Несовершенство самоактуализированного человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несовершенство самоактуализированного человека



Общая ошибка литераторов -- романистов, поэтов, эссеистов --заключается в том, что, взявшись за изображение положительного героя, онизачастую представляют его нам исключительно в розовых тонах, в результатечего их герой превращается в пародию на хорошего человека, он настольконеестествен, что вряд ли кто-нибудь пожелает стать похожим на него.Среднестатистический человек, пусть даже сам очень далекий от совершенства,склонен проецировать свое стремление к идеалу, также как и своепредставление о вине и о стыде на всех, кого встречает на своем пути.Вспомните, как часто вы готовы были увидеть в своем учителе или наставникечеловека очень серьезного, чрезвычайно солидного, чуждого всех земныхрадостей и наслаждений. Подвигаемые этой же склонностью, многие романисты,пытаясь написать портрет положительного героя, изображают не реальногочеловека с присущими ему слабостями и недостатками, не крепкого,жизнелюбивого здоровяка, а какой-то неестественный, ходульный образ этакогозануды-праведника. А между тем самоактуализированные люди, с которыми мнедовелось общаться, -- это здоровые, нормальные люди со своими слабостями инедостатками. Так же, как обычные люди, они могут поддаться вреднойпривычке. Они могут быть занудными, упрямыми, раздражительными. Они незастрахованы от тщеславия, гордости, пристрастности, особенно по отношению крезультатам собственного труда, к своим детям и друзьям. Они тоже подверженывспышкам гнева и приступам меланхолии. Иногда их поступки могут показаться окружающим жестокими. Но мы недолжны забывать, что мы имеем дело с очень сильными людьми. Их жестокостьсродни безжалостности хирурга, они могут резать по живому, если ситуациятребует того. Например, один из моих испытуемых, обнаружив предательстводруга, не колеблясь, прервал все отношения с ним. Или другой пример.Замужняя женщина поняла, что не любит мужа, с которым прожила более двадцатилет. Она подала на развод и сделала это почти с жестокой решительностью.Некоторые из них так быстро смиряются со смертью любимого человека, чтомогут заслужить звания бездушных людей. Эти люди не только сильны, но и независимы от мнения окружающих.Например, одна из моих испытуемых как-то поведала мне, что однажды навечеринке она была так раздражена глупостью одной дамы, что не смогласдержаться и просто послала ее ко всем чертям, шокировав своим поведением игостей, и хозяев дома. Конечно, можно было бы сказать, что так, мол, и надообходиться с дураками, если бы не одно обстоятельство -- поставленная наместо дама страшно обиделась, причем не только на свою обидчицу, но и нахозяев дома. И если наша героиня хотела отделаться от надоевшей собеседницы,то вот хозяева вовсе не хотели разрывать отношения с ней. Можно упомянуть еще об одной особенности этих людей, котораянепосредственно связана с их служением. Погружаясь в какую-то проблему,предельно концентрируясь на ней, они могут просто забыть о своих близких, обих нуждах, заботах и тревогах. В такие минуты для них не существует ничего,кроме их дела, все остальное становится несущественным. В такие минуты онине слышат обращенных к ним вопросов, не выходят к гостям, забывают обэлементарной вежливости, могут обидеть и даже оскорбить дорогих им людей.Другие негативные (с точки зрения окружающих) последствия такойотстраненности перечислены выше. Даже их доброта, их великодушие порой становятся недостатком, так какзаставляют их ошибаться. Например, мужчина, отличающийся великодушием, изжалости не решается оставить нелюбимую жену, или часами выслушивает жалобылюбителя поплакаться в жилетку, или содержит какого-нибудь негодяя илипсихопата. И наконец, эти люди, как я уже говорил, не свободны от чувства вины, отстыда и тревоги, от самобичевания, самоедства и внутренних конфликтов. Ноэто еще не позволяет нам отказывать им в праве называться здоровыми людьми,так как их чувство вины принципиально отличается от вины невротика. И представьте себе, в результате своего исследования я пришел к одномуочень банальному выводу. Совершенных людей нет! Есть люди, которых можноназвать хорошими, очень хорошими и даже великими. Есть творцы, провидцы,пророки, святые, люди, способные поднять людей и повести их за собой. Такихлюдей немного, их считанные единицы, но уже сам факт их существованиявселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее,ибо показывает нам, каких высот может достичь человек, устремленный ксаморазвитию. Но даже эти люди несовершенны -- им, как и простым смертным,знакомы скука, раздражение, гнев, эгоизм и депрессия. Чтобы не испытыватьгорьких разочарований, мы должны освободиться от иллюзий относительночеловеческой природы, должны смотреть на нее трезвым взглядом.

ЦЕННОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит егофилософское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологическойприродой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение кжизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и вкаждом суждении самоактуализированного человека. Все, что он любит или нелюбит, все, что он одобряет или осуждает, все, что он предлагает илиотвергает, --- * Origin: #20 Private Station (2:463/997.21) все, что радует его или огорчает, все его вкусы, предпочтения и оценки-- все это уходит корнями в присущее ему базовое приятие жизни. Эта характеристика, судя по всему, универсальна и надкультурна, это тообщее, что объединяет всех самоактуализированных людей независимо откультуры, взрастившей их; она лежит в основе прочих качеств и особенностей,таких как: 1) комфортные взаимоотношения с реальностью, 2) чувство общности(Gemeinschaftsgefuhl),3) базовая удовлетворенность и ее эпифеномены, такиекак чувство благополучия, достатка, изобилия, 4) умение отделять средство отцели, и другие качества, о которых мы говорили выше. Одним из самых важных следствий и, вероятно, подтверждением этогоотношения к жизни и к миру является иное качество свободы воли, которое мыможем отметить у самоактуализированного человека по сравнению с обычнымчеловеком. Необходимость выбора не вызывает у него амбивалентного отношения,сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбор, он делает его легко исвободно. Я уверен, что изобилие так называемых нравственных проблем иморальных вопросов вызвано именно недостатком жизнелюбия, обусловленоотсутствием базового приятия действительности или же является прямымследствием присущей нам базовой неудовлетворенности. Стоит лишь разокунуться в атмосферу языческого приятия жизни, испить любви к ней во всехее проявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутсявам несущественными, неважными. Неверно было бы заявить, что они находятсвое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когдачеловек понимает, что это надуманные проблемы, проблемы, порожденныенездоровым сознанием. Разве стоят серьезного внимания такие "проблемы" какпроблема отношения к азартным играм, проблема ношения коротких юбок,употребления алкоголя или множество псевдорелигиозных вопросов, вроде:"Можно ли переступать порог храма в головном уборе?", "Можно ли есть мясо почетвергам?" и т.д. и т.п. Но нас перестают тревожить не только пустячные,надуманные проблемы -- процесс заходит гораздо глубже, он затрагивает самыефундаментальные уровни взаимоотношений человека с окружающей егодействительностью, например, такие как отношение человека к представителямпротивоположного пола, отношение к собственному телу и к его отправлениям, идаже его отношение к смерти. Это наблюдение подтолкнуло меня к выводу, что склонность задаватьсямногими из тех вопросов, которые мы по привычке относим к разряду моральных,этических или ценностных -- на самом деле психопатологическая склонность.Это та психопатология, которая присуща среднестатистическому человеку. То,что среднестатистический индивидуум воспринимает как мучительный конфликт,то, что обрекает его на муки ценностного выбора -- длясамоактуализированного человека даже не вопрос, и он управляется с этим также легко, как с выбором, танцевать ему или не танцевать. Мучительныевопросы, связанные с любовью и дружбой, проблемы взаимоотношений спротивоположным полом, которые для обычных людей обращаются в поле битвы,становятся гладиаторской ареной, на которой разворачиваются кровавыеединоборства за самоутверждение -- не вопрос и не проблема длясамоактуализированного человека, -- в дружбе и любви он видит толькоприятную возможность для сотрудничества. Для него не существует проблемыотцов и детей, конфликт поколений -- не конфликт для него. Он спокоен нетолько по отношению к половому и возрастному полиморфизму, он считаетнастолько же безопасными и биологические, и классовые, и политические, иролевые, и религиозные различия между людьми. Нам не придется слишком долгоискать примеры тому, как эти различия становились благодатной почвой длятревог, страхов, враждебности, агрессии и зависти, и нас это почти неудивляет, кажется неизбежным и даже естественным. Но, пообщавшись некоторое время с самоактуализированными людьми, выубедитесь, что тревога, страх, враждебность, агрессия и зависть вовсе неестественны в данном случае, а скорее, напротив, противоестественны. У моихиспытуемых человеческое разнообразие не только не вызывало страха илитревоги, но, наоборот, вселяло в них радость и оптимизм. Взяв за парадигму такие отношения как "учитель-ученик", которые оченьчасто становятся отношениями противоборства, мы увидим, что в интерпретациисамоактуализированного педагога эти отношения получают совершенно инуюокраску. Урок для самоактуализированного педагога -- это не ситуацияпротивостояния, не арена борьбы разнонаправленных желаний и интересов, априятная возможность сотрудничества с учеником, возможность совместногоисследования и совместного познания истины. Он отказывается от внешних,сомнительных и спорных атрибутов своего превосходства, хотя и знает о своемпревосходстве над учеником, но его превосходство сущностно. Ему чужданачальственность тона, многозначительность интонаций, он ведет себя просто иестественно. Он не давит на ученика своей эрудицией или авторитетом, неизображает из себя профессора-всезнайку, он оставляет за собой право простобыть человеком. Он и сам не соперничает со своими учениками и стараетсясделать так, чтобы они не конкурировали друг с другом. В результате такойустановки преподавателя в стенах его класса невозможны зависть, страх,подозрительность или тревога. Мы знаем, что все эти реакции возникают вответ на угрозу, следовательно, для того, чтобы искоренить зависть, страх,подозрительность и тревогу, необходимо всего-навсего исключить возможностьугрозы. Несложно расширить все эти рассуждения на отношения между супругами,между родителями и детьми, на другие межличностные отношения, которые стольже заслуживают гармонии, как и вышеописанные отношения "учитель-ученик". Очевидно, что моральные принципы и ценности отчаявшегося человека, еслине все, то хотя бы некоторые из них, отличаются от принципов и ценностейпсихологически здорового человека. Эти люди по-разному воспринимаютфизическую, социальную и психологическую реальность, по-разномуструктурируют и интерпретируют ее. Человек, не удовлетворенный в своихбазовых потребностях, воспринимает мир как вражескую территорию, как дикиеджунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жертвами,победителями и побежденными. Система ценностей обитателя джунглей неизбежноподчинена потребностям низших уровней, главным образом животным потребностями потребности в безопасности. Иное дело -- человек, удовлетворивший своибазовые потребности. У него сформировано чувство психологического достатка,которое он воспринимает как само собой разумеющееся, и потому онустремляется к поиску иного, более высокого удовлетворения. Таким образом,можно уверенно утверждать, что эти люди исповедуют -- должны исповедовать --разные ценности. Ценностная система самоактуализированного человека представлена главнымобразом ценностями уникальными и идиосинкратическими для данного человека,ценностями, которые непосредственно отражают его характер. Поэтому мы можемговорить о том, что ценностная система самоактуализированного человекапредставляет собой скорее экспрессивный, нежели функциональный феномен. Этоумозаключение не требует доказательств, оно справедливо уже по определению,-- самоактуализация всегда предполагает актуализацию собственной "самости",собственного Я, которое всегда уникально и неповторимо. Не может быть двухидентичных Я. Есть только один Ренуар, один Брамс и один Спиноза. Я говорило том, что мои испытуемые во многом схожи, но, несмотря на это, каждый изних абсолютно индивидуален, каждый является самим собой и только собой, --никогда и ни при каких обстоятельствах их не спутаешь друг с другом. Ониодновременно и очень похожи, и очень непохожи друг на друга. Это совершенноособая группа людей, она отлична от любой группы из когда-либо описывавшихсяв психологической литературе. Каждого из этих людей можно назватьиндивидуалистом, но каждый из них в то же самое время является глубокосоциальной личностью, личностью, отождествляющей себя со всем человечеством.В отличие от других людей эти люди сумели приблизиться и к своейчеловеческой, общевидовой природе, и к своей уникальной, индивидуальнойприроде.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.004 с.)