Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и противоречия современного экономического роста. Проблема качества роста. Инновационные развитие национальной экономики.

Поиск

Внутренние факторы включают предложение (производство) благ и услуг и спрос на них (потребности). К ним относятся:

• человеческий капитал;

• природно-ресурсный фактор;

• инновационный и производственный потенциалы;

• инвестиции;

• емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции;

• институциональная среда.

Внешние факторы экономического роста включают:

• международное разделение труда, процессы глобализации;

• политические факторы.

Инновационная деятельность на современном этапе характеризуется следующими основными чертами:

• появлением принципиально новых достижений науки и техники;

• интеграцией науки и производства, созданием новых организационных структур;

• формированием работника нового типа;

• высокой универсальностью научных идей;

• разработкой ресурсосберегающих, малоотходных технологий и техники;

Теоретические модели экономического роста. Основные направления разработки. Неокейнсианские и неоклассические модели экономического роста.

 

Основное назначение моделей экономического роста в том, что на их основе осуществляются аналитические работы, и они позволяют прогнозировать экономические процессы.

В неокейнсианских моделях экономический рост исследуется с помощью динамических процессов. Под динамическим равновесием понимается равенство темпов прироста совокупного спроса и совокупного предложения.

Неоклассическая модель роста. Выдвигалась проблема достижения экономического роста за счет технического прогресса. Методологической основой модели остались классическая, теория факторов производства и предельной полезности. Каждый из факторов создает свою часть стоимости. При этом сбалансированность экономического роста достигается только в свободной рыночной экономике.

Неоклассическая модель экономического роста Роберта Солоу основывается на производственной функции Кобба-Дугласа.

Основное отличие модели Солоу от производственной функции заключается в том, что технический прогресс как фактор экономического роста наравне с такими факторами производства как труд и капитал. Модель описывает влияние факторов на экономический рост и описывается мультипликативной производственной функцией, составляющую основу модели, и рядом условий и ограничений.

 

Выработка национальной модели экономического роста в трансформационный период. Содержание промышленной политики. Проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси

Сложность и многообразие нац.практики хозяйствования приводит к тому,что каждая теоритическая модель содержит значительное упрощение. Обнаруживается заметное противоречие между количественными и качественным анализом. При формировании нац.модели эконом.роста доминируется конкретный эконом.анализ, предлагаются практические решения.

 

Проблемы экономического роста в Республике Беларусь
Белорусское правительство намерено обеспечить экономический рост за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки. Запланированное снижение налоговой нагрузки позволит накопить предприятиям дополнительные ресурсы для инвестирования в основной и оборотный капитал.
Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестиционного спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой.

Изменяются условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки (калийные удобрения, текстиль, швейные изделия и др.), что в состоянии оказать негативное воздействие на соответствующие отрасли национальной экономики Беларуси.
По сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственного механизма для иностранных партнеров.

Таким образом, проблема экономического роста в Республике Беларусь стоит очень остро и по сей день. В связи с тем, что в последние годы экономический рост достигался в основном посредством экстенсивных факторов, сегодня мы видим структурный кризис экономики.
В условиях кризиса, когда конкурентоспособность продукции имеет наибольшее значение, необходимо внедрять инновации, с целью усиления интенсивных факторов.


74. Социальная устойчивость экономического развития. Условия обеспечения социальной справедливости. Факторы социальной устойчивости. Справедливое распределение дохода. «Закон Парето».

Способность общества постоянно сохранять и поддерживать свое стабильное социальное положение есть социальная устойчивость.

Условия обеспечения соц.справедливости:

a) Стимулирования наращивания в секторе домашних хозяйств человеческого капитала, насаждение в обществе культа знаний.

b) Полное сохранение воспроизводственной функции семьи как основной ячейки общества

c) Развитие подсистемы эконом.самоуправления, т.е. системы институтов ассоциативной власти, соц.партнерства.

Факторы соц.устойчивости:

Соц.устойчивость может быть обеспечена достаточно простым способом-повышением жизненного уровня за счет прямых заимствований у будущего поколения

При справедливом распределение дохода необходимо выделить функциональное и персональное распределение дохода.

На этапе функц.распределение формируются первичные или так назыв. Пофакторные доходы: зарплата, прибыль, процент, рента

Персональное распределение дохода –распределение дохода между семьями; протекает под воздействием различных факторов,включая фазу перераспределения,испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны гос-ва.

Закон «Парето». В о всех цивилизованных странах выстраивается более или менее схожая схема распределения дохода. Согласно данному закону между кумулятивным уровнем дохода и удельным весом дом. Хозяйств существует обратная зависимость. Так, 80% дохода почти всегда, при небольшом отклонении в ту или иную сторону, достается 20% населения высокоразвитой страны. Следовательно, оставшиеся 20% дохода приходится на 80% населения. Именно поэтому закон Парето часто называют законом 80/20.

 

 

75. Качество и уровень жизни населения страны. Основные показатели. МПБ и БПМ. Индекс развития человеческого потенциала страны.

Уровень жизни - комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера. Качество жизни хар-ся степенью достижения высших ценностей чел.бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности эконом.условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др.

Понятие КЖ включ. 4 блока характеристик:

1 - демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.

2- качественная группа, количественная группа.

3- уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.

4- показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.

Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Наряду с этими нормативами утверждается и действует минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

 

76. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности и факторы бедности. Кривая Лоренца.

Кривая Лоренца- график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

Бедность – это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ.

Представление о величине дохода, ниже которого начинается бедность, в разных странах очень различно. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности, или порога бедности.

Признаками бедности считаются низкое качество питания и жилищных условий. «Бедность по доходу» в большинстве случаев сопровождается также низкими показателями состояния здоровья и образования, так называемой «бедностью человеческого потенциала». Таким образом, бедность – это крайняя степень ограничения возможностей человека вести достойный, принятый в данном обществе и желательный для человека образ жизни.

 

Функции национальной системы социальной защиты населения. Социальной обеспечение и социальные гарантии. Необходимость социальной защиты и ограниченность самозащиты. Социальное страхование и социальная помощь.

Принципы социальной защиты. Практика социальной защиты на­селения выработала ряд принципов ее организации. Остановимся на следующих:

  • принцип надежности системы социальной зашиты населения. Он предусматривает разработку системы правового обеспечения проводимых мер по социальной защите, создание самой систе­мы социальной защиты и механизма ее реализации
  • принцип максимального использования заработной платы как основ­ного источника обеспечения социальной зашиты занятого трудоспособного населения.
  • принцип непрерывного совершенствования системы социальных гарантий, направленных в первую очередь на укрепление стабильности, а также непрерывное поэтапное повышение таких ее характеристик, как минимальная заработная плата, минималь­ная пенсия, стипендия, пособие, других выплат
  • создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и не­защищенных слоев и малоимущих групп населения.
  • стимулирующий принцип социальной политики, который с одной стороны, должен быть направлен на активизацию деятельности работающего, а с другой — на то, чтобы средства социальной помощи и поддержки расходовались на улучшение жизни
  • принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите. Помощь оказывается в первую очередь остро нуждающимся, чей доход находится ниже или на границе черты бедности, а затем, по возможности, и другим категориям нуждающихся.
  • принцип самофинансирования системы социального страхования, в соответствии с которым пенсионные фонды по старости и не­трудоспособности должны носить накопительный характер за счет отчислений от доходов фирм, домохозяйств и отдельно взятых работников
  • принцип регулирования и соотношения сверхвысоких и низких доходов различных групп населения, с тем чтобы сглаживать экономическое неравенство в обществе и предотвращать возможные социальные взрывы и потрясения
  • принцип селективности (избирательности) предполагает поддерж­ку государством малообеспеченных граждан через и посредством разработки и реализации гибких программ.

Эти принципы будут носить действенный характер и играть роль социально значимых в условиях обеспечения общей стабильности экономического, социального и политического положения в обще­стве.
Одним из важнейшим направлений социальной защиты является социальное страхование. В республике действуют 3 вида социального страхования:
1 а) пенсионное страхование;
б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (социальное страхование).
2. Страхование от безработицы.
3 Страхование от производственного травматизма и профзаболеваний.
в) другие выплаты


 

 

Цели и задачи социальной политики современного гос-ва. Содержание и функции соц-ой политик современного гос-ва. Модели соц политики.

Соц.политика -совокупность принципов, норм и методов, использ-х гос-ом для регулирования условий жизни общества, уровня доходов и потребления, а так-же отношений между соц.группами.

Осн.функции:

1.стабилизация достигнутого соц.мира, сложившихся эконом.отношений

2.стимулирование эконом.активности населения

3.гарантия обеспечения минимально допустимого уровня жизни

Осн.принципы:

1.равенство перед законом всех членов общества

2.соц.солидарность-общность основных интересов и целей населения данной страны

3.соц.справедливость-обеспечение эконом.симметричности и эквивалентности в жизни общества за счет соответствия прав и обязанностей,свободы и ответственности.

Осн.цели:

1.обеспечение полной и рацион.занятости населения

2.регулирование доходов населения

3.соц.гарантии и соц.защита

4.соц.партнерство

5.защита здоровья нации

6.эколог.безопасность

Три основные направления социальной политики

-мобилизация соц.факторов эконом.развития(система найма раб.силы,утверждение на производстве отношений соц.партнерства,формированию оптимального соц.микроклимата)

-совершенствование соц.защиты(обеспечение прожиточного минимума,возможность получить поноценное образование первое рабочее место)

-развитие базовых соц.отраслей(наука, образование, здравоохранение, ЖКХ)

Модели: 1.социал-демакратическая(ответственности за стабильность и социальный прогресс полностью возлагается на современное гос-во 2.либеральная(делается ставка на поведение экономического человека,но его склонность к рационализму и самозащите от соц.невзгод.

 

79.Соц политика в РБ. Радикальный характер социальных преобразований и проблемы соц защиты в переходный период. Направления реформирования системы соц защиты в Беларуси.

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации.

две основные функции социальной политики:

стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля.

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

 

В переходный период принимается курс на формирование новой эконом.системы.

В обществе формир.новые соц.группы_предпринимателей и бедняков, банкиров и фермеров,акционоров и гос.служащих. Приватизация экономики, восстановление конституционных прав частной собственности означают признание экономической свободы, права выборы формы эконом.деятельности.Легализируется и возможность получать доход не только по труду, но и по капиталу. Формируются условия которые обеспечивают достижение соц.устойчивости нв новой эконом.основе. появляются альтернативные формы удовлетворения ряла соц.потребностей но платной основе. Появляются доходы от собственности и предприним.деятельности. опыт переходного периода свидетельствует о том,что высокая дифференциация доходов не только негативно оценивается значительной частью общества, но и прямо подрывает трудовую мораль, пораждпет социальную апатию. В качестве соц.проблемы можно отметить низкий уровень соц.помощи тем семьям, которые воспитывают детей, а также недостаточный уровень пенсионного обеспечения.

Система соц.защиты призвана обеспечивать как соц.стабильность,так и условия для долговременного и устойчивого эконом.развития:1.пенсионное обеспечение

2.реформирование соц. помощи 3.базовые соц. услуги

 

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.01 с.)