Тревога и страх перед аудиторией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тревога и страх перед аудиторией



В гештальт-теории дается как физиологическое, так и психологическое определе­ние тревоги. Физиологическое определение таково: «Тревога — это переживание труд­ности с дыханием во время любого блокированного возбуждения» (Peris et al., 1951, p. 128). Идея, лежащая в основе этого определения, такова: энергия усиленно мобили­зуется и потребность организма в воздухе увеличивается (повышаются скорость и ам­плитуда дыхания) всякий раз, когда имеются сильная обеспокоенность и контакт. Та­кие изменения являются нормальными в тех случаях, когда организм пребывает в со­стоянии возбуждения, например эротического, агрессивного, творческого, или попа­дает в ситуации, в которых требуется мобилизация энергии. Менее адекватной реакци­ей является попытка осуществлять контроль над процессом дыхания и подавлять воз­буждение путем искусственного поддержания скорости дыхания, характерной для со­стояния покоя. В результате такого подавления сужается грудная клетка, так как при­ходится форсировать выдох с целью создания вакуума, необходимого для вхождения в легкие струи свежего воздуха. Английское слово «тревога» (anxiety) происходит от латинского слова angustia, означающего «узость»; таким образом, в основе возникно­вения тревоги лежат чрезвычайные меры, принимаемые организмом при развитии кон­фликта между возбуждением и контролем.

Психологическое определение тревоги следующее. Тревога — это «разрыв между "теперь" и "позже"» или «страх перед аудиторией» (Peris, 1969a, р. 32-33). С этой точки зрения тревога является результатом активности зоны фантазии — ПЗ. Здесь хранится информация о том, чего люди на самом деле не хотят, потому что боятся. Перле писал: «Мы заполняем разрыв, в котором должно быть будущее, страховыми полисами, статус-кво, аналогиями, чем угодно, чтобы только не использовать возмож­ность быть открытыми по отношению к будущему» (Peris, 1969а, р. 48-9). Люди, кото­рые находятся в «здесь-и-теперь» и имеют доступ к своим чувствам, вряд ли будут тре­вожиться, потому что их возбуждение может немедленно преобразовываться в какой-либо вид непосредственной творческой контролируемой сознанием активности, в ре­зультате чего происходит разрешение незаконченных ситуаций. У таких людей не за­блокирована (майей или фантазиями, предубеждениями, предчувствиями и так далее) возможность поддержания хорошего контакта с собой и с окружающей средой. Они способны идти на разумный риск. Перле проводил различие между катастрофически­ми фантазиями, которые влекут за собой слишком большие предосторожности, и анастрофическими фантазиями, которые влекут за собой предельно малозначительные предосторожности. Перле думал, что некоторые люди могут поддерживать баланс меж­ду катастрофическими и анастрофическими фантазиями и, следовательно, способны как на перспективное, так и на рациональное дерзание.

Невроз

Невротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком ин­тенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество мо­жет состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее коли­чество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик не­способен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нару­шений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморе­гуляции в крайне неблагоприятных ситуациях.

Перлс четко разделял понятия «здоровье», «психоз» и «невроз». Здоровые люди на­ходятся в контакте с реалиями как самих себя, так и окружающего мира. При психозе люди оказываются не способными на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с майей, особенно часто развиваются фантазии, связанные с идеями мании величия и никчемности. При неврозе идет непрерывная борьба между майей и дей­ствительностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.004 с.)