Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)
Цель. Та же, учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фик- сируя верные.
Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4—5 от- верстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соот- ветствующие величине отверстий.
Ход игры. Педагог раздает детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку — каждую в свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действу- ют, просит пробовать и показывает, как это делать.
Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям дают коробки с другими формами.
Спрячь матрешку
Цель. Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмо- циональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование. Двуместные матрешки по количеству детей, большая двуместная матрешка для воспитателя, мишка.
Ход игры. Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь долж- на спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого педа- гог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну це- лую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек, но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется вместе с ними.
Матрешки
Цель. Та же.
Оборудование. Матрешки 3—6-местные по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает детям 3-местные матрешки (пять элементов — четыре половинки и одна целая матрешка) и предла- гает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит детей пробо- вать. Если у кого из детей остается лишняя половинка, предла- гает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.
Когда дети научатся складывать 3-местную матрешку, им дают 4—6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разно- образной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.
Построй башню
Цель. Та же.
Оборудование. Круглые формочки-песочницы (вкладки) по числу детей.
Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит краси- вую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Затем, постепенно начиная от самой большой формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает: вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно, постройка падает: «Нет, формочка маленькая, возьму побольше». Берет другую, но и та не подходит. Наконец берет нужную и та прочно устанавливается на основании — не сдвигается. Педагог радуется и достраивает башню^ время от времени пробуя и приме-
ривая формочки и обращая внимание детей на необходимость до- биваться устойчивости в конструкции.
Достроив свою башню, педагог может предложить кому-либо построить рядом такую же или раздает комплекты формочек каж- дому ребенку и просит их построить свои башни. В ходе работы педагог поощряет правильность выбора той или иной формочки и говорит, что благодаря этому башня становится устойчивой.
В заключение педагог оценивает работу детей. «Все построили красивые, прочные башни: внизу — самая большая формочка, а наверху — самая маленькая». Затем дети собирают все формочки, складывая их в одну. Действуют уже без показа, самостоятельно. Педагог наблюдает, как они переносят усвоенный принцип в новую ситуацию.
Уложи куклу спать
Цель. Учитывать величину в практических действиях с пред- метами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «мень- ше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
Оборудование. Две куклы (большая и маленькая), два на- бора^ постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.
Ход игры. Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать, но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на заранее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих детей и предлагает им построить кровати для кукол. При необ- ходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов строителя, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о величине кукол и кроватей. Принцип соотнесения их по величине дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, пе- дагог предлагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена. Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие вели- чин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать все дети. Если же дети-«строители» допустили ошибки (кровать оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем до- стает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати. При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кро- вати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит: «Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше — вы построили ей большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше — вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На боль- шую кровать вы постелили большую простынку и положили боль- шую подушку, а на маленькую кровать — маленькую простынку и маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно».
Оденем кукол
Цель. Та же.
Оборудование. Четыре куклы разного размера, два комплек- та одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).
Ход игры. Вначале детям дают двух кукол — самую большую и самую маленькую, т. е. кукол, резко контрастных по величине. «Куклы встали после сна и забыли, кто в чем был одет,— говорит педагог.— Помогите им одеться». Раскладывает на столе впере- мешку два платья, два чепчика. Величину предметов педагог не называет, дети должны самостоятельно выбрать одежду для кукол. Педагог вызывает ребенка и просит его найти куклам их вещи. В случае ошибочного выбора педагог не останавливает ребенка, а предлагает примерить выбранную вещь маленькой или большой кук- ле, т. е. практически убедиться в своей ошибке. Когда куклы оде- ты, педагог помогает детям закрепить свои действия в слове: «Эта кукла большая — ей маленькое платье не подойдет, а нужно боль- шое платье и большой чепчик. А эта кукла маленькая — ей нужно маленькое платье и маленький чепчик».
Вариантом игры может быть задание «Оденем кукол на про- гулку». Игра проводится так же, но дети надевают куклам пальто и шапку.
В дальнейшем можно дать сразу 3—4 куклы и увеличить коли- чество одежды для них.
Кто скорее свернет ленту?
Цель. Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естест- венно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хо- рошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лен- тами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
Нарядные зверюшки
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки,
3 Зак. 2373 А. А. Катаева
кошки), ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завя- зать красивый бант.
Ход игры. Педагог рассаживает на стол игрушки (мишки, зайки, собачки, кошечки и т. д.) и говорит, что зверюшки хотят устроить праздник и просят их нарядить — завязать им красивые банты. Вызывает двоих детей, предлагает каждому взять одну иг- рушку и по одной ленте (на столе две ленты — длинная и корот- кая). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке. Педагог помогает им. Естественно, у того, кто взял длинную ленту, бант получается, а у другого ребенка нет. Педагог спрашивает у ребенка с длинной лентой, получился ли из нее бант. После чего показывает игрушку с красивым бантом. «А вот собачка огорчена,— говорит педагог,— у нее бант не получился. Какая была лента у собачки? (Вместе с детьми снова рассматривает ленту.) Она корот- кая. Из короткой ленты бант не получился». Потом вызывает сле- дующую пару детей и снова предлагает им выбрать ленты. Если оба ребенка хотят длинную ленту, заменяет короткую на длинную. Когда всем зверюшкам завязаны банты, педагог обобщает: «Из длинной ленты можно сделать бант, а из короткой нельзя». Затем предлагает детям поплясать с игрушками, дает каждому игрушку и дет^ свободно пляшут.
Построй ворота
Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Оборудование. Строительный материал (бруски разной ве- личины), машины разной величины (высокая с подъемным краном или пожарная с лестницей, низкая, широкая и узкая).
Ход игры. Дети сидят полукругом, педагог на стуле напро- тив них. Сбоку от него на полу лежат вперемешку бруски разного размера. Педагог ввозит в круг машину (грузовую или легковую) и предлагает кому-либо построить для нее ворота. Ребенок строит ворота, и педагог прокатывает через них машинку к ребенку, тот вновь катит к педагогу. Машину могут катать друг к другу двое детей. Затем педагог берет новую, высокую машину (подъемный кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину, ворота падают. Педагог просит восстановить ворота и попробовать прокатить машину медленно. Обнаруживается, что машина не проходит, так как она выше ворот. Педагог спрашивает, что надо сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль о постройке новых, высоких ворот. Когда ворота будут построены, дети прокатывают через них машину, а педагог говорит: «Ворота были низкие, а машина высокая, она не могла проехать. Теперь мы построили другие, высокие ворота и машина проехала». Затем детям дают широкую машину, ворота раздвигают вширь. Педагог подводит итог, объясняя, что для широкой машины нужно по-
бб
строить широкие ворота. При повторном проведении игры можно предложить нескольким детям одновременно строить ворота, учи- тывая их размеры с величиной машины по высоте и ширине.
|