Горе от ума» Грибоедова. История создания. Жанр. Проблематика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горе от ума» Грибоедова. История создания. Жанр. Проблематика



Горе от ума» Грибоедова. История создания. Жанр. Проблематика

Действующие лица:

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте

Софья Павловна, его дочь.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи.

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины.

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.

Г.N.

Г.D.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

Действие в Москве в доме Фамусова

Краткое содерж. http://briefly.ru/griboedov/gore_ot_uma/

 

А.С.Грибоедов (прибл. 1795 Москва – 1829 Тегеран). Написал около 30 произведений, но вошёл в литературу как автор одного произведения – «Горе от ума».

Замысел возник ещё в 1816 г. Предполагалось написать 5 действий, важн.роль в которой отводилась жене Фамусова, впоследствии число действий сокращено до 4, и от этой роли Грибоедов отказался..

Датой начала работы над «Горе от ума» считается 1820г.(Персия,Тефлис)

Первоночальное название-«Горе уму». В письме к Катенину осн.интригу Грибоедов формулировал так «Девушка, сама не глупая, предпочла дурака умному человеку». Проработка 1ого и 2ого действия в 1822 г.на Кавказе. Важную роль сыграло общение с Кюхельбекером.. Работа над 3им и 4ым действ.велась в 1823г. В имении С.Н.Бегичева. Закончен первонач.вариант комедии в 1824г. Грибоедов в Петербург в цензуру с разрешение напечатать, но отказ- сочли комедию безнравственной. В 1833 г. Театральная «редакция» комедии была издана.

Прообразом Чацкого были Кюхельбекер, Чаадаев

«Горе от ума» - полижанровое пр-ие. Традиционно «Горе от ума» считается 1ой русской реалистической комедией. Вмести с тем сохранились черты классицизма (единство времени и действия, говорящие фамилии, традиц.амплуа: «обманутый отец», «недалёкий военный» и т.д.) и проявил. элементы романтизма - исключительные черты личности гл.героя(Чацкого)- его непонятость окружающими, его максимализм, противостояние всем окруж. Реализм выразился в типизации хар-ов и обстоятельств и автор нарушил ряд жанровых и сюжетно-композиц. канонов (не 5 актов а 4, басенный стих (а не александрийский), нарушено единство действия, нет традиционного деления героев на полож.и отрицат., 2 интриги –любовный треугольник-Софья, Молчалин, Чацкий и Чацкий против всех). Речь героев очень реалестична.Язык в комедии явл. Средством индивидуализ.героев.

В комедии много торжественных монологов (Чацкий)

Романтич.герои- Чацкий и Софья

Гл.мысль,идея автора –«в моей комедии 25 глупцов на одного здравомысл.человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает….»

Центр. Вопрос почему умный человек оказывается отвергнут обществом и любимой девушкой,

Проблема ума – это идейно-эмоцион. стержень. Разные мнения по поводу Чацкого. Дмитриев, что Чацкий лишь умничает, Пушкин же оценил его ум. Статья Гончарова «Мильон терзаний».

В комедии все считают себя умными. Обнаруживается 2 понимания ума. Ум Фамусова и персонажей его круга – это умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимал.выгоду.(напр. Дядя Фамусова – Максим Петрович). Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и не только образованность, но способностьсвободно и непредвзято оценивать сами условия

Вопросы правды и лжи и бесчестия

Мотив слухов и сплетен. Мотив глухоты.

Нац-исторические проблемы затронута война 1812г., национ. самобытность, язык, культура. Соотнесение западноевропейского (франц.) и русского. Заимствования.

 

Жуковский как поэт-романтик

В.А.Жуковский – один из представителей Субъективно-лирический романтизма. Жуковский - первый и один из крупнейших русских романтиков. Достойнейший отклик на европейское романтическое движение. Белинский называл Жуковского «литературным Коломбом Руси, открывшим ей Америку романтизма в поэзии...». Многообразие источников, избираемых для переводов, и сам переводческий характер его творчества свидетельствовали об исключительной органичности русского романтизма, о его стремлениях, прислушиваясь к голосам народов, выработать свой оригинальный голос, найти свою национальную специфику.

Первые произведения Жуковского - еще в духе сентиментализма. Романтиком же он стал с 1802 года, когда перевел элегию Грея «Сельское кладбище», и окончательно с 1808 года, когда переделал балладу Бюргера «Ленора» под названием «Людмила», а через четыре года этот же мотив переработал в русском духе в балладе «Светлана». В 1808-1810 годах он возглавил «Вестник Европы» и тихо и незаметно заложил основы целому романтическому направлению.

Романтический герой отличается от сентименталистского. У него разрыв с окружающей средой, бунтарский протест против нее. Мера субъективности тут может быть различной. «Мир иной» - как выдуманный, фантастический мир, с титаническими страстями и стремлениями, или как мир старины, народной мудрости, неиспорченной цивилизации.

Элегия Грея была произведением, характерным для английского сентиментализма. И Жуковский во многом повторяет его мотивы. Но ему удается с большей силой, чем в подлиннике, выделить образ меланхолического, отрешенного от мира певца. В переводе Жуковского есть определенная романтическая добавка, большая перспектива. Бедный певец - сквозная тема позднейшей лирики Жуковского. Он искал ее в образцах и усиливал при переводе.

см. стихотворение«сельское кладбище» - http://www.stihi-rus.ru/1/ZHukovskiy/56.htm

Поводом для создания «Арзамаса» пьеса Шаховского «Липецкие воды» (1815), в которой в образе чувствительного романтика Фиалкина высмеян Жуковский. «Арзамас» возник для защиты Жуковского и русского романтизма. Из этой распри «Арзамаса» с «Беседой...» победителем вышел Жуковский. Успех его романтической поэзии был столь безусловен, что с ней невозможно было бороться.

Наиболее определенно новые стороны романтизма откажены в стих. «Невыразимое»(1819). Это своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика. Главное- выражение неуловимых душевных движений. Ещё одним важн.манифестом явл.элегия –«море»(1822). «Я» и природа существуют как одно целое.

Утонченный анализ сознания человека в его эмоцион. изменчивости. Напряжённый драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте, психолог. утончённость в лирич. Песне - гл. достижения Жуковского-романтика. Стремление его ром. Героя к возвышенному и величественному идеалу.

Баллады Жуковского

Сер.10х балладный период

Наиболее органичным для Жуковского оказался жанр фантастической народной баллады. Правда, это жанр не русский. Он свойствен западноевропейским литературам с их средневековым рыцарским эпосом. Существенным для формирования Жуковского было влияние на него поэзии Оссиана. Как известно, Оссиан - мистификация собирателя кельтского фольклора Джона Макферсона, издавшего в 1765 году «Сочинения Оссиана, сына Фингала», якобы обнаруженные им в горной Шотландии. Современные ученые доказали, что, за исключением нескольких фрагментов древнейшего гэльского (ветви кельтского) фольклора, сочинения Оссиана являются талантливой кельтской подделкой Макферсона. Во времена Жуковского верили в ее подлинность, она пользовалась всеевропейской славой и вызвала множество подражаний. Ею увлекались Байрон, Гердер и Гете, в России - Е. Костров, Карамзин, Озеров, Жуковский, лицейский Пушкин, Лермонтов.

 

Главные оссиановские мотивы: мрачные северные пейзажи, дикая природа, холод, туманы, таинственные происшествия, титанические подвиги героев, аскетическая жизнь, любовь, полная трагических испытаний. Все это импонировало душе Жуковского, трагизму его собственной личной жизни, романтическим попыткам разгадать русскую языческую старину, национальный характер своего народа. Родственные себе мотивы он и нашел в бюргеровой «Леноре». Он перевёл эту балладу в 1808г. – «Людмила» ( грустный конец) и в 1813г. «Светлана» (весёлый конец). Баллада – жанр лиро-эпический. В балладах есть сюжет. Время действия ночь.

«Людмила» http://www.elite-home.narod.ru/writer46d.htm

«Светлана» http://az.lib.ru/z/zhukowskij_w_a/text_0100.shtml

 

 

В балладе «Людмила» используются именно эти чисто романтические стремления к фантастическому миру, народным поверьям. В «Светлане» - «вся чертовщина» только лишь приснилась героине и оказывается мнимым «миром иным». Кроме того, баллада насыщена таким количеством русизмов, и они так явно взяты из быта, что как бы ставится под сомнение и сам романтизм. Здесь все обмирщено и носит посюсторонний характер. В «священный вечерок» «девушки гадали» - это и есть главный романтический мотив. А дальше - опять все наяву, как в жизни, ритуально, но буднично-призывно: пели «песенки подблюдны», «снег пололи», «ярый воск топили». Можно говорить о народности «Светланы» Жуковского без натяжек. Здесь «мир иной» - мир реальных народных суеверий.

Разумеется, в основе всех произведений Жуковского лежит любовь - самое сильное чувство, загадочное, возвышающее, перерождающее человека. Но оно же несет страдания, а нередко и гибель. Самое жизнедеятельное чувство стоит рядом «со смертью. Самые великие свершения превращаются в прах, если они неправедны, разъединяются с моралью и человеческим достоинством. Жуковский воспевает верность долгу, чести, с некоторыми элементами чисто христианского благочестия и терпимости. Таковы его любовные баллады: «Алина и Альсим», «Эолова арфа», «Кубок», «Пустынник», «Эдьвина и Эдвин», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка», «Замок Смальгольм». Фантастические баллады: «Лесной царь», «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне - вдвоем, и кто сидел впереди». Баллады на античные сюжеты: «Кассандра», «Торжество победителей», «Ивиковы журавли», «Ахилл», «Варвик». Философские: «Теон и Эсхин».

Особые надежды связывал Жуковский со своей балладой «Двенадцать спящих дев» (1810-1817). Эта «старинная повесть» состоит из двух баллад: «Громобой» и «Вадим». И на этот раз - очередная переделка (романа немецкого писателя Х.Г. Шписа под тем же названием «Die zwöfschlafenden Jungfrauen», 1795-1796). Это произведение подкупало Жуковского большим разгулом фантазии. Содержание «Двенадцати спящих дев» наивное. Пушкин пародировал его в «Руслане и Людмиле». Ничего русского в этом пространном произведении не оказалось. Крайний субъективизм, религиозно-мистический сюжет закрывали возможность развернуться эпическому началу, столь необходимому для поэмы.

Поэты Пушкинской плеяды

Поэзия Боратынского

Е.А. Баратынский (1800-1844)

Несколько в стороне от пушкинской плеяды, казалось, стоит Боратынский. Сначала он считался конгениальным соперником Пушкина: одновременно, в одном томике, вышли «Граф Нулин» и «Бал» (1825). А потом Боратынский стал составной частью плеяды. В сознании современников он выглядел предтечей Лермонтова. Место Боратынского в русской поэзии точно еще не определено. Трижды Пушкин пытался написать о нем статью и не кончал, а считал: Боратынский оригинален, ибо мыслит. Для Л. Гинзбург - это уже другая школа поэтов - «поэтов мысли». Но у Пушкина сказано: «Ибо мыслит». У Белинского позднее: «поэт мысли». А это уже совсем другое и как раз не очень верно. Идеалом для Боратынского было то, что он воспел в умершем Гете: «С природой одною он жизнью дышал», «В одном беспредельном нашел ей (т.е. «мысли». - В.К.) предел». Но весь секрет в том, что «поэтом мысли» Боратынский сложился в борьбе с мыслью. Он считал ее врагом поэзии. Она своим аналитизмом разлагает то цельное представление о мире, которое для поэта и сейчас идеал. В стихотворении «Последний поэт» он выразился так:

 

Век шествует путем своим железным:

 

В сердцах корысть и общая мечта

 

Час от часу насущным и полезным

 

Отчетливей, бесстыдней занята.

 

Исчезнули при свете просвещенья

 

Поэзии ребяческие сны,

 

И не о ней хлопочут поколенья

 

Промышленным заботам преданы.

 

И в другом стихотворении все предельно разъяснено:

 

Все мысль, да мысль! Художник бедный слова.

 

О жрец ее! тебе забвенья нет:

 

Всё тут, да тут, и человек, и свет,

 

И смерть, и жизнь, и правда без покрова.

 

<.......................................................>

 

Мысль острый луч! бледнеет жизнь земная.

 

У Боратынского муза - «лица не общего выраженья». У него разочарования в искушениях жизни глобальные, они потеряны навсегда и непоправимы. Само усыпленье в чувствах - уже естественное состояние поэта, и разбудить его может только постороннее волненье, но не само заглохшее чувство. Тут Боратынский забегал так далеко, что, кажется, через гиганта Лермонтова предваряет собой поэтов-символистов конца XIX века.

 

Вот так о «тщете утех» писал Боратынский в 1823 году:

 

Гоните прочь их рой прельстительный,

 

Так! доживайте жизнь в тиши

 

И берегите хлад спасительный

 

Своей бездейственной души.

Учился в пажеском корпусе, сблизившись с некоторыми товарищами, Боратынский участвовал в серьёзных шалостях, из которых одна, граничившая с преступлением — кража у отца одного из соучеников 500 рублей и черепаховой табакерки в золотой оправе, повела к исключению его из корпуса, с воспрещением поступать на государственную службу, кроме военной — рядовым. Боратынскому было тогда 15 лет. Тогда же начинает писать стихи. После усиленных хлопот ему было разрешено поступить рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Антоном Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Боратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграмм.

В своих ранних стихах Баратынский развивает то пессимистическое миросозерцание, которое сложилось у него с детских лет.

В 1820 году, произведённый в унтер-офицеры, был переведён в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии в укреплении Кюмени и его окрестностях.Впечатлениям от «сурового края» обязан он несколькими лучшими своими лирическими стихотворениями («Финляндия», «Водопад») и поэмой «Эда» (сюжет бедной лизы, похоронена за пределами кладбища). Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны, усилило романтический характер поэзии Баратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений.

1820 – поэма «Бал»(маскарад Лермонтова. Нина отравила себя из-за несчастной любви)и «Цыганка» (цвганка любит дворянина, хочет приворожить, но даёт ему яд-убивает его сама). В этих поэмах молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и ещё более — влиянию «властителя дум» современного ему поколения — Байрона. Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не уступающего пушкинскому, эти поэмы обычно ставятся всё же ниже лирических стихотворений Пушкина.

Белинский скажет, что поэмы оч. Слабые

1842г. Посл. Сборник «Сумерки» конец романтизма. Посвящен Вяземскому.

1827 «Последняя смерть»

1835 «Последний поэт» В поэме «Последний поэт» он протестовал против того материалистического направления, какое начинало определяться тогда (конец 30-х и начало 40-х годов) в европейском обществе, и будущее развитие которого Боратынский прозорливо угадал. Он протестовал против исключительного стремления к «насущному и полезному», а никак не против познания вообще, интересы которого именно Боратынскому были всегда близки и дороги.

Движение от романтизма к реализму.

«Граф Нулин»Пушкина и «Бал» Баратынского выходят под одной обложкой.

 

Лирика Батюшкого

Выработался издавна определенный канон понимания Батюшкова: «арзамасец», учитель Пушкина (наряду с Жуковским), мастер «анакреонтических» стихов, посланий в духе «легкой поэзии», отличавшихся «скульптурностью» образов, жизнерадостностью общего колорита. Как и для Жуковского, для него характерны переводы из греческих, римских поэтов, а также с французского и итальянского. Белинский даже считал, что Батюшков оказал большее, чем Жуковский, влияние на молодого Пушкина и стоит по общему характеру миросозерцания ближе к великому поэту. В то же время отмечается роковое обстоятельство: Батюшкова постигло наследственное психическое заболевание. Оно вывело его из строя в 1821 году, в тридцатичетырехлетнем возрасте. В течение тридцати с лишним лет он лечился, живя уединенно в Вологде, где и скончался.

в его элегии «На развалинах замка в Швеции» и поэтика в духе Жуковского или Оссиана: здесь и задумчивая луна, которая «сквозь тонкий пар глядит», и развалины «в священном сумраке дубравы», и задумчивый певец, бродящий среди руин, читающий на них «следы протекших лет и славы». Воспоминание и мечтание - главные категории Жуковского, и у Батюшкова - главные. Когда-то здесь невесты ждали храбрых воинов, от которых дрожал «туманный Альбион», и скальды приветствовали победителей. Все сокрушает время, превращая в прах. Забредший странник мечтатель, певец тщетно старается разгадать: какую тайну хранят камни, древние руины. Такова же у Батюшкова в духе Жуковского «Песнь Гаральда Смелого». Жуковский не напрасно называл Батюшкова в послании к нему 1812 года «певцом» и «жильцом» «незнаемого мира», то есть, конечно же, романтического. А дальше Жуковский говорит о Батюшкове: он «по музе мне родной».

Горацианские, анакреонтические мотивы у автора «Моих пенатов», «Источника», «Вакханки» - это все жизнь в искусстве, не реальная жизненная программа, а поэтическая «компенсация». Все наслаждения - в области воспоминаний, в категориях прошедшего времени. Это - «память сердца». Обращение к греческой, римской поэзии, итальянскому Возрождению, к Тассо, подражания Парни - все это формы романтических видений у Батюшкова, уход от прозы жизни.

Батюшков три раза проезжал по пепелищам сожженной Москвы: «Мой друг, я видел море зла» («К Дашкову»). Это стихотворение - самое сильное и правдивое слово о войне. Оно возвышается над всей тогдашней литературой:

 

Я видел сонмы богачей,

 

Бегущих в рубищах издраных,

 

Я видел бледных матерей,

 

Из милой родины изгнанных!

 

Первый раз Батюшков был ранен на Гейльсбрегских полях, потом под Кенигсбергом, а в последний - под Лейпцигом. В боях он потерял лучшего друга, поистине соратника - Ивана Александровича Петина, убитого в 1813 году под Лейпцигом. Он воспел его в элегии «Тень друга» (1816) и годом раньше в специальном воспоминании о нем. Почти все - в реальных красках изображено в стихотворении «Переход русских войск через Неман» с указанием точной даты: «1 января 1813 года». Это был переход французской границы:

 

Достигли Немана - и копья водрузили.

 

Из снега возросли бесчисленны шатры,

 

И на брегу зажженные костры

 

Все небо заревом багровым обложили.

Атавистическими выглядят старые классицистические атрибуты войны: «щиты», «мечи» и «брони». Куда сильнее потрясают воображение реалистические «мертвы ноги» обмороженного француза, зарево костров и шатры из снега. Это все - достоверная реальность, путь к «Войне и миру»

1804 первое стих. «Мечта»

1805-дебют в печати «Послание к моим стихам»

1807 элегия «Выздоровление»

Влюблён в А.Ф. Фурман – лирика связана с ней. Самые известные стихи.

«Мой гений», «Разлука», «Пробуждение», «я чувствую мой дар к поэзии погас»

1809-12 оптимист

1813-20е пессимист

1817 издал собрание сочинений. Стихи на ряд разделов – элегии(вед. Жанр у него), послания, смесь (когда не мог точно определить жанр)

Приходит к новому типу элегии -Историческая элегия «переход через Рейн»(есть сюжет), «К Дашкову»(патриотич. эллегия)

Статья «нечто о поэте и поэзии»

Поэтическая диета (жить в укромном месте,селе, гл.читатель *женщины, легкие жанры).Увлечение анакреонтикой, не считал ЭТО РАЗВЛЕЧЕНИЕМ!

Внимание к собственному я

Романтические поэмы Пушкина

Правила построения романт.поэзии – возникает определение «вершинная композиционная романтическая литература». Как айсберг. В роман. Поэмах изображен только фрагмент(вершина) жизни героя показан. Именно кульминацию его жизни, что помогает раскрыть его личность. ЭЛИПСЫ- пустота, пропуски. Они придают особенности роман. Поэмам, намёки, т.к. читатель спешит. Роман. Герой – пленник своих страстей, свободен внешне, но не внутри. Для Пушкина главное – нравственная внутренняя свобода. Эти поэмы –огромн.успех Пушкину принесли.

Краткое содерж. «цыганы» http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00797421210944646798/

«Бахчисарайский фонтан» http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00959421210944572567/

Руслан и Людмила http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00369811264103814545/

Кавказский пленник

http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00831691210944542109/

 

Перед русским романтизмом, освоившим мелкие стихотворные жанры, встала задача создания эпических форм, в частности поэмы. Она была решена Пушкиным, завершившим в 1820 г. свою первую поэму «Руслан и Людмила». Она так и осталась единственным в русской литературе произведением, которое соответствовало теоретическим представлениям в «Словаре древней и новой поэзии» (1821) Николая Остолопова: «Поэма романтическая есть стихотворческое повествование о каком-либо происшествии рыцарском, составляющем смесь любви, храбрости, благочестия и основанном на действиях чудесных».

 

Необыкновенный успех и такие же споры вокруг поэмы объясняются ее новаторством на уровне и содержания, и формы, что определено Белинским как предчувствие нового мира творчества. Своей поэмой на уровне времени ее создания Пушкин решал проблему народности. Поэма написана в духе народных сказок, сказочные детали (живая и мертвая вода), из истории Карамзина взяты исторические сведения (на Киев нападают печенеги; происхождение Финна связано с ремаркой: финские чародейства подробно описываются в северных сказках); внимание к этнографической и бытовой картинам. Но сюжет создан Пушкиным, а все герои -воображаемые, приключения — придуманные; просторечия же, встречающиеся в поэме, были не смелой новизной, а рецидивом шуточно-волшебных сказок. Новаторство поэмы: герои наделены жизненными чертами, что не встречается до Пушкина; образ автора-рассказчика; иронический тон повествования. Поэма была обращена не в прошлое, а к будущему, что очень скоро отозвалось в первой главе «Евгения Онегина» (друзья Людмилы и Руслана«, т. е. новое поколение читателей).

 

Южные поэмы — следующая ступень в развитии пушкинского романтизма. Пушкин причисляет себя к тем романтикам, которым присущи поэтическое новаторство, нарушение отживших форм и традиций. Именно в таком духе написаны «Кавказский пленник» 1822, «Бахчисарайский фонтан»1821-23, «Цыганы»1824.

 

Проблема героя: Пушкин ставит целью не изображение своего внутреннего мира в виде исповеди, а создание характера с чертами, присущими молодежи двадцатых годов, а именно: «равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, преждевременную старость души» (в письме Горчакову в 1822г.

Главная тема — поиски свободы. В этом причина бегства Пленника из привычной (европейской) жизни. Родственность душевных устремлений героя и вольных горцев подчеркнута в поэме. Описание природы и нравов дополняет характеристику героя. Для Пушкина — «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть повести».

 

Центральный эпизод — объяснение Пленника с Черкешенкой. Трагическая развязка заложена в характерах героев: Пленник еще не исцелился от прежней любви, любовь Черкешенки наивна. Противоречия намечены резко — слова Черкешенки «Свободу, родину забудь» Пленник принять не может. Успокоение души, усыпление чувств не для него. Отсюда берет начало будущий характер Онегина.

 

Отдавая дань проблеме народности на уровне ее тогдашнего понимания, Пушкин во все южные поэмы вводит народную песню. Ее эволюция может служить еще одним доказательством развития творчества Пушкина от романтизма к реализму.

 

Другой особенностью пушкинского романтизма (как романтического направления, требующего необычного, экзотичного места событий) становится образ Востока, по-разному присутствующий в южных поэмах. Восточный колорит подчинялся для него следующим требованиям: «Слог восточный был для меня образцом, сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам. Европеец и в упоении восточной роскоши должен сохранить вкус и взор европейца» (в письме Вяземскому 1825 г.). Так в «Бахчисарайском фонтане» — исторические неточности и условность «восточного колорита», изображение Крыма вообще на основе фантазии и личных впечатлений, а не историко-археологических разысканий.

 

Осенью 1824 г. уже в Михайловском Пушкин закончил поэму «Цыганы». Герой продолжает Пленника из первой южной поэмы. Вторжение его,.европейца, в жизнь племени, чуждого цивилизации, приводит к гибели героини. Алеко, как и Пленник, имел некоторые автопортретные черты (выбор имени). Прошлое героя также неизвестно, но конфликт в прошлом очерчен точно: его преследует закон. Авторское отношение к герою исключительно новаторское — осуждение индивидуализма и эгоизма. Современные Пушкину романтики, как Жуковский и Рылеев, не приняли Алеко как героя романтической поэмы, хотя и по разным причинам (для Жуковского Алеко жесток, для Рылеева «низок» — ходит, т. е. выступает с медведем). В своем романтизме Пушкин обогнал современные представления.

 

Характеристика Земфиры не совпадает с характеристикой. Совершенно новым характером является старый цыган. Он проповедует гуманистические идеалы, которые вдохновляли пушкинских современников — лучших представителей эпохи. Его речи умудренного жизнью человека отражают опыт не только индивидуальный, но и коллективный.

 

Особенностью поэмы явилась ее новая форма. Если «Руслан и Людмила» -поэма в шести песнях с посвящением и эпилогом, «Кавказский пленник» — повесть в двух частях с посвящением и эпилогом, то эта поэма представляет драматический диалог. Таким образом в самой форме выступает драматическая природа поэмы.

 

Чувство современности руководило Пушкиным при создании поэмы. Она рассказывала о современном человеке и для современного человека. Отказ от цивилизации не мог сделать героя счастливым. Причина зла — в отношениях человека к человеку, в извечных его страстях. «Цыганы» — не только последняя из южных поэм, но и завершающая, самая зрелая. «Пушкин исчерпал романтическую тему» (Томашевский).

Горе от ума» Грибоедова. История создания. Жанр. Проблематика

Действующие лица:

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте

Софья Павловна, его дочь.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи.

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины.

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.

Г.N.

Г.D.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

Действие в Москве в доме Фамусова

Краткое содерж. http://briefly.ru/griboedov/gore_ot_uma/

 

А.С.Грибоедов (прибл. 1795 Москва – 1829 Тегеран). Написал около 30 произведений, но вошёл в литературу как автор одного произведения – «Горе от ума».

Замысел возник ещё в 1816 г. Предполагалось написать 5 действий, важн.роль в которой отводилась жене Фамусова, впоследствии число действий сокращено до 4, и от этой роли Грибоедов отказался..

Датой начала работы над «Горе от ума» считается 1820г.(Персия,Тефлис)

Первоночальное название-«Горе уму». В письме к Катенину осн.интригу Грибоедов формулировал так «Девушка, сама не глупая, предпочла дурака умному человеку». Проработка 1ого и 2ого действия в 1822 г.на Кавказе. Важную роль сыграло общение с Кюхельбекером.. Работа над 3им и 4ым действ.велась в 1823г. В имении С.Н.Бегичева. Закончен первонач.вариант комедии в 1824г. Грибоедов в Петербург в цензуру с разрешение напечатать, но отказ- сочли комедию безнравственной. В 1833 г. Театральная «редакция» комедии была издана.

Прообразом Чацкого были Кюхельбекер, Чаадаев

«Горе от ума» - полижанровое пр-ие. Традиционно «Горе от ума» считается 1ой русской реалистической комедией. Вмести с тем сохранились черты классицизма (единство времени и действия, говорящие фамилии, традиц.амплуа: «обманутый отец», «недалёкий военный» и т.д.) и проявил. элементы романтизма - исключительные черты личности гл.героя(Чацкого)- его непонятость окружающими, его максимализм, противостояние всем окруж. Реализм выразился в типизации хар-ов и обстоятельств и автор нарушил ряд жанровых и сюжетно-композиц. канонов (не 5 актов а 4, басенный стих (а не александрийский), нарушено единство действия, нет традиционного деления героев на полож.и отрицат., 2 интриги –любовный треугольник-Софья, Молчалин, Чацкий и Чацкий против всех). Речь героев очень реалестична.Язык в комедии явл. Средством индивидуализ.героев.

В комедии много торжественных монологов (Чацкий)

Романтич.герои- Чацкий и Софья

Гл.мысль,идея автора –«в моей комедии 25 глупцов на одного здравомысл.человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает….»

Центр. Вопрос почему умный человек оказывается отвергнут обществом и любимой девушкой,

Проблема ума – это идейно-эмоцион. стержень. Разные мнения по поводу Чацкого. Дмитриев, что Чацкий лишь умничает, Пушкин же оценил его ум. Статья Гончарова «Мильон терзаний».

В комедии все считают себя умными. Обнаруживается 2 понимания ума. Ум Фамусова и персонажей его круга – это умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимал.выгоду.(напр. Дядя Фамусова – Максим Петрович). Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и не только образованность, но способностьсвободно и непредвзято оценивать сами условия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.109 с.)