Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефлексия как механизм саморазвития
Рефлексия* — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я -познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым. Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания. Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека; личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим; интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть. 1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя. 2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов. 3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование. 4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание). 6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь. В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности. Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление. В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я- идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:
-признает данное качество как свою сильную сторону; -вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты; -в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе; -отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста; -обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д. Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром. БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой. Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека. К первой группе можно отнести барьеры: -возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства); -несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия; -неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии; -неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности. Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам: -боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;
-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно. Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить о педагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим собственным трудом их достигает. Понятие о развитии Понятие «развитие» является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как: -фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений; -объективно существующий факт; -естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.; -физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку); -некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности
(применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.); -ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития. Рассмотрим подробнее проблему психического развития как объективный процесс. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Неслучайно вплоть до XVII—XVIII вв. детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок — как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных изменений психических свойств, процессов, состояний во времени, выражающихся в современных преобразованиях. В настоящее время существует множество различных теорий и версий психического развития: натурализм, социоморфизм, куль-турализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм. Относительно факторов психического развития существует несколько подходов. Согласно биологизаторским представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными факторами, которые задают программу и вектор психическому развитию. Социологизаторское направление акцент делает на социальной обусловленности развития человека (организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества). В теории конвергенции (схождение двух факторов) развитие ребенка представляется как результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные, выполняют роль задатков. Необходимо отметить, что одни теории в большей степени, а другие — в меньшей игнорируют факт внутренней детерминации развития, хотя в отечественной психологии постоянно обращалось внимание на этот момент. Но внутренняя активность может быть только тогда понята в полном объеме, когда к рассмотрению развития как объективно существующего процесса мы добавим саморазвитие, которое по определению не может осуществляться без субъекта жизнедеятельности. Другой проблемой, обсуждаемой в психологии, стала проблема движущих сил психического развития и поиска его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия: между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка и др. В качестве закономерностей психического развития выступают: его неравномерность, пластичность, преемственность и др. Особое внимание в самых различных школах и направлениях психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации. Согласно представителям отечественной психологии, каждый возрастной период может быть охарактеризован посредством понятий:
«социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «психологические новообразования». Понятие социальная ситуация развития, согласно классику отечественной психологии Л. С. Выготскому, определяется как специфическая для каждого возраста система отношений субъекта с социальной действительностью, сочетания внешних и внутренних условий, отраженная в его переживаниях и реализуемая в деятельности совместно с другими людьми. Она обусловливает образ жизни ребенка, социальное бытие, в обстановке которого Приобретаются новые свойства и качества, возникают психические новообразования. Понятие ведущая деятельность было вьщвинуто А. Н.Леонтьевым и означает, что на каждом возрастном этапе существует своя ведущая деятельность, в рамках которой формируются психика, основные новообразования. Смена ведущей деятельности — это переход от одного возрастного периода к другому. Психологические новообразования — это такие психологические особенности личности, которые приобретаются в данном возрасте и отличают его от других возрастных этапов. Например, наиболее важным новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов, младшего школьного возраста — произвольность поведения, подросткового — чувство взрослости и т. п. На основе использования этих понятий Д. Б. Элькониным была разработана самая популярная в отечественной психологии периодизация психического развития. Д.Б.Эльконин делит все детство на три большие эпохи: раннее детство, детстве и позднее детство. В каждой эпохе выделяются по два периода, а в каждом периоде — по две фазы. Для каждого периода характерна своя ведущая деятельность: младенческий возраст (0—1 год) — непосредственно- эмоциональное общение; раннее детство (1—3 года) — предметно-манипулятивная деятельность; дошкольное детство (3 — 7 лет) — сюжетно-ролевая игра; младший школьный возраст (7—10 лет) — учебная деятельность; подростковый возраст (10— 15 лет) — общение; ранняя юность (15— 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность. Кроме того, все типы ведущих деятельностей были поделены на две большие группы по принципу: «ребенок —общественный взрослый» (непосредственно-эмоциональное общение, ролевая игра, общение) и «ребенок—общественный предмет» (предметно-манипулятивная деятельность, учебная и учебно-профессиональная). Развитие в рамках каждого периода характеризуется как стабильное, переходы же от периода к периоду и от эпохи к эпохе — как кризисные, переходные. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила периодизация Э.Эриксона (американского психолога). С точки зрения рассматриваемой нами проблемы саморазвития она представляет особый интерес, так как здесь внимание фиксируется в большей степени уже не на внешних, а на внутренних факторах, и вырисовывается не одна, а две линии развития — позитивная и негативная. Кроме того, предпринимается попытка дать периодизацию не только детского, но и всего развития человека. Основанием для выделения статей (их всего 8) является развитие идентичности, о которой мы говорили в предыдущем разделе, на каждой из них человек как бы решает задачу, по какому пути пойти — по пути обретения новой формы идентичности или по пути ее потери. Интересен тот факт, что Э. Эриксон в своей концепции не фиксирует жестко стадии, не считает, что они должны походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом. Поэтому каждая стадия как бы вбирает предыдущую, подстраивается к ней, поэтому «начало возраста» — понятие достаточно условное, ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего. Мы приведем только конечные результаты развития на каждой стадии. Первая стадия — младенчество (0—1 —1,5 года). В этот период при благоприятном исходе достигается базовое доверие к окружающему миру, надежда; при неблагоприятном исходе — недоверие, уход от общения и деятельности. Вторая стадия — ранний возраст (1,5 — 4 года). Ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии. Рождаются либо автономия, воля, либо сомнение, стыд. Третья стадия — детство (4 — 6 лет). Развивается способность к инициативе или чувство вины, способность к целенаправленной деятельности или пассивность, заторможенность. Четвертая стадия — школьный возраст (6—11 лет). У ребенка наблюдается формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, в противном случае развивается инертность, чувство некомпетентности, собственной неполноценности. Пятая стадия — отрочество (11 — 20 лет).Перед человеком встает задача осознания себя и своего места в жизни, развивается чувство идентичности, либо идет процесс ее смещения, в силу чего возникает застенчивость или негативизм. Шестая стадия — молодость (21 — 25 лет). Переход к решению собственно уже взрослых задач на базе сформировавшейся или несформировавшейся идентичности, как следствие этого — выбор между интимностью и изоляцией. Седьмая стадия — зрелость (25 —50 —60 лет). Цель — решить задачу, связанную с саморазвитием и собственным творчеством. Результат — преодоление противоречия между производительностью и застоем, поглощенностью собой; позитивными новообразованиями являются забота, милосердие, негативным — отверженность. Восьмая стадия — старость (свыше 60 лет). Характеризуется достижением новой формы идентичности, осуществляется выбор либо в пользу целостности, универсальности, либо в пользу отчаяния, отвращения. Позитивным достижением является мудрость, негативным — презрение, в том числе и к себе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.034 с.) |