Экодеревни и устойчивые поселения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экодеревни и устойчивые поселения



Роберт Гилман

ЭКОДЕРЕВНИ И УСТОЙЧИВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

 

Пер. с англ., М., 2000г.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Введение

Краткий обзор отчета

Характерные черты эко-деревень.

Устойчивые поселения.

Проблемы эко-деревень.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Плечи, на которые можно забраться
Об этом разделе.

Традиционные деревни.

Ферма (The Farm).

Кристальные Воды (Cristal Waters).

Серро Гордо (Cerro Gordo).

Ауровиль (Auroville).

Совместное жилищное строительство (Cohousing).

Окологиск Ландбисамфунд (Okologisk Landbysamfund K/S).

Борнхолмс Натурсколе Гринебакен (Bornholms Naturskole Grynebaekken).

Окологиск Ландбисамфунд (Okologisk Landbysamfund K/S).

Гайа Листа (Gaia Lista).

Азтлан (Aztlan).

Свежий Ветер (High Wind).

Вороньи скалы (Raven Rocks).

Солдиерс Гров (Soldiers Grove).

Скандинавские Эко-общины.

Лост Валли Центр (Lost Valley Center).


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Рекомендации
Путеводные принципы развития экодеревень

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные города, особенно крупные, становятся все менее пригодными для проживания. Увеличивается загрязнение воздуха, воды, почвы. Растет преступность. Стрессы, некачественное питание, малоподвижный образ жизни приводят к росту сердечно-сосудистых заболеваний. Снижается качество жизни.

Современный горожанин подобен тяжело больному. Он прикован к "капельнице" (сети снабжения) и "искусственной почке" (канализации, коммунальным службам). Он в большой степени зависим от экономических факторов не поддающихся его контролю. (Например, в городах в среднем имеется запаса продовольствия на срок от недели до двух).

Ни один современный город мира не обеспечивает себя полностью, то есть не является "устойчивым". Он, как паук на паутине, существует за счет своей области, остальной страны и других стран. (Сельхозпродукция в среднем проходит путь в 2.000 км прежде, чем попасть на прилавки). Он вбирает в себя потоки грузовиков, эшелоны товарных вагонов, корабли и самолеты с грузами и изрыгает обратно жидкие нечистоты, горы мусора, многие тонны ядовитого дыма.

Современная цивилизация живет в большой степени за счет невозобновляемых ресурсов, подобно культуре бактерий, посеянных на чашке Петри. Съеден субстрат - приходит к концу ее жизнь. Большинство людей не понимает или не думает о неизбежности и близости конца такой цивилизации. Отчасти виной тому - средства массовой (дезинформации, зависимые от коммерческих структур, Книжные рынки завалены хламом боевиков, низкопробной порнухи и дешевых триллеров. Книг, подобных этой, очень немного. Да и выходят они небольшими тиражами. У издателей нет средств на широкую рекламу. Мало кто хочет принимать горькое лекарство, выискивая его по крупицам. Куда приятнее пить сладкий яд, который в изобилии имеется вокруг.

Но есть в мире некое братство или, говоря языком социологии, "несобранная общность" людей, которые неустанно думают о сохранении жизни и выходе из надвигающегося глобального кризиса. Эти люди не столь известны, как звезды шоу бизнеса, именитые спортсмены или политики. И они не просто думают, а действуют. Они экспериментируют со своим образом жизни и вовлекают в эксперимент своих соседей, друзей, читателей. Эта книга - о них.

В России тоже делаются первые робкие неосознанные попытки отринуть навязанную агрессивную среду обитания и правила игры и создать свою среду и свои правила, более гуманные и здоровые.

С одной стороны, российские экспериментаторы поставлены в более жесткие условия, чем их зарубежные коллеги. Все дается им труднее. Им приходится преодолевать сопротивление растленного чиновничьего аппарата, наглых вымогателей, отсутствие средств и знаний в области существующих экологических технологий, альтернативных экономических отношений, экологического образа жизни и т.д.

С другой стороны тот самый временный хаос, который затрудняет работу, создает уникальные условия для строительства совершенно новых структур и отношений, которые труднее вписать в устоявшуюся экономическую систему.

Задача данного издания - показать тем, кто задумывается об изменении образа жизни с целью решения личных и глобальных экологических проблем, что они не одиноки. А тем, кто пока не задумывается - задуматься. Книга позволит читателям ознакомиться с широким мировым опытом создания эко-деревень, избежать ошибок и воспользоваться их достижениями и находками, установить контакт с зарубежными эко-деревнями. Помимо этого, мы надеемся, что отклики на книгу помогут найти и соединить отечественных "пионеров".

Однако, скажете вы. половина всего населения планеты живет в городах и численность горожан постоянно растет. Наивно думать, что все экологические проблемы могут быть решены переселением в экологические деревни без отрицательных последствий для окружающей среды. При имеющемся росте неселения планеты это приведет лишь к разрушению оставшихся природных экосистем, уничтожению среды обитания многих видов растений и животных. Значит с неизбежностью встает вопрос о "позеленении" городов -превращении их в здоровую среду обитания людей, превращение их в экологические деревни.

Бесспорно, Вы правы. Одно не исключает и не заменяет другого. Однако, по той же причине, по которой зарубежным коллегам труднее освободить нишу для нового (если старое, кажется, и так хорошо, зачем что-то менять?) горожанам труднее менять плотную, взаимозависимую и сильно запрограммированную систему отношений, чем создать новую на пустом месте.

Одна из причин, по которой многие попытки создания устойчивых поселений оканчивались неудачей, состоит в том, что их создатели имели слабое представление о конечном результате. Для корабля, не знающего порта назначения, ни один ветер не будет попутным. С этой целью мы начали собирать и издавать серию книг о различных аспектах устойчивого развития и экологического образа жизни. Первой из изданных нами книг была небольшая брошюра "Пермакультура - что это?", английского автора Патрика Уайтфилда. Это - вторая книга в ряду. За ней готовятся к печати "Добровольная простота" американского писателя Дуэйна Элджина и "Путь Пермакультуры" английского исследователя Грэма Белла. Если Вас заинтересуют названные книги, лучше сделать заказ заранее, так как тираж их будет небольшим.

Если Вам известны другие экологические поселения на территории бывшего СССР, как ныне существующие, так и распавшиеся, мы будем рады узнать о них. Пишите нам по адресу С.-Петербург, 191180 А/я 644. Фонд "Эковиль". Издатели приносят извинения за возможные опечатки и просят обращать внимание на содержательную часть.

Владимир Шестаков

Введение

Едва ли есть что-либо более привлекательное и вместе с тем более неуловимое для человечества в конце XX столетия, чем перспектива жизни в гармонии с собой и природой. Каковы же возможности достичь этой мечты и каковы самые эффективные Очаги воздействия, которые могут помочь привести нас к такому Сущему? В данном отчете как раз и исследуется вопрос о нынешней ситуации и о том, каковы вероятные перспективы одного из самых многообещающих подходов в воплощении этой мечты, а именно:

деревень или, в более широком смысле, устойчивых равновесных поселений.

Отправной точкой для данного исследования послужило желание Треста Земли "создать прочный фундамент для принятия решений о наилучшей стратегии развития эко-деревень". Мы проводили это исследование в Институте Контексте, выходя на ключевых людей в движении эко-деревень по всему миру и соединяя их опыт с нашим собственным двадцатилетним опытом в этой области. Мы разослали письма в 168 общин и групп в 26 странах и получили ответ из 90 общин в 21 стране. 12 лидеров общин дали нам подробные интервью. В отчете приведена квинтэссенция того, что мы узнали. Мы рассмотри здесь трудности, которые надо предвидеть при Здании эко-деревень, накопленный опыт, который может помочь преодолеть эти трудности и основанные на нем рекомендации. 'Основываясь на этом обзоре лучших эко-деревень, отчет оканчивается той ролью, которую мог бы эффективно играть Трест или в ускорении развития эко-деревень по всему миру.

Краткий обзор отчета

Отчет разбит на четыре основные раздела:

* Краткое введение, которое включает основные понятия концепции эко-деревни и те трудности, которые стоят на пути ее строительства. Этот раздел дает важную ориентацию для всего остального отчета.

* Плечи, на которые можно забраться - Примеры и специфика существующих общин и других проектов, плюс обзор полезных "человеческих навыков". В этой части содержатся наиболее конкретные и детальные результаты исследования.

* Рекомендации - Два набора выводов, извлеченных из отчета: первый - набор правил для развития эко-деревень; второй • описание возможностей для развития, которые могут быть получены через Трест Земли.

* Дополнительные ресурсы - Список людей и групп, с которыми мы вошли в контакт для написания этого отчета, некоторые персональные ответы, которые мы получили, короткие заметки о некоторых группах, не вошедшие в обзор, а также библиография.

Устойчивые поселения

Наконец, еще одно важное определение: для целей данного отчета мы будем использовать "устойчивые поселения" в качестве более широкого термина, включающего эко-деревни, скопления и сети эко-деревень и негеографические "общины" (как, например, различные деловые сообщества). В этом смысле, эко-деревня представляет собой конкретное место, либо в деревне, либо в городе-пригороде, которое достаточно невелико, чтобы вписываться в человеческий масштаб. Город не может быть эко-деревней, но город, состоящий из эко-деревень, может представлять собой устойчивое эко-поселение. Подобным образом, деловое сообщество, чьи члены живут в различных эко-деревнях, не является эко-деревней, но может быть типом устойчивого поселения.

Основной аспект данного отчета будет сделан на эко-деревнях, но многие из направлений, приложимых к ним, могут быть применимы также к другим типам устойчивых поселений. Очень важные уроки для эко-деревень можно извлечь из других типов устойчивых поселений, так что мы часто не будем делать четкого разграничения между теми и другими.

Вперед, а не назад

Если эко-деревни представляют собой столь великолепную идею, почему же мы уже не живем в них?

Этот вопрос и вызов, брошенный им, является ключевым как для отчета, так и для движения эко-деревень в целом.

Один из самых частых ответов состоит в том, что на самом деле большинство людей живут-таки в "эко-деревнях". Согласно этому взгляду, самой лучшей моделью эко-деревни является традиционная крестьянская деревня, и для того, чтобы обрести первозданную гармонию с природой и друг с другом, мы все должны вернуться к этому образу жизни. Мы не согласны с этим. Безусловно справедливо, что можно многому научиться у этих деревень (в которых по-прежнему живет около половины населения планеты). Однако, мы не думаем, что они воплощают идеал эко-деревни в том виде, как он здесь описан. Немногие бы сегодня (включая наиболее традиционных фермеров!) решились описывать эти деревни как имеющие все черты человеческой деятельности, способствующие здоровому развитию. Работа тяжела, продолжительность жизни невелика, возможности для развития личности и образования скудны (практически сведены к нулю для женщин), разнообразие жизненных укладов очень незначительно.

Вдобавок, гармония между этими деревнями и окружающей средой зачастую прямо зависит от низкой плотности населения -роскошь, которой мы больше не владеем. Жители традиционных деревень во всем мире используют три основных типа сельского хозяйства: вырубка или сжигание леса, суходолье и дождевое орошение; искусственное орошение. Из них первое наносит самый большой вред природе и требует очень низкой плотности населения; но и искусственное орошение, способное поддерживать большую плотность населения, вредит природе, как показывает опыт предшествующих цивилизаций, основанных на ирригации. И, наконец, традиционные деревни вряд ли можно считать образцами гармонии между людьми. Сельская жизнь, с современной точки зрения, зачастую болезненно патриархальна: ссоры и недоверие между дворами, между соседними деревнями, подозрительное ношение ко всему внешнему миру.

Мы еще вернемся к традиционным деревням и тем урокам, которые можно извлечь из них. Теперь же мы хотим со всей ясностью определить эко-деревни как отчетливо пост-индустриальный (и, вероятно, даже пост-сельскохозяйственный) феномен. Хотя они и вбирают в себя весь человеческий опыт, но никак не являются возвратом к любому предыдущему образу жизни. "Эко-деревни вырастают из потребностей и возможностей. вызванных;

-новыми экологическими ограничениями (из-за высокого уровня плотности населения и технологии),

-новой техникой и технологиями (от лучшего понимания экосистем до более разветвленных каналов коммуникации; от эффективных технологий по возобновимому использованию ресурсов до новых форм организации общества),

-новым уровнем сознания (символизированным отчасти фотографией Земли из космоса, - включающем глобальное знание, копленное за миллионы лет истории жизни на этой маленькой планете в безбрежности Вселенной).

Если эко-деревни действительно возникают из этих потребностей и возможностей, то ответ на вопрос, почему же мы до сих пор не живем в них, достаточно прост: эти потребности и возможности настолько новы, что мы как общество еще не успели осознать их. Хотя проницательные наблюдатели и первопроходцы понимали важность устойчивого образа жизни уже давно, большая часть технологий и знаний, на которых, вероятно, будут базироваться эко-деревни, появились менее 20-ти лет назад, а многие из них лишь в последние несколько лет. Несомненно, что многие из технологий еще даже не разработаны!. В самом деле, лишь в последние три года лавинообразно стало нарастать понимание того, что вектор истории направлен к необходимости устойчивых моделей жизни. Мы, в лучшем случае, находимся в самом начале эры устойчивости, и можем ожидать, что основное развитие технологий и знаний, которые будут характеризовать эту эру, еще впереди.

В то же время, индустриальное общество, несмотря на его очевидно возрастающий недостаток устойчивости, имеет многовековую инерцию строительства общественных институтов и развития капитала. Учитывая мощную инфраструктуру промышленной эры и силу общественных стереотипов, для большинства людей гораздо легче продолжать возводить те же самые неустойчивые структуры, чем быть пионерами в области создания устойчивых поселений.

Проблемы эко-деревень

Однако, хоть и трудно быть первооткрывателями в строительстве устойчивых поселений, но не невозможно, и на этом пути встречаются награды! В самом деле, многочисленные группы делают это на протяжении десятков лет, как показывают исследования, приведенные в этом отчете. Чтобы оценить трудности, с которыми сталкивались первопроходцы, давайте рассмотрим проблемы, связанные со строительством эко-деревень.

Проблема биосистемы

Для того, чтобы осуществить идеал - безвредно вписать эко-деревню в естественную среду обитания, требуется, чтобы она была экологически дружественна в следующих аспектах:

  • Сохраняла природную среду на своей территории
  • Производила пищу, топливо и другие биоресурсы на месте
  • Перерабатывала свои органические отходы
  • Обеззараживала любые первоначально токсичные отходы Перерабатывала все твердые отходы
  • Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах посредством применения продуктов, произведенных вне ее
  • Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах вследствие использования и складирования любых продуктов.

Проблема строительной среды

Для осуществления же этого идеала необходимо чтобы эко-деревня:

  • была построена из экологически дружественных материалов
  • использовала возобновимые источники энергии
  • обезвреживала все твердые, жидкие и газообразные отходы жилищ и других строений
  • в минимальной степени использовала моторизованный транспорт
  • была построена таким образом, чтобы в минимальной степени воздействовать на местную экосистему.

Дпя того, чтобы осуществить идеал всестороннего развития личности требуется, чтобы здания в поселке:

  • имели хорошее соотношение общественного и личного пространства
  • способствовали взаимодействию жителей
  • способствовали широкому кругу деятельности

Проблема экономической системы

Для того, чтобы эко-деревня воплотила идеал здорового развития личности и представляла все черты человеческой деятельности, требуется значительная экономическая активность. Для осуществления идеалов справедливости и неэксплуатации, которые являются частью принципа устойчивости, необходимо, чтобы экономическая активность членов эко-деревни не зависела ни от эксплуатации других людей или мест, ни от эксплуатации будущего настоящим. Значение этих целей не так явно как, например, значение возобновимых источников энергии. Мы можем определить наиболее вероятные вопросы, которые встанут перед эко-деревней в экономическом плане:

  • Что такое устойчивая экономическая деятельность, как в смысле поддержания жизни членов поселения, так и устойчивость в экологическом смысле?
  • Какие части поселения должны быть общественными и какие
  • Более конкретно, какой должна быть собственность на землю и на строения?
  • Каким образом можно совместить экономическую и экологическуюэффективность с целью уменьшения как расходов, так и воздействия на внешнюю среду?
  • Каковы наиболее подходящие формы деловой организации для ассоциированных предприятий эко-деревни?
  • Есть ли приемлемая альтернатива либо дополнения экономике, основанной на деньгах, для экономического обмена внутри деревень и между ними?

Проблема управления

Как и в случае с экономикой, идеалы справедливости и неэксплуатации указывают общее направление развития эко-деревень, но не дают четких указами и в отношении того, как воплощать эти идеалы. И здесь мы снова можем выделить вопросы, которые наиболее вероятно встанут перед эко-деревней в области управления:

  • Как будут приниматься решения, какие методы будут использоваться и для каких типов решений?
  • Как будут разрешаться конфликты?
  • Как будут претворяться в жизнь решения, принятые общиной?
  • Какова будет роль руководства и ожидания к нему?
  • Каковы будут отношения эко-деревни с администрацией ее района?

Проблема объединяющих ценностей

Для того, чтобы справиться со всеми проблемами, члены эко-деревни должны иметь нечто, что держит их вместе, некую основу в виде общих ценностей и взглядов. Развитие и поддержание этого связующего материала представляет собой еще один уровень проблемы, который поднимает следующие вопросы:

  • Какова правильная пропорция единства и разнообразия?
  • Какие общие ценности, какое поведение и виды деятельности должны ожидаться в группе?
  • Каким должно быть общее видение группы, если оно вообще должно быть?
  • Каким путем группа должна найти, разработать и развить это видение?
  • Сколь близкими должны быть межличностные отношения между членами группы?
  • Как лучше всего развить эту близость?
  • Каковы будут взаимоотношения с теми, кто находится за пределами группы?

Проблема целостной системы

Есть еще более глубокая и зачастую невидимая проблема "целостной системы". Возможно, самая большая трудность, с которой сталкивается любой, кто пытаемся создать эко-деревню, состоит в том, что это начинание требует изменения очень многих сторон жизни. Основатели общин обычно пытаются или чувствуют себя обязанными работать над всеми аспектами изменений одновременно, но почти все они требуют гораздо большего времени и средств, чем ожидалось. Вдобавок, каждая область изменения взаимодействует с другими областями непредсказуемым образом. В процессе этих изменений финансовые ресурсы, эмоциональные ресурсы и межличностные отношения находятся под сильным стрессом. Когда попытки создать общину Приводили к неудаче, то одной из причин (вместе с другими, более специфичными) почти всегда было стремление группы сделать слишком многое слишком быстро, не сообразуясь со своими ресурсами.

Проблема целостной системы, таким образом, состоит в том, чтобы составить правдивое представление о размахе предприятия и затем выработать подход, который позволит общине развиваться стабильными шагами. Иными словами, "устойчивость" не есть только характеристика "завершенной" общины, она должна стать частью мышления и привычек с самого начала. Для строительства успешной эко-деревни требуется равновесие между тремя основными фазами:

  1. исследование и проект;
  2. воплощение и
  3. поддержание

- для каждой из областей проблем

Даже простое отслеживание всех этих трудностей легко может стать сложным (вот почему это проблема!), но различные графические диаграммы и таблицы могут помочь разобраться в этой сложности. Мы обсудим один из таких зрительных подходов позже в разделе "Советы". А сейчас будет полезно начать с простой диаграммы, представляющей основные отношения между этими проблемами. Диаграмма представляет собой "строительный блок", где одни части системы "покоятся" на других. Биосистема и строительная среда представляют собой наиболее очевидные и зримые "требования" для эко-деревни. Это самые "верхние" кирпичи. Проблемы, связанные с ними, непросты, но в каком-то смысле они самые несложные или, по крайней мере, самые прямые и являются частью общих проблем.

Согласно диаграмме, достижение успеха в сфере биосистемы и строительной среды зависит - ("построено на") - от успешного решения экономических и управленческих проблем. Успех в этих областях, в свою очередь, зависит от успешного решения задачи объединяющих ценностей.

И наконец, все эти специфические области зависят от успешного решения проблем целостной системы. Поскольку эта проблема не является набором конкретных задач или требований, как другие, но представляет собой проблему поддержания правильных отношений между всеми ними, то мы определили ее как всеохватывающую, а не лежащую в основании всех остальных. Она не является строительным блоком, а скорее живой целостностью.

Взятые в своей совокупности, эти проблемы легко могут показаться (и быть!) непреодолимыми, и не должно удивлять, что, насколько нам удалось выяснить, пока еще нет общин, в полной мере воплощающих идеал эко-деревни. Вы можете сказать, что это плохая новость. Хорошая же новость состоит в том. что есть много общин и других групп которые добились значительного успеха в разработке подходов к каждой из этих проблем и есть еще больше общин, которые уже через несколько лет смогут считаться полноправными эко-деревнями. Те группы, которые теперь устремили бы свои усилия на достижение этой цели - либо начав новую общину, либо усовершенствуя уже существующую - к счастью, не должны начинать с нуля.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Об этом разделе

Заглавие этого раздела - *Плечи, на которые можно забраться" является ссылкой на ответ сэра Исаака Ньютона. На вопрос, почему он смог открыть законы физики, которые никто до него не мог открыть, Ньютон ответил: "Если я смог заглянуть дальше, то это оттого, что я встал на плечи гигантов". Общины, проекты и технологии, приведенные здесь, не всегда можно охарактеризовать, как *гигантов", но, взятые вместе, они предоставляют широкий спектр опыта, на основании которого можно делать выводы - плечи, на которые можно встать - для совершения последующих шагов в развитии устойчивых поселений. Эти примеры и описания были выбраны с целью обеспечить предельно представительную картину современного состояния движения эко-деревень. Мы включили сюда как общины, которые выглядят очень многообещающими в качестве примеров эко-деревень. так и общины, у которых можно поучиться на примере их

Мы постарались вместить многие (хотя и не все) примеры в единую структуру. В пределах этой структуры, однако, присутствует большое разнообразие по длине и стилю. Некоторые из примеров были написаны членами общины, другие - сотрудниками Института Контекста и добровольцами. Мы решили сохранить это разнообразие, а не укладывать его в Прокрустово ложе, с тем, чтобы лучше отразить разнообразие, существующее в пределах самого движения эко-деревень.

Во всех примерах общин нашими источниками были материалы, подготовленные либо в результате интервьюирования членов общин, либо самими членами. Это исследование не было задумано как всесторонний критический анализ, а скорее, как обзор. Тем не менее, источники нашей информации были (насколько мы могли судить) вполне откровенны, и читатель сможет убедиться, что они осветили не только сильные, но и слабые стороны

некоторая система деревенских прав и обязанностей, регулирующая такие вопросы, как выпас скота, заготовку дров, сенокос и строительство дорог и каналов. Услуги, которые один сосед оказывает другому, такие как бесплатное гостеприимство или одалживание денег без процентов, должны быть возвращены в той же форме; есть некоторая степень взаимовыручки; все понимают, что у каждого - своя роль в целостном организме; протекает соответственно погоде и времени года, равно как и традиционные обряды и церемонии, которые тщательно соблюдаются; жильем в основном служат мазанки, хотя имеются значительные вариации в зависимости от подручного строительного материала (травяные дома в Судане, деревянные шалаши на Филиппинах, каменные коттеджи с расписными окнами на Яве и т. д.); сельские жители живут вблизи своих животных и обычно общаются с ними на особом языке; нет никакой разницы, либо она небольшая во внешнем облике домов и одежды богатых и бедных; неожиданная черта большинства деревень - богатые семьи работают гораздо больше и склонны жить несколько в стороне; общественная жизнь вращается вокруг рождений, свадеб и смертей, местной школы и деревенской церкви; храма или мечети; товары первой необходимости, такие как спички, сахар и чай закупают часто и небольшими партиями в кредит у деревенского купца, у которого большинство сельчан находится в долгу, (Л) во время острой необходимости у него же берут взаймы под лихоимский процент, а услугами банков пользуются очень редко; (Л) успеху соседей завидуют, а те по возможности стараются скрыть свое достояние; существуют ограничения на развитие личности ради семейных и деревенских ценностей; (Р) ежедневные общественные отношения отмечены большой приветливостью и сложными традиционными формами приветствия, которые могут быть или не быть искренними; судя по моему личному опыту, крестьяне проявляют обычно исключительное радушие и доброту к иностранцам после начального периода сдержанности и подозрительности. Внутри сельской культуры, конечно, можно встретить бесконечные исключения из правил и местные вариации. Так, например, у яванцев отмечается уникально большой процент разводов, а в латиноамериканских деревнях можно столкнуться с воинственным поведением или тем, что можно назвать показной мужественностью. Сходный культ мужского превосходства существует и в средиземноморских деревнях, и на мусульманском Ближнем Востоке (но не в мусульманской Индии, Бангладеш, Малайзии или Индонезии - разграничительная линия похоже пролегает выше Гангской Долины).

 

Ферма (The Farm)

Адрес: 34, The Farm, Summertown, ТN 38483 Тел: 615/964-3574
Расположение: 35*09' с.ш., 90*58' з.д.
Количество жителей: 280-300
Начало проекта: 1971
Лицо для контакта: Альберт Бейтс (Аlbert Bates)
Членство: открытое

Подготовлено: Карлой Кольи Дьюаной Фиксейн посредством интервью с Альбертом Бейтсом и его статьей.

"Ферма" известна как наиболее успешная и долгоживущая из общин "хиппи". Она также известна своей эволюцией экономики и системы управления на протяжении последних 20 лет и широким воздействием ее услуг и сфер бизнеса.

Краткий обзор

"Ферма" образовалась как община из 320 хиппи, которые покинули район Хейт-Ашбери в Сан-Франциско в переоборудованных школьных автобусах последовав за своим пророком, Стивеном Гаскином. После года путешествий группа приобрела землю и основалась на 1750 акрах в южной части штата Теннесси. Почти все их деньги были потрачены на уплату первичного взноса за землю, поэтому они жили в автобусах и землянках, пока не открыли нескольких предприятий.

Число обитатели постоянно увеличивалось в первое десятилетие. Достигнув 1400 человек в 1980 году, и затем стал неуклонно сокращаться на протяжении нескольких лет, пока не стабилизировалось на цифре менее 300. Находясь в количественном пике, группа столкнулась с трудностями управления и распределения Ресурсов. Ее также постиг экономический крах в фермерском бизнесе в 80-е годы. После того, как начался отток населения. группа реорганизовалась и разрешила накопление собственности. хотя некоторые продолжали жить коммунально.

Ныне на "Ферме" работает от 30 до 40 фирм, она превратилась во влиятельную политическую силу штата и продолжает генерировать нововведения в строительстве солнечных домов, акушерстве, соевой технологии, помощи странам Третьего мира и общинном образе жизни. В числе изобретений "Фермы" утробный стетоскоп, основанный на эффекте Доплера. портативный счетчик ионизирующей радиации, технология пассивных солнечных обогревателей.

Объединяющие ценности

"Ферма" была основана хиппи - последователями Стивена Гаскина, которые искали убежища от сильных наркотиков и Хайт-Ашбери после "лета любви". Они предпочитали альтернативный образ жизни материализму, который в изобилии находили в окружавшей их культуре, и искали свое общество.

Чистый воздух, здоровые дети, честная работа, ненасилие, безопасная энергия, дешевый транспорт и рок-н-ролл были долгосрочными целями общины.

Группа обнаружила, что для поддержания общины нужны основательные межличностные навыки. Сюда входит способность временами сдерживать свое "я" и признавать, что надо принимать во внимание окружающих и помогать им.

Растения/Животные

Первоначально в качестве источника дохода "Ферма" выращивала и обрабатывала сорго. Выращенные органическим путем овощи обеспечивали группу питанием и приносили прибыль. "Ферма" была пионером во внедрении соевой технологии: выращивании и обработки больших объемов сои. Первым патентом группы стал пресс для изготовления тофу; проводились опыты с различными видами переработки сои. Грибок для производства темпе, который продает "ферма", используется во всем мире, и кроме того, они продают соевое молоко и тофу.

Фермерские операции расширились и были образованы дочерние фермы, но в середине 1980-х они перестали приносить доход. В настоящее время сельское хозяйство преимущественно ограничено личными приусадебными участками.

Энергия/Вода/Отходы

Первоначально группа использовала бензомоторы, керосиновые лампы, дровяные печи и пропановые горелки для приготовления пищи. Электричество использовалось ограниченно. преимущественно от автобусных батарей или альтернативных систем (ветрогенераторов, фотоэлектрических элементов, микрогидроэлектростанций и педальных генераторов). "Ферма" была распространителем фотоэлектрических элементов, но высокая стоимость принудила группу обратиться к энергосети, хотя потребляла энергии чрезвычайно мало.

Пассивные солнечные нагреватели использовались во многих домах, солнечные водогреи были спроектированы и улучшены. Входная солнечная сушилка находится в действии уже в течение десяти лет.

Были разработаны до опытных моделей электрические тележки и гибридные газо- и солнечно-электрические машины.

Вода поступает из местных колодцев, проверяется и обрабатывается согласно стандартам, принятым в штате. Один из членов общины является дипломированным специалистом по системам водоснабжения.

Группа широко пользовалась вторичными ресурсами, особенно в первые десять лет. Отходы первоначально отправлялись на свалку, но "Ферма" посредством лоббирования добилась принятия в штате правил сортировки отходов и пользуется этим. От системы общественного компостирования пришлось отказаться из-за высоких цен на ее обслуживание. Но семьи компостируют свои отходы.

Архитектура

Архитектура "Фермы" зависела от дешевых или даже бесплатных строительных материалов и включала несколько опытных проектов.

Первоначально основатели жили в караване школьных автобусов, которые они переоборудовали до своего отъезда из Сан-Франциско. К автобусам делались пристройки из бросовых материалов. Стивен Гаскин сказал: "Автобусная архитектура была в такой же степени искусством, как и наукой. Но автобусы, а также несколько армейских палаток времен Корейской войны, фанерные сараи и навесы из полиэтиленовой пленки превращались в холодильники, когда их засыпало снегом. На "Ферме" вскоре был разработан свой отличный стиль палаточных домов, сделанных из армейских палаток с полом из обрезков досок, рамами с боков, пенопластовой изоляцией и даже ржавыми жестяными крышами, с использованием деталей от автобусов, материала со свалок и утиль-сырья".

"Пещерный Дом" был построен частичным вкапыванием школьного автобуса и пристройкой отделения из ферроцемента с примыкающим парником. "Дом Солнца" был построен на южном склоне с пассивным солнечным обогреванием. Остальные 27 жилищ, сооруженных между 1974 и 1978 использовали солнечное обогревание и тщательную изоляцию, включая прототип "Консервированного Обогревательного Дома", в котором был применен принцип двойной оболочки.

Школа с солнечным отоплением была построена в 1978 году из вторичных бетонных блоков.

Экономика

Основные активы (земля, главные строения, акции в главных компаниях) хранятся в Фонде, который зарегистрирован как корпорация. Фонд управляет инфраструктурой общины. Текущие капиталы получают путем обложения всех здоровых трудоспособных членов общества налогами в равной доле. Бюджетные статьи включаются большинством голосов и общая сумма делится на общее число платящих членов для определения стоимости каждой акции. В настоящий момент она составляет $95 в месяц.

В 1983 году группа реорганизовала общественную экономику, разрешив накопление собственности частными жителями. Однако, 35 членов общины все еще практикуют общественную экономику. Их совместное имущество содержится и управляется Вторым Фондом.

Большинство членов общины тем или иным образом трудоустроены в том числе и в сфере услуг общины. Из тех, кто работает за зарплату, около 85 % работает в фирмах, которыми владеет "Ферма". Некоторые из них работают вовне, например, производят или устанавливают спутниковые антенны. Оставшиеся 15% работают дома или за его пределами, обычно в сфере Здравоохранения или бухгалтерского учета. Группа явилась пионером в переустройстве акушерства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.07 с.)