Пятый словоизменительный класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый словоизменительный класс



§ 1562. Показатель класса — соотношение «гласная — нуль»: плака ­ л ­ аплач ­ ут, соса ­ л ­ асос ­ ут, ла |ja|­ л ­ ала |j­y| т, бра ­ л ­ абер ­ ут, вра ­ л ­ авр ­ ут, колол ­ акол ­ ют, реве ­ л ­ арев ­ ут. В зависимости от того, какая гласная находится в прош. вр. непосредственно перед л — |а|, |о| или |е|, выделяются три подкласса.

Первый подкласс: соотн. «а (фонемат. |а| и |α1|) — нуль»: клика ­ л ­ аклич ­ ут, та |jа|­ л ­ ата |j­у| т, стона ­ л ­ астон ­ ут, бра ­ л ­ абер ­ ут. По характеру конечной согласной основы наст. вр. и по наличию или отсутствию чередования в основах глаголы подкл. 1 делятся на четыре группы: а), б), в) и г).

1) В первую группу (а) входят глаголы с чередованием последних согласных основ прош. и наст. вр. При этом имеют место следующие чередования: |к — ч|, |г — ж|, |х — ш|, |с2к — 〙’|, |с2г — 〇’|, |с — ш|, |з — ж|, |т — ч|, |д — ж|, |с3т — 〙’|, |п — п1л’|, |б — б1л’|, |м — м1л’|, |р — р’|: кликалакличут, двигаладвижут, махаламашут, искалаищут, брызгалабрызжут, писалапишут, вязалавяжут, пряталапрячут, глодалагложут, хлесталахлещут, капалакаплют, колебалаколеблют, дремаладремлют, орала (стар. (пахала)) — орют. У следующих глаголов подкл. 1 чередуются |т — 〙’|: клеветалаклевещут, ропталаропщут, скрежеталаскрежещут, трепеталатрепещут. У гл. страдать в личных формах имеет место чередование |д — ш2д|: страждут. Подробнее см. § 1599.

К первой группе относится около 100 глаголов: алкать (устар.), блистать, бормотать, брехать (прост.), брызгать, вязать, глодать, гоготать (прост.), грохотать, двигать, дремать, ­ имать (внимать, изымать, подымать, а также глаголы, не образующие форм от основы прош. вр.: объемлют, приемлют, разъемлют), искать, ­ казать (за ­, на ­, при ­, о ­, до ­, по ­, с ­, от ­, у ­, вы ­), казать (показывать)(устар. и прост.; часто в сочетании глаз не кажет, не казал); капать, квохтать (обл.), клеветать, клекотать, клепать, кликать, клокотать, клохтать (разг.), колебать, колыхать, крапать (разг.), кудахтать, курлыкать, лепетать, лизать, лопотать (разг.), мазать, махать, метать, метаться, мурлыкать, мыкать (разг.), низать, обязать, орать (пахать)(стар.), пахать, писать, плакать, плескать, плясать, полоскать, ­ поясать (о ­, под ­, рас ­), прыскать (разг.), прятать, пыхать (разг., устар.), резать, рокотать, роптать, рыскать, свистать, сказать, скрежетать, слать, слыхать, стлать, страдать (страждут — устар.), стрекотать, сыпать, тесать, топтать, трепать, трепетать, тыкать, хлестать, хлопотать, хлыстать (прост.), хныкать (разг.), хохотать, черпать, чесать, шептать, щебетать, щекотать, щепать, щипать.

Глаголы кл. V, 1, также как и глаголы кл. I, 1, оканчиваются в формах инфинитива и прош. вр. на ­ ать, ­ ал. Этим совпадением обусловлено воздействие глаголов кл. I, по которому образует формы наст. и прош. вр. большая часть глаголов на ­ ать, на парадигмы глаголов кл. V: появляются вариантные формы. Следующие глаголы кл. V, 1 образуют формы наст. вр. (а также формы повелит. накл. и атрибутивные формы, образующиеся от основы наст. вр.) одновременно и по кл. I, 1, т. е. от основ на |aj|: алкать (устар.) — алк |аj­у| т, блистатьблист |аj­у| т, брызгатьбрызг |аj­у| m, вниматьвним |аj­у| т, глодать, двигать, капать, клепать 2 (разг.), кликать, колыхать, крапать, кудахтать, курлыкать, махать, метать, метаться, мурлыкать, мыкать, плескать, полоскать, прыскать, пыхать, рыскать, свистать, тыкать (напр., пальцем), хлестать, хныкать, черпать, щепать, щипать.

Не образуют вариантных форм наст. вр. те глаголы кл. V, 1а, у которых основы прош. вр. перед конечной гласной ­ а имеют фонемы |з| и |c| (вязать, писать). Слабо поддаются влиянию кл. I, 1 глаголы с фонемой |т| в основе прош. вр. (грохотать, клокотать, хлопотать). Глаголы с другими фонемами в основе прош. вр. легче поддаются воздействию глаголов кл. I, 1. Таковы глаголы, имеющие в основе фонемы |к|, |г|, |x| и сочетания фонем |с2к|, |с2г|: алкать, кликать, курлыкать, плескать, полоскать, двигать, брызгать, колыхать, махать (см. ниже). Вариантные формы часто образуют глаголы, основы прош. вр. которых имеют фонемы |п| или |м|: капать (каплют и капают), крапать (краплют и крапают), щипать (щиплют и щипают), внимать (внемлют и внимают).

У ряда глаголов с вариантными формами нормативны только формы, образованные по кл. V: кликатькличут, клохтатьклохчут, кудахтатькудахчут, метатьсямечутся, хлестатьхлещут. Формы наст. вр., имеющие в конце основы |aj|: кликают, клохтают, кудахтают, метаются, хлестают — просторечные.

У глаголов мыкать, прыскать, пыхать, черпать нормативными являются формы, образованные по кл. I: мыкатьмыкают, прыскатьпрыскают, пыхатьпыхают (исключение: пышет жаром, зноем), черпатьчерпают. Формы этих глаголов, образованные по кл. V (например, черплют), устарели.

Из вариантных форм наиболее употребительны те, которые по своей семантике отличаются от форм, образованных по кл. V: это формы гл. двигать, брызгать, капать, клепать 1, метать 1. Гл. двигать в знач. (перемещать с места на место, шевелить)образует формы наст. вр. по кл. I: двигаешь, двигает, а в знач. (приводить в движение, побуждать; развивать) — по кл. V: движешь, движет. Для гл. брызгать в знач. (сыпать брызгами)нормативны формы брызжешь, брызжет (фонтан брызжет), а в знач. (опрыскивать, окроплять) — формы брызгаешь, брызгает (дети брызгают водой на пол). Аналогично: капать (падать каплями) — капает: дождь капает (повелит. накл. только капай, капайте) и капать (медленно стекать) — каплет: яд каплет (во фразеологизме над нами не каплет — только форма, образованная по кл. V); клепать 1 (соединять заклепками) — клепает, клепают; клепать 2 (клеветать на кого­н.) — клеплет, клеплют; метать 1 (шить наметкой) — метают; метать 2 (бросать, выпускать (икру)), (складывать (стог)) — мечут (исключение — метают копье, диск, спорт.)

Кроме перечисленных выше вариантные формы имеют гл. алкать, блистать, внимать, глодать (обгрызать), колыхать, крапать, курлыкать, махать, мурлыкать, плескать, рыскать, тыкать (пальцем), хныкать, щепать, щипать (защемлять пальцами кожу; выдергивать перья). Из названных глаголов только у гл. блистать (блистают и блещут) вариантны формы наст. вр. и все формы (включая атрибутивные), образуемые от основы наст. вр. У остальных глаголов воздействие кл. I сильнее выражено в формах повелит. накл. и деепричастий и слабее — в личных формах наст. и будущ. простого вр. Так, у гл. алкать, внимать, капать, колыхать, крапать, рыскать формы повелит. накл. и деепричастия образуются, как правило, от основы на |aj|: внимай, внимая; колыхай, колыхая; крапай, крапая; формы внемли, внемля, колышь, колыша устарели; однако деепричастие гл. рыскатьрыща употребляется как равноправное наряду с рыская. Для личных форм наст. и буд. вр. и причастий наст. вр. возможны вариантные формы. Формы эти не различаются по лексическим значениям и стилистически равноправны, но в употреблении у гл. внимать, капать и крапать предпочтительнее формы, образованные по кл. I, а у гл. алкать, колыхать и рыскать — по кл. V.

У гл. глодать (обгрызать), курлыкать, махать, мурлыкать, плескать, полоскать, тыкать (пальцем), хныкать, щепать, щипать формы повелит. накл. и деепричастия образуются по кл. I и V. Формы эти стилистически равноправны и не различаются по лексическим значениям. Для личных форм наст. и будущ. вр. и причастий наст. вр. предпочтительнее формы, образованные по кл. V. Формы, образованные по кл. I, характерны для разговорной речи.

Примечание. Гл. махать (от ­, про ­) в знач. (быстро бежать)образует все формы только по кл. I, 1. Гл. глодать (в знач. (терзать), о тоске, сомнении), рукоплескать, восплескать (стар.) и щипать в знач. (вызывать ощущение жжения)и (понемногу есть (траву))образуют все формы только по кл. V, 1.

Совпадающие в своих лексических значениях вариантные формы глаголов на ­ ать, образуемые по кл. I и V, засвидетельствованы в художественной литературе. Формы, образованные по кл. V: Сердце мое алчет правды (Горьк.); Савинцев уезжает на охоту, рыщет по району (Б. Горбатов); У тебя тут не люди, а золото, а ты хнычешь, что они никуда не годятся (Н. Степанов); Ветер наши знамена колышет (В. Гусев). Формы, образованные по кл. I: Вот рыскают по свету, бьют баклуши (Гриб.); Я не желаю ничем огорчаться и алкаю проводить дни свои в спокойствии (С.­Щ.); Да не хныкай ты, пожалуйста (Гайдар).

О вариантных формах причастий и деепричастий у глаголов кл. V см. § 1581, 1591.

Отдельные глаголы гр. а кл. V, 1 имеют следующие нерегулярные чередования: у гл. стлать основа наст. вр. имеет беглую гласную | е |: стл ­ аластел ­ ют; у гл. слать в наст. вр. имеет место чередование |с1л — шл’|: сла ­ лашл ­ ют.

Глагол слыхать не имеет форм наст. вр.

Глаголы изымать, подымать фактически образуют формы только по кл. I, 1; изымать: изыма ­ л ­ аизыма |j­у| т, подымать: подымал ­ аподыма |j­у| m. Личные формы, образующиеся по V кл. — изъемлют (устар.) и подъемлют (книжн. и поэтич.) стилистически не соотносятся с формой инфинитива и с формами, образуемыми от основы прош. вр., нейтральными у гл. изымать и разговорными у гл. подымать. Формы изъемлют, подъемлют, как и объемлют, приемлют, разъемлют, входят в неполные парадигмы глаголов, состоящие из личных форм, форм повелит. накл. и причастий наст. вр. Формы эти — устарелые либо употребительные в книжной и поэтической речи.

Глаголы сыпать и сыпаться, трепаться (болтать, говорить вздор)(прост.) и щипать испытывают влияние кл. Х (см. § 1571) и в формах 2 и 3 л. ед. ч. наст. вр., а также в формах мн. ч. в конце основы могут иметь |п’|, а не |п1л’|: сыпешь, сыпет, сыпем (но сыпят). Такие формы ненормативны. Их можно встретить в художественной литературе: А покамест пустыня славы Не засыпет мои уста (Цвет.); На меня последнее время, как из рога изобилия, сыпятся самые лестные и заманчивые предложения (И. Грабарь); Какие дезертиры, чего ты трепишься? перебил он дозорного (Фад.).

Форма 2 л. ед. ч. повелит. накл. гл. сыпать оканчивается на |п’|: сыпь (см. § 1475).

2) Во вторую группу (б) входят глаголы, у которых основа наст. вр. оканчивается на |j| (соотн. |ja — j| и |jα1 — j|): ве |jα1л ­ аве |j­у| т, ла |jα1л ­ ала |j­у| т, та |jα1л ­ ата |j­у| т, сме |jа|­ л ­ а ­ сьсме |j­у| т ­ ся. На письме такие глаголы оканчиваются на ­ ять (ся) после гласной. Сюда относятся глаголы: баять (обл.), блеять, веять, граять (обл.), затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться (прост.), надеяться, реять (высок.), сеять, смеяться, таять, хаять (прост.), чаять (устар.), чуять (прост.), а также книжные устар. возлиять и вопиять, устар. и прост. деять и деяться.

3) В третью группу (в) входят глаголы, у которых основа наст. вр. оканчивается на твердую согласную и чередования гласных нет: врать (вра ­ л ­ авр ­ ут), ждать, жрать (прост.), лгать, орать (кричать)(прост.), попрать (высок.), рвать, ржать, сосать, ткать, а также жаждать, стонать. У гл. лгать в основе наст. вр. имеет место чередование конечных согласных |г — ж|: лгу, лгут, но лжешь, лжет, лжем, лжете. Гл. жаждать и стонать имеют вариантные формы наст. вр. от основ на |aj|, преимущественно 1 л. ед. ч.: жаждаю (разг.), но жаждешь, жаждет и стонаю (устар.), но стонешь, стонет. Деепричастия несов. вида образуются у этих глаголов только от вариантной основы наст. вр. на |aj|: жаждая, стоная (см. § 1591).

4) В четвертую группу (г) входят глаголы с беглыми гласными в основе наст. вр. брать, драть и звать: бра ­ л ­ абер ­ ут; дра ­ л ­ адер ­ ут; зва ­ л ­ азов ­ ут.

Второй подкласс: соотношение «|о| — нуль»: поло ­ л ­ апо |л’­y| т, поро ­ л ­ апо |р’­у| т. Сюда относятся глаголы с согласными |p| и |л| перед конечной гласной основы прош. вр.: бороть (устар. и прост.), бороться, колоть, молоть, полоть, пороть. Как и у глаголов подкл. 1, у них имеет место чередование согласных в основах наст. и прош. вр. |р — ­р’|: поборо ­ л ­ апобо |p’­y| т, |л — л’|: колол ­ ако |л’­у| т; в гл. молоть, кроме того, чередование |о — е|: моло ­ л ­ аме |л’­у| т.

Третий подкласс: соотношение «|е| — нуль». Сюда относится гл. реветь: ревел ­ арев ­ ут; в конце основы наст. вр. — твердая согласная (рев ­ ут), как и у глаголов гр. в и г подкл. 1 (зов ­ ут, вр ­ ут, стон ­ ут).

§ 1563. Формы наст. вр. большей части глаголов кл. V оканчиваются на шипящие (твердые и мягкие), на группы согласных |м1л’| и |п1л’|, на мягкие согласные |л’|, |р’| и |j|: глож ­ ут, маш ­ ут, брызж ­ ут, плещ ­ ут, дремл ­ ют, пор ­ ют, кол ­ ют, се |j­y| m. Немногие глаголы имеют в основе наст. вр. твердые согласные: стон ­ ут, зов ­ ym, рев ­ ут. Формы прош. вр. имеют в конце основы гласную |а|, у неск. глаголов — |о| и |е|: глода ­ л ­ а, брызга ­ л ­ а, плеска ­ л ­ а, се |jа| л ­ а; поро ­ л ­ а, коло ­ л ­ а, реве ­ л ­ а.

 

У глаголов групп в и г в случае, если основа наст. вр. оканчивается не на шипящую, имеет место чередование в основе твердых и мягких согласных: формы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. имеют в конце основы твердую согласную, а формы 2 и 3 л. ед. ч. и 1 и 2 л. мн. ч. — мягкую согласную (у гл. лгать в названных формах имеет место чередование |г — ж|).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.028 с.)