучению детей с сложной структурой дефекта его следует рассматривать в качестве примерного, особенно в части образовательных областей и их предметного содержания. Учебный план ориентирует учителя-дефекто-лога на возможные маршруты обучения и воспитания, где особенно важны: формирование и развитие коммуникативных умений, устная речь и ее понимание, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности. Весь процесс обучения реализуется на основе индивидуально-типологических особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Программы обучения составляются учителем-дефектологом после направленного изучения (обследования) возможностей детей психологом, учителем, логопедом, социальным педагогом. Особого внимания требуют дети с тяжелыми нарушениями речи, или так называемые «безречевые». Отсутствие или несформированность базовых компонентов речи не может быть причиной для отказа в коррекционном обучении, т.к. многие дети, не владея устной речью, понимают словес-
Глава 1. Концепция, структура, план корр.-развивающей среды... ные инструкции, могут ориентироваться на речь с помощью знаков, жестов, пиктограмм. Известную трудность в работе представляют дети с нарушениями движений, с дефицитом произвольного внимания. Во всех названных случаях решение об обучении принимается ПМПК и школьным консилиумом в пользу ребенка и его семьи, имея в виду посещение школы 2-3 раза в неделю, надомное обучение, обучение в классе по индивидуальной программе. Внимательный анализ учебного плана показывает, что процесс обучения детей с сложной структурой дефекта выстраивается в несколько этапов, где первым этапом является 0-IV класс, он условно может выступать в качестве пропедевтического. Основная задача этого этапа, особенно в 0 и 1 классах — подготовить детей к простейшим видам (доступным для них) учебной деятельности, соблюдение режима учебной деятельности (не более 30-35 мин.), формирование умений коллективной работы под контролем и с помощью учителя. Учитель всячески должен избегать эффекта «успеваемости по предмету», эта задача недостижима по сути, хотя большая часть детей способна освоить образы букв, печатную основу письма, они научаются различать цвета и формы, считать и пересчитывать предметы, соотносить их с понятиями «много», «мало», «больше», «меньше». Эти и другие учебные умения формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке (занятии). Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке, рисованию, навыкам самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также важно для социальной адаптации. Следующий этап (5-9 класс) — нацелен на выработку у учащихся социально значимых умений с помощью чтения, письма, счета, природопонимания и безопасной жизнедеятельности, а также на формирование основ трудовой деятельности (профильного, прикладного, вспомогательного) и домоводства, как основы для простейшего самообслуживания: безопасное приготовление пищи, уход за одеждой, мелкая стирка, глажение, уборка помещения, помощь членам Организация образовательного процесса и педагогической помощи... семьи и др. Эта работа, как и на предыдущем этапе, должна учитывать разброс индивидуальных возможностей детей и осуществляться в рамках доступных для них образовательных областей. Третий этап (10-12 класс) — направлен на решение задач социальной интеграции юношей и девушек со сложной структурой дефекта. Основная цель этого этапа — минимизация социальной инвалидности, преодоление житейской (бытовой) зависимости от ближайшего окружения (семьи). Здесь важно активизировать юношей и девушек к их посильному участию в бытовой, социокультурной, трудовой деятельности. Акцент в обучении переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном предъявлении) для решения повседневных жизненных задач, а также участие в трудовой или общественно-полезной деятельности. Предметы учебного плана (см. 9-12 класс) нацеливают на разнообразные коммуникативные умения за пределами школы: поликлиника, магазин, рынок, транспорт, досуг и др. Так, чтение — формирует эталонные качества поведения и черт характера на примере доступных литературных жанров (сказки, рассказы, короткие стихотворения, басни); счетные навыки целесообразно применять при расчете денег на продукты, приготовление пищи, покупку одежды, обуви, посещение досуговых мест и т.д. В живом мире важно уделить внимание человеку, охране его здоровья, безопасности поведения в межполовых отношениях и окружающей среде. В школьном компоненте предусмотрены дополнительные часы на навыки социокультурного поведения, которые следует использовать для психологических практикумов, простейшей осведомленности социально-правового содержания. Такие занятия может проводить 1 раз в неделю социальный педагог. Еще раз напомним, что программы, включенные в данный сборник, носят примерный рекомендательный характер, в содержание которых учитель имеет право вносить дополнения и изменения. Кроме того, с учетом структуры учебного плана, а также психолого-педагогической характеристики детей (класса, группы) педколлектив вправе самостоятельно разрабатывать программы обучения, что предусмотрено
Глава 1. Концепция, структура, план корр.-развивающей среды... Уставом образовательного учреждения, Письмом МО РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 № 27/2722-6. Обучение детей и подростков со сложной структурой интеллектуального недоразвития должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов школы. Существенное значение имеет формирование толерантного отношения общества к инвалиду, его семье. Здесь уместны консультирование родителей, организация совместных культурных и досуговых мероприятий, привлечение к такой работе волонтеров из числа старших школьников общеобразовательных школ, студентов медицинских и педагогических колледжей и вузов, а также работа с средствами массовой информации, привлечение их внимания к нуждам и запросам инвалидов. Все эти направления деятельности образовательного учреждения должны носить не эпизодический, а системный характер, что укрепляет гуманистические отношения в обществе, поддерживают авторитет учреждения, в котором обучаются лица с особыми потребностями. Психологическое сопровождение процесса обучения детей...
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.047 с.) |