Тема 7. Психофизиологическая адаптация работника к экстремальным условиям деятельности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Психофизиологическая адаптация работника к экстремальным условиям деятельности.



Тема 7. Психофизиологическая адаптация работника к экстремальным условиям деятельности.

Экстремальные условия труда. Профессиональный риск и безопасность трудовой деятельности. Ситуативные и личностные психофизиологические состояния в экстремальных ситуациях. Трудные и предельные состояния. Состояния, связанные с чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма. Состояния, связанные с пониженным тонусом нервной системы (монотония, одиночество, "ночная психика", скука, астения, "болезненная праздность"). Синдромы профессиональной деформации и профессионального выгорания. Стресс – общий адаптационный синдром. Психический и физический стресс. Эмоциональный и информационный стресс. Остро возникший и хронический стресс. Психофизиологические м еханизмы стресса: стресс-реализующие системы; стресс-лимитирующие системы. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Стрессоустойчивость. Пострессовые состояния. Предневротические фиксации неблагоприятных реакций: фобии, навязчивые мысли, навязчивые действия. Нарушения в сфере личностной мотивации: "кризис мотивации", "кризис середины жизни". Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических постстрессовых расстройств.

Меры предупреждения и устранения неблагоприятных воздействий на поведение и деятельность человека различных состояний.

Тема 1. Психофизиология экстремальных состояний деятельности.

План:

Психологические и психофизиологические состояния профессиональной деятельности.

Психологический стресс. Состояния напряжения и напряженности.

2.1 Состояние психического стресса.

2.2 Эмоциональные состояния.

Тревожные и аффективные состояния.

Экстремальные, трудные, пограничные состояния.

4. 1 Пограничные психические состояния.

Постстрессовые состояния (психические состояния жертв экстремальных ситуаций)

4.3 Пограничные психические состояния.

Психологический стресс - состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения.

5.1 Когнитивная теория стресса.

5.2 Механизмы индивидуальной оценки человеком стрессовой угрозы.

Тема 2. Поведение людей в опасных и экстремальных условиях жизнедеятельности.

План:

Понятия экстремальные воздействия и экстремальные состояния.

Тревожные состояния.

Формы реагирования персонала в условиях опасности

Поведение людей при кратковременных интенсивных экстремальных воздействиях

 

Тема 1. Психофизиология экстремальных состояний деятельности.

Психологические и психофизиологические состояния профессиональной деятельности.

Психологический стресс. Состояния напряжения и напряженности.

2.1 Состояние психического стресса.

2.2 Эмоциональные состояния.

Тревожные и аффективные состояния.

Экстремальные, трудные, пограничные состояния.

4. 1 Пограничные психические состояния.

Постстрессовые состояния (психические состояния жертв экстремальных ситуаций)

4.3 Пограничные психические состояния.

Психологический стресс - состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения.

5.1 Когнитивная теория стресса.

Механизмы индивидуальной оценки человеком стрессовой2. Психологический стресс. Состояния напряжения и напряженности.

2.1 Состояние психического стресса.

2.2 Эмоциональные состояния.

Тревожные и аффективные состояния.

Экстремальные, трудные, пограничные состояния.

4. 1 Пограничные психические состояния.

Постстрессовые состояния (психические состояния жертв экстремальных ситуаций)

Пограничные психические состояния.

4. 1 Пограничные психические состояния.

Эмоциональные состояния.

 

Выделяют:
- Эмоциональное возбуждение

- Эмоциональное напряжение

- Эмоциональную напряженность

Эмоциональное возбуждение – активизация различных функций организма. Эмоциональное возбуждение обычно не связано с активными волевыми действиями.
Эмоциональное напряжение - состояние, характеризуемое активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, целенаправленной деятельностью или подготовкой к ней, ожиданием какой-либо деятельности или опасности.
Эмоциональную напряженность - состояние характеризующее рассогласование функций при достижения ими своих предельных возможностей. В таки условиях эмоциональное возбуждение или напряжение могут перерасти в эмоциональную напряженность. В состояние, для которого характерно временное понижение устойчивости психических процессов и профессиональной работоспособности и высокой эмоциональности.
Если возбуждение и напряжение представляют собой процессы усиления многочисленных функций организма, и это биологически целесообразно, то при напряженности возникает выраженная диссоциация, дискоординация функций организма, снижение надежности, продуктивности в работе или полная утрата работоспособности.

Состояния операционной и эмоциональной напряженности (операторной, «деловой») - это вид напряженности возникает как результат усложнений или непредвиденных затруднений выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.).

Виды психологического стресса и соответствующие им психофизиологические состояния представлены в табл..

Таблица

 

Психологический стресс: Психофизиологическое состояние:
1.Эмоциональный стресс: -Умеренно выраженный; -Выраженный; -Чрезмерно выраженный.   Нервно-эмоциональное напряжение; Нервно-эмоциональное напряжение: Нервно-эмоциональная напряженность
2. Информационный стресс: -Умеренно выраженный; -Выраженный; -Чрезмерно выраженный.   Нервно-эмоциональное напряжение; Нервно-эмоциональное напряжение: Нервно-эмоциональная напряженность

 

Напряженность может проявляться в различных формах:
- В тормозной форме, в виде общей заторможенности вплоть до полного ступора

- В возбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями

- В диффузной форме, сочетающей, чередующей вышеуказанные два вида напряженности

Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий. При преодолении напряженности перечисленные напряжения исчезают.

Способность к действиям без напряженности или, наоборот, предрасположенность к развитию состояния напряженности определяется внешними и внутренними факторами:

- Внешние, экстремальные факторы - это такие, характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. В случае формирования адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действия экстремального фактора наблюдается, как правило, состояние эмоционального напряжения, мобилизации ресурсов. Однако развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ведет к появлению различных степеней эмоциональной напряженности, вплоть до нервного срыва, деградации поведения или гибели.
- Внутренние эмоциональные факторы – это характеристики нервной деятельности как темперамент, уровень тревожности, ригидности (способности перестройки поведения), невротичности (функциональных патологических нарушений нервной системы) личности и другие. Они, как правило, определяют уровень той или иной реакции человека.

Кроме того, представления о значении какого-либо явления или действия складываются в определенной социальной среде. Однако каждый человек по-своему интерпретирует общепринятое представление о значимости опасной ситуации. В основе такой интерпретации лежат психологические особенности конкретной личности. Таким образом, отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека (рис.).

 

Рис.. Факторы формирования отношения к опасной ситуации.

 

Составляющие личностного смысла – интеллектуальное и эмоциональное восприятие. Человек не только оценивает степень опасности – она вызывает у него эмоциональные переживания. Эмоциональная сторона отношения к опасной ситуации складывается из значимости-ценности и значимости-тревожности. Значимость-ценность определяет переживания, вызванные ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности. Значимость-тревожность определяет переживания, порожденные трудностями, опасностями и последствиями ситуации, как правило, это чувство тревоги. Тревожность обусловлена трудностями, опасностями и возможными последствиями ситуации. У человека, имевшего в прошлом негативный опыт выхода из какой-либо опасной ситуации, уровень тревожности может возрасти. Причем не только как реакция на опасность реальную, но так же и возможную, независимо от степени ее угрозы. С другой стороны, тревогу порождает и недостаток профессионального и жизненного опыта, неуверенность в себе и в своей безопасности.

Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена и фрустрация, как состояние вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, трудностями к достижению желаемой и очень важной для человека цели. Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций, проявляется также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости.

В ряде случаев фрустрация может проявляется и в противоположных реакциях: депрессии - пониженной активности, или в особых формах, например, капризного поведения. Одно из характерных его проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящим к несчастным случаям.

 

Напряженность может проявляться в различных формах:
- В тормозной форме, в виде общей заторможенности вплоть до полного ступора

- В возбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями

- В диффузной форме, сочетающей, чередующей вышеуказанные два вида напряженности

Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий. При преодолении напряженности перечисленные напряжения исчезают.

Способность к действиям без напряженности или, наоборот, предрасположенность к развитию состояния напряженности определяется внешними и внутренними факторами:

- Внешние, экстремальные факторы - это такие, характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. В случае формирования адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действия экстремального фактора наблюдается, как правило, состояние эмоционального напряжения, мобилизации ресурсов. Однако развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ведет к появлению различных степеней эмоциональной напряженности, вплоть до нервного срыва, деградации поведения или гибели.
- Внутренние эмоциональные факторы – это характеристики нервной деятельности как темперамент, уровень тревожности, ригидности (способности перестройки поведения), невротичности (функциональных патологических нарушений нервной системы) личности и другие. Они, как правило, определяют уровень той или иной реакции человека. Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний, бывают внешние и внутренние.

Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена и фрустрация, как состояние вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, трудностями к достижению желаемой и очень важной для человека цели. Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций, проявляется также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости.

В ряде случаев фрустрация может проявляется и в противоположных реакциях: депрессии - пониженной активности, или в особых формах, например, капризного поведения. Одно из характерных его проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящим к несчастным случаям.

 

 

Введение

Одним из главных понятий безопасности жизнидеятельности челоаека является понятие так называемая «аксиома о потенциальной опасности»

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасности., в возможности воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов окружающей среды.

Все факторы по степени и характеру действия на организм человека условно делятся нв вредные и опасные.

Опасными факторами называются такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или к внезапным и резким нарушениям здоровья. Вредные факторы, это те факторы, которые, как правило, приводят к различным нарушениям здоровья и работоспособности. Таким образом, в определенных условиях вредные факторы могут стать опасными,

К характерным признакам вредных и опасных факторов являются:

- возможность непосредственного воздействия на организм человека;

- затруднение осуществления физиологических функций организма человека

Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровья и жизни людей.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, т.е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Для обычных общих условий приемлемый риск принимается равным 1 на 1 000 000 случаев в год.. В мировой практике для каждого вида деятельности существуют свои степени риска, т.е. вероятность смертельных случаев на частоту тех или иных рабочих ситуаций.

Какая-то часть опасных и вредных факторов обычно имеет внешние определенные, пространственные области проявления, которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией. Важно уметь предупредить переход опасной ситуации в несчастный случай.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких приделов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называются экстремальными.

 

Тревожные состояния.

 

Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Ощущение угрозы представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Это предосознаваемое, а нередко неосознаваемое предвидение опасности. Оно носит вероятностный характер и зависит не только от обстоятельств, но и в большей степени от личностных особенностей человека. Причины тревожного состояния персонала могут существовать реально, но не исключено, что они надуманы (ложны). Необходимо помнить, что тревожные состояния способны блокировать нормальное поведение персонала в условиях опасности.

Тревога, воспринимается человеком как:

- ощущение неопределенной угрозы;

-чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

- неопределенное беспокойство.

Тревога может играть для исполнителя охранительную и мотивационную роль.

Возникающая тревога усиливает поведенческую активность, изменяет характер поведения или включает механизмы адаптации и защиты.

Но тревога может не только стимулировать активность исполнителя, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, а так же недостаточно сформированных систем деятельности. Нередко эти изменения носят оборонительно-защитный характер.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности нередко бывает неадекватна ситуации, в некоторых случаях ложной. Она препятствует формированию адаптационного поведения исполнителя, приводит к нарушению его поведенческой интеграции, ведет к частичной или полной дезорганизации деятельности, а при значительной выраженности - к всеобщей дезорганизации психики, к психическому "срыву" человека.

Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Существует целый ряд тревожных состояний, которые могут сменять друг друга в зависимости от нарастания психотравмирующего воздействия неопределённости.

 

Тревожные и аффективные состояния.

 

Тревожные состояния: Аффективные состояния:
1.Состояние ощущения внутреннего напряжения. 2.Состояние повышенной чувствительности (гиперстезическая реакция). 3.Собственно состояние тревоги. 4.Страх: - беспокойство; - боязнь: - испуг: - ужас. 5.Состояние неотвратимости надвигающейся катастрофы. 6.Состояние тревожно-болезненного возбуждения.   1.Состояние ажитации.   2.Состояние кратковременного ступора.  

 

Березин Ф.Б.(1988) определил тревожный ряд состояний, который помогает понять динамику развития процессов психической адаптации и поведения человека в условиях опасности:

1.Ощущение внутренней напряженности. Оно не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт. Причем источник и область, представляющая для исполнителя опасность, ему не известны, ощущение опасности присутствует.Видимо, в этом случае у человека нет целостного восприятия ситуации опасности, но отдельные несоответствия с нормально эталонным образом им подсознательно воспринимаются;

2.Гиперстезические реакции. Тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность. Данное состояние также характеризуется неопределенностью целостного восприятия опасности, н о подсознательное восприятие ее есть. Это отчетливо проявляется в характере проявления адаптивных вегетативных реакций при выполнении упражнения на летном тренажере "пожар двигателя не посадке" - у членов экипажа, переживших подобные ситуации в реальном полете, более выражены;

3.Собственно тревога. Это центральный элемент рассматриваемого ряда. Основным проявления собственно тревоги является ощущение неопределенной угрозы. Характерный признак тревоги -это невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения, но область, представляющая опасность, исполнителем идентифицируется. Но, возможна неадекватная логическая переработка доступной информации, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4.Страх. Это тревога, конкретизированная на определенном объекте опасности. Но возможны ситуации, когда опасность связывается с ложным объектом. В этих условиях у исполнителя создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

Страх рассматривается как состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека. Сильное эмоциональное переживание, лежащее в основе этого состояния, направлено на источник действительной (или мнимой) опасности. В зависимости от характера опасности, интенсивности и особенностей переживаний страх имеет различные оттенки, он может проявляться в виде опасения, боязни, испуга, ужаса. Не следует путать это состояние с другими формами тревоги, при которой источник опасности является неясным или неопознанным.

Выражение формы страха (панический страх, ужас) побуждает человека искать выход из ситуации, в этом случае состояние страха нередко трансформируется в состояние аффекта.

Для любой формы страха характерны высокое эмоциональное напряжение, концентрация внимания на источнике опасности, вследствие чего может произойти частичная или полная дезорганизация деятельности. Кроме того, определенные ситуации могут сформировать стойкие патологические состояния, вызываемые чувством страха, в частности отказ от деятельности (психологический срыв).

5.Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Это нарастание интенсивности тревожных расстройств, которое приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6.Тревожно-боязливое возбуждение. При этом состоянии, вызываемая тревогой дезорганизация психики достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности ограничивается.

При быстром нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении непродолжительного времени, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Экспериментальные исследования подтверждают, что тревожная реакция разной степени выраженности имеет место практически у подавляющего большинства людей, причем различия этих процессов у них существенны. Известно, что молодые люди более адаптивны и менее подвержены воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Здесь следует учитывать, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче для человека происходит процесс адаптации к экстремальным условиям и менее болезненно им переносятся стрессовые ситуации.

Это положение находит подтверждение в результатах сравнительного исследования успешной деятельности авиаспециалистов в затруднительных полетных ситуациях. Молодые, но недостаточно опытные исполнители, не обладая еще навыками упреждающего прогнозирования развития ситуации, достаточно быстро реагируют на ситуацию, успешно разрешают ее, но при этом затрачивают значительные энергетические ресурсы. у более опытных исполнителей, как правило, лиц старших возрастных групп, хорошо развиты навыки упреждающего прогнозирования, они заранее "видят" начало развития ситуации затруднения, психологически готовы к ее разрешению и, следовательно, адаптивные реакции у них менее выражены. Но, если ситуация застает их врасплох, то негибкость их адаптивных процессов может привести к выраженным стрессовым состояниям, например, к аффективному состоянию по типу кратковременного ступора с полной дезорганизацией активной деятельности.

Психогенные расстройства

Психогенные расстройства

 

В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенностей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические реакции при наводнении, урагане и других экстремальных ситуациях не носят какого-то специфического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интенсивностью экстремальной ситуации (Александровский, 1989; Александровский и др., 1991).

Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни условиях, на психическую деятельность человека подразделяется на непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции и патологические состояния – психогении (реактивные состояния). Для первых характерна психологическая понятность реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При непатологических реакциях обычно сохраняются работоспособность (хотя она и снижена), возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Типичными для человека, оказавшегося в катастрофической ситуации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные размеры катастрофы (стихийного бедствия). Такие реакции также обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т.п.

В отличие от непатологических реакций патологические-психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и способности к целенаправленным действиям. В ряде случаев при этом имеют место расстройства сознания, возникают психопатологические проявления, сопровождающиеся широким кругом психотических расстройств.

Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиникой нарушений, развивающихся в обычных условиях. Однако есть и существенные различия. Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей. Во-вторых, клиническая картина в этих случаях не столь индивидуальна, как при «обычных» психотравмирующих обстоятельствах, и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В-третьих, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.

Наиболее часто наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций психогенные расстройства объединяют в 4 группы – непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы (см. табл.).

Таблица

.

Тема 7. Психофизиологическая адаптация работника к экстремальным условиям деятельности.

Экстремальные условия труда. Профессиональный риск и безопасность трудовой деятельности. Ситуативные и личностные психофизиологические состояния в экстремальных ситуациях. Трудные и предельные состояния. Состояния, связанные с чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма. Состояния, связанные с пониженным тонусом нервной системы (монотония, одиночество, "ночная психика", скука, астения, "болезненная праздность"). Синдромы профессиональной деформации и профессионального выгорания. Стресс – общий адаптационный синдром. Психический и физический стресс. Эмоциональный и информационный стресс. Остро возникший и хронический стресс. Психофизиологические м еханизмы стресса: стресс-реализующие системы; стресс-лимитирующие системы. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Стрессоустойчивость. Пострессовые состояния. Предневротические фиксации неблагоприятных реакций: фобии, навязчивые мысли, навязчивые действия. Нарушения в сфере личностной мотивации: "кризис мотивации", "кризис середины жизни". Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических постстрессовых расстройств.

Меры предупреждения и устранения неблагоприятных воздействий на поведение и деятельность человека различных состояний.

Тема 1. Психофизиология экстремальных состояний деятельности.

План:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.)