Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика государства в обеспечении занятости. Проблемы занятости в Республике Беларусь

Поиск

Под политикой занятости система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения. При этом занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законом страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъекту заработок (доход).

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. Они могут различаться в разных странах. Но главными из них следует считать следующие принципы:

- принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;

- принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

- принцип предоставления социальной защиты безработным.

Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать два типа регулирующего воздействия:

- пассивный;

- активный.

Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается использованием средств и мер, которые «лечат» уже проявившиеся симптомы вынужденной незанятости.

Формами реализации пассивной политики служит социальное страхование и воспомоществование. При этом социальное страхование по случаю потери работы означает выплату пособия по безработице, обычно с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. А воспомоществование - это форма материальной помощи, применяемая по отношению к длительно не работающим людям (безработным).

Политика занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы.

Формами реализации активного типа регулирования служат:

1) методы повышения спроса на рабочую силу;

2) методы сокращения предложения рабочей силы.

К числу методов первой группы, повышающих спрос на рабочую силу, можно, например, отнести введение льготного налогообложения в тех отраслях, где нужно увеличить спрос на рабочую силу. А примером методов второй группы, снижающих предложение рабочей силы, может быть введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих свою квалификацию. Это мероприятие содействует сокращению предложения на рынке труда и вместе с тем обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем. [5, с. 176]

Основой белорусской экономической модели является преобладание государственной собственности (особенно в важнейших экспорто-ориентированных отраслях) и сильное государственное управление, включая государственное планирование (прогнозирование) ряда важнейших социальных параметров. В экономической литературе такого рода национальные модели называют патерналистскими и, считается, что они основаны на принципах кейнсианства.

Модель социально-ориентированной рыночной экономики сочетает в себе регулирующую функцию государства и эффективный рыночный механизм хозяйствования:

- сохранение и поддержка убыточных и нерентабельных субъектов хозяйствования, фактически ликвидирующих институт банкротства;

- максимальное поддержание высокого уровня занятости, выраженное в сохранении экономически малоэффективных рабочих мест;

- разработка и реализация комплексных Государственных программ. Например, Государственная комплексная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Государственная программы инновационного развития на 2007-2010 годы т.д.;

- государственная поддержка жилищного строительства (например, гибкая система льготного кредитования);

- реализация крупных государственных проектов в социальной сфере (строительство Национальной библиотеки Республики Беларусь, ледовых дворцов, благоустройство городов и территорий). Кроме того, строительство дорог, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов заповедных зон, экологическое оздоровление регионов, благоустройство и озеленение территорий осуществляется при активном участии безработных, которые в то же время, находятся на оплачиваемых «общественных работах».

Исходя из вышесказанного, следует, что государство проводит активную политику на рынке труда, нацеленную на стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемой рабочей силы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место.

Активная политика на рынке труда реализуется по следующим направлениям:

1. обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более рационального использования трудового потенциала общества;

2. содействие трудоустройству безработных и временно незанятого населения, особенно социально уязвимых слоев населения. Например, реализация программы «Молодежная практика», позволяющая выпускникам учебных заведений приобрести опыт, умения и навыки практической работы;

3. создание новых рабочих мест;

4. бронирование (квотирование) рабочих мест на действующих субъектах хозяйствования для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

5. переселение на новое место жительства, где имеется соответствующее место работы;

6. предоставление гарантий в сфере занятости безработным;

7. наличие системы подготовки и переподготовки безработных в соответствии с потребность экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

8. организация временной трудовой занятости безработных в виде оплачиваемых общественных работ;

9. поддержка и развитие предпринимательской инициативы безработных;

10. придание рынку труда динамический характер, то есть снижение доли застойной безработицы;

11. совершенствование законодательства по вопросам обеспечения занятости населения.

Меры активной политики на рынке труда реализуются посредством разработки Государственных программ занятости ранее ежегодных ныне двухлетних, которые призваны обеспечить величину уровня безработицы в пределах, установленных прогнозом социально-экономического развития государства. [8, с80-82]

В Республике Беларусь обязательного социального страхования от безработицы не проводится. Финансирование пособий по безработице осуществляется из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. Согласно закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» максимальный размер пособия по безработице ограничен двумя базовыми величинами, а минимальный 70 процентами базовой величины. Кроме того, пособие по безработице, исчисляемое в базовых величинах, выпадает из системы минимальных социальных гарантий, обеспечиваемых государством, в качестве минимального уровня которых выступает бюджет прожиточного минимума (далее - БПМ). Это минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии по возрасту, пособие по уходу за ребенком и др. пособие по безработице – это единственное социальное пособие, которое зависит от базовой величины, а не БПМ.

Можно констатировать, что выплачиваемый размер пособия по безработице в республике (на октябрь 2013 составлял 185,2 тысячи рублей) не выполняет свою основную функцию – обеспечение материальной поддержке на период поиска работы. Невысокий размер пособия по безработице не позволяет эффективно использовать трудовые ресурсы, поскольку является одной из основных причин низкого уровня официально регистрируемой безработицы.

Вместе с тем, необходимо отметить, что повышение пособия по безработице приведет к увеличению числа безработных, так как в настоящее время пособие по безработице низкое и многие безработные занимаются трудоустройством самостоятельно. В данном случае может сработать «эффект пособия», как это произошло в Российской Федерации, где на протяжении двух лет повышался размер пособия. [3, с. 36]

При разработке региональных программ содействия занятости необходимо принимать во внимание особенности и состояние региональных рынков труда. Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь уже составлен перечень городов и регионов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер, а традиционные меры по регулированию рынка труда не дают положительных результатов. Для тех региональных рынков труда, состояние которых оценено как напряженное, целесообразно разработать программу дополнительных мер по снижению напряженности. Так, для напряженных рынков труда моногорода рекомендуется разработка комплекса мероприятий по развитию кадрового потенциала, повышению эффективности занятости на градообразующих предприятиях района; содействию трудоустройству работников, находящихся под риском увольнения; повышению качества кадрового менеджмента. Данный комплекс мероприятий ориентирован на оказание комплексной поддержки работников градообразующих предприятий в преддверии и в процессе реструктуризации, на профилактику возможных негативных социальных ее последствий, сохранение социальной стабильности и повышение эффективности занятости на предприятиях и в регионе.

Мероприятия охватывают следующие направления:

- профессиональное обучение и переобучение работников, содействие их самозанятости и реализации предпринимательских инициатив;

- профилирование работников, находящихся под риском увольнения, для повышения эффективности предоставляемых им услуг и предотвращения их попадания в ряды безработных;

- содействие трудоустройству работников, в том числе относящихся к категории лиц с ограниченной конкурентоспособностью на ранке труда и испытывающих наибольшие трудности в поиске работы и трудоустройстве;

- социальная поддержка работников предпенсионного возраста;

- организация оплачиваемых общественных работ;

- стимулирование приема увольняемых работников на новые рабочие места в другие организации, в том числе с переселением в сельскую местность, организация лизинга персонала;

- оказание профориентационных, консультативных и информационных услуг.

Принципиально значимым этапом развития рынка труда Республики Беларусь на 2011-2015 гг. является реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности кадрового менеджмента на белорусских предприятиях.

Повышению эффективности рынка труда должно способствовать дальнейшее совершенствование его институционального строения основными направлениями которого выступают:

- совершенствование законодательства о высвобождении избыточной численности работников в части введения категории работников, находящихся под риском увольнения, для оказания им комплекса услуг государственной лужбы занятости совместно с нанимателями, минуя состояние безработицы;

- укрепление потенциала государственных и негосударственных структур, занимающихся устранением дисбалансов между рынком образовательных услуг и рынком труда;

- создание центров содействия занятости молодежи в учреждениях образования;

- укрепление и консолидация усилий служб профессиональной ориентации в структуре органов Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, учреждений образования всех уровней подготовки, помогающих в выборе уровня подготовки, учебного заведения, соответствующих личностным интересам абитуриентов и перспективным потребностям национальной экономике в кадрах различного уровня подготовки;

- расширение функций кадровых служб предприятий, усиление связей с учреждениями образования и органами государственной службы занятости для обеспечения комплектования кадрами необходимой квалификации, специальности и уровня подготовки, обеспечивающих инновационное развитие предприятия и укрепление его конкурентных преимуществ за счет эффективного использования человеческого капитала;

- организация подготовки специалистов кадровых служб предприятий, организация повышения квалификации и переподготовки работников кадровых служб предприятий;

- содействие развитию социального диалога в области профессиональной подготовки на уровне предприятия, отраслевом и национальном уровнях для соблюдения интересов и прав работников в обучении и трудоустройстве, в целях повышения потенциала и расширения возможностей его участников при согласовании интересов рынка образовательных услуг и рынка труда, минимизации социальных издержек реструктуризации. [25, с. 53]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятость – это любая, не противоречащая законодательным нормам, деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая трудовой доход.

Следствием снижения занятости является безработица, т. е. ситуация превышения предложения рабочей силы над спросом на нее.

Рабочая сила есть экономически активное население. Сумма экономически активного и экономически неактивного населения представляет собой трудовые ресурсы страны. Сущность безработицы раскрывается через формы ее проявления (явная, неявная) и виды (естественная, структурная и т. д.).

Издержки безработицы носят экономический и социальный характер и проявляются как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельного человека. Так, в первом случае – это отставание реальных объемов национального производства от потенциальных, сокращение сбережений и инвестиций, сокращение налоговых поступлений в бюджет государства, падение покупательского спроса, затруднение в сбыте продукции, низкая производительность труда, социальные бунты, рост преступности. В отношении отдельного лица – это снижение уровня жизни населения ввиду сокращения доходов, потеря трудовых навыков, квалификации, ухудшение здоровья.

Государственная политика занятости должна быть сориентирована: на формирование рациональной структуры занятости; повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики.

Следствием перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов экономике. С ликвидацией убыточных и малорентабельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферами и отраслями экономики.

Это перераспределение обозначило ряд тенденций белорусского рынка труда: увеличение занятых в сфере услуг и снижение в сфере материального производства; превышение доли занятых в торговле в частном секторе над государственным; дискриминация в трудоустройстве относительно молодежи и женщин, несмотря на их высокий образовательный уровень.

При рассмотрении рынка труда занятых можно изучать в разрезе отраслей экономики, по формам собственности, по половозрастным признакам, уровню образования и др.

В свою очередь безработных можно анализировать по причинам увольнения, по последнему месту работы, по продолжительности безработицы и др., включая вышесказанное.

Для устранения последствий безработицы, а также для ее предотвращения государство ежегодно разрабатывает программы содействия занятости населения, исходя из реального состояния рынка труда и экономики в целом.

Значительную роль отводят взаимодействию безработных с государственными службами занятости. С целью расширения диапазона и качества предоставляемых ею услуг, а также развертывания адресной помощи безработным необходимо: изучение настоящих и перспективных потребностей отраслей экономики в определенных профессиях, оказание содействия министерствам и ведомствам в формировании прогнозов профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу; оказание помощи вузам, учреждениям среднего специального и профессионального образования в формировании перечня необходимых профессий и специальностей; оказание финансовой, юридической и другой помощи безработным для создания собственного дела.

Среди других мер государственной политики занятости выделяют: разработка системы государственного стимулирования банков и финансовых организаций, предоставляющих безработным и сокращенным работникам льготные кредиты для начала предпринимательской деятельности; организация общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы, развитие сезонной и временной занятости; защиты внутреннего рынка труда; переход к заявительному принципу регистрации новых предприятий, в том числе создаваемых безработными, с освобождением их деятельности от налогообложения на срок не менее 2 лет; развитие широкой системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров, в том числе на предприятиях и в организациях, с учетом потребностей структурной перестройки экономики.

Применение государством этих мер существенно снизило официальный уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 2000 годом (с 2,1% до 0,5%) и позволило Республике Беларусь занять лидирующие позиции относительно стран СНГ. Однако прослеживается следующая закономерность того, что снижение регистрируемой безработицы влечет за собой повышение уровня нерегистрируемой безработицы. Это необходимо учитывать государству для того, чтобы полнее использовать трудовой потенциал.

Ежегодно из государственного бюджета выделяются средства на социальные нужды, в частности на пособия по безработице. Следует отметить, что в мировом разрезе размер пособия по безработице в Республике Беларусь является довольно низким, что также является причиной обхода многими безработными государственных служб занятости и формированию неформальной занятости, теневой экономики.

Таким образом, активная деятельность государства необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночной механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической активностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть необходимым.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.011 с.)