Тема 4. Формы организации общественного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Формы организации общественного хозяйства



 

Деньги — наиболее ликвидный товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Закон денежного обращения — количество денег в обращении прямо пропорционально уровню цен и реальному объему производства и обратно пропорционально скорости обращения денег.

Закон обмена эквивалентов (стоимости) — товар обменивается на другой товар или на определенное количество денег тогда, когда они являются эквивалентами по стоимости, но отличаются по потребительной стоимости.

Меновая стоимость — свойство товара обмениваться на другой товар в определенной пропорции.

Натуральное хозяйство — в основном закрытая экономическая система, в которой продукция производится для внутреннего потребления с целью удовлетворения потребностей семьи.

Потребительная стоимость — свойство товара удовлетворять потребности человека.

Рыночная экономика — открытая экономическая система, в которой основным регулятором развития является рынок, а продукция производится для продажи или для обмена с целью получения экономической выгоды.

Стоимость товара — совокупность ресурсов, затраченных на производство и реализацию товара.

Товар продукт труда, удовлетворяющий потребности человека и поступающий к нему посредством купли или обмена.

Товарное хозяйство — открытая экономическая система, в которой продукция производится для обмена или для продажи с целью получения экономической выгоды.

 

Тема 5. Рыночная система и механизм ее

Функционирования

Внерыночное происхождение государственного дохода - это перераспределение доходов хозяйствующих субъектов, которое носит принудительный характер.

Внутриотраслевая конкуренция - борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Государственное регулирование цен - установление правительством предельного уровня (фиксирования) цен, а также предела их отклонения на определённые группы товаров.

Государственные цены – цены, назначаемые ценообразующими или другими государственными органами.

Государство как экономический субъект - это совокупность органов и лиц, сосредоточивших а своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.

Договорные цены – цены, документально зафиксированные продавцами и покупателями.

Естественная монополия – монополия, возникающая и существующая закономерно, по объективным условиям в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство (газовая, алюминиевая, автомобильная); где целесообразен единый хозяйственный комплекс (водоснабжение, связь, метрополитен); или при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов винограда, кофе, организации художественных промыслов и т.п.

Издержки производства - суммарные затраты всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении.

Императивный статус государства - это обязательность государственных требований для всех.

Инструменты государственного регулирования рынка - это налоги, дотации (отрицательный налог, или «налог наоборот»), фиксированные цены.

Искусственная монополия – это «рукотворная» монополия, созданная специально для получения монополистических выгод путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности.

Картель (от итал. carta – документ) – наиболее простая и распространённая форма монополии, производящей однородную продукцию.

Конкуренция - конкретная форма функционирования рыночных отношений, важный неотъемлемый инструментом механизма рынка.

Конкуренция тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Конкуренция ( от лат. concurere – сбегаться, сталкиваться ) -объективный экономический закон рыночного хозяйства.

Консорциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество) – временное объединение промышленных, строительных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство железных дорог, тоннелей, спортивных комплексов и т.п.).

Концерн (от англ. concern – фирма, предприятие) – одна из главных и эффективных форм современных хозяйственных объединений, представляющих собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, объединяющий промышленные, торговые, банковские и другие предприятия.

Конъюнктура рынка – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется акт купли – продажи товаров и услуг.

«Лидерство в ценах» - тайный сговор (негласное соглашение) по использованию, установление нужного уровня цен ведущей в данной отрасли фирмой и остальными «молчаливо» следующими за ней.

Межотраслевая конкуренция – борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала.

Методы косвенного воздействия государства и его институтов на социально – экономическую жизнь общества – этобюджетно – налоговая политика (регулирование государственных расходов, осуществление госзакупок, поддержка и регламентирование государственного предпринимательства); кредитная политика (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке, изменение учётной ставки); фискальная политика (регулирование налогового обложения имущества граждан, введение определённых налогов); амортизационная политика (ускоренная амортизация); внешнеэкономическая политика (законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений); создание системы экономико – правовых регуляторов, законов, рекомендаций и т.д.

Методы прямого воздействия государства на экономику -это целевое финансирование отдельных секторов экономики, систему государственных закупок и инвестиций, организацию социальных трансфертов, создание государственных унитарных предприятий, взятие под контроль различных акционерных обществ путём скупки акций, национализация отдельных предприятий.

Монополистическая конкуренция -такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию (различные виды одежды, обуви, мебели, рознично-торговых услуг и т.п.).

Монополия (от греч. monos – один, единственный + poleo – продаю) – это господство одного продавца; фирма, которая не имеет конкурентов.

Несовершенная конкуренция - состояние рыночной системы хозяйствования, при которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной (свободной) конкуренции.

«Ножницы цен» – завышение продажных и занижение покупных цен.

Олигополия (групповая монополия) – рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка.

Оптовые цены – цены,по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.

Пеня – цена просрочки платежа.

Понятие «рынок» – отражает самостоятельную подсистему, главными элементами которой являются «спрос», «предложение», «цена». Именно их единство и выражает понятие «рынок».

Понятие «рыночная экономика» - шире понятия «рынок» за счёт включения ещё сфер «производство» и «потребление».

Понятие «социально – регулируемая рыночная экономика» - к рыночной экономике добавляет те факторы, которые образуют механизм (непосредственного и опосредованного) регулирования рыночной экономики: государство, рыночные институты, влияние мировой экономики.

Розничные цены – цены,по которым продаются в розницу товары народного потребления населению.

Рыночная система – это экономика, в которой экономические решения принимаются главным образом нецентрализованным путём, при которой рынок представляет собой форму взаимоотношений отдельно действующих, самостоятельных хозяйственных субъектов, находящихся в конкурентной борьбе между собой с целью получения прибыли, обеспечивающей продолжение экономической деятельности (процесса воспроизводства).

Рыночный механизм (или механизм рынка) – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов.

Синдикат (от греч. syndikos – действующий сообща) - форма хозяйственного объединения, участники которого, договариваясь о ценах и квотах, самостоятельно производя однородную продукцию, реализуют её через общую торговую сеть, утрачивая тем самым коммерческую самостоятельность.

Система «связанных цен» - ситуация, при которой на основной продукт (фотоаппарат, принтер) для стимулирования его сбыта цена относительно невелика, а на сопутствующий (плёнку, краску к принтеру) для получения компенсирующей сверхприбыли – завышенная.

Совершенная (чистая или свободная) конкуренция - состояние рыночной системы хозяйствования, характеризующееся большим числом продавцов, конкурирующих между собой, предлагающих стандартную, однородную продукцию многим покупателям.

Ставки – установленные на определённый период времени цены на особые виды товаров, включая ставки заработной платы; процентные ставки; налоговые ставки; арендная плата.

Стоимость – вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или отношение издержек к полезности.

Таможенные тарифы - тарифные цены, взимаемые таможенной службой за перемещение товаров через границу.

Тарифы (расценки ) – цены, по которым производится оплата услуг: за электроэнергию, газ, воду; за почтовые, телеграфные, банковские услуги; за стрижку, оформление документов, ремонт квартиры.

Цена - денежное выражение стоимости, форма выражения ценности (полезности) блага.

Цена «снятия сливок» – повышенные цены для богатых, «избранных» покупателей

Ценовая конкуренцию -рыночная ситуация, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения.

Ценовой механизм – включает сами цены, их суть, название, виды, структуру, функции, величину и динамику изменения и процесс (механизм) ценообразования.

Ценообразование - процесс и способ формирования и изменения уровней цен, соотношения и структуры.

«Цены проникновения» – пониженные цены для завоевания массового покупателя и массового разорения конкурентов.

Чистая (абсолютная) монополия -рынок, на котором одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Штраф – цена проступка.

Экономическая конкуренция - понимают соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.019 с.)