Гигиена труда в воздушно-десантных войсках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиена труда в воздушно-десантных войсках



Служба в ВДВ требует постоянной готовности к перелетам на большие расстояния, к совершению парашютных прыжков с современных транспортных самолетов в различных погодно-климатических условиях, в любое время года и суток, а также готовности к решительным боевым действиям после приземления, к быстрому и скрытному маневрированию на незнакомой местности. Поэтому десантники должны быть физически выносливы, эмоционально устойчивы, должны обладать большой силой воли, достаточным объемом военных, технических и других знаний, навыков. Такие качества формируются в процессе длительной подготовки, в основном физической и парашютно-десантной.

В ходе физической подготовки вырабатываются сила, выносливость, быстрота реакции, приемы индивидуальной борьбы, устойчивость вестибулярного аппарата, способность владеть своим телом, ориентироваться в пространстве и другие качества. Тренировка проводится на специальных и обычных спортивных снарядах, а также путем упражнений в приемах со специалистами-инструкторами.

Парашютно-десантная подготовка заключается в приобретении надежных навыков подгонки, укладки и надевания парашютов, правильного распределения и закрепления выкладки (оружие, ранец, специальное снаряжение), само- и взаимоконтроля, правильности выполнения всех этих операций. Данная подготовка предусматривает, в частности, отработку приемов быстрой посадки в самолет и правильного в нем размещения, отделения от самолета по команде, раскрытия парашюта, действия в воздухе при снижении на основном куполе и при использовании запасного парашюта, освоение техники приземления и гашения купола, способов быстрого освобождения от подвесной системы. Эти навыки приобретаются в ходе многочасовых тренировок на макетах военно-транспортных самолетов, подвесных системах, троссовых горках и т.п.

Медицинская служба осуществляет гигиенический контроль за организацией и проведением тренировок, наблюдает за состоянием здоровья военнослужащих.

Воздействие перелета на десантников играет существенную роль в состоянии их здоровья. Они транспортируются в десантно-грузовых кабинах скоростных самолетов военно-транспортной авиации (ВТА). Перелеты на большие расстояния совершаются на высотах в несколько тысяч метров с посадками в пунктах дозаправки или без посадок. Во время перелетов на личный состав могут действовать перепады атмосферного давления, недостаток кислорода, шум и вибрации, низкие температуры, а при посадках на промежуточные аэродромы – резкие перепады температур, укачивание и другие неблагоприятные факторы.

Перепады барометрического давления, возникают в негерметизированных десантных кабинах, при подъеме самолета и его снижении, а также при спуске на парашюте. Известно, что даже при сравнительно небольших перепадах давление внутри полостей тела человека ниже внешнего давления. Это воспринимается как “распирание”, давление на барабанные перепонки, ”закладывание” ушей, болезненность в области сердца и т.д. В таких случаях часто бывает достаточно сделать глотательное движение, чтобы выровнять давление в среднем ухе. При перелетах в герметических десантных кабинах резкая разгерметизация на высотах более 8 км или выход из кабины для прыжка с парашютом может вызвать декомпрессионные явления с резкими болями в мышцах и суставах, сердечно-сосудистыми нарушениями и расстройством функции центральной нервной системы, вплоть до парезов и параличей.

Недостаток кислорода, начинает сказываться на высотах более 4 – 5 км. Сначала учащаются дыхание, пульс наступает эйфория. В дальнейшем развивается картина так называемой высотной болезни. При этом ощущаются головная боль, слабость, повышенная утомляемость, эйфория сменяется угнетенным состоянием и апатией. Точность и координация движений нарушаются, появляется некритическое отношение к действительности. С углублением гипоксемического состояния появляется дрожание конечностей, кожные покровы бледнеют, резко учащается пульс, может наступить обморочное состояние, Для предупреждения гипоксии используется бортовая система, подающая кислород в кислородные маски к каждому месту десантника. Внезапное отключение от бортовой кислородно-дыхательной системы на высоте 8 – 9 км может привести к развитию острой кислородной недостаточности и потере сознания уже через 1,5 – 2 мин.

Интенсивность шума, создаваемого двигателями самолета, в десантно-грузовой кабине достигает 100 – 120 дБ. Энергетический максимум его располагается в области низких и средних частот (200 – 500 Гц) и при полете на больших высотах сдвигается в область высоких частот порядка 4 – 5 кГц.

Длительное шумовое воздействие вызывает у десантников понижение остроты слуха (наиболее выражено при диапазоне частот от 2000 до 8000 Гц), и замедление речи. При полете в течение 4 – 5 часов полета слух и артикуляции полностью восстанавливаются лишь после суточного отдыха.

Перепады температуры наиболее значительны в летнее время при полетах на большой высоте, где температура воздуха минусовая (-30оС на высоте 7 км), в то время как дневные температуры на аэродромах могут достигать 30 – 40о С. Поэтому опасность заболеваний на почве быстрого охлаждения при подъеме на высоту летом особенно велика. Отрицательное влияние столь больших перепадов температуры в негерметизированной десантно-грузовой кабине можно ослабить с помощью соответствующей экипировки десантников. Это обстоятельство нужно непременно учитывать при планировании гигиенических мероприятий.

Укачивание – состояние, возникающее во время полетов в плохих погодных условиях, в облаках и т.д. Оно наступает в первую очередь у лиц с недостаточной функциональной устойчивостью вестибулярного аппарата. В таких случаях у них ухудшается общее состояние, появляются бледность кожных покровов, тошнота, рвота, дискоординация движений, резко снижается работоспособность. Для профилактики укачивания рекомендуется проводить тренировки на качелях, лопинге, гимнастическом колесе, троссовой горке, использовать такие меры, как прыжки с трамплинов и т.д. Невозможность избавиться от выраженных вестибулярных реакций путем тренировок свидетельствует о непригодности призывника или молодого солдата к воздушно-десантной службе.

Загрязнение воздуха негерметизированной десантно-грузовой кабины происходит вследствие попадания в нее вредных химических примесей, паров горюче-смазочных материалов, а в боевой обстановке – радиоактивных аэрозолей, отравляющих веществ, патогенных микроорганизмов, токсинов. Поэтому требуется постоянно контролировать степень загрязненности воздуха кабины и немедленно оповещать личный состав о необходимости использования средств защиты. Для обеспечения надежности защиты кабины рекомендуется герметизировать ее и создать «подпор» воздуха, пропущенного через фильтры. При использовании герметичных кабин, кроме того, устраняется неблагоприятное влияние перепадов барометрического давления и температуры, недостаток кислорода на больших высотах, обеспечивается защита от шума и попадания вредных газообразных примесей.

Прыжок с парашютом – наиболее сложный и самый ответственный способ десантирования. Этот специфический вид военного труда требует высокой собранности и силы воли, вызывает большое эмоциональное напряжение, что является естественной приспособительной реакцией организма, максимальной мобилизацией внутренних резервов для успешного завершения прыжка. Напряжению сопутствуют активация симпато-адреналовой системы и усиление в первую очередь углеводного, а затем других видов обмена веществ.

Перед прыжком заметно повышается содержание сахара в крови, увеличивается объем легочной вентиляции, дыхательный коэффициент возрастает до 1,0, изменяется морфологический состав периферической крови, повышается фагоцитарная активность лейкоцитов. После прыжка у всех десантников выявляется выраженный нейтрофильный лейкоцитоз.

У большинства парашютистов эмоциональное напряжение достигает максимума к моменту команды “пошел”. Обычно после прыжка напряжение исчезает, и уже через сутки состояние организма практически нормализуется.

В момент приземления парашютист испытывает удар, сила которого прямо пропорциональна массе парашютиста (с грузом), скорости снижения и скорости ветра. Если скорость ветра у земли 5 м/с, сила удара при приземлении парашютиста (с грузом) массой 120 кг составит 300 кг, а при скорости ветра 9 м/с – превысит 600 кг. Чем быстрее будет погашена скорость, тем выше степень перегрузки. Например, при сроке гашения скорости 0,1 - 0,15 с градиент нарастания перегрузки может достичь 40 - 50. Таким образом, этот этап прыжка наиболее опасен и ответственен. Не случайно на него приходится 67 - 95% всех травм, происходящих при прыжках с парашютом.

В условиях мирного времени приземлением заканчивается главный, наиболее сложный и ответственный этап десантирования. На учениях, а особенно в боевой обстановке ему предшествуют подъем и сбор по тревоге, марши, подготовка к десантированию, представляющая собой многообразную и трудоемкую работу всего личного состава. Поэтому посадка в самолет, полет и десантирование происходят, как правило, на фоне выраженного утомления.

После приземления десант приступает к активным действиям, сопровождающимся значительным риском и большими затратами энергии, эмоциональным и физическим напряжением.

Одежда и снаряжение десантников играют немаловажную роль при осуществлении прыжка с парашютом. Современные одежда и обувь десантника лишены недостатков. Масса летнего комплекта обмундирования с плащ-палаткой и обувью составляет 5,5 - 6 кг, а зимнего - 10 - 13,5 кг. Теплоизоляция зимнего комплекта в безветренную погоду – не более 3,5 - 4 кло, а при ветре до 3,6 м/с – всего 2,2 - 2,5 кло. Для обеспечения теплового комфорта при низких температурах такой теплоизоляции недостаточно. При 30°С мороза даже в безветренную погоду необходима значительно большая теплоизоляция: от 4 - 4,5 кло – при энерготратах порядка 300 ккал/ч, до 7 кло – при энерготратах около 150 ккал/ч. Теплозащитная способность зимней обуви (валенок с портянками) составляет около 3,5 - 4 кло, а сапог (без учета теплоизоляции портянок) - 1 - 1,3 кло.

Влагозащитные и некоторые другие свойства одежды, а также ее способность к трансформации (в соответствии с изменениями погодно-климатических условий, характером физической нагрузки и особенностями боевой деятельности) нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Масса выкладки воинов-десантников (автоматчиков, пулеметчиков, химиков-разведчиков, радистов и т.д.) слагается не только из массы одежды, обуви, но и снаряжения - вооружения с боекомплектом, носимого запаса продовольствия, комплекта инженерного, противохимического и другого необходимого солдату имущества, а также специальной аппаратуры и укладок (радиостанций, приборов химической и радиационной разведки, приборов ночного видения, медицинских сумок и т.д.)

Вооружение и боеприпасы автоматчиков весят 6,5 - 8 кг, пулеметчика или гранатометчика – до 12 - 15 кг. Запас продовольствия, защитный комплект, противогаз, лопата, фляга с водой и прочее имущество (противохимическое, инженерное, медицинское и т. д.) весят до 17 - 19 кг. Таким образом, суммарный вес выкладки автоматчика достигает 37 - 38 кг, пулеметчика и гранатометчика – 45 кг и более. Вес выкладки у специалистов обычно больше, чем у автоматчиков. Кроме того, на аэродроме и в самолете каждый десантник имеет на себе два парашюта (основной и запасной) с подвесной системой общим весом до 18 - 20 кг.

Принято допустимым считать массу выкладки, не превышающую 1/3 массы тела. При средней массе тела в 65 кг выкладка не должна быть более 22 кг. У солдат парашютно-десантных подразделений масса тела, как правило, достигает 70 - 72 кг. В таком случае масса выкладки может быть увеличена до 24 - 25 кг. Выкладка в 37–40кг и более с гигиенической точки зрения чрезмерна. Как показали исследования, увеличение нагрузки с 16 до 40 кг приводит к значительному возрастанию энерготрат. Даже у лиц с хорошей физической подготовкой превышение ее может составить 50% и более, а во время марша со скоростью 4,5 км/ч по относительно ровной лесной дороге могут достичь 590 - 600 ккал/ч. Если учесть, что марши занимают около 30% времени боевой деятельности ВДВ и требуют до 70% общих энерготрат, среднесуточный расход энергии десантника в боевой обстановке можно считать равным 6000 - 7000 ккал, что значительно превышает допустимый уровень среднесуточной производительности труда человека. Поэтому для сохранения боеспособности воинов десанта необходимо улучшать конструкции и облегчать одежду, снижать массу выкладки, рационализировать форму носимых предметов и их взаимное расположение.

 

Гигиена труда в артиллерии

После Великой Отечественной войны артиллерия претерпела качественные изменения, обусловившие необходимость увеличения скорострельности и мощности снарядов, внедрения маневренности на поле боя. В настоящее время артиллерия снабжена современными прицелами и оптическими приборами, радиолокационными и звукометрическими станциями орудийной наводки, различными электронно-вычислительными приборами для подготовки данных к стрельбе и управлению огнем.

Многообразие и различие задач, стоящих перед артиллерией, обусловливает необходимость применения разнообразного артиллерийского вооружения, в том числе артиллерийского орудия, минометов, реактивных систем, боеприпасов, артиллерийских приборов. В результате бурного развития ракетной техники артиллерийские соединения и части были оснащены различного рода ракетами (оперативно-тактическими, зенитными и т.п.).

В процессе учебно-боевой и боевой деятельности личный состав артиллерии подвергается влиянию многих факторов, оказывающих на организм отрицательное влияние. Для предупреждения этого влияния необходимо знать особенности военного труда в артиллерии. К числу таких особенностей относятся большая физическая нагрузка, возможность травматизма, действие ударной воздушной и взрывной волн, импульсного шума, газопламенной струи, пороховых газов, обморожение рук в зимнее время.

Физическая нагрузка имеет место при обслуживании и ремонте механизмов, переноске больших тяжестей (снаряды, станины лафета и т.п.). Достаточно сказать, что масса одного снаряда в крупнокалиберных артиллерийских системах достигает 30 - 40 кг. При установке орудия на позиции и в момент снятия его, артиллеристам приходится поднимать массивные станины с опорами-сошниками для разведения их в стороны и закрепления орудия на грунте, а также для сведения их в походное положение с целью сцепления с тягачом, причем в исключительно сжатые сроки. Результатом такого напряжения при соответствующей предрасположенности организма могут быть грыжы, дискозы, растяжения, даже разрывы мышц и сухожилий, различного рода травматические повреждения (ушибы, переломы и т.п.).

Значительный объем работ, сопряженных с большой физической нагрузкой, выполняется личным составом также при оборудовании в инженерном отношении огневых, запасных и ложных артиллерийских позиций. По данным исследований, энерготраты артиллеристов во время боевых стрельб достигают 10 ккал/мин и более. Поэтому необходимы следующие меры: дальнейшая автоматизация и механизация в повседневной работы артиллеристов, соответствующий отбор личного состава, постоянный медицинский контроль за постепенностью повышения уровня физической нагрузки в процессе обучения молодого пополнения.

Травматизм в артиллерии возможен также при контакте людей с различными металлическими механизмами и инструментами из-за значительных неудобств работы с ними в рукавицах, особенно при отрицательных температурах внешней среды; работа же обнаженными руками зимой чревата их обморожением. Снижению травматизма в артиллерии способствуют высокая тренированность, слаженность действий всех номеров артиллерийского расчета, а также обеспечение их в зимний период удобными для работы рукавицами (например, трехпалыми).

Воздушная ударная волна образуется при стрельбе и разрыве снарядов, мин и т.п. Она может быть дульной, баллистической и взрывной.

Дульная волна возникает вследствие выброса из канала ствола под большим давлением 3000 и более пороховых газов. Они сжимают окружающий воздух у дула, и тем самым создают положительную фазу волны, длящуюся несколько десятков миллисекунд. Возникшее сжатие передается все более удаленным слоям воздуха, и дульная волна распространяется на значительные расстояния. Затем, когда давление падает ниже атмосферного положительная фаза сменяется отрицательной.

При закреплении на дульной части ствола тормозов для уменьшения энергии отката орудия, энергия дульной волны распространяется в стороны, вверх, вниз и назад, в результате чего увеличивается возможность поражения артиллерийских расчетов, особенно при отражении волны от окружающих объектов (различные строения, деревья и т.п.). Чем больше калибр орудия, тем выше величина избыточного давления в положительной фазе.

Возникновение дульной волны сопровождается образованием звуковых волн высокой интенсивности. Причем в орудиях крупного калибра возникают в основном низкочастотные звуки, в орудиях малого калибра – высокочастотные.

Баллистическая волна образуется вследствие колебания частиц воздуха, вызываемого летящим снарядом. Энергия данной волны обычно невелика, поэтому ее поражающее действие сказывается лишь на близком расстоянии (около 1 м).

Взрывная волна образуется в момент разрыва снаряда (мины, бомбы и др.) в результате чрезвычайно быстрого (взрывного) химического превращения твердых веществ в газообразные с выделением тепла и образованием нагретых, сжатых до нескольких тысяч атмосфер газов, расширяющих фронт сжатия со скоростью до

5 – 25 км/с.

Взрывная волна, как и дульная, оказывает двухфазное действие (фаза сжатия и фаза разрежения воздуха). По мере распространения этой волны ее давление и скорость падают, и она, в конечном счете, превращается в обычную звуковую волну, в спектре которой преобладают инфра- и ультразвуковые частоты.

Поражающее действие фронта всех видов воздушной ударной волны тем сильнее, чем больше площадь тела. Удар слоя сжатого воздуха вызывает кратковременную деформацию тела человека и связанную с ней травматизацию органов и тканей, которая в легких случаях сводится к повреждению барабанных перепонок, а в тяжелых – вызывает закрытую черепно-мозговую травму и многочисленные повреждения внутренних органов.

Таким образом, во время стрельбы из орудий на артиллеристов действуют перепады давления, инфра- и ультразвуковые колебания и сверхсильный импульсный шум (140 - 170 дБ), для которого характерны крутое нарастание звукового давления, кратковременность действия, сравнительно медленный спад.

Из других неблагоприятных факторов в первую очередь следует отметить следующие. Комбинированное действие баро- и акустического факторов, по мнению ряда исследователей, обусловливает акустическую травму.

Развитие у артиллеристов тугоухости, известной под названием “артиллерийской глухоты”, давно привлекало к себе внимание врачей. При выстрелах из различных артиллерийских систем без защиты органа слуха может возникнуть острая акустическая травма, вызывающая грубые механические изменения органа слуха (перфорация барабанных перепонок, кровотечение из ушей), одно- или двухстороннее снижение остроты слуха по типу поражения звуковоспринимающего аппарата.

Газопламенная струя, возникающая при запуске реактивных снарядов, как и ударная волна, вызывает мгновенное нарастание давления на поверхность тела и множественные поражения типа закрытых травм. Однако газодинамическое давление вследствие большей продолжительности действия (десятые доли секунды или секунды) вызывает в организме значительно более тяжелые повреждения, зачастую не совместимые с жизнью и, кроме того, ожоги различной степени вследствие воздействия сильно нагретых потоков газов, а также ушибы и повреждения различных частей тела в результате отбрасывающего эффекта.

Для профилактики вредного действия перечисленных факторов необходимо, чтобы избыточное давление и акустические факторы на рабочих местах артиллерийских расчетов не превышали допустимых величин. Это достигается соответствующими конструктивными решениями при создании артиллерийских систем, путем укрытия людей в момент выстрела и запуска реактивных снарядов, использования для защиты органа слуха индивидуальных средств защиты (легкий артиллерийский шлем, противошумы и т.п.), тщательного отбора для службы в артиллерии лиц, не имеющих противопоказаний со стороны ЛОР и других органов.

Пороховые газы, истекающие из дульного тормоза артиллерийских систем (особенно из безоткатных орудий) в стороны и назад, создают дополнительную опасность поражения артиллерийских расчетов и своих войск при размещении орудий в инженерных сооружениях (окопах, дотах, дзотах).

Загрязнение одежды и кожных покровов горюче-смазочными материалами как в процессе эксплуатации подвижных объектов артиллерийской техники (артиллерийские тягачи и т.п.), так и при разборке и чистке материальной части орудий также следует отнести к числу неблагоприятных факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.200.155 (0.029 с.)