Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синдром Аспергера: особый случай сверхэффективностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ким Пик умер 19 декабря 2009 года в возрасте 58 лет от сердечного приступа. Это прототип Рэймонда Бэббита, героя фильма «Человек дождя». Огромная заслуга фильма в том, что он познакомил общество с явлением аутизма самого высокого уровня, известного также как «синдром Аспергера». Но не все случаи синдрома Аспергера столь живописны: после фильма может сложиться карикатурный и пугающий образ этого явления. Обидно, потому что люди, пораженные синдромом Аспергера, нередко умны и чрезвычайно милы в общении.
Типичные характеристики В 1944 году венский педиатр Ганс Аспергер обнаружил у некоторых детей необычные свойства. Прежде всего, неординарный, почти навязчивый интерес, например, к водонапорным башням, электрическим батарейкам, трамваям, и т. д. Дети, даже весьма нежного возраста, превращались в настоящих знатоков в своей области: они разбирались во всех технических особенностях и цифрах.
Например, пятилетний Давид хотел знать все о Наполеоне, включая его боевые сражения. Леа всерьез интересовалась строением человеческого тела. В четыре года она знала все квадрицепсы и даже подколенную ямку. Она могла перечислить почти все кости в скелете и даже умела считать пульс. Страстью Жака были птицы. Он пронес ее через всю жизнь и сделал своей профессией. Вместе с этими странными склонностями ребенок показывал необычные способности к языку: его словарь и синтаксис были чрезвычайно сложны, он доходил в этом до педантизма. Зато Жак совершенно не был способен принимать участие в разговорах, и у него были колоссальные проблемы в общении со сверстниками.
Аспергер отметил также удивительную память этих детей и их способность к обучению. Все эти явления, сопровождаемые неумением концентрироваться и страхом перед рутинной работой, легко могут привести к обсессивно‑компульсивному расстройству (ОКР). Лица у таких детей не слишком выразительные, а взгляд то бегающий, то, наоборот, пугающе внимательный. У них неуверенная походка и неловкие движения. Они отличаются странной гиперчувствительностью (положительной или отрицательной) к определенным звукам, вкусам, запахам или к прикосновению к определенным материалам. Еще они странно выражают свои эмоции.
Эти необычные дети живут в постоянном чувстве тревоги. Совершенно неожиданно у них происходят эмоциональные всплески, никак не соразмерные с породившим их событием. А в других ситуациях, когда от них ждут хоть какой‑то реакции, они, наоборот, демонстрируют редкое безразличие. Судя по всему, синдром Аспергера чаще затрагивает мальчиков: на 8 мальчиков приходится 1 девочка, но у девочек его труднее выявить: их любимые занятия (например, игры с лошадкой или куклой Барби) не столь необычны, а страхи вполне объяснимы. Некоторые психологи полагают, что причиной тому является гипермаскулинизация мозга, требующая «систематизации», а женский мозг, как полагают, больше склонен «эмпатировать».
Изнурительная попытка адаптации Считается, что в основе проблемы человека, страдающего аутизмом – его неспособность общаться с внешним миром: он не умеет контактировать с людьми. И ничего не понимает ни в реальной жизни, ни в людях. И виноват в этом он сам. Причину начинают искать в наследственности, генах и в функционировании мозга. Моя практика в области личностного роста людей со сверхэффективным мозгом позволяет рассмотреть эту проблему под другим углом. Например, иногда аутизм служит защитой от многократной гиперестезии и от слишком развитого чувства эмпатии, а следовательно, от вытекающего из этого чувственного или эмоционального навязчивого ощущения. Симптомы, описанные Джил Боулт Тэйлор при нарушении у нее мозгового кровообращения, очень похожи на обычную жизнь людей с синдромом Аспергера. Она признавалась, что в обществе некоторых людей ей приходилось замыкаться в себе, особенно среди тех, кто находился в стрессе, они просто опустошали ее своей энергетикой. А может быть, синдром Аспергера – это излишнее доминирование правого полушария? Надо заметить, что аутисты отличаются прямотой, честностью и соблюдают правила поведения. Их чувствительность к деталям, исключительная память и несомненная логика сочетаются с беспристрастностью и с пугающей искренностью. С самого детства точность их замечаний граничит с дерзостью. «Мама, почему ты требуешь, чтобы я был вежливым с соседкой, ведь вчера ты сказала папе, что она – змея подколодная?» Надо думать, что такое искреннее умозаключение не способствует добрососедским отношениям. А ведь взрослые даже не понимают, какой стресс у ребенка с развитой логикой вызывает строгое внушение, последовавшее за его замечанием. Переживая стресс за стрессом, один непонятнее другого, ребенок устает от необходимости искать смысл там, где его нет. И тогда он пробует этого избежать, замкнувшись в своем внутреннем мире, таком богатом и спокойном. Так, может быть, аутизм – всего лишь упадок духа?
«Людей аспи»[11]упрекают в том, что они не умеют читать выражения лиц и понимать интонации, что они не догадываются о мыслях, эмоциях и намерениях других людей. Их эмпатию считают незрелой оттого, что, порой, они принимают обычную вежливость за проявление искреннего интереса. Им ставят в упрек, что они не отличают случайное от умышленного, а также не видят разницы между дружескими и враждебными намерениями. И в самом деле, большинству сверхэффективных непостижим злой умысел, потому что он непродуктивен. Людям аспи и с развитым правым полушарием мозга чрезвычайно трудно приспособиться к неискреннему, а значит, нечестному, нелогичному и противоречивому поведению коллег и знакомых. Их глубоко ранит и выводит из равновесия саркастический тон. А теперь зададимся вопросом: у кого же на самом деле нарушение функции? У аутиста с синдромом Аспергера, который, будучи мизантропом, не способен ни лгать, ни одобрять нелогичные поступки, или у большинства людей с сомнительной моралью и путаным мышлением? Как только ребенок аспи отдает себе отчет в том, что он не такой, как все, он начинает критически оценивать себя – и это его угнетает. В результате он уходит в воображаемый мир. Осыпаемый насмешками и придирками со стороны одноклассников, он не приемлет действительность и становится надменным. Нередко пытается подражать другим детям и, благодаря своей памяти и вниманию к деталям, подчас может стать великолепным имитатором. И даже заслужить симпатию товарищей. Но отношения в обществе наполняют его тревогой и утомляют. Вот почему ребенок аспи так нуждается в одиночестве: ему нужно восстановить силы. Это одиночество будет его убежищем в течение всей жизни, и редко кто из окружающих сумеет его понять. Если вы поняли, что все описанное полностью относится и к вам, может быть, стоит задаться вопросом: «А нет ли у меня синдрома Аспергера?» Мне кажется важным обратить внимание на эти пока еще плохо изученные (особенно во Франции) чувства. Зная, что у вас синдром Аспергера, вы перестанете считать себя сумасшедшим и сможете выработать собственные стратегии адаптации. К тому же, диагноз позволит вам получить доступ к терапевтической и педагогической помощи: вас примут и поддержат. Очень важно, когда окружающие понимают неразбериху в голове человека аспи, ощущают его бессилие перед социальными стандартами и уважают его потребность в одиночестве. А еще диагноз способен в лучшую сторону поменять отношение близких – особенно супруга(и) – к вашей персоне. Наконец, человек с синдромом Аспергера может услышать слова ободрения и комплименты, а не критику своих способностей. И, еще, когда вы узнаете, что у вас синдром Аспергера, это поможет вам лучше понять себя, восстановить свою личность и адаптироваться к окружению. Как правило, такие, как вы, понимая свое функционирование, лучше контактируют друг с другом, особенно если у них одинаковые интересы.
Мы предлагаем вам прочитать хартию самоутверждения, написанную Лиан Холлидей Уилли для помощи людям с синдромом Аспергера: им следует принять себя такими, как есть, и жить дальше. Мне кажется, она включает в себя все виды сверхэффективности. Поэтому я предлагаю вам выучить ее наизусть или повесить у себя над столом и постоянно перечитывать!
Хартия самоутверждения (Лиан Холлидей Уилли, 2001)
• Я – полноценный, но я не такой как все. • Я никогда не поступлюсь своим достоинством, чтобы понравиться окружающим. • Я – интересный человек, и у меня полно достоинств. • Я горжусь собой. • Я способен нормально чувствовать себя в обществе. • Я всегда, если надо, могу попросить о помощи. • Я достоин уважения и признания со стороны окружающих. • Я сделаю карьеру, соответствующую своим способностям и интересам. • Я буду терпелив по отношению к тем, кому понадобится время, чтобы меня понять. • Я никогда не изменю самому себе. • Я буду принимать себя таким, какой я есть.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.01 с.) |