Занятие 2. Кто я и как я смотрю на других. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Кто я и как я смотрю на других.



Цель: повышение точности межличностного восприятия.

Средства: групповая дискуссия, методика "проективный рисунок", методика "первое впечатление", психогимнастика.

Тактика ведущего: позиция ведущего становится менее директивна, теперь он организатор групповой дискуссии, эмоциональный резонатор. По-прежнему следит за самочувствием, групповой динамикой, одобряет застенчивых, пресекает болтунов и т.д.

Описание занятия:

Все участники делятся впечатлениями о предыдущем занятии, что чувствовали после него, возвращались ли к нему мысленно, что запомнилось больше всего, о ком из группы вспоминали, как видится цель тренинга сейчас и т.п. Это необходимо для включения в ситуацию групповой работы. Подобный обмен впечатлениями повторяется в начале каждого занятия тренинга.

Затем руководитель предлагает перейти к обсуждению домашнего задания.

При этом используется вариант методики "Первое впечатление": члены группы проделывают на занятии процедуру, аналогичную той, что была в домашнем задании. Однако в данном случае они имеют возможность проверить свои предположения относительно наблюдаемого человека.

Методика "ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ"

В комнату входит незнакомый группе человек, имеющий предварительную договоренность с ведущим.

Группе предлагается описать свое первое впечатление: возраст, образование, сфера деятельности, возможные увлечения, интересы, коммуникативные характеристики и т.д.

Все это фиксируется на листе бумаги в индивидуальном порядке.

Далее участникам предлагается предсказать, какие характеристики были выделены другими членами группы при описании данного человека.

После этого участникам предоставляется возможность проверить свои предположения относительно незнакомца в беседе с ним.

При обсуждении проведенной методики участники по очереди высказываются относительно выделенных в своем "портрете" характеристик, пытаются обосновать их, анализировать неадекватные характеристики, исследуют причины их возникновения.

Ведущий кратко знакомит участников с основными механизмами межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия), его стереотипами и т.д.

В задачу ведущего входит демонстрация правильных и неправильных вопросов (как по форме, так и по содержанию), используемых при разговоре с незнакомым человеком.

Затем он предлагает группе задание, в котором каждый может проверить свою способность вступать в диалог с собеседником.

Игра-упражнение: "ДИАЛОГ"

Ведущий предлагает всем участникам продолжить разговор в ситуации, подобной той, что будет предложена ниже, зафиксировать свой вопрос на листке бумаги и затем обсудить варианты в группе, обыграв некоторые из них.

Ситуация № 1:

Начальник отдела подходит в конце рабочего дня к одному из сотрудников.

Ситуация разворачивается в конце месяца, когда отдел загружен срочным составлением отчета.

Между ними происходит следующий разговор:

Начальник: "Петр Иванович, я попрошу Вас остаться!"

Подчиненный: "Я не могу - рабочий день уже закончился."

Начальник: "?".

Ситуация № 2:

Разговор между начальником и подчиненным.

Начальник: "Иван Петрович, в следующем месяце я хотел бы отправить Вас на курсы повышения квалификации".

Подчиненный: "До пенсии осталось немного, и без повышения квалификации как-нибудь доработаю".

Начальник: "?"

Как бы Вы продолжили разговор?

При обсуждении возможных вариантов продолжения разговора следует провести квалификацию избираемых членами группы тактик: подстраивание, подавление, вступление в диалог, включение партнера в разговор об истинных причинах отказа.

Обсуждение в группе происходит анонимно. Участники должны также представить себе дальнейшее продолжение разговора (реакция подчиненного на вопрос начальника, возможные причины его отказа, попытки решения проблем подчиненного, оказание возможной помощи в их решении со стороны начальника и т.д.).

Такое обсуждение рассматривается как первый этап подготовки к ролевым играм: в данном случае члены группы "в уме" проигрывают возможное развитие событий.

После обсуждения предложенного задания на вступление в диалог группа возвращается к рассмотрению домашнего задания. Каждый член группы зачитывает составленный "портрет" и относится к нему на основании опыта, полученного на этом занятии: собственно ли это "психологический портрет" или просто описание, какие характеристики и на основании чего выделены, какие механизмы восприятия и его способы были актуализированы при составлении портрета.

Группа помогает ему в этом, а так же дает оценку точности, краткости, лаконичности или излишней детализации "портрета". Обсуждение происходит по схеме: участник вначале должен кратко, своими словами повторить только что услышанный текст (группа и автор следят за точностью пересказа) и затем отнестись к нему. Таким образом происходит демонстрация наиболее оптимального изложения текста и происходит отработка умения активного слушания.

Затем ведущий предлагает группе выполнить методику "Проективный рисунок".

Методика "ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК"

"Я такой как есть", "Я такой, каким бы хотел быть".

На выполнение рисунка дается 10 минут, рисунки не подписываются. Затем ведущий собирает рисунки и объявляет, что следующее занятие начинается с их обсуждения, подчеркивая, что обсуждаться будет не "техническая" сторона рисунков, а его содержание.

Домашнее задание:

Написать свой психологический портрет, в котором предлагается обсудить следующие моменты:

1. Детство - отношение к нему со своих нынешних позиций, отношения с родителями, сверстниками, другими людьми, вопрос лидерства, оценка себя и др.

2. Настоящее:

- отношения с родителями;

- отношения в собственной семье;

- отношения с начальством, подчиненными, коллегами по работе;

- взаимоотношения с друзьями (за что они меня любят или не любят);

- каков я в конфликтах;

- каков я в экстремальных ситуациях.

- Мои "слабые места":

- на что я обижаюсь;

- чем мне можно польстить;

- чем меня могут личностно "зацепить";

- как я веду себя, когда меня ругают, хвалят.

Данное описание не предназначено для обсуждения в группе. Оно необходимо для более углубленного, структурированного самоанализа.

ЗАНЯТИЕ 3. Я и другой

Цель: развитие способностей к децентризации.

Средства: методика "Проективный рисунок", игра "Обвинители-защитники", групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастические упражнения.

Тактика ведущего: поскольку занятие несет на себе значительную эмоционально-личностную нагрузку, ведущий должен быть предельно внимательным к самочувствию каждого члена группы, чутко следить за групповой динамикой. В то же время он должен вмешиваться в групповой процесс лишь в случае необходимости.

Описание занятия:

Ведущий предлагает приступить к обсуждению проективных рисунков. Из всех рисунков, произвольно, выбирается один (что на них нарисовано в начале не видно, так как содержимая сторона внизу).

Рисунок кладется в центре круга, и каждый член группы рассказывает о том, что он видит на рисунке (неформальное описание, а свои ощущения, отношение к тому, что нарисовано, описывает то, каким себя видит человек, каким он хотел бы быть, что хотел бы изменить в себе).

Члены группы высказываются по кругу, автор рисунка не объявляет себя, а высказывается как и другие участники, в свою очередь. После прохождения полного круга, когда все высказались, группа пытается определить, кто является автором. Затем автор объявляет себя, говорит о том, что хотел выразить в рисунке, высказывает свое отношение к интерпретации рисунка членами группы.

Участники обсуждают, каким образом за рисунком скрывается автор, или, наоборот, почему объявленный рисунок не соответствует образу участника, сложившемуся в группе.

Если в группе есть участник, вызывающий некоторое неприязненное отношение других членов группы, например, находящийся в позиции "над" или "вне" группы, демонстративно, отказывающийся от выполнения общих заданий или постоянно навязывающий свое мнение и нетерпимый или невнимательный к мнениям других, ведущий может организовать ситуацию обсуждения рисунка таким образом, чтобы рисунок этого участника обсуждался последним.

В этом случае автор собственно, уже известен и участники не только описывают свое восприятие рисунка, но и проецируют свое отношение к данному человеку.

Ведущий, стимулируя выражение негативных эмоций (объективизация "линий напряжения" внутри группы), может предложить игру "Обвинители - защитники".

Игра "ОБВИНИТЕЛИ-ЗАЩИТНИКИ"

Группа делится на две равные части: обвинителей и защитников, деление произвольно, но ведущий может сформировать эти группы таким образом, чтобы имеющие наиболее выраженное негативное отношение оказались в группе защитников или были поровну представлены в обеих группах.

"Защитники" и "обвинители" садятся друг против друга, в две линии. "Обвиняемый" - участник, вызвавший негативное отношение со стороны других членов группы, садится в стороне. Функция "обвинителя": выделить негативную черту "обвиняемого" и описать ситуацию ее проявления в группе, при этом оценочные высказывания, например, "высокомерный" без описания ситуации проявления этой черты не допускаются. Функции "защитника": найти объяснение проявления данной черты и дать другую, позитивную характеристику "обвиняемому": - он проявил себя таким образом потому, что... Следующий " обвинитель" должен отнестись к тому, что сказал "защитник" и продолжить "обвинение" и т.д.

Высказывания должны быть четкими, краткими и обоснованными. Затем "обвинители" и "защитники" меняются ролями. Высказывания говорятся в лицо "обвиняемому": он должен видеть, кто говорит. Участники же адресуются не "вообще", а непосредственно к данному человеку. Таким образом участники приобретают умение корректного высказывания критики, отстаивания своей точки зрения, принятия критики и отношения к ней. Происходит дальнейшее развитие способности к де-центризации, так как высказываются различные мотивы тех или иных действий, поступков, ситуация оценивается не только с собственной точки зрения, но и с точки зрения другого.

В некоторых случаях возможно разделение функций высказывания позитивных и негативных характеристик и отношения к ним: вводится роль "двойника" - "совести обвиняемого", который и относится определенным образом к высказываниям "защитников" и "обвинителей", идентифицируя себя с "обвиняемым". После того или иного способа проведения "суда" слово дается "обвиняемому" - он сам высказывается по поводу услышанного, при этом ведущему надо добиться, чтобы участник не остался "переполненным" информацией о себе и отношением к ней, участниками группы, чтобы он высказался, выразил свое эмоциональное отношение к ситуации "обвиняемый" испытывает сильное психологическое воздействие со стороны группы, глубокое эмоциональное переживание, именно поэтому ведущий должен внимательно следить за его самочувствием и всегда быть готовым прийти ему на помощь.

После этого группа выполняет упражнение "Восковая полочка", когда в центр круга входит член группы, находившийся в позиции "обвиняемого".

Ведущий предлагает провести в группе "коллективный аутотренинг".

КОЛЛЕКТИВНЫЙ АУТОТРЕНИНГ

Он начинается с обычного аутотренинга. Потом ведущий предлагает предоставить совместную прогулку группы за город. Каждый стихийно начинает рассказывать о том, что он видит, мысленно представляет, помогает другим составить коллективное представление о прогулке. После этого выясняется, кто как себя чувствует, кто что увидел, кому из участников прогулки было легко представить, кому труднее.

Упражнение "ОТРАЖЕНИЕ"

Каждый участник по очереди жестами, мимикой, позой пытается изобразить кого-нибудь из группы, задавая определенную ситуацию и демонстрируя, как бы повел себя в ней данный человек, или показывая пластический образ данного человека - его характерные жесты, позу. Темп движений, походку и т.д.

Остальные участники пытаются понять, кого хотели изобразить.

В данном упражнении изображаемый человек получает возможность увидеть себя со стороны; участник, выполняющий задание, - выделить невербальные характеристики другого и попытаться изобразить их, а другие участники группы - проверить свою наблюдательность и определить, кого хотели изобразить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.017 с.)