Десятый словоизменительный класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десятый словоизменительный класс



§ 1571. Показатель класса — одно из соотношений: «и — нуль», «е — нуль», «а — нуль»: бели ­ л ­ абел ­ ят, обиде ­ л ­ аобид ­ ят, крича ­ л ­ акрич ­ ат. Сюда относятся такие глаголы, как белить, будить, серебрить; храпеть, хрипеть; бояться, кричать. В зависимости от конечной гласной основы прош. вр. глаголы кл. Х делятся на три подкласса.

1) Первый подкласс: соотношение «и — нуль»: сини ­ л ­ асин ­ ят, мыли ­ л ­ амыл ­ ят, обводни ­ л ­ аобводн ­ ят. К подкл. 1 относятся глаголы, мотивированные именами, например белить, синить, мылить, запрудить, обводнить, и большая группа немотивированных глаголов. Сюда принадлежат все глаголы на ­ ить, за исключением глаголов на ­ ить 1 спр., а именно: почить (высок., устар.), гнить (кл. I, 3); бить, вить, лить, пить, шить, брить (кл. I, 5); ­ шибить (кл. VI, 3) и изолированного чтить (книжн.); см. § 1573.

Основа наст. вр. глаголов подкл. 1 оканчивается на парно­мягкую согласную, шипящую или |j|: ход ­ ят, крас ­ ят, леч ­ ат, до ­|j­a| т. В форме 1 л. имеют место следующие чередования: а) «шумная переднеязычная — шипящая»: |т’ — ч| и (реже) |т’ — 〙’| (список глаголов с этим чередованием см. в примечании), |д’ — ж|, |с’ — ш|, |з’ — ж|; б) |с3т’ — 〙’|, |с3д’ — 〇’|; в) «мягкая губная — сочетание „губная + л“»: |п’ — п1л’|, |б’ — б1л’|, |м’ — м1л’|, |в’ — в1л’|, |ф’ — ф1л’|: а) крутяткручу, осветятосвещу, ходятхожу, носятношу, возятвожу; б) простятпрощу, бороздятборозжу; в) купяткуплю, любятлюблю, ломятломлю, ловятловлю, графятграфлю. В гл. умертвить чередуются |т1в’ — 〙’в1л’|: умертвятумерщвлю.

Примечание. Чередование |т’ — 〙’| (а не более распространенное |т’ — ч|) имеют следующие глаголы кл. X, 1: обратить (обратятобращу), поглотить (поглотятпоглощу), превратить (также с префиксами из ­, воз ­, со ­, от ­, пред ­ от ­), развратить, защитить, прекратить, сократить, укротить, возмутить, смутить, ощутить, воплотить, поработить, посетить, осветить, просветить, освятить, посвятить, насытить, пресытить, восхитить, похитить, расхитить.

У многих глаголов кл. X, 1 основа наст. вр. которых оканчивается на шумные переднеязычные, в силу обязательного для этой формы чередования «переднеязычная — шипящая» (см. § 1599), образование формы 1 л. ед. ч. затруднено. Так, избегаются в употреблении формы 1 л. ед. ч. гл. желтить, застить (прост.), мутить, обессмертить, очутиться, ощутить, приютить (ся); бороздить, гвоздить (разг.), дудить (разг.), ерундить (разг.), нудить (разг.), победить, сбрендить (прост.), соседить, убедить (ся), умилосердить (ся), чадить, чудить (разг.), шкодить (прост.); басить, гнусить (разг.), дубасить, голосить, колесить, кудесить, пылесосить (пылесосю и пылесошу, обе формы в употреблении редки), рысить, чудесить (разг.); бузить (разг.), грезить, дерзить, елозить (разг.), (с) лям-
зить
(прост.). Избегаются в употреблении также формы 1 л. ед. ч. гл. затмить.

Глаголы кл. X, 1, оканчивающиеся в инфинитиве на безударное ­ ить, при образовании форм взаимодействуют с глаголами кл. I на ­ ать. Поэтому в употреблении могут не различаться формы гл. лазить (кл. X, 1) и лазать (кл. I, 1); мучить (кл. X, 1) и мучать (кл. I, 1) (мучит и мучает); мерить (кл. X, 1) и мерять (кл. I, 1; устар.): По Кавказу лазаем (Пастерн.); Из трав готовят эликсиры И звезды меряют в ночи (Забол.).

Примечание. В просторечии некоторые глаголы кл. X, 1 имеют ненормативные формы по парадигме глаголов кл. 1: ездитьездят и прост. ездиют; лазитьлазят и прост. лазиют; елозить (разг.) — елозят и прост. елозиют.

2) Второй подкласс: соотношение «е — нуль»: бде ­ л ­ абд ­ ят (устар.), виде ­ л ­ авид ­ ят, горе ­ л ­ агор ­ ят, звене ­ л ­ азвен ­ ят. Сюда входит свыше 40 глаголов: бдеть (устар.), блестеть, болеть (испытывать боль), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть (разг.), гореть, греметь, гудеть, дудеть (разг.), зависеть, звенеть, зреть (видеть)(устар.), зудеть (разг.), кипеть, кишеть, коптеть, корпеть (разг.), кряхтеть (разг.), лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть (прост.), свиристеть (разг.), свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть (высок.), скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть (разг.), тарахтеть (разг.), терпеть, храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь. Основа наст. вр. глаголов подкл. 2 оканчивается на парно­мягкую согласную, в единственном гл. кишеть — на шипящую. В форме 1 л. ед. ч. здесь имеют место те же чередования, что и в глаголах подкл. 1 (см. выше): видятвижу, вертятверчу, висятвишу, хрустятхрущу, скорбятскорблю, хрипятхриплю.

У ряда глаголов подкл. 2, как и у глаголов подкл. 1, не образуются или редко употребляются формы 1 л. ед. ч. Так, практически не употребляются формы 1 л. ед. ч. гл. бдеть, гудеть, зудеть; шелестеть. Употребление форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч. гл. болеть отмечается лишь в ненормативной речи: — Что ж у тебя болит? — Весь болю (Чех.).

Примечание 1. Неупотребительность форм 1 л. ед. ч. наст. вр. — в значительной степени следствие традиции, а не произносительного неудобства. Это подтверждается, например, такими сопоставлениями: формы ерунжу (ерундить), мучу (мутить) неупотребительны, а формы вонжу (вонзить), шучу (шутить) нормальны и употребительны. Лишь в отдельных случаях непоследовательность словоизменения (например, у изолированного гл. чтить, см. § 1573) или неупотребительность формы (например, у гл. бдеть) объясняется неблагозвучием того сочетания согласных, которое должно было бы появиться в соответствующей форме.

Примечание 2. Неупотребительны некоторые словоформы, омонимически совпадающие со словоформами других глаголов; например, бужу от бузить (разг.) при употребительной форме бужу от будить; держу от дерзить при употребительной форме держу от держать; лажу от лазить при употребительной форме лажу от ладить; тужу от тузить при употребительной форме тужу от тужить. Омонимичное совпадение также не всегда является препятствием к употреблению форм; например, равно употребительны словоформы вожу от водить и вожу от возить.

Примечание 3. Глаголы коптить (кл. X, 1) и коптеть (кл. X, 2) различаются только формами прош. вр. и инфинитива. Остальные формы, образующиеся от названных глаголов, у них совпадают (коптитькопчу, коптишь, коптит и т. п.; коптетькопчу, коптишь, коптит и т. п.). Гл. коптеть в своем прямом знач. (покрываться копотью)употребляется редко. Формы этого глагола (преимущественно прош. вр. и инфинитив) употребительны главным образом в знач. (корпеть): коптеть над книгами; всю ночь коптел над рукописью. При образовании форм глагол коптеть может взаимодействовать с глаголами на ­ еть (кл. I, 2), с которыми его сближает общая семантика (обозначение становления признака, сравним: грязнеть, коченеть). Поэтому в словарях наряду с формами копчу, коптишь указываются формы коптею, коптеешь. Эти формы в употреблении очень редки.

3) Третий подкласс: соотношение «а — нуль»: ворча ­ л ­ аворч ­ ат, молча ­ л ­ амолч ­ ат, слыша ­ л ­ аслыш ­ ат, дрожа ­ л ­ адрож ­ ат, бо |jа|­ л ­ а ­ сьбо |j­а| т ­ ся. Сюда входят глаголы, основа которых в наст. вр. оканчивается на шипящую или |j|: бояться, бренчать (разг.), брюзжать (разг.), бурчать (разг.), верещать (разг.), визжать, ворчать, держать, дребезжать, дрожать, дышать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, стоять, стучать, торчать, трещать, урчать (разг.), фырчать (прост.), шуршать. По общему соотношению основ к подкл. 3 относятся гл. гнать и спать. Гл. гнать отличается от глаголов подкл. 3 конечной согласной основы наст. вр. (|н|, а не шипящая или |j|), чередованием согласных в соотносящихся основах прош. и наст. вр. |н — н’| и наличием беглой гласной в основе наст. вр. — (гна ­ — го |н’|­). Гл. спать имеет основу наст. вр. на |п’| (соотношение спа ­ — с |п’|­). Подобно глаголам подкл. 1 и 2 с основой наст. вр. на губную согласную, у гл. спать основа 1 л. ед. ч. оканчивается на |п1л’): спятсплю (сравним: купяткуплю; корпяткорплю).

Примечание. По общему соотношению основ с глаголами кл. X, 3 сближается своей вариантной парадигмой гл. мяукать (мяучишь, мяучит), относящийся к изолированным глаголам (см. § 1554, 1573).

§ 1572. Все глаголы кл. Х относятся ко II спр. Основа наст. вр. глаголов кл. Х оканчивается на парно­мягкую, шипящую согласную или |j|; при этом парно­мягкая согласная чередуется в форме 1 л. ед. ч. с шипящей или сочетанием «губная + |л’|» (см. § 1600): куп ­ яткупл ­ ю, вонз ­ ятвонж ­ у, лет ­ ятлеч ­ у, крич ­ аткрич ­ у, сто |j­а| тсто |j­ау. Основа прош. вр. оканчивается на гласную: купи ­ л ­ а, вонзи ­ л ­ а, лете ­ л ­ а, крича ­ л ­ а, стоя ­ л ­ а.

ИЗОЛИРОВАННЫЕ ГЛАГОЛЫ

§ 1573. Ряд глаголов при образовании личных форм наст. вр. имеет свои особые системы окончаний и свои особые соотношения основ. Это так называемые изолированные глаголы: редко употребляемые книжн. зиждиться и зыбить (ся); мяукать, хотеть, бежать, чтить, есть, надоесть, дать, создать, быть (а также забыть, добыть, сбыть и другие глаголы с компонентами ­ есть, ­ дать, ­ быть); идти, ехать.

1) Гл. зиждиться и зыбить (ся) образуют личные формы по I спр. (кл. V, 1), а формы прош. вр. от основы на и, подобно глаголам II спр. (кл. X, 1), при этом у гл. зыбиться в личных формах имеет место чередование |б’ — б1л’ |: зижд ­ ут ­ ся, зижд ­ ешь ­ ся, зиждет ­ ся (ср.: жажд ­ ут, жажд ­ ешь, жажд ­ ет); зыбл ­ ют (ся), зыбл ­ ешь (ся), зыбл ­ ет (ся) (ср. трепл ­ ю, трепл ­ ешь, трепл ­ ет). Формы прош. вр.: зижди ­ л ­ ся, зижди ­ л ­ а ­ сь, зижди ­ л ­ о ­ сь, зижди ­ л ­ и ­ сь; формы прош. вр. от гл. зыбить и зыбитьсязыби ­ л (ся), зыби ­ л ­ а (сь), зыбил ­ о (сь), зыби ­ л ­ и (сь) в употреблении редки.

Гл. мяукать, кроме форм, образуемых по кл. 1, 1 (см. § 1554), имеет вариантные формы с флексиями II спряжения и чередованием |к — ч| в основах наст. и прош. вр.: мяука ­ л ­ амяуч ­ ат; мяуч ­ у, мяуч ­ ишь, мяуч ­ ит. При этом имеет место единичный вид словоизменения: формы наст. вр. образуются по типу глаголов кл. Х с основой на шипящую (крич ­ ишь, крич ­ ит), а формы прош. вр. и инфинитив подобны глаголам кл. I, 1 или кл. V, 1 (ласка ­ л ­ а кл. I и иска ­ л ­ а кл. V).

2) Гл. хотеть, бежать и чтить одни свои личные формы образуют по I спр., а другие — по II. Гл. хотеть в ед. ч. имеет окончания 1 спр.: хоч ­ у, хоч ­ ешь, хоч ­ ет, а во мн. ч. — окончания II спр.: хот ­ им, хот ­ ите, хот ­ ят. Гл. бежать и чтить образуют по II спр. все формы, кроме формы 3 л. мн. ч.: бег ­ у, беж ­ ишь; чт ­ у, чт ­ ишь, а форму 3 л. мн. ч. — по I спр.: бег ­ ут, чт ­ ут. Гл. чтить в 3 л. мн. ч. имеет также и форму чт ­ ят, признающуюся нормативной; ср.: Я враг всего, что люди чтут и уважают (А. К. Толст.); Советские люди глубоко чтут и уважают память героев (газ.) и: Здесь свято чтят боевую дружбу русских и французских летчиков (газ.).

Перечисленные глаголы имеют также специфическое чередование конечных согласных в основе личных форм. Гл. хотеть образует формы ед. ч. от основы на шипящую: хоч ­, а все формы мн. ч. — от основы на мягкую согласную: хо |т’|­, подобно глаголам II спр. Гл. бежать и чтить имеют характерные для глаголов I спр. конечные согласные основы |г| и |т| и чередования |г — ж| и |т — т’|, противопоставляющие основы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. основам 2, 3 л. ед. ч. и 1, 2 л. мн. ч.: бег ­ у, бег ­ ут, чт ­ у, чт ­ ут и беж ­ ишь, беж ­ ит, беж ­ им, беж ­ ите; чт ­ ишь, чт ­ ит, чт ­ им, чт ­ ите. В том случае, когда гл. чтить образует личные формы последовательно по II спр. (чт ­ у, чт ­ ишь, чт ­ ит; чт ­ им, чт ­ ите, чт ­ ят), имеет место соотношение основ, не представленное ни у одного глагола II спр. с основой наст. вр. на |т’|; сравним: молотитьмолочу, платитьплачу, крутитькручу (см. § 1571).

3) Гл. есть, надоесть, дать, создать имеют в формах ед. ч. особые окончания: 1 л. — ­ м, 2 л. — ­|ш2| (орфогр. ­ шь), 3 л. — ­|с3т2|, присоединяющиеся непосредственно к гласной основы: надое ­ м, надое ­ шь, надое ­ ст; да ­ м, да ­ шь, да ­ ст. Во мн. ч. гл. есть, надоесть во всех лицах имеют флексии II спр.; гл. дать, создать в 1 и 2 л. имеют флексии II спр., а в 3 л. — флексию 1 спр.: ед ­ им, ед ­ ите, ед ­ ят; дад ­ им, дад ­ ите, создад ­ им, создад ­ ите, но дад ­ ут, создад ­ ут. Основы глаголов есть, надоесть, дать, создать в наст. вр. оканчиваются на |е| или |а| (других глаголов с основой наст. вр. на гласную в русском языке нет). Во мн. ч. у этих глаголов основа оканчивается на согласные: у гл. есть, надоесть — на |д’|, у гл. дать, создать — на |д| и |д’|.

4) Гл. быть и ехать (а также все глаголы с компонентами ­ быть, ­ ехать, например забыть, убыть, уехать) имеют соотношения основ: бы ­ — буд ­; еха ­ — ед ­. Гл. идти (а также все глаголы с компонентом ­ йти, например: найти, пройти) имеет супплетивные основы ш ­ (в форме муж. р. шё ­) — ид ­ (­ йд ­): ш ­ л ­ а (шё ­ л) — ид ­ ут; на ­ ш ­ л ­ а (на ­ шё ­ л) — на ­ йд ­ ут. Подобные соотношения основ наст. и прош. вр. не повторяются ни в одном из перечисленных выше классов и подклассов. Личные формы наст. или буд. вр. все эти глаголы образуют последовательно по I спр. При этом формы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. имеют в конце основы твердую согласную, а все остальные личные формы — мягкую согласную: буд ­ у, буд ­ ут, но буд ­ ешь, буд ­ ем; ед ­ у, ед ­ ут, но ед ­ ешь, ед ­ ем; ид ­ у, ид ­ ут, но ид ­ ешь, ид ­ ем.

Примечание. В некоторых классификациях к изолированным глаголам вследствие особенностей структуры инфинитива и своеобразия соотношения основ наст. и прош. вр. относят гл. клясть (кл. VII, 3), реветь (кл. V, 3) и ­ шибить (кл. VI, 2).

§ 1574. Изолированные глаголы либо принадлежат к I спр. (зиждиться, зыбить (ся), быть, ехать, идти), либо образуют одни формы по I спр., а другие — по II. Гл. мяукать, в том случае, если личные формы образуются от основы мяуч ­, изменяется по II спр. О чередованиях, имеющих место при образовании личных форм и форм прош. вр., см. § 1573.

 

Примечание. Парадигма личных форм гл. быть, образуемых от основы наст. вр., имеет морфологическое значение буд. вр. Формы наст. вр. гл. быть, образуемые супплетивно, в современном языке, кроме форм 3 л. ед. и мн. ч. есть и суть, не употребляются. Форма суть употребительна как вспомогательный глагол в официальной, научной или архаизированной речи. Форма есть, вследствие утраты других форм наст. вр. гл. быть, употребляется не только в знач. 3 л. ед. ч., но и и знач. всех лиц ед. и мн. ч.: Кто ты есть? — говорил он... — Не больше как мальчишка, сирота (Горьк.); Там есть хорошие вещи, — сказала матушка, опуская руки в чемодан (А. Н. Толст.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.018 с.)