Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каналы непроходные или полупроходные
Широкое применение при подземной прокладке тепловых сетей получили непроходные и полупроходные каналы. Основным конструктивным материалом, используемым при сооружении каналов, служит сборный железобетон, показавший достаточную надежность и долговечность при эксплуатации в условиях повышенной температуры и влажности среды. Ниже приведены типовые конструкции сборных железобетонных каналов, получившие наибольшее применение в строительстве тепловых сетей и в значительной степени оправдавшие себя в эксплуатации. Рис.4.7 Наиболее простой и легко выполнимой конструкцией непроходных каналов являются каналы прямоугольного сечения из сборных бетонных стеновых блоков и железобетонных плит перекрытия (рис. 4.7) [ 3 ]. Рис. 4.7. Канал из сборных железобетонных плит и бетонных стеновых блоков: 1 — плита перекрытия; 2 — стеновой блок; 3 — гидроизоляция; 4 — цементный раствор; 5 — плита днища
Данная конструкция каналов является шарнирной, устойчивость ее обеспечивается хорошим качеством засыпки и утрамбовки пазух за стенками (одновременно с двух сторон). Скользящие опоры трубопроводов, прокладываемых в каналах, устанавливаются на железобетонных подушках, укладываемых на дно по слою цементного раствора. Конструкция сборных каналов приведена в типовой серии ТС-01-01, а также в альбоме Мосэнергопроекта и может быть применена для прокладки трубопроводов диаметром 50 — 400 мм в непросадочных грунтах. Грунты основания должны допускать среднее расчетное давление под дном канала не менее 0,15 МПа. При наличии грунтовых вод конструкция непроходных каналов со сборными бетонными стенками применима при условии устройства попутного дренажа и выполнения наружной гидроизоляции, тип которой должен выбираться в зависимости от конкретных гидрогеологических условий. При выполнении оклеечной (рулонной) гидроизоляции необходимо устройство железобетонного дна каналов. Внутренние размеры каналов составляют по высоте от 310 до 760 мм и по ширине от 550 до 1600 мм.
Рис. 4.8. Канал из железобетонных сводов: 1 — железобетонный свод; 2 — гидроизоляция; 3 — железобетонная плита днища
Рис. 4.9. Канал из железобетонных тавровых стеновых блоков, ребристых плит перекрытия и плит днища с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильтров: 1 — тавровый стеновой блок; 2 — ребристая плита перекрытия; 3 — плита днища; 4 — трубофильтр; 5 — песок крупнозернистый
Все сборные железобетонные детали изготовляются из бетона класса В25. Типовая конструкция рассчитана в двух вариантах на действие временной колесной нагрузки НК-80 при засыпке над верхом перекрытия 0,5 —2 м и 4 м. Основным достоинством конструкции является возможность изготовления сборных элементов на заводах и полигонах строительных организаций. Монтаж трубопроводов и их теплоизоляция выполняются в открытой траншее после укладки плит днища. Стеновые блоки устанавливаются на днище по слою цементного раствора, а поверх стеновых блоков также на цементном растворе укладываются плиты перекрытия. При прокладке каналов в условиях мокрых грунтов устраивается попутный трубчатый дренаж (односторонний или двухсторонний), а в ряде случаев — оклеенная гидроизоляция днища и стенок. Оклеечная гидроизоляция перекрытия выполняется во всех случаях. На рис. 4.9 приведена конструкция канала с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильтров. Конструкция широко применялась при строительстве каналов полупроходного сечения для прокладки трубопроводов диаметром от 800 до 1200 мм. Рис. 4.10.Канал рамной конструкции (серии МКЛ): 1 — железобетонная рамная секция; 2 — железобетонная плита днища; 3 — опорная подушка скользящей опоры; 4 -песчаная подготовка; 5 — бетонная подготовка; 6— гидроизоляция
Расчет каналов для труб диаметром до 600 мм произведен на временную автомобильную нагрузку Н-30 при засыпке над верхом перекрытий 0,5 — 2 м, а каналы для труб диаметром от 800 до 1400 мм — на колесную нагрузку НК-80. Строительство тепловых сетей с применением этой конструкции каналов ведется в обычной последовательности: на песчаную подготовку, выполненную по дну траншеи, укладывают плиты днища с заделкой швов цементным раствором; на дно канала устанавливают на цементном растворе опорные подушки скользящих опор, производят монтаж и изолирование трубопроводов, после чего устанавливают рамные элементы перекрытия канала. Стыковые соединения элементов днища и перекрытия (типа «паз — гребень») заполняют цементным раствором или герметизирующими мастиками и эластичными прокладками. В зависимости от гидрогеологических условий трассы наружные поверхности канала защищают гидроизоляцией. При наличии грунтовых вод или глинистых грунтов устраивают попутные дренажи. При пересечении тепловыми сетями автомобильных и городских дорог часто используются железобетонные безнапорные трубы, предназначенные для строительства водосточных и канализационных трубопроводов. Применение этих труб в качестве полупроходных каналов для прокладки трубопроводов позволяет выполнять подземные переходы под дорогами открытым способом в кратчайшие сроки. Для этих целей используются железобетонные безнапорные трубы диаметром 2 и 2,5 м. В настоящее время могут быть применены железобетонные трубы с плоским основанием, разработанные институтом «Мосинжпроект». Трубы внутренним диаметром 2,0 и 2,44 м, длиной 2,5 м выпускаются заводом № 23 Мосспецжелезобетона. Расчетная прочность труб должна соответствовать фактически действующим временным и постоянным нагрузкам.
На рис. 4.11 приведена конструкция полупроходного канала круглого сечения. В таких каналах могут быть проложены теплопроводы диаметром до 600 мм. 1— трубопроводы; 2 — железобетонная труба; 3 — опорная подушка; 4 — бетонный пол Серия 3.006-2 «Типовые конструкции и детали зданий и сооружений» содержит рабочие чертежи сборных железобетонных каналов и туннелей из лотковых элементов, разработанных Харьковским институтом «Промстройниипроект». Конструкции предназначены для прокладки трубопроводов различного назначения, электрокабелей и электрошин. К каналам отнесены подземные сооружения при высоте до 1500 мм включительно, а к туннелям — при высоте 1800 мм и более. Каналы по конструктивному решению различны и запроектированы трех марок: КЛ, КЛп и КЛс (рис. 4.12). Рис. 4.12. Каналы лотковые серии 3.006-2 (габаритные схемы): а — марка КЛ; б — марка КЛп; в — марка КЛс
Табл.4.3 Номенклатура сборных железобетонных изделий каналов состоит из лотковых элементов и плоских плит. Габаритные схемы каналов приведены в табл. 4.3. При габарите, по ширине не превышающем 2400 мм и массе 9,3 т включительно, лотки приняты длиной 5970 мм. Допускается изготовление лотков длиной 2970 мм.
Для прокладки тепловых сетей следует применять каналы марки КЛп (рис. 4.12, б). Каналы марок КЛ и КЛс затрудняют производство основных и наиболее ответственных монтажно-сварочных работ, так как стенки лотков преграждают свободный доступ сварщика к трубопроводам. При таких условиях выполнить качественную сварку поворотных стыков труб трудно, а неповоротных невозможно. Стенки канала препятствуют приварке кареток (корпусов) скользящих опор и не позволяют контролировать правильность их установки, а также размещения опорных подушек. Большие неудобства создаются при выполнении подвесной теплоизоляции на трубопроводах, уложенных в лотковых каналах, когда необходимо наносить основной и покровный слой при наличии стенок. Особенно это относится к выполнению теплоизоляции в нижней части изолируемых труб. Некачественное выполнение теплоизоляции в ее нижней части создает предпосылки для разрушения всей конструкции теплоизоляции и коррозионных повреждений трубопроводов, поскольку эта часть постоянно увлажняется при подтапливании дна канала грунтовыми или случайными водами. Вследствие этого возрастают тепловые потери и возникают местные очаги коррозии стальных труб. Конструкция каналов и туннелей марки КЛс не только не отвечает требованиям выполнения монтажно-сварочных и теплоизоляционных работ, но и не обеспечивает условий прочности и плотности сооружения в целом. Стендовое испытание этой конструкции выявило повреждаемость шарнирных стыковых соединений при одностороннем действии горизонтальной временной нагрузки. Это указывает на возможность разрушения каналов и туннелей при реальном воздействии на них транспортных нагрузок (в местах пересечения железных и автомобильных дорог).
Неприемлемым является соединение верхнего и нижнего лотковых элементов при помощи укладки обрезков швеллеров, защита которых от коррозии практически не может быть выполнена в тяжелых температурно-влажностных условиях среды подземных конструкций тепловых сетей. Установлена нецелесообразность применения металлических закладных и других деталей в строительных конструкциях тепловых сетей, подверженных быстрому коррозионному разрушению. Рассмотренная выше конструкция рамных каналов (серии МКЛ) охватывает все диаметры тепловых сетей при восьми габаритных схемах, выбранных исходя из диаметра прокладываемых трубопроводов (вместо 32), что обеспечивает их экономичность, облегчает заводское серийное изготовление железобетонных элементов и снижает затрату металла на изготовление форм. Следует отметить, что каналы шириной 300 — 3000 мм, вошедшие в серию 3.006-2 и рассчитанные на железнодорожную нагрузку класса К-14 при заглублении верха перекрытия от 1 до 2,0 м, не должны применяться при прокладке под железными дорогами общей сети, поскольку минимальное заглубление определено 2,0 м. Туннели и коллекторы Наибольшее применение в строительстве туннелей и коллекторов получили конструкции сборных железобетонных коллекторов, разработанные институтом «Мосинжпроект», рабочие чертежи которых приведены в серии альбомов (РК 1101-70, РК 1102-75). Конструкции вошли в Каталог унифицированных индустриальных изделий и предназначены для сооружения городских и внутриквартальных коллекторов открытым способом. Технологические сечения городских коллекторов при совместной прокладке трубопроводов, водопровода, кабелей связи и силовых кабелей до 10 кВ даны в альбоме СК 1101-74. Рис.4.13 В альбомах приведены две конструкции коллекторов: одна из объемных железобетонных цельноформованных секций сечением В х Н (ширина и высота) - 1,5 х 1,9; 2,1 х 2,1; 2,5 х 2,5 и 3,0 х 3,2 м, предназначенных для сооружения линейной части коллекторов (рис. 4.13 а), другая из отдельных железобетонных элементов L-образной формы, ребристых плит перекрытия и плит днища для сборных коллекторов сечением В х Н - 3,6 х 2,1; 3,6 х 2,5; 3,6 х 3,2; 4,2 х 2,5; 4,2 х 3,2 м (рис. 4.13,б). Из этих сборных элементов сооружаются камеры, углы поворотов, узлы коллекторов. Рис. 4.13. Габаритные схемы коллекторов: а — из объемных секций; б — из отдельных элементов
Строительная конструкция коллектора из объемных секций состоит из рамных цельноформованных элементов, монтируемых на подготовке из монолитного бетона (рис. 4.14). Сопряжение объемных секций предусмотрено в «четверть» по стенам и днищу и в «шпонку» по перекрытию с заполнением стыков цементным раствором. Максимальная длина объемных секций 3,6 м. Коллектор из отдельных железобетонных элементов монтируется из стеновых блоков L-образной формы, плит перекрытия и днища (рис. 4.15).
Рис. 4.14. Коллектор из объемных секций: 1 — объемная секция; 2 - гидроизоляция оклеечная; 3 — цементный слой; 4 — защитный слой из бетона; 5 — асбоцементная плита; 6 — гидроизоляция оклеечная стен и днища; 7 — бетонная подготовка; 8 — песчаное основание; 9 — асфальт; 10 — цементный раствор Рис. 4.15. Коллектор из отдельных железобетонных элементов: 1 — плита днища; 2 — L-образный стеновой блок; 3 — ребристая плита перекрытия; 4 — гидроизоляция оклеечная; 5 — цементный выравнивающий слой; б — защитный слой из бетона; 7 — асбоцементная плита; 8 — бетонная подготовка; 9 — замоноличивание бетоном В25; 10 — песок; 11 — асфальт
Наряду с конструкцией линейной части коллекторов в типовом проекте разработаны конструктивные решения углов поворота коллекторов, камер для обслуживания двухсторонних сальниковых компенсаторов, водопроводных камер, камер для разводки кабелей. Габариты камер определены на основании анализа наиболее часто встречающихся технологических схем и могут корректироваться при конкретном проектировании. Углы поворота коллекторов, камеры и узлы монтируются как из элементов линейной части, так и из угловых блоков, до-борных стеновых и доборных плит перекрытия, балок, колонн и фундаментного блока (рис. 4.16). Рис. 4.16. Камера сборного железобетонного коллектора: 1 — колонна; 2 — угловой блок; 3 — балка перекрытия; 4 — плита перекрытия; 5 — стеновой блок; б — блок днища; 7 — гидроизоляция; 8 — защитная стенка; 9 — двухслойная подготовка из щебня и бетона Сборные железобетонные конструкции коллекторов предназначены для применения в следующих условиях строительства: сейсмичность района не более 6 баллов, грунты в основании непучинистые, непросадочные. Несущая способность основания должна быть не менее 0,15 МПа. Элементы коллекторов рассчитаны на временную автомобильную нагрузку Н-30 и колесную НК-80 при глубине засыпки над верхом перекрытия от верха дорожного покрытия 0,7 — 2,0 м, при расположении в зеленой зоне 0,5 — 2,0 м. Объемный вес грунта принят 18 кН/м3, угол внутреннего трения φ = 30°. Распределение давления от временной нагрузки принято под углом 45° в пределах дорожного покрытия и под углом 30° в грунте. Расчетная схема коллекторов принята в виде бесшарнирной рамы на упругом основании для объемных секций и в виде двухшарнирной рамы для коллекторов из отдельных железобетонных элементов. При одностороннем расположении временной нагрузки учтен отпор грунта в размере 50% бокового давления грунта от временной нагрузки. Через каждые 40 — 50 м, а также в местах примыкания коллектора к камерам и в местах резкого изменения грунтовых условий устраиваются температурно-осадочные швы (с компенсаторами). Конструкции туннелей и коллекторов должны быть защищены от проникания в них поверхностных и грунтовых вод. Перекрытия туннелей и коллекторов, располагаемых выше уровня грунтовых вод, следует защищать оклеенной гидроизоляцией из двух слоев изола, а стены обмазывать битумной эмульсией. В туннелях и коллекторах необходимо предусматривать продольный уклон не менее 0,002. При расположении туннелей и коллекторов ниже уровня грунтовых вод они должны быть защищены устройством попутного дренажа и оклеенной изоляцией. Тип и конструктивные решения гидроизоляции следует принимать в соответствии с типовыми проектами [ 3 ]. В серию 3.006-3 «Сборные железобетонные туннели» вошли туннели с применением уголковых блоков и объемных элементов, разработанные Мосинжпроектом. Для прокладки трубопроводов тепловых сетей в туннелях и коллекторах предусматривается устройство подвижных и неподвижных опор, а также камер для размещения сальниковых и гнутых компенсаторов, задвижек и другого оборудования. Место расположения опорных конструкций и камер принимается по проекту тепловых сетей. Габариты камер должны устанавливаться с учетом обеспечения проходов для нормального обслуживания оборудования в период эксплуатации в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86*. В перекрытиях камер должны предусматриваться люки диаметром 0,63 м с двойной крышкой и запорным устройством в количестве не менее двух. В местах размещения оборудования и крупногабаритной арматуры следует дополнительно устраивать монтажные проемы длиной не менее 4 м и шириной не менее наибольшего диаметра прокладываемой трубы плюс 0,1 м, но не менее 0,7 м. Неподвижные опоры следует, как правило, выполнять щитовой конструкции из монолитного или сборного железобетона. Скользящие опоры трубопроводов, располагаемые в верхних ярусах, проектируются из металлоконструкций, привариваемых к закладным деталям в элементах стен и дна коллектора. Внутренние габариты проектируемых коллекторов следует устанавливать с учетом следующих требований: ширина прохода не менее 800 мм, высота — 2000 мм (в свету); расстояние в свету от поверхности изоляции трубопроводов диаметром 500 — 700 мм до стенки и пола коллектора 200 мм, для трубопроводов диаметром 800 — 900 220 мм и до перекрытия коллектора соответственно 120 и 150 мм; расстояние между поверхностями изоляции теплопроводов по вертикали 200 мм для трубопроводов диаметром 500 — 900 мм; расстояние от поверхности труб водопровода, напорной канализации и воздухопроводов до строительных конструкций коллектора и до кабелей не менее 200 мм; вертикальное расстояние между консолями для укладки силовых кабелей 200 мм, для укладки контрольных кабелей и кабелей связи 150 мм, горизонтальное расстояние в свету между силовыми кабелями 35 мм, но не менее диаметра кабеля. Силовые кабели располагаются над кабелями связи, каждый горизонтальный ряд силовых кабелей отделяется от других рядов и от кабелей связи несгораемой прокладкой из асбестоцементных листов. Над трубопроводами допускается прокладывать только кабели связи. Рис.4.17 Пример технологического сечения городского коллектора дан на рис. 4.17. Рис. 4.17. Технологическое сечение коллектора(В х Н = 3000 х 3200 мм): 1— трубопроводы Dу 600 мм; 2 — кабели связи; 3 — силовые кабели; 4 — водопровод D у 500 мм
Коллекторы необходимо оборудовать приточной естественной и механической вентиляцией для обеспечения внутренней температуры в пределах 5 — 30 °С и не менее трехкратного обмена воздуха за 1 ч. Способ вентиляции должен приниматься в соответствии с санитарными правилами в зависимости от назначения коллектора. Вентиляционные шахты, как правило, совмещаются с входами в туннель. Расстояние между приточными и вытяжными шахтами должно определяться расчетом. Вентиляция теплофикационных туннелей должна обеспечивать как в зимнее, так и в летнее время температуру воздуха в туннелях не выше 50 °С, а на время производства ремонтных работ и обходов — не выше 40° С. Снижение температуры воздуха с 50 до 40 °С допускается предусматривать с помощью передвижных вентиляционных установок. Выбор вентиляционного оборудования производится на основании теплотехнического и гидравлического расчетов. Расчетные участки принимаются длиной 200 — 250 м. Вентиляционное оборудование следует размещать в вентиляционных камерах, сооружаемых из типовых железобетонных элементов коллекторов. Приток воздуха следует осуществлять без подогрева в пониженную точку туннеля через вертикальную шахту, приподнятую над уровнем земли не менее чем на 0,5 м. Удаление воздуха должно осуществляться в повышенной точке туннеля через вытяжные шахты. Отверстия приточных и вытяжных шахт необходимо закрывать металлическими решетками с сеткой. Вентиляторы устанавливают на вибропоглощающих основаниях, а присоединение вентиляторов к сети воздуховодов осуществляют посредством мягких вставок из прорезиненной ткани. Воздуховоды проектируются круглого сечения с плавными поворотами и переходами. Проектом вентиляции определяются места установки датчиков системы сигнализации о загазованности. Датчики необходимо устанавливать в повышенных точках профиля коллектора, на расстоянии 10—15 м от приточных и вытяжных шахт, а также в местах возможного проникновения газа в коллектор. В туннель или коллектор, в который исключено попадание газа, установка газовой защиты не обязательна. Коллекторы по степени надежности электроснабжения следует относить к потребителям второй категории. Электроснабжение коллекторов, как правило, осуществляется по двум кабелям, подключаемым к различным сборкам низкого напряжения трансформаторной подстанции. В туннелях должно предусматриваться устройство рабочего, аварийного и ремонтного освещения. Для питания светильников рабочего и аварийного освещения следует применять напряжение на лампах не выше 220 В, при этом необходимо применять светильники рудничного типа, конструкция которых исключает возможность доступа к лампе без специальных приспособлений. Напряжение на лампах ремонтного освещения должно быть не выше 12 В. Расстояние между шкафами ремонтного освещения должно быть не более 60 м. Сеть рабочего, аварийного и ремонтного освещения необходимо выполнять проводами с алюминиевыми жилами в водогазопроводных трубах или силовыми бронированными кабелями с алюминиевыми жилами. Все металлические нетоковедущие части электрических установок, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены. Освещенность на уровне пола в туннелях при рабочем освещении и также в камерах и узлах должна быть не менее 5 лк, а освещенность при аварийном освещении — не менее 0,5 лк. Для удаления грунтовых и случайных вод и воды из коллектора при аварии, а также при опорожнении трубопроводов необходимо предусматривать аварийные насосные станции. Производительность станции определяется из условия: спуск воды из одного трубопровода наибольшего диаметра в течение 2 ч; при наличии трубопроводов диаметром менее 200 мм — насосные станции производительностью не менее максимального часового количества поступающей воды, но не менее 8 м3/ч. Аварийные насосные станции необходимо оборудовать двумя комплектами центробежных насосов и одним комплектом самовсасывающего насоса производительностью не менее 8 м3/ч. Сброс аварийных вод следует производить непосредственно через водосборный колодец, из которого вода по самотечному трубопроводу поступает в ближайший водосток. Пуск и остановку насосов следует осуществлять автоматически от реле уровней. Для эксплуатации коллекторов следует предусматривать диспетчерские пункты. Размещать диспетчерские пункты по трассе коллектора следует из расчета один пункт не более чем на 5 км протяженности туннеля с равной зоной обслуживания в каждую сторону. Диспетчерский пункт, как правило, располагается в зданиях, примыкающих к коллектору, или вблизи от него. Благоустроенный вход в коллектор должен, как правило, осуществляться через диспетчерский пункт.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.045 с.) |