Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие познавательной функции речи
Развитие познавательной функции речи тесно связано с ум- ственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мыш- ления и деятельности. Для того чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно раскрыть образ каждого предмета, его свойства, качества. Слово, сначала названное взрос- лым, а затем ребенком, должно быть осмыслено ребенком и вызы- вать в памяти соответствующие свойства предмета или его дейст- вия. При передаче новых знаний о незнакомых предметах или дей- ствиях необходимо познакомить детей со свойствами и отноше- ниями предметов. Например, как можно рассказать детям об объек- те, который они никогда не видели, и познакомить с новым словом. Возьмем слово «гора». Дети, живущие в средней полосе России, как правило, никогда не видели гор. Воспитатель, естественно, может прочитать им рассказ о горах. Но предварительно жела- тельно объяснить, какая бывает гора: «Гора большая, высокая, она намного больше дома. По форме похожа на треугольник. На высоких горах наверху лежит белый снег». И после этого надо проверить, как поняли дети, создалось ли у них должное представ- ление о горе. Для этого воспитатель дает детям три картинки: на одной изображен город с большими многоэтажными домами, на другой —такие же многоэтажные дома на фоне большой горы, соответствующей описанию воспитателя, дома около горы кажутся маленькими, на третьей картинке — около дома стог сена, по форме напоминающий гору, стог намного меньше дома. При таком объяс- нении слово «гора» получило конкретное значение, благодаря чему оно будет быстро усвоено детьми.
Передавая детям знания о знакомых им предметах, свойствах, действиях, явлениях, педагог тем самым заставляет их по-новому взглянуть на привычную действительность. Но и здесь также не- обходимо, чтобы за словом стояли конкретные представления. Та- ким образом, познавательная функция непосредственно связана с развитием смысловой стороны речи, с расширением значения слова. Поэтому многие игры, данные в разделах сенсорного воспитания и по развитию мышления, направлены также и на развитие по- знавательной функции речи.
РАСШИРЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
У умственно отсталых детей слова пассивного и даже актив- ного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слиш- ком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка знания. Над расширением и уточнением значения слов с умствен- но отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую ра- боту. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на опре- деленном уровне развития речи.
Помоги животным
Цель. Расширять и уточнять значения слов-названий живот- ных и слов, связанных с образом жизни животных.
Оборудование. Трафареты с изображением животных, две большие картинки с изображением дома с забором, сарая, конуры, деревьев (на одном дереве — дупло для белки, под другим — кус- тик для зайца, под третьим — берлога для медведя).
Ход игры (проводится с подгруппой). Дети сидят на стульях вокруг стола педагога. На столе лежат две крупные картинки: одна — с изображением леса, другая — с изображением деревен- ского дома с участком, сараем и конурой. В коробке у педагога трафареты с изображением животных: домашних (козы, собаки, кошки) и диких (медведя, белки, ежа, зайца). Каждый ребенок берет из коробки один трафарет. Педагог предлагает детям рас- смотреть, у кого какое животное, и по очереди назвать их. Затем говорит, что одни животные живут в лесу, другие — в доме, ко- торый построил им человек. Вот только они не могут вспомнить, кто где живет, и надо помочь им найти свой дом. Дети один за другим встают и помещают трафареты животных в лес или в дом (сарай, конуру). Если все сделано верно, педагог от имени живот- ного благодарит ребенка, если же допущена ошибка, то животное проявляет беспокойство, зовет на помощь других детей. Потом все животные снова идут гулять, выходят из леса и из дома, т. е. возвращаются к детям (можно дать каждому ребенку другой трафа- рет). Педагог достает новые картинки и говорит, что у каждого зверя в лесу есть свой домик: у белки — дупло, у медведя — бер- лога. Дети рассматривают картинки. Все картинки с изображе- ниями домиков педагог накладывает на изображение леса. Потом он рассматривает с ними изображения домиков домашних живот- ных: дом у кошки, конура у собаки, сарай у козы. Предлагает детям вывести своих маленьких друзей поиграть, порезвиться. Все встают со стульев и разбегаются по комнате, держа трафареты животных. Педагог просит детей показать движения животных: зайка прыгает, медведь ходит вперевалку, топает, белочка прыгает, коза щиплет листочки, кошка моет мордочку. Одновременно они имитируют голоса животных — мяукают, лают, блеют, фыркают. Неожиданно педагог ударяет в бубен и говорит, что пошел дождь и надо всем животным быстро спрятаться в домики. Дети должны выполнить более сложную задачу — не только разделить живот- ных на диких и домашних, но и правильно определить, где они живут — в берлоге, дупле, сарае и др. Дети расставляют живот- ных в домики.
|