Трудовые отношения. Трудовая занятость и безработица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовые отношения. Трудовая занятость и безработица



В процессе труда возникают отношения между работниками, т.е. носителями рабочей силы, и нанимателями, использующими и оплачивающими труд. Эти отношения называют трудовыми, они представляют собой один из видов экономических отношений.

На рынке труда рабочая сила является товаром, который ее собственник продает нанимателю за определенную плату. Происходит акт куплипродажи и возникают отношения найма. При этом каждая из сторон (администрация учреждения и работник) свободна в своих действиях, вправе соглашаться или не соглашаться с условиями купли-продажи. Законом запрещается только дискриминация со стороны нанимателя по признакам пола, национальности, расы.

 

Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности регулируются трудовым договором, контрактом - юридически оформленным соглашением между администрацией и работником. В нем изложены условия, которые должна соблюдать каждая из сторон. Контракт оговаривает характер, содержание, условия, оплату труда, взаимные обязанности работника и нанимателя.

Обычно контракт заключается на год или на несколько лет и по истечении этого срока может быть прерван или продлен по взаимному решению сторон. Если администрация либо работник нарушают условия контракта, пострадавшая сторона может возбудить иск, передать дело в суд или арбитражную комиссию, расторгнуть договор в установленном порядке. В редких случаях, когда между администрацией фирмы и работником есть пол-

ное взаимное доверие, между ними заключаются пожизненные контракты. Чаще всего это имеет место в Японии, где и дирекция фирмы, и работники исходят из так называемой философии общей судьбы.

Договоры, контракты - одна из лучших форм регулирования трудовых отношений между администрацией и наемными работниками. Во-первых, в договоре закреплены конкретные отношения двух субъектов, соответствующие их желаниям. Во-вторых, ограниченность срока действия договора, возможность его расторжения обязывает каждую сторону уважительно относится к интересам противоположной стороны.

Трудовые отношения имеют место не только между администрацией и работниками, но и между самими работниками, а также работниками и управляющими-менеджерами в процессе осуществления трудовой деятельности.

Несмотря на то что трудовые отношения между нанимателями и работниками носят свободный характер, т.е. определяются по доброй воле договаривающихся сторон, общие правила заключения и действия трудовых соглашений устанавливаются и регулируются государством. Общий свод законодательно установленных правил, норм трудовых отношений представлен в Трудовом кодексе.

 

Наряду с регламентацией рынка труда государством для регулирования отношений между работодателем и работником используется коллективнодоговорная система. Соотношение между этими видами регулирования различно. Но в любом случае законодательные нормы, определяемые государством, служат отправной точкой заключения соглашений, устанавливающих минимальный уровень социальных гарантий, повышение которого является целью коллективных договоров. В этом смысле коллективно-договорная система играет более активную роль на рынке труда, чем государственное регулирование.

Система регулирования трудовых отношений на основе коллективных соглашений складывалась на протяжении многих десятилетий. Возникнув на ранних этапах промышленной революции как средство повышения заработной платы, коллективные соглашения длительное время не играли сколько-нибудь заметной роли, пока не получили развитие профсоюзное движение, гражданские права и свободы, демократизация управления, законодательное закрепление прав наемных работников.

С развитием коллективно-трудовой системы как социального института, регулирующего отношения на рынке труда, содержание трудовых соглашений расширилось. В них стали отражаться такие аспекты благосостояния работников, как социальное обеспечение (оплата больничных листов, дополнительные пенсии, пособия), социальные выплаты (например, на медицинское обслуживание), гарантии, степень и формы участия работников в управлении предприятием.

В современной экономике функционирование коллективно-договорной системы сталкивается с рядом проблем. Дело в том, что данная система является, по сути, инструментом защиты групповых интересов, которые зачастую вступают в противоречие с общественными интересами, защищаемыми государством. Результаты коллективных договоров часто не согласуются с экономической политикой государства, особенно в периоды кризисов, сопровождающихся ростом инфляции или безработицы. В этих

 

относительно редких, но особо тяжелых условиях коллективно-договорная система может стать фактором, подстегивающим инфляцию.

Существуют 3 возможных способа разрешения возникающих противоречий общенациональных интересов государства и групповых интересов работников.

1. Политика «социальной ответственности» сторон, когда работники и защищающие их интересы профсоюзы идут на сознательное ограничение своих требований в области заработной платы. В коллективных соглашениях на первый план выступают производственные требования. В то же время предусматриваются уменьшение рабочей недели, увеличение продолжительности отпусков, меры по использованию частичной занятости. Данный вариант служит временной мерой сглаживания противоречий.

2. Стремление государства вписать коллективно-договорную систему в свою социально-экономическую политику. В своем крайнем проявлении этот вариант предполагает меры по законодательному определению потолка и замораживанию заработной платы, проведению твердой политики в отношении цены труда и трудовых доходов.

3. Согласование интересов всех субъектов трудовых рыночных отношений: работника, работодателя и государства, заключение на этой основе национального 3-стороннего соглашения, закрепляемого в законодательном порядке. Это лучшая форма регулирования трудовых отношений.

Естественно, что в разных странах трудовые отношения различаются в зависимости от исторически сложившихся тенденций, состояния экономики, социальной активности работников. Определенный отпечаток накладывает на трудовые отношения специфика отрасли.

Каждый человек имеет право на защиту своих трудовых интересов в той мере, в которой это предусмотрено законами страны и общепризнанными международными актами. Трудовые права людей защищаются прежде всего трудовым законодательством, предусматривающим правила предоставления работы, найма и увольнения, охраны труда, его оплаты, отпусков, отдыха, компенсации вредных и тяжелых условий труда. К защите трудовых прав относятся также ограничение продолжительности рабочего дня и обязательное соблюдение правил техники безопасности, охраны труда.

 

В случае возникновения трудовых конфликтов между работниками и администрацией интересы работников могут защищать государственные органы власти, ведающие трудовыми отношениями, и правовые органы в лице прокуратуры и суда.

Лучшая форма решения трудовых конфликтов - примирение на взаимоприемлемой основе. Защита трудовых прав не должна входить в противоречие с соблюдением работниками трудовых норм и обязанностей, оговоренных в контрактах.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимаются мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет собой важнейшую задачу экономики любой страны. Эта проблема должна решаться и в региональном аспекте, и в отраслевом, т.е. существуют проблемы трудовой занятости медиков в целом и в рамках определенной территории.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности, исходя, с одной стороны, из желания людей участвовать в трудовой деятельности в соответствии со своими трудовыми и профессиональными возможностями, и с другой - из возможности предоставления им рабочих мест.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.

 

2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

3. Обеспечение экономически и социально целесообразной, эффективной занятости (с учетом к тому же скрытых, «теневых» форм занятости).

Еще одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Подобная трансформация представлений о значимости разных форм участия в трудовой деятельности особенно важна для медицины, где все еще сильны предубеждения в виде непочитаемости негосударственных, частных организаций. Такая концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности.

Представляется возможным и уже наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление к предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии, должно смениться почитанием труда в любой области, где он приносит законный доход, предоставляет возможность самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить примат труда в государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в соответствии с устаревшими стереотипами воспринимались как «второсортные» и «третьесортные».

 

Свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей, имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, стремящихся получать выгоду только от доходных объектов труда, способно носить обостренный характер. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечении их занятости.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны регулирования как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства, деятельность которых нормативно регламентируется и контролируется государством;

2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки;

 

3) организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите природы, уходу за больными, престарелыми;

4) содействие самозанятости и предпринимательству посредством предоставления кредитов и субсидий, налоговых льгот, консультационной помощи;

5) содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении.

Проведение активной политики на рынке труда не только стимулирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с ее поиском. Следовательно, такая политика благоприятствует росту эффективности общественного труда, снижению социальной напряженности, сохранению здоровья населения.

Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, может ее получить с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения, наряду с трудовым законодательством, призвано гарантировать

право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства. В этих целях создана государственная служба занятости.

 

Рыночную экономику обычно увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо стремиться избегать.

Следует отметить, что экономике обычно сопутствуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, т.е. наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.

Понятия «безработица» и «безработные» трактуются экономистами неоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен в документах Международной организации труда, исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы.

К числу безработных не принято относить неработающих трудоспособных людей, которые официально не заявили о своем желании работать, не зарегистрировались на бирже труда. Биржа труда представляет собой одну их форм специально организованного государством рынка труда. В задачи такой биржи входят регистрация лиц, лишенных работы и ищущих ее, поиск для них мест трудоустройства.

 

Основная причина безработицы - недостаточное количество рабочих мест, т.е. мест, зон, участков, где работник может трудиться, где в нем есть необходимость. Довольно часто безработица наблюдается и при наличии свободных рабочих мест, не соответствующих профессии лиц, осуществляющих поиск работы. На увеличение безработицы влияют спад производства, несоответствие профессионально-квалификационного уровня работников требованиям производства.

Величина безработицы определяется ее уровнем в виде доли, которую составляют безработные в общей массе экономически активного населения. Важен и показатель средней продолжительности поиска работы, в течение которого безработный лишен возможности трудоустройства.

Безработица может быть естественной, обусловленной объективными факторами, и вынужденной.

Принято также различать следующие виды безработицы: фрикционная - возникающая в связи с наличием перерывов в работе при смене рабо-

ты; сезонная - обусловленная сезонной трудовой занятостью в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство; структурная - вызванная изменением отраслевой и региональной структуры производства, например закрытием организаций, учреждений в отрасли или в регионе. Самый тяжелый вид безработицы связан с циклическим развитием экономики и проявляется во время экономического спада. Именно эта форма безработицы стала основной в России в период перехода от централизованной к рыночной экономике. Такую безработицу в экономической литературе называют циклической.

Следует упомянуть о наличии так называемой скрытой безработицы, которая была распространена в советской экономике и осталась в России до сих пор. Такой тип безработицы наблюдается, когда люди на работе не нужны, находясь в избыточном количестве, но их не увольняют, избегая ухудшения социальной ситуации.

 

Безработица - социально неблагоприятное явление, но при уровне ниже 5% она не приводит к социальным катаклизмам, а подстегивает работников, побуждает дорожить своим рабочим местом. Чтобы избежать недопустимого роста безработицы, иногда приходится специально создавать рабочие места. В условиях высокого уровня безработицы создание новых мест считается значительным социальным достижением, ставится в качестве важнейшей экономической задачи. Обычно безработным в течение некоторого времени выплачивается денежное пособие по безработице, но оно ниже заработной платы, которую получал работник. Борьба с безработицей - острейшая проблема современной экономики.

В нашей стране сформировалось и до сих пор культивируется отношение к безработице как социальному, негативному и даже недопустимому явлению. Слов нет, безработица нежелательна. Но с некоторым ее реальным наличием мы вынуждены смириться, как и с тенденциями к возрастанию. Возможность поддержания постоянной полной сбалансированности между спросом на работу и наличием рабочих мест и тем более превышением предложения работы над спросом на нее достаточно иллюзорна даже в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение. К тому же - насколько такой подход целесообразен и с экономических, и с социальных позиций?

Обычно обеспечение полной и тем более всеобщей, поголовной занятости покупается ценой спада эффективности экономики. С другой стороны, безработица также имеет высокую социальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицу следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма регулирования не представляется возможным. Практически речь идет о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости, а если эти меры не приводят к успеху - пускать в ход систему социальной поддержки и защиты безработных.

 

Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содействие в трудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесь на первый план выходят задачи переобучения, переподготовки и повышения квалификации, освоения новых специальностей. Обязанность государства состоит в организации специальной учебной сети, центров по бесплатному обучению.

Снижению безработицы способствуют и облегчение миграции населения, перемещение рабочей силы в те регионы, где в ней ощущается повышенная потребность.

Вопросы для повторения

1. В чем заключаются трудовые отношения между работниками и их нанимателями? Как они связаны с трудовыми контрактами?

2. Что такое коллективно-договорная система? Чьи интересы и каким образом она защищает?

3. В каких случаях допустимы забастовки?

4. Какова современная общепринятая в мире концепция занятости?

5. Каким образом государство регулирует отношения на рынке труда?

6. В чем заключается принцип рациональной занятости?

7. Что вкладывается в понятие «безработица»? Каковы основные виды безработицы?

8. Как государство борется с безработицей?

9. В какой мере безработица угрожает медицинским работникам?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.034 с.)