Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие реального и денежного секторов национальной экономики. Модель IS—LM. Инвестиционная ловушка. Ликвидная ловушка.

Поиск

взаимодействие линии IS и линии LM и определение условия достижения макроэк-го равновесия.

Название модели ISLM указывает на то, что общее экономическое равновесие достигается при равновесии товарных и денежных рынков.

Модель ISML отражает зависимость, которая существует в нац-ой эк-ке между процентными ставками и объемом совокупного выпуска при сохранении равновесия на денежном и товарном рынках.

Инвестиционная ловушка

инвестиц ловушка.

При опеределенном стечении обстоятельств спрос на инвестиции может оказаться неэластичным по ставке процента. В итоге график функции инвестиций по цене, а также и линия IS принимает принимают вид перпендикуляра к оси абцисс.Это приводит к тому,что сдвиг линии LM не приведет к изменению объема совокупного спроса.Нац-ая эк-ка оказывается в инвестиционной ловушке. Чтобы преоолеть инвестиц ловушку, необходимо обеспечить сдвиг линии IS вправо за счёт «эффекта имущества».

Ликвидная ловушка.

ликвидная ловушка

Такая ситуация возникает в том случае, когда на рынке денег устанавливается крайне минимальная процтная ставка. На данную ситуацию следует обратить особое внимание тому, что в реальной действительности имеет местомноголетняя тенденция постепенного снижения процентной ставки в банковской системе высокоразвитых стран мира. На рис видно,что изменение денежных остатков не в состоянии повлиять на точку равновесия в модели ISLM. Население, из-за предельно низкого ссудного процента, безразлично относится и к финансовым сделкам, и к возможностям увеличить потребление. Из-за этого объем инвестиций и объем совокупного выпуска не изменяются, а национальная эк-ка оказывается в ликвидной ловушке.

Чтобы преодолеть такую ситуацию, нужно изыскать средства,которые смогли бы изменить ситуацию на финансовом рынке, включая и оживление рынке ценных бумаг.

 

29. Национальная финансовая система и государственные финансы. Государственный бюджет и его функции. Отличие специальных финансовых фондов государства.

Финансы- совокупность обязательств денежного порядка, существующих между государством и хоз субъктами по поводу распределения и использования денежных доходов из специальных источников.

Общенациональная финансовая система есть совокупность институтов, организаций и звеньев, обеспечивающих выполнение финансовых обязательств хозяйствующих субъектов перед государством и финансовых обязательств самого гос-ва перед населением страны.

Гос финансы- система эк-их отношений, связанных с концепций у государства значительных денежных ресурсов и их последующим использоанием в соответсвии с законодательно установленными функциями.

Гос бюдже(кожаный мешочек)-ведущее звено нац финансовой системы, непосредственно связанное с налоговой системой страны.

Функции гос бюджета:

1)аккумуляция финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды.

2)регулирование и стимулирование национальной эк-ки

3)стимулирование научно-технического прогресса и ускорение инновационного развития страны.

4)региональное перерастпредельное денежных ресурсов в пользу проблемных территорий

5)соц защита населения и выравнивание в стране уровня жизни

6)обеспечение эко-ой безопасности государства.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ — совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства или административно-территориальных единиц и имеющих целевое назначение. К ним относятся внебюджетные фонды (автономные бюджеты, присоединенные бюджеты), специальные счета и сметы. Специальные фонды являются составным звеном финансовой системы государства. Существует 4 метода мобилизации средств в фонды: налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы, обязательные и добровольные взносы. Основным методом выступают налоги и сборы, имеющие целевой характер. Специальные дорожные фонды могут формироваться за счет налогов и сборов с оборота предприятий, с фондов заработной платы, а также за счет налогов на бензин и сборов за проезд по шоссейным дорогам. Значительное количество фондов (научные, валютные и др.) образуются из субсидий центральных бюджетов. В зависимости от целей использования специальные фонды подразделяются на: экономические, научные, военно-политические, кредитные, социальные, личного и имущественного страхования, межгосударственные.

 

30. Дефицит государственного бюджета и его экономическая природа. Макроэкономические последствия дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

При планировании и исполнении бюджета возможны три основные ситуации:
1) «баланс бюджета», когда доходы равны расходам;
2) профицит, когда доходы бюджета превышают расходы;
3) дефицит бюджета, когда расходы бюджета превышают его доходы.
Экономическая природа дефицита. С учетом экономи-че-ской природы выделяются, например, циклический, структурный и военный дефицит. Циклический дефицит уже своим названием обращает наше внимание на его прямую связь с фазой промышленного цикла. В период кризисного спада снижается деловая активность и соответственно размер налогооблагаемой базы. Кроме того, в этот период резко возрастают расходы на социальные нужды (поддержка безработных, социальные выплаты малоимущим слоям населения), а также нарастают требования финансовой поддержки отдельных отраслей и регионов страны. Структурный дефицит связан с плачевным состоянием ведущих отраслей национальной экономики, обусловлен необходимостью резко активизировать финансирование программ по их реконструкции, а также по переподготовке кадров. Надо признать, что структурный дефицит всегда есть результат осмысленной финансовой политики (активный дефицит). Такой дефицит сознательно допускается с целью оживить национальную экономику и добиться долговременного роста. Военный дефицит связан с военными приготовлениями, с наращиванием государственных заказов по снабжению армии техникой, амуницией и т. п., а также с ведением военных действий.

Скрытый и реальный дефицит. То, что сообщается широкой публике в виде дефицита бюджета, еще не есть реальный дефицит. В современных условиях, когда финансовые потоки значительно усложнены, а исполнение государственного бюджета с дефицитом не является популярным событием, анализ дефицита бюджета требует проведения некоторой корректировки его официального размера активная государственная политика (увеличение инвестиций, сокращение налогов и другие льготы бизнесу);

Типы дефицита. В зависимости от типа проводимой финансовой политики различают:
а) активный дефицит, т. е. осмысленный дефицит, когда расходы
превышают доходы, в том числе из-за сокращения налоговой нагрузки, наращивания объема инвестиций за государственный счет и т.п.;
б) пассивный дефицит, т. е. вынужденный дефицит, так как государственные доходы уменьшаются из-за сокращения хозяйственной активности.Дефицитное финансирование. Обнаружение дефицита бюджета заставляет изыскивать финансовые источники для его покрытия. Самые элементарные действия, которые в таких случаях можно предпринять - это сократить расходы государства и увеличить его доходы.
Но если дефицит сохраняется, то включается так называемый механизм дефицитного финансирования. Один из его вариантов - это «жизнь правительства в долг», что оформляется соответствующими долговыми расписками государства (ценными бумагами).
Государственный заем. Итак, бюджетный дефицит может покрываться за счет выручки от реализации долговых расписок государства. Здесь государство выступает как крупный заемщик денежных средств. Государственные займы выполняют важную роль в национальной экономике. Их долгосрочный характер позволяет использовать заимствованные финансовые средства для реализации крупных инвестиционных проектов. Тогда есть возможность приурочить погашение долговых обязательств государства к срокам ввода в строй нового предприятия и получения прибыли.
В тех случаях, когда заем государства используется на непроизводительные цели, источником погашения долга выступают только новые налоговые поступления или доходы от выпуска очередных займов (финансовая пирамида).
В качестве технического средства государственного займа используются ценные бумаги (электронные, бумажные). Ценные бумаги правительства обеспечиваются платежеспособностью самого государства, что традиционно предопределяет их высокий рейтинг.
По срокам обращения различаются краткосрочные, среднесрочные (от 1 до 10 лет) и долгосрочные обязательства (до 25 лет). Краткосрочные ценные бумаги обычно выпускаются для покрытия текущего бюджетного дефицита или кассовых разрывов, когда сроки поступления доходов и сроки расходов не совпадают.

 

31. Государственный долг: причины образования и виды Содержание и функции государственного долга. Макроэкономические последствия наращивания внутреннего и внешнего государственного долга. Управление государственным долгом.

По своему эк-му происхождению государственный долг- это сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных правительством страны за определенный период времени

Осн функции госдолга:

1)фискальная функция, т.е.задача мобилизации недостающих денежных средств и создание финансовой базы, необходимой для выполнения государством принятых на себя обязательств.

2) стабилизирующая функция, которая предполагает прямое воздействие гос-ва на макроэк-ие процессы.

Внутренний госдолг - это долг правительства перед населением своей страны, связан с заимствованием денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

Последствия наращивания внутреннего долга.

1.Госдолг- это стремление правительства и населения страны жить за счёт буд поколений.Поэтому ускоренное и неосмотрительное наращивание гос долга способно обострить противоречия между поколениями.

2. Наращивание госдолга заставяет правительство увеличивать налоговую нагрузку.В секторе дом хоз-в такие такие действия тормозят потребление и сбережения, а в секторе бизнеса- рост инвестиций и сами склонности к инвестированию.

3.Наращивание кредитной эмиссии в пользу правительства уменьшает возможности Центрального банка для рефинансирования банковской системы, способствует повышению процентной ставки, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.

4.Выплата процентов по гос долгу есть не что иное,как перераспределение ВВП в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому чрезмерный госдолг выступает как фактор соц-ой дифференциации, стимулирует инфляцию спроса.

Внешний госдолг - это финансовый долг правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками и международными организациями.

Последствия наращивания внешнего долга.

1.Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к распродаже иностранцам государственного исущества, в первую очередь высокоэффективных предприятий.

2.Обслуживание внешнего долга в условиях отсутсвия валютных резервов провоцирует ограничение внутреннего потребления и снижение ур-ня жизни населения.

3.Нарастание задолженности перед внешним миром усиливает эк-ую и политич-ую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг, ведет к удорожанию кредитных ресурсов.

4. Стремление реструктуризировать внешний долг может дополняться серьезными уступками иностранному капиталу.

Управление госдолгом.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

32. Потенциал воздействия государственных финансов (бюджета) на национальную экономику. Мультипликатор государственных расходов. Концепция правительственного продукта и «здоровых финансов».

Потенциал воздействия гос-ых финансов на нац-ую эк-ку усиливается за счёт особого мультипликационного эффекта.

Мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t'. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:

В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

Концепция «здоровых финансов»

Современная концепция «здоровых финансов» предполагает подавление инфляции и сведение до минимума дефицита бюджета. Такой «нейтральный бюджет» не должен нарушать естественный ход событий.

Концепция «правительственного продукта»

Основной тезис здесь таков: если население страны нуждается в неких особых продуктах, а потребительные свойства такого продукта не вызывают сомнений, то общество должно терпеливо финансировать все те издержки,которые связаны с производством общественных благ.

ВЫВод. В современной эк-ой науке достаточно активно обсуждаются вопросы эффективности гос финансов и регулирования бюджетных расходов с учетом того воздействия, которое они могут оказать на эк-ое развитие страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.011 с.)