Определение проблемы и концептуализация случая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение проблемы и концептуализация случая



 

В Центре когнитивной терапии Бека в Филадельфии во время первого посещения клиентов в течение трех часов ведется протокольная запись. Эта запись включает в себя описание клинического собеседования и психологических тестов. Во время клиниче­ского собеседования консультант узнает, какие факторы в прошлом вызвали страда­ние клиента. На собеседовании консультант также оценивает уровень функционирова­ния клиента и бросающиеся в глаза симптомы, а также определяет, что данный человек ждет от консультирования. Вопросник депрессии Бека (Beck et al., 1961), Тест тревож­ности (Beck, 1978) и Шкала дисфункциональных установок (Weissman, 1979) — пси­хологические тесты, наиболее часто используемые при проведении первого интервью.

Проводя первое собеседование, консультанты ставят перед собой следующие цели: установление отношений, объяснение сути когнитивного консультирования, уменьшение выраженности симптомов и выявление важной информации. Консуль­танты начинают определять проблемы. Определение проблем влечет за собой прове­дение как функционального, так и когнитивного анализа. Цель функционального ана­лиза — найти ответы на вопросы, например, на такие: «Каковы главные компоненты проблемы?», «Как проблема проявляется?», «В каких ситуациях это происходит?», «Каковы частота возникновения данной проблемы, важность проблемы и ее продол­жительность?», «Какие могут быть последствия?». При когнитивном анализе кон­сультант идентифицирует мысли клиента и образы, возникающие у клиента под дей­ствием различных эмоций, определяет, в какой степени клиент чувствует себя конт­ролирующим свои мысли и образы, дает прогноз относительно вероятности возникно­вения проблемы и возможных последствий. С первых занятий консультанты начина­ют обучать клиентов контролировать чувства, мысли и поведение и осознавать связи между ними. Например, на первом занятии консультант может предложить клиентам записывать автоматические мысли, возникающие у них тогда, когда они расстроены.

На первых занятиях консультанты и клиенты составляют списки проблем. В них можно включать определенные симптомы, виды поведения или глубокие проблемы. Составление таких списков помогает установить приоритеты лечения. При определе­нии приоритетов учитываются глубина расстройства, выраженность симптомов и се­рьезность темы. Консультанты подходят к проблеме, выбирая подходящие когнитивные и поведенческие методы. Консультанты всегда стремятся объяснить клиентам суть каждой используемой методики. И при предложении, и при применении конкретных методов консультанты уделяют большое внимание обратной связи со стороны клиен­тов. Если на ранних стадиях консультирования консультанты обычно фокусируют вни­мание на удалении симптомов, то на более поздних стадиях они, как правило, делают акцент на изменении образа мыслей клиентов.

В книге, посвященной расстройствам личности, Бек (Beck et al., 1990) говорит о предварительной концептуализации случая как о первом шаге в разработке плана ле­чения. Консультантам необходимо и определить когнитивный профиль расстройств клиентов, и понять их уникальные убеждения. Концептуализация случая предполага­ет выдвижение консультантом гипотезы, касающейся особенных дисфункциональных установок и основных схем клиентов, их главных целей, их конкретной уязвимости и специфических стрессов, взаимодействующих с этой уязвимостью и таким образом активизирующих существующую модель симптомов. По мере того как становится до­ступной новая информация, консультанты могут изменять или добавлять гипотезы в свою формулировку или удалять гипотезы из нее. Консультанты знакомят клиентов с концептуализацией случая и совместно обсуждают ее. Некоторые консультанты ис­пользуют доски или карточки, чтобы продемонстрировать, как неверные интерпрета-, ции действительности возникают из убеждений. Планы лечения, основанные на кон­цептуализации случая, приспособлены к индивидуальным потребностям отдельных клиентов.

Рассмотрим пример установок, возникающих на базе основной схемы. У Гэри было диагностировано нарциссическое расстройство личности (Beck et al., 1990). У Гэри часто возникали вспышки гнева, направленные на его партнершу Беверли. Гэри обви­нял Беверли в том, что она постоянно язвит из-за того, что он не занимается домашни­ми делами. У Гэри были следующие убеждения: «следует» — «Беверли следует оказы­вать мне большее уважение»; «должен» — «Я должен контролировать поведение дру­гих»; особое условное убеждение — «Если я дам людям шанс, они переорут меня»; страх — «Меня перекричат»; убеждение, исходящее из основной схемы, — «Я — тряп­ка». Также были проанализированы убеждения Беверли, вытекающие из ее основной схемы «Я — беспомощный младенец».

 

Роли консультанта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.012 с.)