Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность



Поговорим о такой характеристике самоактуализированного человека,которая во многом похожа на уже перечисленные нами. Я имею в видусвойственную этим людям относительную независимость от физической исоциальной среды. Главными мотивами самоактуализированного человека являютсяне потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому эти люди почтине зависят от внешних обстоятельств, от других людей и от культуры в целом.Источники удовлетворения потребности в росте и развитии находятся не вовнешней среде, а внутри человека -- в его потенциях и скрытых ресурсах. Какдерево нуждается в солнечном свете, воде и питании, точно так же всякийчеловек нуждается в безопасности, любви и уважении, и получить их он можеттолько извне. Но в тот момент, когда он получает их, когда внешниеудовлетворители утоляют его внутренний голод, вот тут-то и встает перед нимистинная проблема человеческого бытия, проблема роста и саморазвития, тоесть проблема самоактуализации. Независимость от среды означает более высокую устойчивость перед лицомнеблагоприятных обстоятельств, потрясений, ударов судьбы, депривации,фрустрации и тому подобных вещей. Мои испытуемые умудрялись сохранятьмужество и самообладание даже в самых тяжелых ситуациях, даже в таких,которые обычного, среднестатистического человека могли бы натолкнуть намысль о самоубийстве; эту способность я определил как способность ксамовосстановлению. Люди, не достигшие уровня самоактуализации, движимые потребностямидефициентных уровней, нуждаются в других людях, поскольку только от другихлюдей они могут получить столь необходимые им любовь, безопасность иуважение. Совсем другое дело -- самоактуализированные индивидуумы. Для того,чтобы испытать истинное счастье, им не нужны другие люди; напротив, другиемогут даже мешать им, могут стать препятствием на пути развития. Источникиудовлетворения самоактуализированного человека интраиндивидуальны и никак неопосредованы социумом. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть отмнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не ищут даже любви.Признание, популярность, слава, почести, любовь -- несущественны для них;все эти вещи не идут ни в какое сравнение с гложущей их потребностью всаморазвитии, с неутолимым стремлением к внутреннему росту. Однако, несмотряна все вышесказанное, мы ни на секунду не должны забывать о том, что самаяверная, хотя и не единственная, дорога, ведущая к такого рода автономности,к свободе от любви и уважения, -- это полное удовлетворение потребностей влюбви и уважении.

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ

Самоактуализированные люди обладают удивительной способностьюрадоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться,поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными иразнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык,которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувствомновизны. Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в сотыйраз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые;любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может предстатьперед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку тысячуцветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи,благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы;его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок летназад. Даже повседневность становится для него источником радости ивозбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Разумеется,это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом состоянии илиприлагают осознанные усилия, чтобы добиться этого; столь интенсивные чувстваони испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно.Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз кнему вдруг возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал,впервые увидев живописный ландшафт, открывшийся ему с парома. Люди, которых я обследовал, умеют ценить прекрасное, хотя прекрасноекаждый из них понимает по-своему. Для одних источником красоты становитсяприрода, другие обожают детей, третьи получают наслаждение от музыки; новсех их объединяет одно -- они черпают вдохновение, восторг и силу вбазовых, основополагающих ценностях жизни. Так, например, никто из них неисповедовался мне в том, что испытал восторг от посещения ночного клуба иливечеринки, никто не назвал в качестве источника вдохновения деньги. И еще одно впечатление, которое я вынес из общения с этими людьми. Длянекоторых моих испытуемых секс и все связанные с ним плотские удовольствия-- не только источник чувственного удовлетворения, но и источниквозвышенных, обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, чтодарят им музыка и природа. Подробнее я остановлюсь на этом феномене вследующем разделе. Очень может быть, что причиной для такой насыщенности субъективногоопыта, для такой пронзительности восприятия является особая эффективность ихвосприятия, умения воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях,восприятие реальности per se [как таковой]. Можно, пожалуй, сказать, чтоименно склонность к рубрификации замыливает нам глаза; если явление, человекили ситуация не интересны нам, не содержат в себе прямой выгоды или угрозы,мы отмахиваемся от них, торопимся наклеить какой-нибудь ярлык и забросить вдальний угол привычной категоризации. Я все более и более укрепляюсь во мнении, что неспособность радоватьсяжизни -- один из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий.Мы с легкостью привыкаем к хорошему, мы воспринимаем его как само собойразумеющееся и потому недооцениваем; как часто мы отказываемся от радостейжизни, без сожаления и раскаяния меняя их на чечевичную похлебку. Как это ниприскорбно, но мы не бережем своих родных, друзей, детей и раскаиваемся вэтом только тогда, когда теряем их. А ведь то же самое можно сказать и онашем отношении к своему здоровью, об отношении к политическим правам иматериальному благополучию, -- только лишившись их, мы начинаем понимать ихистинную ценность. Рассуждения Герцберга о производственной "гигиене", понятие St. Neotmargin, предложенное Уилсоном, равно как и результаты моего собственногоисследования "жалоб низших уровней, жалоб высших уровней и мета-жалоб" --все говорит нам за то, что жизнь наша станет несравненно лучше, счастливее,если мы научимся радоваться ей, если мы испытаем по отношению к ней такое жеглубокое чувство благодарности, которое испытывают самоактуализированныелюди.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.005 с.)