Организация фармации за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация фармации за рубежом



ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

 

ПЛАН

1. Особенности систем здравоохранения разных стран мира

2. Структура фармацевтической службы в разных странах мира

3. Регистрация лекарственных средств в зарубежных странах

4.Право на фармацевтическую деятельность

5. Лицензионные требования к специалистам за рубежом

6. Порядок открытия аптек за рубежом

7. Аптечное изготовление, контроль качества и хранение лекарственных средств

8. Классификация лекарственных средств за рубежом

9. Фармацевтическое образование и функции фармацевтов

10. Электронные рецепты

11. Льготное обеспечение лекарственными средствами за рубежом

12. Интернет–аптеки

 

Структура фармацевтической службы в разных странах мира.

Органом государственного управления в зарубежных странах в области фармацевтической деятельности является Министерство здравоохранения (в некоторых странах – департамент здравоохранения – США, Швейцария, Филиппины). В Эстонии в 1993 году путем слияния трех министерств – здравоохранения, социального обеспечения и труда – было организовано Министерство социального обеспечения (социальных дел) Эстонии, которое курирует вопросы социальной политики, здравоохранения и занятости. В Российской Федерации – Министерство труда и социальной защиты.

В структуре Министерств имеются подразделения, курирующие фармацевтическую деятельность.

Во Франции – Французское агентство по контролю безопасности продукции для здравоохранения, в Дании, Латвии и Эстонии – Государственное агентство по лекарственным средствам, в Италии – Фармацевтическое управление, в Казахстане – Комитет фармации.

В некоторых странах мира существует должность главного фармацевта. Например, в Израиле – главный окружной фармацевт.

Управление фармацевтической деятельностью в Сирийской Арабской Республике (СРА) осуществляет Министерство здравоохранения, которое действует через своих представителей в регионах, объединенных в Профессиональное общество фармацевтов (ПФО). ПФО контролирует деятельность и аптечных организаций, и фармацевтических предприятий. Кроме чисто профессиональных вопросов, в ведении ПФО находятся вопросы социальные – формирование пенсионного фонда, оказание помощи начинающим фармацевтам в оформлении кредитов, покупке квартиры, получении займов и т.д. Еще один аспект деятельности ПФО – издание справочно-информационной литературы, доведение нормативных правовых актов, издаваемых Президентом и Министерством здравоохранения, до всех заинтересованных лиц, предприятий и организаций. И, наконец, одна из самых важных функций ПФО – планирование развития аптечной сети в регионе.

Электронные рецепты

Во многих странах уделяется серьезное внимание автоматизации процедуры выписывания и передачи рецептов. Электронный рецепт используют для эффективного обмена информацией по отпуску лекарственных средств каждому жителю и формирования базы данных об их распределении, для последующего анализа и принятия административных решений.

Электронные рецепты можно записывать в память смарт-карты и распечатывать в виде двумерного штрихового кода, который печатается на бланке рецепта. В аптечной организации происходит автоматическое считывание информации с карты либо штрих-кода и ввод данных в информационную систему аптеки. После оформления выдачи лекарственных средств автоматически формируется электронный документ, подтверждающий этот факт, и отсылается в центр обработки данных.

Одной из функций электронного рецепта является сбор информации о лекарственном обеспечении каждого пациента. Из организаций здравоохранения собирается информация о каждом выписанном рецепте, из аптек – о каждом выданном лекарственном средстве. Это позволяет сопоставлять данные при дальнейшем анализе и дает возможность планировать расходы бюджетных средств на дополнительное лекарственное обеспечение на основе реальных потребностей населения определенного региона. Осуществляется контроль обоснованности назначения, отпуска и оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения льготным категориям граждан. При этом уменьшается «бумажная» работа и временные затраты на работу с рецептами.

Это также помогает отслеживать приверженность терапии. Проблема невыполнения врачебных рекомендаций остается в центре внимания как исследователей, так и работников практического здравоохранения. За последнее десятилетие достигнут значительный прогресс в понимании механизмов развития, принципов диагностики, профилактики и лечения многих заболеваний. Но эти достижения не в полной мере реализуются в клинической практике. Проблема недостаточной приверженности пациентов лечению особенно актуальна при хронических заболеваниях.

В Испании существует система выписки рецептов, в основе которой лежит код PDF 417, а также магнитная полоса и линейный штрих-код. Врачи при визите на дом или при приеме в клинике используют портативную систему, состоящую из терминала и принтера. При составлении рецепта врач считывает информацию с идентификационной карточки пациента, на магнитной полосе которой также содержится информация о положенных скидках и бесплатных лекарственных средствах. Портативный терминал объединяет эту информацию с предписаниями врача и генерирует код PDF 417, содержащий информацию о пациенте и назначениях врача. Затем этот штрих-код прикрепляется к рецепту.

В аптеке при покупке лекарственных средств линейный код с его упаковки также прикрепляется к рецепту. Этот рецепт отправляется в местное агентство оплаты льготных рецептов, где сканируются линейный штрих-код и код PDF 417, соединяя всю необходимую информацию о пациенте, враче, аптеке и лекарственных средствах, предоставляя пациенту необходимую компенсацию на лечение.

Главным достоинством системы является сокращение количества ошибок за счет устранения ручного ввода данных. Кроме того, есть возможность получать всестороннюю информацию о количестве выписываемых лекарственных средств и другой информации, которая помогает улучшить работу системы в целом. В будущем предполагают сканирование штрих-кодов самими аптеками, а также рассматривается возможность электронного обмена данными с агентствами оплаты.

Существуют также системы, основанные на Интернете (например, в США). Врач выписывает электронный рецепт и по электронной почте передает его в аптеку. К моменту визита пациента он уже обработан и отложен в базу данных, в этой же базе хранятся визуальные данные о пациенте, а также информация о лекарственных средствах рецептурного и безрецептурного отпуска, которые тот ранее принимал. Система способна проверить правильность дозировки и возможность замены назначенного лекарственного средства аналогичными. Подобное взаимодействие способно существенно снизить долю ошибок при выписке рецептов.

В США в 2009 г. около 17% врачей, ведущих прием пациентов, выписывали рецепты по электронной почте; в 2008 г. их было 12%, в 2007 г. — 6%. За 2 года число врачей, перешедших на электронную систему выписки, увеличилось с 19 до 103 тысяч. План стимулирования экономики США, принятый конгрессом в феврале 2009 г., предусматривает выделение 19 млрд. долл. на развитие информационных технологий в здравоохранении, в том числе и выписку электронных рецептов. В значительной степени развитию электронной системы выписки рецептов способствует и стартовавшая в 2009 г. под эгидой Medicare (федеральной программы медицинского страхования людей в возрасте 65 лет и старше и инвалидов) программа по поощрению врачей, выписывающих лекарственные средства по электронной почте. По новым правилам программы Medicare врачи, которые к 2012 г. не освоят электронную выписку назначений, могут быть оштрафованы. Согласно данным отчета, опубликованного Американской ассоциацией лекарственного обеспечения (PCMA), в течение ближайших 5 лет на электронную выписку рецептов перейдут 75% врачей. Самым последним штатом, перешедшим на выписку лекарственных средств в электронном виде, стала Аляска, что связано с ее размерами и периферийным положением.

В декабре 2009 года Министерство социальных дел Эстонии объявило об обязательном переходе с 1 января 2010 года на единую систему электронных (дигитальных) рецептов и отказе от бумажных рецептов. Врач составляет рецепт и отправляет в электронном виде по интернету в базу данных, к которой аптеки имеют доступ. Информация о приобретенных лекарственных средствах затем передается в историю болезни. Фармацевтический работник при этом не может просматривать истории болезней и диагнозы. Планировалось, что с нового года рецепты в бумажном виде выдаваться не будут. Однако в связи со сбоем в системе был продлен период действия бумажных рецептов до 1 марта, затем до 1 мая.

Идея выписывания электронных рецептов очень активно разрабатывается в такой небольшой стране, как Дания, где всего 280 аптек и где до сих пор открытие каждой новой аптеки подписывается указом королевы.

Министерство здравоохранения социального развития России готовит общую концепцию по информатизации сферы здравоохранения до 2020 года. В 2011 году в России пациентам начнут выписывать электронные рецепты. Лекарственные средства можно будет приобрести по универсальной электронной карте.

В Республике Татарстан Министерством здравоохранения совместно с Центром информационных технологий разработан и с 2009 г. также внедрен в практику программный продукт по обмену информацией о товарных остатках и выписанных льготных рецептах в режиме online между аптечными и медицинскими учреждениями. Это продукт позволил эффективно управлять товарными запасами в аптеках, равномерно распределять лекарственные средства между городами и районами республики. Пациенты могут незамедлительно получать лекарственные средства сразу после выписки льготного рецепта. При выписке льготного рецепта можно проводить замену лекарственного средства на синоним с учетом ассортимента, имеющегося в аптеках. Существует возможность оставлять лекарственные средства в аптеке для конкретного пациента.

Обсуждается вопрос о введении электронных рецептов в Республике Беларусь.

 

Интернет–аптеки

Фармацевтический бизнес не может игнорировать такое глобальное явление, как бурно растущее число пользователей Интернета. Появление программного обеспечения, позволяет проводить реальные транзакции между участниками рынка – потребителями и продавцами лекарственных средств, используя Интернет как среду для взаимодействия. Создание мощных информационно-аналитических серверов, позволяющих накапливать, структурировать и анализировать информацию о фармацевтическом рынке, открывает новые горизонты в организации важной ниши распространения лекарственных средств.

Что такое Интернет–аптеки и зачем они нужны, если есть большое количество обычных аптек? Интернет–аптека – это сайт, на котором можно сделать заказ лекарственных средств и других товаров, после чего их доставка будет осуществлена в удобное для клиента время и место. Как правило, Интернет–аптеки работают без выходных 24 часа в сутки. Доставку лекарственных средств осуществляют по заказу клиента на дом, в офис, в организацию здравоохранения.

Первым этапом приобретения лекарственных средств в Интернет–аптеке является поиск товара. Для этого Интернет–аптеки предоставляют пользователям информацию об ассортименте, при чем в нескольких ракурсах: в алфавитном порядке, по фармако–терапевтическим группам, по заболеваниям.

Для осуществления заказа онлайн–аптеки чаще всего предлагают посетителям сайта зарегистрироваться, обращая внимание на полную конфиденциальность полученных о заказчике сведений. Однако некоторые электронные аптеки обслуживают посетителей без предварительной регистрации.

В обычной аптеке заказ осуществляется по телефону, который может быть занят. Больному человеку весьма проблематично заниматься доставкой лекарственных средств самому; не всегда получается это сделать членам семьи, родственникам или друзьям. При приобретении лекарственных средств через Интернет нет необходимости приходить в аптеку, стоять в очереди (зачастую среди больных людей). Интернет–аптека предоставляет полную автоматизацию услуг: поиск лекарственного средства, проверку его наличия в аптеке, определение стоимости, осуществление заказа – все производится с помощью web–браузера. При этом на сайт одновременно может зайти несколько пользователей и получить требуемую информацию, не мешая друг другу.

Для тех лекарственных средств, которые есть в аптеке в наличии, обычно делается пометка «есть на складе». Заказ в этом случае может быть выполнен в течение суток. При отсутствии лекарственного средства в аптеке на выполнение заказа может потребоваться большее количество времени. Заказ по почте может быть выполнен в течение 1–2 недель.

Оплатить покупку в Интернет–аптеке можно несколькими способами: наличными курьеру, который доставит заказ; почтовым и телеграфным переводом; наложенным платежом (только для почтовой доставки); предоплатой через банк; оплатой кредитной картой; оплатой с пользовательского счета.

Доставка лекарственных средств производится курьером, посылкой или бандеролью по почте. Стоимость заказа состоит из двух составляющих: каталожной цены лекарственного средства и стоимости доставки. При этом часто доставка курьером в пределах населенного пункта, в котором располагается аптека, осуществляется бесплатно; стоимость доставки по почте зависит от удаленности региона, в котором проживает клиент.

С целью привлечения пользователей к системе заказов через Интернет аптеки предоставляют индивидуальные планы обслуживания: скидки обладателям дисконтных карт, участие в розыгрыше призов и лотерей, медицинские услуги со скидкой, подарочные сертификаты, дополнительные скидки в выходные и праздничные дни и др.

Интернет–аптеки получили широкое распространение в Соединенных Штатах Америки и во многих странах Европы, при этом в США прирост числа посетителей Интернет–аптек и сетевых медицинских консультантов опережает аналогичный показатель большинства других направлений потребительского web-бизнеса. Если в 2001 г. в США около 10% пользователей Интернета обращались к сайтам электронных аптек, то на конец 2005 года эта цифра приближалась к 50%. При этом примерно 13% всех лекарственных средств реализуется через Интернет, из них рецептурные средства составляют 0,2%. Приобретение лекарственных средств через Интернет не только удобно потребителю, но и выгодно, так как в электронных аптеках цены на лекарственные средства на 30% ниже. Не случайно основная потребительская аудитория Интернет–аптек в США – американцы пожилого возраста.

Несмотря на привлекательность реализации лекарственных средств через Интернет, работа электронных аптек вызывает тревогу как среди общественности, так и в официальных кругах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, до 10% заказываемых через Интернет лекарственных средств оказываются фальсифицированными. Большие опасения вызывают заочные консультации пациентов, которые сопровождают Интернет–продажи. Курьер, доставляющий лекарственное средство пациенту, чаще всего не имеет фармацевтического образования. Имеет место недобросовестная реклама лекарственных средств, особенно отпускаемых по рецепту врача. Но самая серьезная проблема – бесконтрольная реализация рецептурных лекарственных средств без рецепта врача. И наиболее страшно, когда за Интернет-аптеками стоят лица или организации, не имеющие к фармации никакого отношения, так называемые «псевдоаптеки».

Многие попытки привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков лекарственных средств не всегда приводят к успеху, так как очень трудно их идентифицировать по электронному адресу. Часто поставщики быстро исчезают, на их месте возникают новые адреса.

И все же определенные шаги по регулированию деятельности Интернет–аптек делаются. По пресечению нарушений в реализации лекарственных средств через Интернет предпринимает активные действия FDA. Благодаря ее вмешательству, были закрыты онлайновые аптеки в Таиланде, реализующие лекарственные средства американским клиентам. За нелегальную реализацию лекарственных средств через Интернет по инициативе FDA было вынесено 22 обвинительных приговора. В Германии против электронной реализации лекарственных средств активно выступили работники аптек. Китай полностью запретил приобретение лекарственных средств через Интернет.

Во многих странах Европы и Америке уже существует нормативная база, регулирующая деятельность Интернет–аптек. В Швейцарии первая Интернет-аптека Mediservice начала работать в 1997 г., получив разрешение на такой вид деятельности в виде исключения. В настоящее время среди клиентов этой аптеки 18 больничных касс в Швейцарии и ФРГ. По их данным, экономия от пользования услугами Интернет–аптеки составляет 15%.

В 1999 г. открылась первая Интернет–аптека в Великобритании. Эта аптека первоначально встретила жесткое неприятие со стороны профессиональных врачей и фармацевтов, но в 2000 г. они изменили свою точку зрения и приняли специальные рекомендации по обращению лекарственных средств посредством Интернета, т.е. признали возможность существования такой формы аптек.

Интернет–аптеки, соблюдающие законодательные нормы и старающиеся отвечать высоким этическим требованиям, оказались заинтересованными в создании цивилизованного Интернет–рынка лекарственных средств. В качестве средства борьбы с недобросовестной конкуренцией со стороны электронных торговцев, не отвечающих должным качественным показателям, они решили применить давно известный и надежный метод – профессиональное объединение единомышленников. Была создана Европейская ассоциация – European Association of Mail Service Pharmacies. Членами ассоциации могут стать добросовестные предприятия, осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств на территории стран – членов Евросоюза на основании лицензии. Важнейшими целями ассоциация провозгласила обеспечение качества и безопасности лекарственных средств, поставляемых по почте.

Примером реализации строгих требований ассоциации к электронным аптекам является деятельность пионера Интернет–бизнеса в Европе – аптеки DocMorris. Аптека зарегистрирована в Голландии, является обычной аптекой по реализации лекарственных средств по всем правилам, принятым в Европейском союзе. Наряду с этим, аптека осуществляет многоканальный сервис: лекарственные средства можно приобрести не только непосредственно в аптеке, но и заказать по Интернету, телефону, телефаксу или по почте. Аптека работает на голландском, немецком и английском языках. Создана специальная система контроля рецептов, идентификации врача и частной практики, в которой он работает. Особые усилия аптека прилагает к сохранению качества лекарственных средств, доставляемых по почте. Аптека DocMorris постоянно изучает состав своих потребителей, 63% из которых составляют мужчины. Самым молодым покупателям нет и 20 лет, самому старшему – 79.

В России первые электронные аптеки появились в 1992 г., когда Интернет был мало кому доступен. В настоящее время существует около сорока российских Интернет–аптек.

Большинство российских сайтов не предлагает непосредственно продажу (то есть заказ и доставку) лекарственных средств, а лишь дает информацию о наличии и ценах на лекарственные средства в обычных аптеках. Некоторые позволяют заказать в этих аптеках препарат, но забрать его нужно самим (весьма разумно при отпуске по рецепту).

В Республике Беларусь нормативно-правовая база не позволяет осуществлять реализацию лекарственных средств через Интернет–аптеки: единственным местом реализации лекарственных средств является аптека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кугач, В. В. Здравоохранение и фармацевтическая промышленность Швейцарии / В.В. Кугач, Е.В. Игнатьева // Рецепт. – 2009, № 4. – Стр. 12-19.

2. Кугач, В. В. Здравоохранение и фармация Италии / В. В. Кугач // Рецепт. – 2009, № 1. – Стр. 18-25.

3. Кугач, В. В. Интернет-аптеки: зарубежный опыт / В. В. Кугач, А. А. Карусевич, Е. С. Лихачевская // Рецепт. – 2006, №3. – Стр. 23-27.

4. Кугач, В. В. Лекарственное обеспечение сельского населения Германии / В. В. Кугач, А. П. Солодков // Рецепт. – 2006, №4. – Стр. 13-17.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

 

ПЛАН

1. Особенности систем здравоохранения разных стран мира

2. Структура фармацевтической службы в разных странах мира

3. Регистрация лекарственных средств в зарубежных странах

4.Право на фармацевтическую деятельность

5. Лицензионные требования к специалистам за рубежом

6. Порядок открытия аптек за рубежом

7. Аптечное изготовление, контроль качества и хранение лекарственных средств

8. Классификация лекарственных средств за рубежом

9. Фармацевтическое образование и функции фармацевтов

10. Электронные рецепты

11. Льготное обеспечение лекарственными средствами за рубежом

12. Интернет–аптеки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.033 с.)