Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Славяне - язычники и символ креста.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Волки и змеи, целующие крест. Знак креста мы встречаем во множестве, на культовых славянских языческих камнях. Камень Щеглец. Находится в 2,5 км к северу от деревни Мытно Новгородского района Новгородской области, на левом берегу реки Вишеры. Подобными камнями помечались священные места, где проходили моления и торжественные общественные собрания. Даже камни, на которых символ креста появлялся естественным образом, почитались как священные. Камень с горы Карабиха. Ярославская область Дохристианское почитание креста славянами было связано с именем Верховного славянского бога – творца – Свентовита. Особенно этого бога почитали на южном побережье Балтийского моря. Сегодня науке известно, что современный северо-запад России был населен выходцами из тех мест, сначала основавших на территории современной России колонии, а потом бежавшими от произвола немецких оккупантов к родне на северо-восток. Безусловно, что изначально жители славянской Балтики и славяне северной и западной Руси имели общие обычаи и веру.[i] Вот, что о Свентовите рассказывают хронисты: «Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли ранской, так как он – самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают.» [ii] Одной из особенностей бога Свентовита было то, что он изображался четырёхглавым. Христос с мечом. Сербская икона. Что в руке Свентовит держал наполненный вином рог, из которого прихожане храма причащались на праздники. Русская прялка. Интересна легенда об ирландском проповеднике святом Патрике, который объясняя Православие друидам почитающим солнце, нарисовал на круге, символизирующим солнечный диск крест, сказав, что Христос – это Солнце Правды. В Ирландии и Шотландии символ креста с кругом получил широкое распространение. Так же широко распространен подобный крест на северо-западе России. Вероятно, он попал на Псковщину и Новгородчину от балтийских славян крещёных ирландскими монахами.
Крест Корсунской паперти Софийского Новгородского собора. Знаменский собор. Крест в круге. Свастика У современного обывателя свастика чаще всего ассоциируется с фашизмом. Прямо скажем, это совершенно понятно. Национал-социалистическая партия германии начертала этот символ на своих знамёнах и под этими знамёнами принесла столько горя на Русскую Землю, что до сих пор для многих свастика и фашизм – это слова синонимы. Между тем, на знамёнах Третьего Рейха, свастика просуществовала всего 12 лет (с 24 марта 1933 года - по 23 мая 1945) столько же, сколько существовало нацистское государство. Свастика символ очень древний. Его возраст измеряется тысячелетиями. На предметах самых архаичных культур каменного века, уже в верхнем палеолите (35000 — 8000 гг. до н. э.), учёные обнаруживают свастические символы. Насколько этнологии, искусствоведению, истории религии и философии известно, во всех традициях и культурах, где употреблялся символ свастики, он имел благое, светоносное значение. Наиболее широко он был распространен у народов индо-европейской семьи. Во множестве встречается свастика и у восточных славян. Даже, можно сказать, что это один из самых распространенных славянских символов. Вспоминается шутка времен Великой отечественной войны. Когда солдаты – сибиряки, увидев немецкие самолёты со свастиками на крыльях, шутили – Вон, смотрите, кержаки[v] летят! Старообрядцы кержаки придерживались старого обычая, носили традиционную русскую одежду, украшенную вышитыми и ткаными узорами, в которых преобладал символ свастики. Свастика, в качестве орнамента, встречается у русских повсеместно, но у кержаков этот знак был особенно частым. Вот солдаты – сибиряки и называли в шутку кержаками немцев. Что же означала свастика для наших далёких предков в языческие времена? Само слово «свастика» не русского происхождения. Это слово заимствовано из санскрита - स्वस्तिक от स्वस्ति, «свасти»[vi] — «счастье», пожелание удачи, благоденствия. Русские называли свастику по разному: гнутый крест, репеёк, ключ, вьюр. По сообщению Н.А. Филёвой в Печерском районе Архангельской области (теперь Республика Коми) свастику называют заяц, «заяцы», во множественном числе, в значении, «солнечные лучи», солнечные зайчики. В Мещере называют огнивцами. Старый мастер хохломской росписи Степан Павлович Веселов (1903 - 1993) из деревни Мокушино Ковернинского р-на Нижегородской области часто рисовал свастику, называя её «рыжик». В деревнях Рязанщины свастику называют «ковылем». Роман Багдасаров полагает, что это название связанно с травой ковыль, которая почти всегда изогнута под ветром. Мне же кажется, что название происходит от глагола «ковылять», то есть – шагать, двигаться. В новгородских диалектах «ковылять», значит гнуться, перегибаться. В курском – «ковылюга» - это извилина, кривулина. Большая часть смысловых значений в русских названиях свастики связанны с движением, вращением и светом. И я бы добавил более точно, с излучением. Наиболее наглядными для иллюстрации этого значения могут быть русские примеры названий свастики: ключь (в значении родник), вьюр (в значении вращаться, виться), «зайцы», в значении - лучи света. Кутенков П.И. в своей книге «Ярга-свастика - знак русской народной культуры» для обозначения свастики вводит термин «ярга».[vii] Существует устойчивое число вариантов свастических символов, которые славяне использовали в орнаменте. Он не особенно велик.
Таблица составленна Петром Макагоновым Современные неоязычники, в погоне за тайными знаниями и «древностью» разработали бездну свастических символов, большинство которых не имеют ни какого отношения ни к славянам, ни к славянской дохристианской религии. Бесспорно, дизайнерская работа проделана могучая. А параллельно ей проделана такая же могучая работа по дезинформации русских. Теперь человек не искушенный, но интересующийся историей своего народа, в первую очередь наткнётся в интернете на творение этих фантазёров – художников и будет введён в заблуждение. Интересно, что творцы «настоящего» славянского язычества, не удержались и вставили в перечень псевдославянских символов эмблему немецкого оккультного общества «Туле», практически её не изменяя. Эмблема немецкого оккультного общества «Туле». Псевдославянский знак «символ расы» Название они этому знаку дали звонкое «символ расы», при этом они уверенны, что раса – аббревиатура. Чтобы не пересказывать этот бред предоставим слово им самим: «РАСА – аббревиатура: Роды Асов Страны Асов, т.е. Славяне и Арии, представители 4-ох родов Расы, изначальные жители Мидгарда (планеты Земля), Предки которых прибыли из созвездий Малой и Большой Медведиц, Лебедя и Кассиопеи на Ингард, а оттуда на Мидгард. Имеют белый цвет кожи, светлые волосы и отличаются друг от друга лишь цветом радужной оболочки глаз, который зависит от спектра света их родных Солнц: Да`Арийцы (среброглазые), х`Арийцы (зелёноглазые), Расены (огнеглазые или к-Ариглазые) и Святорусы (небесный цвет глаз).» Сайт родноверов: http://rodobozhie.ru/publ/knigi/nasledie_predkov/rasa_ehtimologija/62-1-0-7416 Даже комментировать не буду. Хочется отметить, что тайное оккультное общество «Туле» (нем. Thule-Gesellschaft), полное название — Группа изучения германской древности (нем. Studiengruppe für germanisches Altertum), появившееся в Мюнхене после первой мировой войны, помимо изучения истории и оккультизма формировало идеологию превосходства немецкой расы. В обществе «Туле» состояли, среди прочих, лица, которые в скором времени заняли высокие должности в Третьем Рейхе: Альфред Розенберг, Дитрих Эккарт и Карл Хаусхофер стали ближайшими советниками Адольфа Гитлера. Состоял в ней и Рудольф Гесс. Идеология, принятая в обществе «Туле» декларировала крайне неприязненное отношение к евреям. В связи с этим, совершенно не понятно, почему лидер родноверов А. Хиневич – природный еврей, поддерживает человеконенавистнеческую идеологию общества Туле и пользуется их символикой? Почему он настраивает славян против евреев? При этом у него самого, два брата живут в Израиле, а племянник служит в израильской армии ЦАХАЛ? Какая-то запутанная история… Помимо выдуманных славянских свастик, к каждому знаку ими придумано название, например: «боговник», «яровик», «навник» и прочие. К каждому названию написано толкование «мистического» значения этих знаков. Так же выдуманные в творческом порыве создания псевдославянской мифологии и культуры. Фактически выдумана целая эрзац[viii] языческая культура. Неоязычники сделали символом своего движения так называемый «коловрат», две свастики с заостренными концами наложенные одна на другую.
Странно и не понятно, почему ими был сделан именно такой выбор? Ведь этой эмблемы не было у древних славян - язычников, не встречалось и позже, в народном орнаменте. Немного напоминает этот символ, знак, частый в традиционной резьбе по дереву. Однако он всегда очень сильно отличается в графике. Не встречалось этих заостренных концов, похожих на косу. Да и сам символ был более похож на катящееся по небосклону солнце, нежели на две совмещенные свастики.
Орнаментированные вальки. В большинстве традиционных культур свастика изображает движущийся крест. И вероятнее всего, что прежнее, её значение было сходным с христианским. В христианской символике свастика, двигающаяся в разные стороны обозначает в одном случае внешнее христианское делание – добрые поступки по отношению к ближним, а в другом внутреннее делание, работу в душе, над своими недостатками. В греческой православной церкви свастику называют крест гамматический, то есть состоящий из четырежды повторенной буквы греческого алфавита - гаммы. Центр креста символизирует Бога – Творца, основу вселенной, четыре его конца – четырёх евангелистов. Бог же назывался «Солнцем мира» и это образное выражение несколько сближало языческое изображение света и огня в виде свастики с христианским, где Бога называли Светом духовным. «Сказал Господь: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» ( Ин., 10-е зач., 3: 16–21)
Славяне - язычники и символ креста. Крест из всех сокровищ есть сокровище много ценнейшее... Вид и образ Креста — всех предметов украшение благолепнейшее. (Преподобный Феодор Студит) В наше время, в сознании людей, символ креста привычно ассоциируется с христианством. И эта ассоциация настолько крепка, что некоторые неоязыческие общины, принимая нового члена в свои ряды (если он был прежде крещён), требуют от кандидата снять и при всех топтать ногами свой нательный крест. Такой поступок должен символизировать отказ неофита от христианства и прилюдно продемонстрировать отвращение к христианской символике, к вере его дедов и прадедов. Такую же ненависть к символу креста, мы можем встретить, пожалуй, только у сатанистов, а из всех известных религий, лишь в иудаизме. В Израиле, где ортодоксальными иудеями, уже, в школе прививается неприязненное отношение к христианству, религиозные евреи избегают любой христианской символики, даже в орнаментах. Да и вообще, любых знаков, похожих на крест. Например, принятый во всем мире математический знак "плюс" «+», запрещен к употреблению в школах и университетах Израиля и заменен на перевернутую букву "т". Ненависть к христианству и христианской символике показательно роднит последователей иудаизма со псевдославянской псевдорелигией распространяемой неоязычниками. Русское слово «крест», вероятнее всего восходит к славянскому слову «кресать», от которого возникло множество производных: кресало (металлический предмет для высекания огня из кремня), кресить «высекать огонь». Кресить кого, воскрешать, оживлять («Игорева храброго полку не кресити,» Слово о полку Игореве). Возникает ряд родственных по происхождению слов: воскресение – «возрождение» (как возрождение огня при выкресании); крест - как пересечение, чего либо; Крест, как знак. Огонь для славян был символом благим, священным. Огонь отгонял тьму, согревал, пугал нечисть, очищал и удобрял поля под посевы. Соответственно и процесс рождения огня, его возникновение – возрождение, считалось действием священным. После перевода Евангелия на славянский язык, многие христианские богословские термины стали ассоциироваться со знакомыми славянскими мифологическими или религиозными понятиями. Хорошо понятно, что христианский символ креста и рассказ о воскрешении Спасителя распятого на кресте вызывал у славян- язычников устойчивый ассоциативный ряд, связанный с очень знакомыми языческими священными символами и представлениями. Так Воскресение Христово, наверняка ассоциировалось с выкресанием (воскресением) огня. Такие образы, безусловно, были близки славянину язычнику. И пусть сначала они были окрашены несколько иным пониманием жертвы Христовой, но были близки к сути, смыслу воскрешения. Через самопожертвование, удары и страдания, возрождение и возжегание жизни вечной. Переводчики Евангелия на славянский язык, наверняка, не случайно, для описания событий произошедших после распятия Спасителя, выбрали славянское слово «воскрешение». Ведь, могли перевести, например, словом «ожил», «возродился», но это было бы не точно и даже искажало бы смысл. Именно, через термин, описывающий высекания огня из камня, через слово, означающее священнодействие для славянина-язычника, через образы, включающие в славянском языке точный ассоциативный ряд, переводчики донесли до слушателей основное значение христианской идеи Воскресения и Искупления. Ещё одно судьбоносное совпадение, это сходство имени Бога – Христос, со славянским словом крест – хрест. Греческое слово Χριστός, что значит - «помазанник», это перевод на греческий еврейского слова מָשִׁיחַ (Машиах). У евреев так называли царей и первосвященников, над которыми был совершен обряд елеепомазания, являвшийся символом причастия к Духу Святому. Славянское же ухо слышало в этом имени знакомое слово «крест» и «воскресение» и слово это воспринималось как эпитет Воскресшего Бога, распятого на кресте. То есть, Христос – значит Воскресший, а крест - орудие воскрешения. Подобные ассоциации имени воплотившегося Бога - Слова с символом креста и одновременно воскрешения, наверняка были у большинства индоевропейских народов. Ведь слово крест, восходит к очень древней протоиндоевропейской основе. Поэтому многие потомки Иафета слышали это имя, и понимали его, как произнесенное на своём языке. И не случайно, Христианство распространилось именно среди потомков Иафета. Есть множество свидетельств о том, что до принятия христианства славяне считали символ креста священным знаком. Символ креста в оформлении русской избы. Например, крест, постоянно воспроизводится в славянской вышивке. Даже более того, само переплетение нитей образовывавших ткань рисовало крест и диктовало появление новых узоров только по матрице этой крестовой основы. Это понимали многие мастерицы. Я и сам не раз об этом слышал. Они считали, что рубашка защищает своего хозяина не только от холода, не только узорной вышивкой, но ещё и многократно повторенным символом креста, из которого вся состоит. Конечно, в двадцатом веке крест образованный тканью наполнялся смыслом христианским, но очевидно, что корни священного отношения к символу креста уходят в древние предания славянского ветхого завета. Даже пуговки раньше пришивали так, чтобы нитки образовывали на каждой пуговице крестик, а не так как теперь – две полоски. Крестовые знаки наполнялись благим смыслом и воспринимались как текст, а текст, в свою очередь, наполнялся верой и упованием на Божью помощь. И по этому, отношение к изображенному кресту было уже не фетишизмом и не магией, а запечатленной молитвой, изображенным упованием на Бога. Безусловно, отношение к символу креста у христиан и славянских язычников отличался. Но, то сходство, которое было в значениях этого символа, позволяло перейти, принять христианское значение креста, когда крест становился знаком наполненным силою распятого на нём Иисуса Христа. Славянское язычество не имело враждебного отношения к знаку креста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.009 с.) |