Отношения консультант - клиент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения консультант - клиент



 

В РЭПК главная роль консультанта — это роль преподавателя (учителя), который стремится сформировать у клиентов навыки самопомощи и таким образом развить у клиентов способность рационально мыслить, чувствовать себя адекватно ситуации, вести себя эффективно — так, чтобы можно было достигнуть поставленных целей. Эллис пишет: «Практикующие консультанты, использующие рационально-эмотивный подход, часто применяют весьма "скорострельную" активно-директивно-убедительно-философскую методологию» (Ellis, 1989, р. 215). При каких отношениях между кон­сультантом и клиентом консультанту удается лучше всего играть эту активно-дирек­тивную учительскую роль? Консультанты стараются налаживать связь с клиентами, используя эмпатическое выслушивание, в том числе отражение чувств. Драйден и Эл­лис (Dryden, Ellis 1986) проводят различие между эмоциональной эмпатией, понима­нием чувств клиента, и философской эмпатией, пониманием философии или мышле­ния, лежащих в основе этих чувств. Консультанты стремятся предлагать оба вида эмпатии. Кроме того, консультанты принимают своих клиентов как склонных ошибаться людей и не оценивают их личные качества с помощью определенных моральных стан­дартов.

Рационально-эмотивно-поведенческие консультанты не выказывают излишне теп­лого отношения к большинству своих клиентов. Они остерегаются вступать в сговор с «заклятой» потребностью клиентов в одобрении. Консультанты также стараются по­ощрять клиентов противостоять своим проблемам и брать на себя ответственность за поиски сердечности и счастья, а не искать теплоту у консультантов. Часто клиенты воспринимают рационально-эмотивно-поведенческих консультантов как сердечных и заботливых людей в связи с тем, что консультанты радеют о благополучии всех инди­видов и терпимо относятся к ним.

Рационально-эмотивно-поведенческие консультанты, особенно на первых заняти­ях, ведут разговор более активно, чем клиенты. Они, не колеблясь, открывают клиен­там глаза на то, как те сами вносят вклад в собственное страдание. Консультанты в ходе дискуссии доказывают клиентам, что они мыслят нелогично, а также помогают им учиться самим замечать нелогичность своего мышления. Консультанты свободно делятся своими мнениями и самораскрываются, если это не приносит вред клиентам. Кроме того, они используют юмор, но никогда не делают это «за счет клиентов», так как считают, что многие клиенты воспринимают себя и свои проблемы чрезмерно серь­езно. Консультанты также используют юмор для того, чтобы бороться с идеями, вызы­вающими нарушение душевного равновесия.

Существует различие между сутью РЭПК и стилем работы консультанта с клиен­тами. Стиль консультирования Эллиса, подобно стилю работы многих его последова­телей, является энергичным и основан на активном убеждении. Однако при работе с определенными категориями клиентов или даже со всеми клиентами некоторые рацио-нально-эмотивно-поведенческие консультанты предпочитают использовать более спо­койный стиль и быть более пассивными (Dryden, Ellis, 1986).

 

Консультант как учитель

 

Эллис рассматривает роль рационально-эмотивно-поведенческого консультанта как роль «авторитетного (но не авторитарного!) и поощряющего учителя, который стре­мится научить клиентов быть наилучшими терапевтами для самих себя, коль скоро курс консультирования заканчивается» (Dryden, Ellis, p. 143). Уже на первом занятии консультанты пробуют познакомить клиентов с «азбукой» (с АУП-схемами), объяснить им, как люди выводят сами себя из состояния душевного равновесия; кроме того, кон­сультанты описывают процесс рационально-эмотивно-поведенческого консультирова­ния (Ellis, 1992a). Со временем консультанты перестают ограничиваться только обсуж­дением убеждений клиентов и начинают учить клиентов оспаривать свои собственные убеждения. Таким образом, при проведении рационально-эмотивно-поведенческого консультирования, каким бы кратким ни был курс, консультанты стремятся сформиро­вать у клиентов понимание, философию и навыки, которыми они смогут пользоваться как в интервалах между занятиями, так и впоследствии.

Консультанты РЭПК, так же как учителя, не обращаются со всеми клиентами оди­наково. Отдавая себе отчет в том, что люди имеют и сходства, и различия, они прибега­ют к различным методам убеждения, определяют объем домашнего задания и оптималь­ное сочетание когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов индивидуально для каждого конкретного клиента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.006 с.)