Первый словоизменительный класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый словоизменительный класс



ВТОРОЙ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

§ 1556. Показатель класса — соотношение |ова — yj|: командова ­ л ­ акоманд |j­у| т, рисова ­ л ­ арис |yj­y| т, советовал ­ асове-
т
|yj­y| m. Ко второму классу относятся все глаголы на ­ овать, ­ евать, кроме глаголов издеваться, намереваться, недоумевать, обуревать, подозревать, сомневаться, увещевать, уповать, относящихся к кл. I, 1. Таким образом, кл. II объединяет мотивированные суффиксальные глаголы с морфами ­ ова (ть), ­ ирова (ть), ­ изирова (ть), ­ изова (ть), ­ ствова (ть), ­ ествова (ть), сложные глаголы со связанным опорным компонентом ­ фицирова (ть) (напр., пустовать, асфальтировать, латинизировать, стилизовать, учительствовать, торгашествовать, электрифицировать) и немотивированные глаголы — с многосложной основой наст. вр. (напр., аккредитовать, ассигновать, аттестовать, баловать, бастовать, брезговать, бушевать, вербовать, воевать, волновать, ворковать, гарцевать, диктовать, жаловать, заведовать) и с односложной основой наст. вр.: блевать (прост.), жевать, клевать, ковать, плевать, сновать, совать.

Примечание. К кл. II условно могут быть отнесены словоформы наст. вр. ед. и мн. ч. испытую, испытуешь, испытует, испытуем, испытуете, испытуют; наказую, наказуешь, наказует..., обязую, обязуешь, обязует..., связую, связуешь, связует..., указую, указуешь, указует... (см. § 1554).

§ 1557. Все глаголы кл. II принадлежат к I спр. Основа форм наст. вр. всех глаголов кл. II оканчивается финалью |yj|: атак |j­у| т, гарц |j­у| т, го|р’yj­y| т, буш |j­у| т. Основа форм прош. вр. всех глаголов кл. II оканчивается финалью |ова­| (орфогр. ­ ова ­ и ­ ева ­): атак ­ ова ­ л ­ а, гарц ­ ева ­ л ­ а, гор ­ е-
ва
­ л ­ а, буш ­ ева ­ л ­ а.

 

ТРЕТИЙ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

§ 1558. Показатель класса — соотношение |ну — н|: двину ­ л ­ адвин ­ ут, кольну ­ л ­ акольн ­ ут, прыгну ­ л ­ апрыгну ­ т. В третий класс входят мотивированные глаголы с суф. ­ ну (ть)2 и ­ ану (ть), имеющие знач. одноактности действия (напр., двинуть, кольнуть, пихнуть, прыгнуть, резануть), а также ряд немотивированных глаголов с односложной (1) и неодносложной (2) основой, большая часть которых не обладает значением одноактности: 1) гнуть, льнуть, 2) вернуть, ­ вихнуть (с ­, вы ­), вспыхнуть, всхлипнуть, вынуть, ­ гинуть (с ­), грянуть, запнуться, кануть, минуть, обернуть, обмануть, очнуться, ­ пахнуть (рас ­, за ­), поперхнуться, прикорнуть (разг.), прянуть (книжн., устар.), ­ прянуть (вос ­, от ­), рехнуться (прост.), ринуть (низ ­, от ­), ринуться, рухнуть, ­ стегнуть (за ­, от ­, при ­, рас ­), тонуть, тянуть, улепетнуть (разг.), хлынуть, шелохнуться. Глаголы кл. III влияют на соотношение основ бесприставочных глаголов кл. IV (см. § 1560).

§ 1559. Все глаголы кл. III принадлежат к I спр. Формы наст. вр. всех глаголов кл. III имеют в конце основы твердую согласную |н| — в формах 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. и мягкую согласную |н’| — в формах 2 и 3 л. ед. ч. и 1 и 2 л. мн. ч.: гн ­ ут, но г |н’­о| м, тон ­ ут, но то |н’|­ ем, хлын ­ ут, но хлы |н’|­ ем. Основа форм прош. вр. всех глаголов кл. III имеет в конце сочетание фонем |ну|.

ВОСЬМОЙ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

§ 1568. Показатель класса: соотношение |ва — j|: дава ­ л ­ ада |j­у| т, создавал ­ асозда |j­у| т, познава ­ л ­ апозна |j­у| m. Сюда относятся гл. давать, создавать, ­ знавать и ­ ставать (два последних — только в сочетании с префиксами или в сочетании с префиксами и с постфиксом ­ ся, например: сознавать, познавать, вставать, доставать (ся), зазнаваться).

Все глаголы кл. VIII принадлежат к I спр. Парадигма близка к парадигме кл. I; в ней объединяются признаки двух подклассов этой парадигмы. Формы от основ прош. вр., а также три формы от основы наст. вр. (повелит. накл., страдат. причастие наст. вр., деепричастие несов вида), имеющие особую основу на |вaj|), образуются так же, как у глаголов кл. I, 1 (запевать, выдумывать): давал, давай, даваемый, давая (ср. запевал, запевай, запеваемый, запевая); личные формы и действит. причастие наст. вр. сходны с теми же формами гл. дуть, гнить: дают, дающий (ср. дуют, дующий). Основа форм наст. вр. оканчивается на |j|: да |j­у| т, позна |j­у| m, доста |j­у| m; основа форм прош. вр. имеет в конце сочетание фонем |ва|: дава ­ л ­ а, познава ­ л ­ а, достава ­ л ­ а.

ИЗОЛИРОВАННЫЕ ГЛАГОЛЫ

§ 1573. Ряд глаголов при образовании личных форм наст. вр. имеет свои особые системы окончаний и свои особые соотношения основ. Это так называемые изолированные глаголы: редко употребляемые книжн. зиждиться и зыбить (ся); мяукать, хотеть, бежать, чтить, есть, надоесть, дать, создать, быть (а также забыть, добыть, сбыть и другие глаголы с компонентами ­ есть, ­ дать, ­ быть); идти, ехать.

1) Гл. зиждиться и зыбить (ся) образуют личные формы по I спр. (кл. V, 1), а формы прош. вр. от основы на и, подобно глаголам II спр. (кл. X, 1), при этом у гл. зыбиться в личных формах имеет место чередование |б’ — б1л’ |: зижд ­ ут ­ ся, зижд ­ ешь ­ ся, зиждет ­ ся (ср.: жажд ­ ут, жажд ­ ешь, жажд ­ ет); зыбл ­ ют (ся), зыбл ­ ешь (ся), зыбл ­ ет (ся) (ср. трепл ­ ю, трепл ­ ешь, трепл ­ ет). Формы прош. вр.: зижди ­ л ­ ся, зижди ­ л ­ а ­ сь, зижди ­ л ­ о ­ сь, зижди ­ л ­ и ­ сь; формы прош. вр. от гл. зыбить и зыбитьсязыби ­ л (ся), зыби ­ л ­ а (сь), зыбил ­ о (сь), зыби ­ л ­ и (сь) в употреблении редки.

Гл. мяукать, кроме форм, образуемых по кл. 1, 1 (см. § 1554), имеет вариантные формы с флексиями II спряжения и чередованием |к — ч| в основах наст. и прош. вр.: мяука ­ л ­ амяуч ­ ат; мяуч ­ у, мяуч ­ ишь, мяуч ­ ит. При этом имеет место единичный вид словоизменения: формы наст. вр. образуются по типу глаголов кл. Х с основой на шипящую (крич ­ ишь, крич ­ ит), а формы прош. вр. и инфинитив подобны глаголам кл. I, 1 или кл. V, 1 (ласка ­ л ­ а кл. I и иска ­ л ­ а кл. V).

2) Гл. хотеть, бежать и чтить одни свои личные формы образуют по I спр., а другие — по II. Гл. хотеть в ед. ч. имеет окончания 1 спр.: хоч ­ у, хоч ­ ешь, хоч ­ ет, а во мн. ч. — окончания II спр.: хот ­ им, хот ­ ите, хот ­ ят. Гл. бежать и чтить образуют по II спр. все формы, кроме формы 3 л. мн. ч.: бег ­ у, беж ­ ишь; чт ­ у, чт ­ ишь, а форму 3 л. мн. ч. — по I спр.: бег ­ ут, чт ­ ут. Гл. чтить в 3 л. мн. ч. имеет также и форму чт ­ ят, признающуюся нормативной; ср.: Я враг всего, что люди чтут и уважают (А. К. Толст.); Советские люди глубоко чтут и уважают память героев (газ.) и: Здесь свято чтят боевую дружбу русских и французских летчиков (газ.).

Перечисленные глаголы имеют также специфическое чередование конечных согласных в основе личных форм. Гл. хотеть образует формы ед. ч. от основы на шипящую: хоч ­, а все формы мн. ч. — от основы на мягкую согласную: хо |т’|­, подобно глаголам II спр. Гл. бежать и чтить имеют характерные для глаголов I спр. конечные согласные основы |г| и |т| и чередования |г — ж| и |т — т’|, противопоставляющие основы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. основам 2, 3 л. ед. ч. и 1, 2 л. мн. ч.: бег ­ у, бег ­ ут, чт ­ у, чт ­ ут и беж ­ ишь, беж ­ ит, беж ­ им, беж ­ ите; чт ­ ишь, чт ­ ит, чт ­ им, чт ­ ите. В том случае, когда гл. чтить образует личные формы последовательно по II спр. (чт ­ у, чт ­ ишь, чт ­ ит; чт ­ им, чт ­ ите, чт ­ ят), имеет место соотношение основ, не представленное ни у одного глагола II спр. с основой наст. вр. на |т’|; сравним: молотитьмолочу, платитьплачу, крутитькручу (см. § 1571).

3) Гл. есть, надоесть, дать, создать имеют в формах ед. ч. особые окончания: 1 л. — ­ м, 2 л. — ­|ш2| (орфогр. ­ шь), 3 л. — ­|с3т2|, присоединяющиеся непосредственно к гласной основы: надое ­ м, надое ­ шь, надое ­ ст; да ­ м, да ­ шь, да ­ ст. Во мн. ч. гл. есть, надоесть во всех лицах имеют флексии II спр.; гл. дать, создать в 1 и 2 л. имеют флексии II спр., а в 3 л. — флексию 1 спр.: ед ­ им, ед ­ ите, ед ­ ят; дад ­ им, дад ­ ите, создад ­ им, создад ­ ите, но дад ­ ут, создад ­ ут. Основы глаголов есть, надоесть, дать, создать в наст. вр. оканчиваются на |е| или |а| (других глаголов с основой наст. вр. на гласную в русском языке нет). Во мн. ч. у этих глаголов основа оканчивается на согласные: у гл. есть, надоесть — на |д’|, у гл. дать, создать — на |д| и |д’|.

4) Гл. быть и ехать (а также все глаголы с компонентами ­ быть, ­ ехать, например забыть, убыть, уехать) имеют соотношения основ: бы ­ — буд ­; еха ­ — ед ­. Гл. идти (а также все глаголы с компонентом ­ йти, например: найти, пройти) имеет супплетивные основы ш ­ (в форме муж. р. шё ­) — ид ­ (­ йд ­): ш ­ л ­ а (шё ­ л) — ид ­ ут; на ­ ш ­ л ­ а (на ­ шё ­ л) — на ­ йд ­ ут. Подобные соотношения основ наст. и прош. вр. не повторяются ни в одном из перечисленных выше классов и подклассов. Личные формы наст. или буд. вр. все эти глаголы образуют последовательно по I спр. При этом формы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. имеют в конце основы твердую согласную, а все остальные личные формы — мягкую согласную: буд ­ у, буд ­ ут, но буд ­ ешь, буд ­ ем; ед ­ у, ед ­ ут, но ед ­ ешь, ед ­ ем; ид ­ у, ид ­ ут, но ид ­ ешь, ид ­ ем.

Примечание. В некоторых классификациях к изолированным глаголам вследствие особенностей структуры инфинитива и своеобразия соотношения основ наст. и прош. вр. относят гл. клясть (кл. VII, 3), реветь (кл. V, 3) и ­ шибить (кл. VI, 2).

§ 1574. Изолированные глаголы либо принадлежат к I спр. (зиждиться, зыбить (ся), быть, ехать, идти), либо образуют одни формы по I спр., а другие — по II. Гл. мяукать, в том случае, если личные формы образуются от основы мяуч ­, изменяется по II спр. О чередованиях, имеющих место при образовании личных форм и форм прош. вр., см. § 1573.

 

Примечание. Парадигма личных форм гл. быть, образуемых от основы наст. вр., имеет морфологическое значение буд. вр. Формы наст. вр. гл. быть, образуемые супплетивно, в современном языке, кроме форм 3 л. ед. и мн. ч. есть и суть, не употребляются. Форма суть употребительна как вспомогательный глагол в официальной, научной или архаизированной речи. Форма есть, вследствие утраты других форм наст. вр. гл. быть, употребляется не только в знач. 3 л. ед. ч., но и и знач. всех лиц ед. и мн. ч.: Кто ты есть? — говорил он... — Не больше как мальчишка, сирота (Горьк.); Там есть хорошие вещи, — сказала матушка, опуская руки в чемодан (А. Н. Толст.).

 

ПЕРВЫЙ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

§ 1554. Показатель класса — соотношение «нуль согласной — |j|»: игратьиграют (игра ­ — игра |j|­), белетьбелеют (беле ­ — беле |j|­), гнитьгниют (гни ­ — гни |j|­), дутьдуют (ду ­ — ду |j|­).

Примечание. Орфографически соотносящиеся основы идентичны, так как конечная согласная основы наст. вр. ­|j| и гласная флексии |у| передаются одной буквой ю: игра ­ л ­ аигра ­ ют; беле ­ л ­ абеле ­ ют, гни ­ л ­ агни ­ ют; ду ­ л ­ аду ­ ют.

В первом классе объединяются пять подклассов; в четырех подклассах гласные обеих основ (гласная непосредственно перед |j| основы наст. вр. и конечная гласная основы прош. вр.) совпадают, в пятом — различаются.

Первый подкласс: соотношение а (фонемат. | а| и |α1|) — a |j|: игра ­ л ­ аигр |aj­y| т; купа ­ л ­ акуп |aj­y| т; меша ­ л ­ амеш |аj­у| т. В подкл. 1 входят глаголы на ­ атьять), ­ иватьывать), ­ вать, ­ ничать, ­ ичать, мотивированные именами, междометиями, глаголами, напр.: обедать, ахать, заострять, выдумывать, прогуливать, запевать, летать; бездельничать, либеральничать, подличать, а также немотивированные глаголы: блуждать, бодать, брезгать, валять, ваять, ведать, верстать, вещать, вихлять, влиять, ворочать, глотать, гулять, делать, дёргать, дрыгать (разг.), дрызгать (прост.), ерзать (разг.), зевать, зиять (книжн.), знать (единственный в этом подклассе глагол с односложной основой), играть, издеваться, икать, калякать (прост.), карать (высок.), качать, кивать, кидать, ковылять (разг.), ковырять, корнать (прост.), кромсать (разг.), кумекать (прост.), купать, кусать, кутать, кушать, лакать, ласкать, латать (прост.), линять, лобзать (устар.), ломать, лопать (прост.), лягать, макать, марать (разг.), мелькать, мешать, мигать, мотать, намереваться, недоумевать, нырять, обонять (книжн.), обуревать (высок.), обуять (устар.), падать, пачкать, паять, пенять (разг.), питать, пихать (разг.), пичкать (разг.), плутать (разг.), подозревать, поймать, почивать (устар.), притязать (книжн.), прыскать, прядать (устар.), пылать, ронять, ругать, ручаться, рыкать (устар.), сверкать, сиять, скучать, созерцать (книжн.), сомневаться, спрягать, стенать (устар.), стрелять, строгать, стряпать, стукать, терзать, терять, тикать, тикать (прост.), тискать (разг.), толкать, тягать (прост. и обл.), тягаться (разг.), увещевать, уповать (устар.), хвастать, хватать, хворать, хлебать (прост.), читать, чихать, шатать, швырять, шнырять (разг.), щупать.

Примечание 1. Первый подкласс оказывает воздействие на глаголы кл. V, в результате чего у ряда глаголов кл. V в формах наст. вр. и в других формах, образуемых от основы наст. вр., имеются вариантные словоформы (см. § 1562).

Примечание 2. Глагол мяукать имеет вариантные формы наст. вр. (а также другие формы, образуемые от основы наст. вр.) с флексиями I и II спр. и с соотношением основ кл. I, 1 (I спр.): мяука ­ л ­ aмяука |j­у| т; мяука ­ ешь, мяука ­ ет; мяука ­ ющий, мяука ­ я и кл. X, 3 (II спр.): мяука ­ л ­ амяуч ­ ат (cp.: спа ­ л ­ асп ­ ят); мяуч ­ ишь, мяуч ­ ит, мяуч ­ ащ ­ ий, мяуч ­ а. Вариантные формы гл. мяукать отмечены в художественной литературе, ср.: Где ­ то кошки жалобно мяукают (Ахм.) и: Мяучит, как сладкая кошка (Блок). О гл. мяукать см. также § 1571, 1573.

Второй подкласс: соотношение |е — ej|: беле ­ л ­ абел |еj­у| т, глупе ­ л ­ аглуп |ej­y| m, хороше ­ л ­ ахорош |ej­y| m. Сюда входят глаголы, мотивированные существительными и прилагательными, напр. белеть, глупеть, обезлюдеть, обессилеть, сиротеть, а также группа немотивированных глаголов с односложной (1) и неодносложной (2) основой: 1) греть, зреть (спеть), млеть, преть, рдеть (книжн.), сметь, спеть (созревать), тлеть; 2) болеть, владеть, вожделеть (книжн.), говеть, довлеть (книжн.), жалеть, иметь, коченеть, натореть (прост.), одолеть, околеть (прост.), прозреть, саднеть (устар.), уметь, успеть, хиреть, цепенеть. На второй подкласс оказывают воздействие глаголы кл. Х (подкл. 2, с соотношением «|е| — нуль»), в результате чего образуются вариантные формы наст. вр. от основы на мягкую согласную, с чередованием в 1 л. ед. ч. и флексиями II спр. в формах 2 и 3 л. ед. ч. Такому воздействию подвергаются глаголы с ударением на основе: ржаветь (и приставочные: заржаветь, проржаветь), выздороветь, обессилеть, опостылеть, опротиветь, стареть (ся). В результате возникают вариантные формы: выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет и выздоровлю, выздоровишь, выздоровит (вариантные формы этого глагола встречаются чаще по сравнению с другими глаголами второго подкл.); ржавеет, заржавеет и ржавит и заржавит; обессилею, обессилеешь, обессилеет и обессилю, обессилишь, обессилит. При этом формы, образованные по кл. X, являются устаревшими (ржавит), разговорными (выздоровлю, опостылит, опротивит) или ненормативными (обессилю, обессилишь, обессилит; эти образования правильны не как формы глагола обессилеть (лишиться сил), а как формы глагола кл. Х обессилить (лишить сил кого­н.)). Употребление вариантных форм наст вр. глаголов подкл. 2 встречается в литературе: И праздный в поле ржавит плуг (Пушк.); Любимые занятия, любимые книги ей опротивят (Тург.); Я не выздоровлю и не хочу выздороветь (Брюс.); Выздоровлюбуду жить с Никитой Егорычем (Горьк.); Обессилю, потеряю голос, замолчу, а потом опять (А. Серафимович). Глагол подкл. 2 старетьсястареюсь, стареешься, стареется (Много будешь знать, состареешься. Тург.) вышел из употребления, уступив свое место глаголу того же подкласса стареть и глаголу стариться (X кл.). Глагол подкл. 2 прозреть под влиянием глагола Х кл. зреть (видеть)(устар.) образует вариантные формы прозрею, прозреешь, прозреет и прозрю, прозришь, прозрит, различающиеся по значениям: формы, образованные по второму подкл., означают (стать зрячим); формы, образованные по кл. X, означают (понять, постигнуть что­л., проникнуть умом во что­л.)(Придет время, прозрим, и непонятное будет понятно. В. Белинский).

Третий подкласс: соотношение |и — иj|; сюда входят гл. почить и гнить: почu ­ л ­ апоч |иj­у| т, гни ­ л ­ агн |иj­у| т.

Четвертый подкласс: соотношение |y — yj|; сюда входят гл. дуть, обуть, разуть: ду ­ л ­ ад |уj­у| т, обу ­ л ­ аоб |уj­у| т.

Глаголы пятого подкласса характеризуются различием конечных гласных в основах наст. вр. (непосредственно перед |j|) и прош. вр. а) Соотношение |и — j| (с нулем гласной в основе наст. вр.): бить, вить, лить, пить, шить: би ­ л ­ а — |б1j­y| т, ви ­ л ­ а — |в1j­y| т, ши ­ л ­ а — |шj­y| т ­. б) Соотношение |и — ej|: брить: бри ­ л ­ абp |еj­y| т. в) Соотношение |и — oj|: выть, крыть, мыть, ныть, рыть: вы ­ л ­ ав |оj­у| т, кры ­ л ­ акр |оj­y| т, мыл ­ ам |оj­y| т. г) Соотношение |е — oj|: петь: пе ­ л ­ ап |оj­y| т. д) Соотношение |а — yj|; живописать: живописа ­ л ­ аживопис |уj­y| m.

Примечание 1. Применительно к глаголам кл. I может быть сформулировано следующее практическое правило: у глаголов, основа наст. вр. которых оканчивается на |j|, в формах наст. вр. гласная |и| односложной основы прош. вр. заменяется: после парно­твердых согласных — на |о|: мылмоют; после двух согласных, последняя из которых парно­мягкая (кроме гл. гнить), — на |е|): брилбреют; после одной парно­мягкой согласной или шипящей |и| выпадает: билбьют, шилшьют.

Примечание 2. Формы с соотношением |a — yj| (п. «д») образуются от гл. истязать (истязалаистязуют) наряду с нормативными формами истязаютистязаешь и т. д. (по кл. I, 1): Вы, молодые, все истязуете себя в поисках «формы» (Горьк.).

В стилистически окрашенных контекстах (высок., книжн.) употребляются формы наст. вр. и деепричастия несов. вида испытуютиспытуя, наказуютнаказуя, обязуютобязуя, связуютсвязуя, указуютуказуя, основа которых оканчивается на |yj|, подобно основе наст. вр. гл. живописать (живописуют). Эти формы принадлежат глаголам испытывать, наказывать, обязывать, связывать, указывать, образующим нормативные формы по подкл. 1. Таким образом, названные глаголы можно рассматривать как глаголы с вариантной парадигмой, формы которой характеризует также и соотношение основ |α1ва — yj| (см. § 1556). По образованию основы наст. вр. перечисленные формы могут быть отнесены также к кл. II (см. § 1556). Формы испытую, наказую, обязую, связую, указую являются стилистическими вариантами нормативных форм испытываю, наказываю, обязываю, связываю, указываю.

§ 1555. Все глаголы кл. I принадлежат к I спр. Основа форм наст. вр. всех глаголов кл. I оканчивается на |j|: игра |j­у| т, беле |j­у| т, гни |j­у| т, ду |j­у| т, |б1j­y| т, бре |j­у| т, мо |j­у| т, по |j­y| т, живопису |j­у| т. Основа форм прош. вр. всех глаголов кл. I оканчивается на гласную: игра ­ л ­ а, беле ­ л ­ а, гни ­ л ­ а, ду ­ л ­ а, би ­ л ­ а, бри ­ л ­ а, мы ­ л ­ а, пе ­ л ­ а, живописа ­ л ­ а.

Здесь и далее в парадигмах в наст. вр. приводятся формы глаголов несов. вида (наст. вр.) и сов. вида (буд. простое вр.), системы флексий которых совпадают; различия временных значений не оговариваются. Дефисом разделяются основа и флексия или основа и словоизменительный суф. ­ л. Запись орфографическая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.023 с.)