Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построим спальню для медведей

Поиск

Цель. Та же.

Оборудование. Картонные геометрические формы трех ве-
личин (прямоугольники — «кровати», квадраты — «подушки»).

Ход игры (проводится небольшими подгруппами). Дети рас-
саживаются так же, как и в предыдущей игре. «У трех медведей
в сказке,— говорит педагог,— было две комнаты. Одна столовая,
другая спальня. Там стояли кровати. (Достает прямоугольники.)
Вот тут кровать Михайло Ивановича, здесь Настасьи Петровны,
а тут Мишутки». Один из детей расставляет кровати и объясняет,
где чья кровать. После этого другой ребенок выполняет более
легкое задание: раскладывает подушки. К детям снова приходят
медведи, они быстро находят свои кровати и благодарят детей.

Три медведя (кукольный театр)

Цель. Создать положительное отношение к сказке Л. Н. Тол-
стого; закреплять правильное понимание величины предметов; сти-
мулировать желание вспоминать и воспроизводить соотношение
предметов по величине.

Оборудование. То же, что и в предыдущих играх, по сказке —


плоскостное изображение девочки, по величине соответствующее
изображению Мишутки.

Ход игры. Педагог просит детей помочь снова построить две
комнаты для медведей — столовую и спальню, предлагает вспом-
нить, что было в комнатах. Один ребенок «строит столовую» — вы-
кладывает геометрические формы-заменители: прямоугольник
(стол), квадраты (стулья), круги (тарелки), полукруги (чашки).
Другой ребенок «строит спальню» — выкладывает прямоугольники
(кровати), квадраты (подушки). Педагог рассказывает сказку даль-
ше и вводит новый персонаж, девочку (плоскостное изображение),
и обыгрывает ее появление.

Найди, где спрятано

Цель. Удерживать в памяти представление о предметах разной
величины и находить их по истечении некоторого времени.

Оборудование. Разные предметы (большие и маленькие,
высокие и низкие, широкие и узкие, длинные и короткие).

Ход игры. 1-й вариант. Педагог достает два шара — боль-
шой и маленький, предлагает детям рассмотреть их, а затем в при-
сутствии детей прячет их в разных местах комнаты, например один
за буфет, а другой под стол в игровом уголке. Просит детей закрыть
глаза, сам отсчитывает про себя до 15 и предлагает желающим
найти маленький шар, потом — большой. Затем педагог прячет
два или три других предмета, например три коробки (большая,
маленькая и средняя), а отыскать их должны те, кого воспитатель
вызывает: один ребенок ищет большую коробку, другой — коробку
поменьше, третий — маленькую. По мере освоения игры прятать
предметы и давать задания тем, кто их ищет, может кто-либо из
детей.

2-й вариант. Педагог ставит на стол высокую и низкую пи-
рамидки, высокую и низкую матрешки или высокую и низкую
елочки (два предмета одновременно), обращает внимание на раз-
ницу по высоте, подчеркивая ее движением руки: «Это высокая
пирамидка, а это низкая». Дальше игра проходит, как в первом
варианте.

3-й вариант. Проводится так же, как и 2-й вариант. Разыс-
киваются длинные и короткие предметы.

4-й вариант. Педагог предлагает двоим выйти из группы. Они
должны будут искать предметы. Остальные собираются вокруг пе-
дагога, он показывает два предмета, например большого и малень-
кого мишку, и предлагает их спрятать. Вместе с педагогом дети
прячут игрушки и зовут тех, кто стоит за дверью. Одного из во-
шедших педагог просит найти большого мишку, он сидит на боль-
шом стуле, а другого — найти маленького мишку, он сидит на ма-
леньком стуле. Предметы должны находиться в поле зрения детей.

По этому же типу проводятся игры с другими предметами.


ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины
прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено прак-
тически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть,
т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной,
перцептивной ориентировкой.

Вначале при определении цвета большую роль играет приме-
ривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплот-
ную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинако-
вость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть
восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один
из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинако-
вые или разные. Умственно отсталые дети часто не видят даже
такого сходства или различия, и приходится довольно длительно
работать над этим.

Когда ребенок научится определять цвета при их непосредст-
венном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно пере-
ходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а
затем и к усвоению названий цветов.

На основе восприятия цвета формируются и представления о
цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в
своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но ис-
пользовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать
сигналы светофора).

Различение цветов

Эта группа заданий основана на зрительном различении пред-
метов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. приме-
ривании. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие
так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он мо-
жет быть резким (например, между красным и желтым цветами)
или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому пер-
вые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко
различными по цвету, и осуществлять выбор по образцу. Постепенно
цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии про-
изводиться составление цветов.

Педагог должен побуждать детей к самостоятельности при вы-
полнении задания, постоянно менять предметы по цвету, чтобы
они ориентировались не на их форму, а на цвет.

Цветные кубики

Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однород-
ность или неоднородность при наложении; обозначать результат
словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Оборудование. Крупные пластмассовые кубики по два каж-
дого цвета (красные, желтые, белые, синие, голубые, зеленые).


Ход игры (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3—4 парных ку-
бика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе та-
кой, мне такой, тебе такой, мне такой...» Затем предлагает построить
красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Мо-
мент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик,
ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой»),
переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз,
подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает
другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необ-
ходимости помогает. Ребенок строит башни 2—3 раза. По окончании
педагог хвалит его.

Найди цветок для бабочки

Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов
(красный, синий, желтый, белый).

Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона
цветка (красный, синий, желтый, белый) —для наборного полотна;
4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы,
сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с
изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ре-
бенка по 2—3 цветка и по 2—3 бабочки); по числу детей конверты
(в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.

Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы
четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки
хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не
видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спря-
таться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание де-
тей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»),
бабочку не видно — она спряталась. Затем дети достают из кон-
вертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка
вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар
увеличивается.

В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и по-
казывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя ба-
бочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.007 с.)