Мистические переживания и высшие переживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мистические переживания и высшие переживания



Экспрессивные акты, получившие название мистических переживаний, такхорошо описанные Уильямом Джеймсом, достаточно характерны длясамоактуализированных людей, хотя и не для всех. Восторг, о котором мыговорили в предыдущем разделе, иногда бывает настолько мощным, пронзительными всеохватывающим, что его можно назвать мистическим переживанием. Я впервыезаинтересовался этим вопросом после общения с некоторыми из моих испытуемых.Когда эти люди рассказывали мне о своих переживаниях, сопровождающих оргазм,у меня поначалу возникало чувство, что я где-то когда-то слышал нечтоподобное. Позже я вспомнил, где мне приходилось сталкиваться с оченьпохожими описаниями -- в книгах, описывающих опыты мистического переживания.И в том, и в другом случае речь шла о бескрайних горизонтах, открывающихсявзору, о внезапном ощущении абсолютного всемогущества, а одновременно с теми полной ничтожности, беспощадной беспомощности, о чувстве экстаза,восторга, благоговейного трепета, об утрате ориентации во времени ипространстве, и наконец, о пронзительном ощущении важности происходящего, очувстве духовного перерождения, личностной трансформации. И те, и другиепереживания порой настолько сильны, что в корне изменяют жизнь человека. Однако считаю нужным сразу же оговориться, что не стоит искать в этихпереживаниях следы божественного промысла или влияние каких-тосверхъестественных сил, пусть даже многие тысячи лет своей истории --- * Origin: #20 Private Station (2:463/997.21) человек связывал воедино мистическое и божественное. Эти переживанияимеют под собой естественную природу, они могут быть изучены с помощьюнаучных методов, и потому я предлагаю более нейтральное определение им --"высшие переживания". По мере все более тесного знакомства со своими испытуемыми я все болееутверждался во мнении, что высшие переживания не обязательно должны бытьпредельно интенсивными, экстатическими. Описания мистических переживаний втеологической литературе обычно толкуют о них как о состоянии совершенноособом, качественно отличающемся от всех иных переживаний. Однако если мыоткажемся от поисков божественных предпосылок высших переживаний, если мырешимся подступиться к ним как к естественному феномену, то очень скорообнаружим, что высшее переживание -- вполне измеримая субстанция, что ономожет быть едва выраженным и, наоборот, предельным. Мы обнаружим также, чтоэти переживания, но только умеренной интенсивности, знакомы очень многимлюдям, быть может, даже большинству людей, и что некоторые люди -- и яотношу их к психологически привилегированному сословию -- переживают ихочень часто, чуть ли не ежедневно. Можно предположить, что высшее переживание являет собой сгусток всехтех состояний и переживаний, при которых происходит утрата илитрансцендирование Я, например, таких как состояние полной погруженности впроблему, предельной концентрации, или описанное Бенедикт состояние муга,или интенсивное чувственное наслаждение, не говоря уже о самозабвеннойпоглощенности музыкальным или художественным произведением. Я не стануостанавливаться на этой теме, она достаточно подробно обсуждена в другихработах. За годы своего исследования самоактуализированных людей, которое яначал в 1935 году (и до сих пор продолжаю), я почти совершенно уверился втом, что людей, причастных к высшим мгновениям постижения Бытия, и людейпросто здоровых, людей, живущих в долинах житейских забот, на уровнеплато-познания, разделяет гораздо больше, чем это может показаться на первыйвзгляд. Разумеется, это различие только количественное, оно состоит лишь встепени интенсивности их переживаний, но тем не менее оно крайне существеннои влечет за собой весьма важные последствия, некоторые из которых детальноизложены в другой моей работе ["Теория Z"]. Если изложить кратко моеотношение к этой проблеме, то можно сказать, что, на мой взгляд, здоровые,самоактуализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания,живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь кистинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном миреи успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактуализированные люди,которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и вболее высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии,эстетики, трансцендирования, в мире религии в ее мистическом, очень личном,не канонизированном значении, в реальности высших переживаний. Я думаю, чтов этом различии есть некие предпосылки для того, чтобы оно сталооперациональным критерием "касты" или "класса". Этот критерий можетприобрести особую значимость в сфере общественной жизни, -- уже на основаниитех данных, которыми я располагаю на сегодняшний день, я могу сказать, чтоиз "просто здоровых" самоактуализированных людей получаются хорошиеполитики, общественные деятели и социальные реформаторы, в то время каклюди, живущие на уровне Бытия, больше склонны творить поэзию, музыку,философию, религию. GEMEINSCHAFTSGEFUHL* Это слово, изобретенное Альфредом Адлером, кажется мне единственноподходящим для описания тех чувств, которые испытывают самоактуализированныелюди к человечеству в целом. Самоактуализированного человека отличаетглубочайшее чувство тождества с человечеством, симпатия и любовь к людям,хотя эти самые люди, как я уже отмечал, могут и раздражать его, и вызыватьего гнев. Можно сказать, что самоактуализированный человек ощущает себячленом большой семьи, воспринимает людей как своих братьев. Именно потому,что он любит их, их недостатки и глупость огорчают его, а порой даже выводитиз себя. Но он прощает им их слабости, потому что других братьев у него нет. --------------------- * Чувство общности (нем.) Это чувство тождества с человечеством не выражается явно, осязаемо,порой его можно "проморгать". Но самоактуализированного человека нельзямерить одной меркой с обычными людьми, -- в своих мыслях, побуждениях,эмоциях, поведении он коренным образом отличается от них. Я уже говорил, чтопорой он чувствует себя чужестранцем, пришельцем, странником в окружении"нормальных" людей. Мало кто способен понять его, хотя он, как правило, необделен любовью и уважением. Несмотря на внешнюю холодность, несмотря наотчужденность, он глубоко переживает за окружающих его людей, их слабости ипороки печалят его, а иногда даже повергают в отчаяние. Он остро чувствуетсвою принадлежность к человеческому роду, свое родство с людьми, с этимислабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать, а вместоэтого он относится к ним снисходительно, сознавая, что они просто не умеютделать того, что умеет он, не умеют понять тех вещей, которые понятны ему,не умеют увидеть истину, которая так очевидна для него. Такое отношение клюдям Альфред Адлер называл братским.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Если в самых общих чертах обрисовать отношения самоактуализированногочеловека с близкими ему людьми, то можно сказать, что они гораздо глубже,чем отношения обычного взрослого человека. Самоактуализированный человексклонен полностью забыть о себе, о своих нуждах, он сливается с близким емучеловеком, растворяется в нем, становится его частью. Его интимные отношенияявляют собой пример абсолютного, предельного отождествления. Однако, однимиз непременных условий таких отношений является соответствие партнера. Помоим наблюдениям, сблизиться с самоактуализированным человеком могут толькоздоровые люди, люди, приблизившиеся к самоактуализации. Если же мы вспомним,что таких людей относительно немного, то, пожалуй, стоит сделать вывод оразборчивости самоактуализированного человека в его взаимоотношениях слюдьми. Одним из следствий этой его разборчивости или избирательностистановится тот факт, что у самоактуализированного человека, как правило,немного друзей. Круг его общения достаточно узок -- пожалуй, хватит пальцеводной руки, чтобы пересчитать тех людей, которых он действительно любит, скоторыми поддерживает по-настоящему дружеские отношения. Отчасти это можнообъяснить высокой его требовательностью к качеству этих отношений, любовь идружбу самоактуализированный человек понимает как отношения, требующие отчеловека огромной самоотдачи и огромных затрат времени. Один из моихиспытуемых высказался по этому поводу так: "Мне не нужно много друзей. Уменя просто не хватит времени на них! Настоящая дружба требует времени".Примерно то же самое мне приходилось слышать и от других моих испытуемых.Единственным исключением была одна дама. Эта дама была настолько общительна,настолько мила и приветлива, так живо интересовалась жизнью своихмногочисленных знакомых, родственников и друзей, так хорошо умела строитьсвои отношения с ними, что у меня сложилось впечатление, что именно в этомона видит свое главное жизненное предназначение. Эта женщина не работала, и,может быть, именно этим можно объяснить ее пристрастие. Избирательность вобщении, свойственная самоактуализированным людям, не вступает впротиворечие с присущим им чувством общности (Gemeinschaftsgefuhl), с ихчеловеколюбием, добротой, благожелательностью. Они добры или, по крайнеймере, терпимы по отношению ко всем людям, причем особую любовь они питают кдетям. Они по-настоящему человеколюбивы и сострадательны. Во взаимоотношениях самоактуализированного человека с близкими емулюдьми нет места слащавости, сюсюканью и "телячьим" нежностям. Он может бытьжестким и даже резким по отношению к своим близким, если они заслуживаюттого; особенное неприятие вызывают у него напыщенность, самодовольство,претенциозность. Но в повседневном общении самоактуализированные люди, дажеимея дело с неприятными им людьми, не считают нужным демонстрировать своюнеблагосклонность. Один из моих испытуемых сказал по этому поводу примерноследующее: "В конце концов, человек несовершенен. Но ведь он может достичьсовершенства. Он делает глупости, а потом мучается и страдает, не понимая,почему его добрые намерения завели его не туда. Он расплачивается за своюглупость своим собственным несчастьем. Его можно только пожалеть". Однако если самоактуализированный человек иногда бывает враждебным инетерпимым, то его враждебность всегда обоснована и всегда служит благуближнего. Вслед за Фроммом мы можем сказать, что эта враждебность имеетреактивный, или ситуационный характер, что в ней нет ничего личностного. Пожалуй, стоит упомянуть здесь и о том, что каждый из тех людей, скоторыми я общался, имеет своих поклонников, почитателей и обожателей. Егоотношения с ними можно охарактеризовать как односторонние. Поклонники требуют от него гораздо больше, чем он готов им дать. Ихлюбовь и обожание отличаются особой настоятельностью, почитатели слишком ужназойливы, и потому эти отношения часто тяготят самоактуализированногочеловека. Способ его взаимодействия с армией поклонников примерно таков: онлюбезен и благожелателен с ними, но стремится как можно скорее и повозможности изящно отделаться от них.

ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ

Каждого из моих испытуемых можно охарактеризовать как демократичногочеловека, и это не внешняя, не показная демократичность, она заложена в егохарактере. Я делаю этот вывод на основании исследования авторитарной идемократичной структур характера, -- это достаточно сложное исследование, ипоэтому я не стану здесь подробно останавливаться на глубинной подоплекедемократичности, опишу лишь внешние ее проявления. Самоактуализированныйчеловек демократичен в своем поведении. Он готов общаться с любым человекомвне зависимости от его классовой принадлежности, уровня образования,политических убеждений, цвета кожи. Порой может сложиться впечатление, чтоон просто не замечает, искренне не сознает этих внешних различий, которыедля среднестатистического человека столь принципиальны, столь существенны. Пожалуй, можно предположить, что именно демократичность лежит в основетакой особенности самоактуализированных людей, как их готовность к обучению.Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, ктоможет открыть им что-то новое. Они не стремятся во что бы то ни сталодоказать собеседнику свое превосходство, они не щеголяют эрудицией, непытаются произвести впечатление своим высоким статусом или жизненным опытом.Пожалуй, можно даже сказать, что они не прочь признать своюнезначительность. Каждый из них отдает себе отчет в том, сколь малы егопознания в сравнении с тем, что он мог бы знать, с тем, что известно другимлюдям. С искренним пиететом они относятся к людям, которые знают больше нихили умеют делать что-то такое, чего не умеют они. Они готовы восхищатьсямастерством столяра, сапожника, шофера, -- любой мастер своего дела можетрассчитывать на их уважение и даже на восторг. Эта демократичность не имеет ничего общего с неразборчивостью, сослепой уравниловкой. Самоактуализированный человек прекрасно знает ценуразным способностям и разным людям. В дружбе он очень даже разборчив, егодрузья, как правило, -- из числа элиты, но их элитарность определяется непородой, не происхождением, не цветом кожи, титулом или общественнымположением, а исключительно характером, способностями и талантами. Демократичность самоактуализированных людей проявляется еще в одномприсущем им качестве, и это качество, хотя и не столь очевидно, является, намой взгляд, абсолютной формой выражения рассматриваемой характеристики.Самоактуализированные люди с уважением относятся ко всякому человеку. Влюбом человеке, будь это подзаборный пьянчуга, преступник, закоренелыйподлец, они видят человека. Это не значит, что им неведомы понятия "добро" и"зло", напротив, их представления о добре и зле совершенно четкие иоднозначные, они твердо знают, "что такое хорошо и что такое плохо".Оказавшись лицом к лицу со злом, они не прячутся за сомнениями, недемонстрируют ложное великодушие, но смело вступают в единоборство с ним. --- * Origin: #20 Private Station (2:463/997.21)


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.004 с.)