Интегральная периодизация субъективной реальности и саморазвития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегральная периодизация субъективной реальности и саморазвития



(по В.И.Слободчикову)

Ступени субъективности Период становления событийности Период становления самобытности

Кризисы рождения Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения

Оживление Родовой кризис:

0—2 мес. ±3нед.

Новорожденность:

0,4 — 3,5 мес.

Кризис

новорожденности:

3,5 — 7 мес.

Младенчество:

6 — 12 мес.

Одушевление

Кризис

младенчества: 11 -

18 мес.

Раннее детство:

1,5 — З года

Кризис раннего

детства:

2,5— 3,5 года

Дошкольное

детство: З года—

6, 5 лет

Персонализац

ия

Кризис детства:

5,5 -7,5 лет

Отрочество:

6,2 -И, 5 лет

Кризис отрочества:

И — 14 лет Юность: 13 -18 лет

Индивидуали

зация

Кризис юности:

17-21 год

Молодость:

19 — 28 лет

Кризис молодости:

27— 33 года

Взрослость:

32— 42 года

Универсализа

ция

Кризис взрослости:

39 -45 лет

Зрелость:

44 — 60 лет

Кризис зрелости:

55 -65 лет Старость: 62-...

Проанализируем коротко содержание этих ступеней.

На первой ступени — оживления ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени —подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях.

На второй ступени — одушевления ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действа и с реальным партнером и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два значимых события стоят в начале новой ступени развития — прямохождение и речь — кг к способы первичного самоопределения во внешнем и внутренне м пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную личность («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени— персонализации партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, наставник, мастер и т.п., вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия: в науке, искусстве, религии, морали, праве.

Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек: не достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей.

На четвертой ступени — индивидуализации портом молодого человека становится человечество (в определенных пределах), с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. И индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою личность. которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

Последняя — пятая ступень — универсализации — знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо от того, является она верующей или нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.005 с.)