ТОП 10:

Идентификация как механизм саморазвития



Идентификация употребляется в нескольких значениях:

-отождествление себя с другим человеком, другими людьми на основе установления

эмоциональной связи с ними;

-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;

-опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.

С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.

Остановимся на них подробнее.

*Идентификация (лат.) — отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство. Начнем с идентификации с другим человеком, другими людьми, образцом, в роли которого может выступать вымышленный герой, литературный персонаж. В свою очередь, здесь выделяются также две стороны: одна в ходе идентификации осуществляет перенос качеств другого на себя; вторая — перенос своих качеств на другого.

У человека в начальном периоде его развития идентификация также играла одну из главенствующих ролей. Как отмечают многие историки, психологи, во времена родовых отношений личность не отделяла себя от рода, воспринимала себя как часть всеобщего «Мы». Это давало возможность кооперировать усилия в достижении общих целей, укрепляло взаимозависимость, формировало то, что впоследствии будет названо коллективными отношениями. По мере развития общества возникает такой феномен, как целенаправленная передача знаний, умений, навыков от старшего поколения младшему, т. е. обучение. А если есть обучение, то есть учитель и ученики. Первоначально роль учителя сводилась к тому, что он выступал в качестве своеобразного образца для своих учеников. Последние, идентифицируясь с учителем, повторяли его действия, осваивали способы мышления, различные знаковые системы.

Постепенно идентификация становится универсальным механизмом и начинает определять направления развития личности, своеобразие ее самопознания. Первая идентификация происходит, конечно, с родителями.

Таким образом, через идентификацию личность познает другого человека, через подражание переносит познанное на себя и, обнаруживая перенесенное уже в себе, становится способной к установлению сходства и различия. Следовательно, в процессе идентификации с другим человек продвигается от простой имитации к присвоению и осознанию поведения, качеств, навыков и т.д., что изначально ему не принадлежало. С возрастом и опытом этот процесс становится все более сложным и избирательным. Чаще личность идентифицируется уже не столько с другим человеком, сколько с определенными его свойствами и качествами в силу их значимости для себя.

И еще на одном моменте хотелось бы остановиться. Идентификация с раннего детства происходит не только с близкими людьми как таковыми, т.е. их действиями и поведением, но и с тем, что другие говорят о ребенке, как они его оценивают. Другими словами, ребенок постоянно примеривает точку зрения других на себя. Процесс неосознанного включения индивидом в свой внутренний мир взглядов, установок, оценок других людей называется «интроекция». В результате интроекции эти взгляды, мнения, оценки, в том числе и по поводу собственной личности, воспринимаются как свои собственные. Со временем в результате развития другого механизма — рефлексии (см. с. 51) — этот процесс становится более критичным и осознанным, когда человек приобретает способность уже самостоятельно строить представление о себе и своих качествах личности. На ранних же этапах развития интроекция играет одну из ведущих ролей, выступая как результат соответствующей идентификации.

Другой стороной идентификации является стремление приписывать собственные черты, свойства, взгляды, отношения другим людям. Подобным образом формируются наши многочисленные ожидания по отношению к другим людям.

Модель Р. Ассаджоли.

Согласно этой модели, в структуру личности входит реальное Я, высшее Я, выполняющее своеобразную функцию бесстрастного наблюдателя, и многочисленные субличности (свойства, черты характера), которые, по мнению представителей психосинтеза, обладают известной самостоятельностью, могут находиться в гармонии, содружестве или в состоянии конфликта, противоборства.

Пример. Субличностями можно назвать в нас «Добряка», «Труса», «Умника», «Жадину», «Счастливчика» и т.п. «Добряк» стремится делать добрые дела, «Умник» рассуждает и дает советы, «Трус» избегает неприятных травмирующих ситуаций, «Счастливчик» постоянно надеется, что ему повезет, «Жадина» не желает расставаться со своим добром. Вопросы: с кем из субличностей отождествляет себя Я? Какая субличность отвергается? Если следовать этой логике, то человек может с удивлением обнаружить, что он отождествляет себя с «Добряком», «Умником» и «Счастливчиком» и отвергает в себе все остальное, борется с «Трусом» и не признает «Жадину».







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.003 с.)