Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие безработицы и причины возникновения безработицы

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Основой уровня жизни является трудовая деятельность населения. Трудовая деятельность выступает одновременно естественной его потребностью, определяющей психофизическое и социальное состояние людей, единственным условием существования человека, мерилом общественного богатства, основой человеческого развития и НТП, базой уровня дохода и потребления населением товаров и услуг.

Нынешняя экономическая система Республики Беларусь определяется как социально-ориентированная, что закреплено в ст.1 Конституции. Данный признак предполагает ориентацию рыночной экономики к интересам человека.

Важнейшим принципом социального государства является правовое обеспечение, т. е. соблюдение трудовых и социальных прав всех категорий граждан. В рыночной экономике, государство по мере возможных ресурсов следует принципу создания условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Но в любой стране имеется проявление различных форм безработицы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переживают серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность безработицы в Республике Беларусь повлияли на выбранную мной тему курсовой работы.

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей занятости и безработицы в Республике Беларусь.

Основными задачами, которые предстоит решить, выступают

1) раскрыть сущность понятий занятость и безработица;

2) оценить социально-экономические последствия безработицы в различных странах;

3) выяснить суть и основные направления государственного регулирования занятости;

4) раскрыть виды и формы безработицы;

5) проанализировать рынок труда Республики Беларусь и в других странах;

6) рассмотреть взаимосвязь инфляции и безработицы;

7) на основе изученных данных исследований и материалов статей, нормативных правовых актов обозначить основные направления современной политики занятости в республике Беларусь.

Достижению поставленной цели и решению задач содействуют оценки и взгляды различных экономистов, в частности, “Национальная экономика Беларуси” В.Н. Шимова, “Макроэкономика: социально ориентированный подход” Э.А. Лутохиной, “ Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста ” И.О. Потаповой; статистические и периодические издания: статистические ежегодники Республики Беларусь, экономические бюллетени и журналы, а также средства сети Internet (сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

 


ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Понятие безработицы

Безработица - сложное социально-экономическое явление, проявляющееся в том, что часть трудоспособного населения не трудится, но ищет работу и средства существования, а общество адекватно этому реализует меры по трудоустройству неработающих [24, c.289].

В реальности в рыночной экономике «полная занятость» и стремление к её достижению постоянно сопровождается безработицей. Как правило, эта категория включает в себя в качестве составляющих следующие моменты: падение социального статуса человека, утрату авторитета в семейно-бытовых отношениях, потерю жизненной перспективы. В 1948 г. ООН приняла Декларацию прав человека, где в ст.23.1 зафиксировано право каждого человека на труд, свободный выбор профессии, удовлетворительные условия труда. В соответствии с определениями международных организаций, таких как ИОТ и ОЭСР, безработные представляют собой лиц, которые не имеют работы, готовы приступить к ней и занимаются поиском работы в течении последних четырех недель, или те, кто уже устроился, но не приступил к деятельности. По законодательству Республики Беларусь гражданин считается безработным, если по отношению к нему соблюдается комплекс далее перечисленных условий: граждане являются трудоспособными; находятся в трудоспособном возрасте; постоянно проживают на территории Республики Беларусь; не имеют работы; не занимаются предпринимательской деятельностью; не обучаются в дневных учебных заведениях и не проходят военной службы; зарегистрированы в службе занятости. Например, в США безработными считаются лица, которые не имели занятости в течении недели обследования; предпринимали усилия по поиску работы в течении предшествующих четырех недель; кто не мог работать в течении недели обследования; лица временно уволенные или лица, нанятые на новую работу и обязанные приступить к ней в течении 30 дней. В Японии безработным считается тот, кто не работал ни одного часа в течении недели обследования, в Великобритании – не имел работы в течении недели обследования, ищет работу в течении этой недели, или не может искать ее из-за болезни, или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.

Само по себе понятие «безработица» не является абстрактным и связано с экономически активным населением, к которому по рекомендациям МОТ относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая производство для рынка. Личного пользования и бартера. При более конкретном рассмотрении сюда могут быть отнесены следующие категории граждан: представители наемного труда - рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т.п.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режим неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату. Экономически активное население на текущий период обозначается как «рабочая сила» [2, c.5].

Следует отметить, что в странах с командной экономикой безработица официально отсутствовала. Однако значительные масштабы приняла так называемая скрытая безработица, когда число занятых в народном хозяйстве значительно превышает потребность в них. Это являлось одной из причин низкой производительности труда, падения производственной дисциплины, неэффективности экономики. В рыночной экономике безработица неотъемлемый элемент и проявляется как несоответствие между спросом на рабочую силу и ее предложением. [23, с.410].

Таким образом, безработица характерна для определенного состояния на рынке труда, при котором часть трудового населения не может найти работу или не желает продать свой труд из-за низкой оплаты, других причин. По определению МОТ безработный – это человек, который хочет работать, может работать, на не имеет рабочего места [24, с. 194].

 

ГЛАВА 2

Виды и формы безработицы

Наряду с занятостью в жизни существует и незанятость. Она может быть двух основных видов: добровольная и вынужденная. В свою очередь, вынужденная незанятость также различается: скажем, одно дело, если человек потерял трудоспособность в результате болезни и вынужден не работать, и совсем другое, если гражданин трудоспособен, но не имеет работы. Вынужденно не занятые, имеющие трудоспособный возраст и желания трудиться, но при этом у них отсутствует подходящая работа, относятся к безработным.

Один из перечисленных признаков – отсутствие подходящей работы – требует специальных пояснений. Согласно Конвенции № 44 Международной организации труда подходящей работой считается такая работа, которая соответствует профессии работника, месту его проживания, а также по условиям труда и заработной платы не уступает прежней работе. Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь (ст.3) подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке, учитывающая его возраст, здоровье, трудовой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы. А по истечении 6-месячного периода отсутствия работы, в случае невозможности предоставить ее безработному по его профессии, подходящей будет считаться работа, требующая изменения профессии с учетом здоровья, прошлого опыта и доступных средств обучения. По истечении же 12 месяцев безработицы подходящей может считаться оплачиваемая работа (включая временную), учитывающая возрастные особенности безработного.

Таким образом, безработица представляет собой особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной [7, c. 145].
Наряду с занятостью населения существует и незанятость, которую характеризуют как вынужденную и добровольную.

Вынужденная незанятость, или безработица, - это такое положение, при котором определенная часть трудоспособного населения не находит применения на производстве согласно полученной специальности и становится безработной.

К безработным относят граждан, отвечающих следующим признакам:

· трудоспособный возраст

· наличие трудоспособности

· вынужденная незанятость

· наличие желания трудиться

· отсутствие подходящей работы

· регистрация в Государственной службе занятости

В соответствии с методологией МОТ, к безработным относятся лица, которые в течение отчетного периода не имели работу, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе немедленно [15, c. 151].

Отдельно следует пояснить термин “подходящая работа”. Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь (ст. 3) подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке, учитывающая его возраст, здоровье, трудовой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы.

Таким образом, работа не может считаться подходящей в случаях, когда:

· она связана с переменой места жительства человека без его согласия;

· она не соответствует профессии, уровню образования и квалификации работника;

· условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

· предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка человека по последнему месту работы (или ниже среднемесячного заработка работников аналогичной категории в области или крае – для тех, чей среднемесячный заработок превышал данный показатель) [6, c. 533].

В отношении добровольной незанятости можно сделать вывод о том, что добровольно незанятые не есть безработные, т. к. данная категория не отвечает вышеуказанным признакам (гражданин не желает работать и поэтому не прилагает усилий, связанных с поиском работы).

Образование и рост безработицы представляют собой специфический закон народонаселения, суть которого состоит в том, что наемная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создает источник для накопления капитала, последний же – через механизм роста технического строения капитала – порождает промышленную армию безработных [14, c. 143].

Безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила имеется в избытке лишь по сравнению со спросом, предъявляемым на нее со стороны капитала.

На основании закона народонаселения можно сделать вывод о том, что одной из причин возникновения и роста безработицы является рост технического строения капитала (марксистская теория).

В соответствии с неоклассической теорией безработица является следствием нежелания работников поступиться частью заработной платы.

Выделяют следующие виды вынужденной безработицы:

1. Фрикционная безработица связана с переходом с прежнего места работы на новое. Основной признак – непродолжительность (в среднем 1 месяц).

2. Структурная определяется как безработица, возникшая в результате крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. Эти преобразования ведут к несовпадению предложения и спроса по квалификациям и специальностям трудовых ресурсов.

3. Естественная безработица представляет собой сумму фрикционной и структурной безработицы.

Наиболее существенными факторами, влияющими на уровень естественной безработицы выступают система страхования по безработице и “жесткая ” заработная плата, порождающая “безработицу ожидания”.

В первом случае выплата значительных пособий по безработице снижает стимулы к быстрому трудоустройству.

Во втором случае безработица ожидания возникает в результате превышения устойчивого уровня заработной платы над ее равновесным значением (рисунок 2.1) [13, c. 337].

 

Рисунок 2.1 – “Жесткость” заработной платы и ее влияние на рынок труда

 

4. Технологическая безработица означает сокращение работающих, связанное с внедрением новой техники и технологии.

5. Циклическая безработица вызывается спадом производства, т. е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских и инвестиционных расходов. Таким образом, если совокупный спрос на товары и услуги сокращается, то сокращается занятость, и, как следствие, растет безработица.

6. Институциональной считается безработица, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. К примеру, большие социальные выплаты по безработице снижают предложение труда, тем самым повышая уровень безработицы [8, c. 148].

7. Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями производства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.).

8. Региональная безработица свойственна отдельным регионам в связи с демографическими, этническими и другими особенностями развития.

9. Молодежная, женская безработица связана с дискриминацией отдельных социальных групп на рынке труда.

Безработица различается не только по видам, но и по формам своего проявления (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Формы безработицы

 

К первой категории относится та часть незанятого населения, которая отвечает всем требованиям безработного, т. е. трудоспособный гражданин, ищущий работу, зарегистрированный в органах занятости и не имеющий реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. Явная безработица дает лишь приблизительное представление о реально сложившемся уровне безработицы. Поэтому необходимо рассматривать безработицу не только в ее явной форме проявления, но и в скрытом аспекте.

В противовес явной форме своего проявления безработица бывает неявной, т. е. скрытой. Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности и содержании скрытых форм безработицы. Одни экономисты к скрытой безработице относят вынужденную неполную занятость по инициативе нанимателя.

В мировой практике для обозначения вынужденной неполной занятости широко используется термин “частичная безработица”. В соответствии с Конвенцией МОТ №168, частичная безработица представляет собой “временное сокращение нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени”. Частичная безработица отражает неэффективное использование полного рабочего времени и характеризуется низкими доходами работников, недоиспользованием их квалификации, низкой производительностью труда [15, c. 150].

Ряд экономистов выделяют скрытую безработицу, состоящую из граждан, не имеющих работы, активно ищущих работу, но не зарегистрированных в службе занятости.

Безработицу как экономическое явление можно охарактеризовать не только качественно, но и количественно. Для этого используют два основных показателя: уровень безработицы и продолжительность безработицы.

Уровень безработицы – это отношение количества безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству экономически активного населения, выраженное в процентах:

Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени, в течение которого люди остаются без работы.

В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а также отраслевых и демографических [8, c. 150].

 

Рисунок 3 – Характер последствий безработицы

При рассмотрении первой группы целесообразно выделить экономические последствия на национальном уровне и на уровне человека.

На национальном уровне издержки безработицы проявляются в отставании реального Валового Внутреннего Продукта (в последующем ВВП) от потенциального ВВП. Потенциальный ВВП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при “нормальных” темпах экономического роста. Взаимосвязь этих явлений выражается законом Оукена, согласно которому превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 % вызывает отставание реального объема ВВП от потенциального на 2,5% (рисунок 2.4)[8, c. 151].

Установленную зависимость Оукен выразил формулой:

 

где V п – потенциальный ВВП,

Vф- фактический ВВП,

U- фактический уровень безработицы,%,

Ue - естественный уровень безработицы,%,

β ф- коэффициент Оукена.

Уменьшение объема ВВП приводит к сокращению налогов, которые поступают государству. Это обусловлено, с одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой - уменьшением налоговых поступлений от физических лиц [22, c. 245].

Рисунок 2.4 – Кривая Оукена

По мере роста безработицы увеличиваются расходы государства, связанные с пособиями по безработице. Средства на выплату пособий государство получает путем накоплением средств налогового бремени в стране.

Для отдельного человека безработица означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В результате сокращается спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны.

Также следует отметить, что потеря постоянного дохода влечет не только снижение покупательского спроса, но и сокращение сбережений, и уменьшение инвестиционного спроса.

Результатом безработицы является усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Таким образом, отдельные и достаточно большие группы населения вынуждены занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит вынужденный характер, а такой труд не может быть высокоэффективным, что отразится на низкой производительности труда, сокращении объема производства.

Безработица всегда грозит полной или частичной потерей квалификации, т.е. обесценением человеческого капитала. Безработные менее всего привлекательны на рынке труда. Безработица в крупных масштабах снижает реальную заработную плату тем, кто имеет работу.

С точки зрения экономики в целом было бы ошибочно оценивать безработицу как негативное явление.

К положительным моментам следует отнести:

· формирование резерва рабочей силы;

· перераспределение рабочей силы в места ее наиболее эффективного использования;

· конкуренция между работниками как мотивация к эффективному труду;

· перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;

· стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Наряду с экономическими эффектами безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, выделяют социальные эффекты безработицы.

При оценке социальных последствий необходимо иметь в виду тот факт, что работа для большинства людей рассматривается не только как источник дохода, но, в свою очередь, обеспечивает человеку соответствующий социальный статус, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, создает определенный режим жизни.

Таким образом, лишение человека возможности трудиться снижает его доход и, как следствие, усиливает дифференциацию населения.

Факт безработицы подавляет нравственные начала поведения человека, что приводит к его бездеятельности и деградации – пьянству, наркомании, совершению аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществе. Численность осужденных трудоспособного возраста, не работавших и не учившихся, систематически растет.

Также надо признать тот факт, что отсутствие занятости существенно ухудшает здоровье человека. Он становиться более подверженным различным заболеваниям и прежде всего психическим расстройствам.

Расчеты американских ученых показывают, что повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт вызывает рост явлений “социальной патологии” в обществе, а именно:

· общей смертности – на 2%;

· числа самоубийств – 4,1%;

· убийств – 5,7%;

· заключенных в тюрьмах – 4%;

· психически больных – 4% [13. c. 341].

Последствием безработицы может быть социальное возмущение и даже социальный взрыв. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считается уровень безработицы в 10-12 % [22, c. 248].

К положительным социальным последствиям относят:

· повышение социальной ценности рабочего места;

· увеличение личного свободного времени;

· возрастание свободы выбора места работы;

· увеличение социальной значимости и ценности труда.

Ранее была описана общая специфика последствий безработицы для всего трудоспособного населения. Однако в реальности издержки безработицы неодинаково распределяются между наемными рабочими:

· уровень безработицы среди “белых воротничков” ниже, чем у “синих воротничков”, т. е. фирмы менее склонны увольнять квалифицированные “белые воротнички”, в обучение которых вложены значительные средства;

· уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди взрослых, - это объясняется тем, что молодые люди, имея низкую квалификацию, чаще увольняются нанимателем;

· уровень безработицы среди переселенцев – как взрослых, так и молодежи – выше, чем среди местного населения – это можно объяснить рядом факторов: концентрацией работников в тех профессиях, которые не требуют высокой квалификации (“синие воротнички”), географической изоляцией населения в крупных городах, где возможность получить работу тем, кто впервые приходит на рынок рабочей силы сведена к минимуму;

· вполне правомерно сравнивать уровень безработицы среди мужчин и женщин. Например, в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины [14, c. 146].


ГЛАВА 3

Рисунок 3.1 – Кривая Филипса

На оси абсцисс откладывается уровень безработицы U1, на оси ординат – уровень цен Р1. Если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то оно проводит фискальную и бюджетно-денежную политику, стимулирующую совокупный спрос. Необходимость удовлетворения выросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2, но инфляция растет до Р2. Для борьбы с инфляцией правительство проводитантиинфляционную политику. В результате цены снижаются до уровня Р3, а безработица увеличивается до уровня U3. [23, с.412]

В 70-е годы рост безработицы в западных странах сопровождался, однако, не снижением цен, а их резким подъемом. Такое сочетание инфляции и безработицы, связанные с сокращением производства, экономисты назвали стагфляцией (от слов стагнация – застой в производстве – и инфляция). Объяснить её с помощью кейнсианской модели макроэкономического равновесия было невозможно, ибо такая модель не допускала одновременного существования высокого уровня безработицы и инфляции.

Последователи Кейнса объясняют стагфляцию значительным снижением совокупного предложения, вызванного резким возрастанием издержек производства в результате повышения цен на энергоносители, снижение производительности труда и т.п. В силу этого происходит снижение реального объема производства, поэтому кривая совокупного предложения сдвигается в лево, что вызывает рост цен и рост безработицы одновременно. Иные объяснения стагфляции дают представители монетаристской школы. Они исходят из того, что инфляция и безработица являются альтернативными только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде кривой Филлипса с устойчивой обратной связью между безработицей и инфляцией вовсе не существует. Монетаристы придерживаются концепции «естественного» уровня безработицы и адаптивных ожиданий. Согласно этой концепции, экономика может функционировать устойчиво в долговременной перспективе лишь при естественном уровне безработицы. [4, с. 555]

Противоположной точки зрения придерживаются представители классической школы, которые либо вообще отрицают обратную связь между темпами инфляции и безработицы (она лишь случайно проявляется в какие-то годы), либо признают её кратковременные проявления. Так, Э. Фэлпс и М. Фридмэн предложили модифицированный вариант кривой Филлипса в теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории, естественный уровень безработицы – такой уровень, при котором силы, вызывающие повышение и понижение темпов инфляции (и зарплаты), уравновешивают друг друга; установившиеся при этом стабильные цены совмещены с возможно низким естественным уровнем безработицы, и наиболее высокий устойчивый уровень занятости соответствует потенциальному объему ВВП страны. [24, с. 293]

В итоге можно констатировать следующий современный результат научной дискуссии приверженцев кейнсианской и классической школ. Большинство экономистов считают справедливым предположение о существовании обратной связи между темпами безработицы и инфляции в краткосрочном плане, но вероятность такой связи в долгосрочном периоде намного ниже. [24, с.294]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятость – это любая, не противоречащая законодательным нормам, деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая трудовой доход.

Следствием снижения занятости является безработица, т. е. ситуация превышения предложения рабочей силы над спросом на нее.

Рабочая сила есть экономически активное население. Сумма экономически активного и экономически неактивного населения представляет собой трудовые ресурсы страны. Сущность безработицы раскрывается через формы ее проявления (явная, неявная) и виды (естественная, структурная и т. д.).

Издержки безработицы носят экономический и социальный характер и проявляются как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельного человека. Так, в первом случае – это отставание реальных объемов национального производства от потенциальных, сокращение сбережений и инвестиций, сокращение налоговых поступлений в бюджет государства, падение покупательского спроса, затруднение в сбыте продукции, низкая производительность труда, социальные бунты, рост преступности. В отношении отдельного лица – это снижение уровня жизни населения ввиду сокращения доходов, потеря трудовых навыков, квалификации, ухудшение здоровья.

Государственная политика занятости должна быть сориентирована: на формирование рациональной структуры занятости; повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики.

Следствием перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов экономике. С ликвидацией убыточных и малорентабельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферами и отраслями экономики.

Это перераспределение обозначило ряд тенденций белорусского рынка труда: увеличение занятых в сфере услуг и снижение в сфере материального производства; превышение доли занятых в торговле в частном секторе над государственным; дискриминация в трудоустройстве относительно молодежи и женщин, несмотря на их высокий образовательный уровень.

При рассмотрении рынка труда занятых можно изучать в разрезе отраслей экономики, по формам собственности, по половозрастным признакам, уровню образования и др.

В свою очередь безработных можно анализировать по причинам увольнения, по последнему месту работы, по продолжительности безработицы и др., включая вышесказанное.

Для устранения последствий безработицы, а также для ее предотвращения государство ежегодно разрабатывает программы содействия занятости населения, исходя из реального состояния рынка труда и экономики в целом.

Значительную роль отводят взаимодействию безработных с государственными службами занятости. С целью расширения диапазона и качества предоставляемых ею услуг, а также развертывания адресной помощи безработным необходимо: изучение настоящих и перспективных потребностей отраслей экономики в определенных профессиях, оказание содействия министерствам и ведомствам в формировании прогнозов профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу; оказание помощи вузам, учреждениям среднего специального и профессионального образования в формировании перечня необходимых профессий и специальностей; оказание финансовой, юридической и другой помощи безработным для создания собственного дела.

Среди других мер государственной политики занятости выделяют: разработка системы государственного стимулирования банков и финансовых организаций, предоставляющих безработным и сокращенным работникам льготные кредиты для начала предпринимательской деятельности; организация общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы, развитие сезонной и временной занятости; защиты внутреннего рынка труда; переход к заявительному принципу регистрации новых предприятий, в том числе создаваемых безработными, с освобождением их деятельности от налогообложения на срок не менее 2 лет; развитие широкой системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров, в том числе на предприятиях и в организациях, с учетом потребностей структурной перестройки экономики.

Применение государством этих мер существенно снизило официальный уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 2000 годом (с 2,1% до 0,5%) и позволило Республике Беларусь занять лидирующие позиции относительно стран СНГ. Однако прослеживается следующая закономерность того, что снижение регистрируемой безработицы влечет за собой повышение уровня нерегистрируемой безработицы. Это необходимо учитывать государству для того, чтобы полнее использовать трудовой потенциал.

Ежегодно из государственного бюджета выделяются средства на социальные нужды, в частности на пособия по безработице. Следует отметить, что в мировом разрезе размер пособия по безработице в Республике Беларусь является довольно низким, что также является причиной обхода многими безработными государственных служб занятости и формированию неформальной занятости, теневой экономики.

Таким образом, активная деятельность государства необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночной механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической активностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть необходимым.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

«Рисунок П.А.1» - Регистрация безработных в 2012-2013 гг.,

Тысяч человек

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

«Рисунок П.Б.2» - Спрос и предложение на рынке труда в 2004-2013 гг., тысяч человек

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

«Рисунок П.В.3» - Состав безработных по категориям на 01.10.2013 г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

«Рисунок П.Г.4» - Состав безработных по уровню образования на 01.07.2013 г., человек

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

«Рисунок П.Д.5» - Динамика уровня безработицы в 2012-2013 гг.

 

ВВЕДЕНИЕ

Основой уровня жизни является трудовая деятельность населения. Трудовая деятельность выступает одновременно естественной его потребностью, определяющей психофизическое и социальное состояние людей, единственным условием существования человека, мерилом общественного богатства, основой человеческого развития и НТП, базой уровня дохода и потребления населением товаров и услуг.

Нынешняя экономическая система Республики Беларусь определяется как социально-ориентированная, что закреплено в ст.1 Конституции. Данный признак предполагает ориентацию рыночной экономики к интересам человека.

Важнейшим принципом социального государства является правовое обеспечение, т. е. соблюдение трудовых и социальных прав всех категорий граждан. В рыночной экономике, государство по мере возможных ресурсов следует принципу создания условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Но в любой стране имеется проявление различных форм безработицы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переживают серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.108 (0.012 с.)