Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие оборотных средств и структура управления оборотным капиталом
Самостоятельность предприятий в организации собственной производственно-хозяйственной деятельности во многом определяется структурой и «качеством» имеющихся в наличии средств (капитала). Одним из принципов организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия разделение капитала на основной и оборотный, однако поскольку в краткосрочном периоде размер используемого основного капитала является фиксированной величиной, то главной задачей финансового менеджмента становятся управление оборотным капиталом, а так же создание условий для бесперебойного и гибкого финансирования текущей деятельности организации. Под оборотным капиталом[8] понимают часть капитала компании, который задействован в ее повседневной коммерческой деятельности; состоит из текущих активов (главным образом это товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность и наличные деньги) за вычетом из них текущих обязательств (в основном кредиторская задолженность) [9]. Основные принципы управления оборотным капиталом заключаются в следующем[10]: ü совершенствование управления оборотным капиталом - процесс непрерывный. Это связано как с постоянным изменением внешних условий, так и с периодическими изменениями критериев «совершенства», на которые могут влиять стратегия развития компании, ее рыночная позиция, объем операций и т.д.; ü для управления оборотным капиталом всегда требуются координация деятельности и согласование интересов различных подразделений. Построение четкого взаимодействия подразделений важнее оптимизации деятельности каждого из них в отдельности; ü управление оборотным капиталом тесно связано с управлением рисками как финансовыми, так и операционными. Это, с одной стороны, позволяет использовать механизмы риск-менеджмента в управлении оборотным капиталом, а с другой - требует учитывать дилемму «больший доход - больший риск» при выборе решений; ü в основном прямой перенос эффективного комплексного решения по управлению оборотным капиталом из одной компании в другую невозможен. Хотя решение для отдельного участка, например работа с временно свободными денежными средствами или управление складом сырья и материалов, может быть полезным и в другой организации;
ü для поиска эффективных решений по управлению оборотным капиталом и их последующей реализации необходимы современное программное обеспечение и соответствующая информационная инфраструктура. Структуру управления оборотным капиталом можно представить в следующем виде (рисунок 2).
Рис.2. Структура управления оборотным капиталом Деление задачи управления оборотным капиталом на блоки (см.рис.2) производится для упрощения поиска решений и для последующего распределения ответственности по подразделениям компании. Рассмотрим характеристики каждого из этих блоков 1. Управление денежными средствами. В большинстве компаний данный блок является наиболее проработанным и информационно обеспеченным, как минимум, с помощью систем «банк - клиент». При управлении денежными средствами важно не забывать о возможности использования краткосрочного финансирования платежей с помощью «overdraft»[11] кредитования или возобновляемой кредитной линии. Подобный договор с банком позволяет существенно повысить фактическую ликвидность компании, хотя и потребует дополнительных затрат. Наличие информационной системы дает возможность рассчитать средние остатки за прошлые периоды и соотнести их с возможными расходами по кредитным операциям, снизить текущие остатки до оптимального уровня. Следующая задача - исключение встречных платежей при взаиморасчетах между головным офисом и филиалами или внутри холдинга. Часть компаний для обеспечения полного контроля над денежными потоками использует следующую схему расчетов: все доходы филиалов в обязательном порядке перечисляются на счет головного офиса, расходы филиалов либо оплачиваются головным офисом, либо средства целевым образом перечисляются в филиал. Интеграция данных о текущих денежных остатках по филиалам и головным офисом с помощью информационных технологий исключает встречные платежи, позволяет контролировать денежные потоки, а также организовывать переброску средств непосредственно из одного филиала в другой. При рассмотрении аспекта «Управление денежными средствами» стоит обратить внимание и на такой вид краткосрочного инвестирования, как депозит overnight[12]. Его преимущество в том, что компания всегда может разместить оставшиеся средства в конце операционного дня на депозит, а на следующий день или использовать их для платежей, или оставить на депозитном счете еще на день.
Конечно, данные задачи не выглядят сложными, но банковских счетов бывает больше десятка, условия кредитования и инвестирования в каждом банке свои, а задачу управления средствами необходимо решать ежедневно. 2. Управление расчетами с заказчиками и поставщиками. Решая задачу управления оборотным капиталом, компании часто ограничиваются анализом дебиторской задолженности. Однако важно обращать внимание не только на сокращение дебиторской задолженности, но и на возможность увеличения кредиторской[13]. Для проведения такого анализа требуется, чтобы аналитику были доступны полные условия договоров как с заказчиками, так и с поставщиками, для чего требуется создание единой информационной системы. Следует также не упускать из виду, что с развитием финансового сектора российской экономики появляются новые услуги, например факторинговое финансирование[14], которое, по сути, является выкупом дебиторской задолженности на определенных условиях или предоставлением финансирования под товары, реализованные с отсрочкой платежа. 3. Управление складской структурой и транспортной логистикой. Исходя из существующего опыта, можно констатировать что задача формирования складской инфраструктуры и соответствующих логистических цепочек в наименьшей степени формализована и автоматизирована. Тем не менее управление транспортной логистикой существенно влияет как на показатели оборачиваемости капитала в целом, так и на прибыльность компании. Основными факторами влияния в данном случае являются: ü количество, размеры, география складов и расходы на их содержание; ü вид и стоимость транспортных услуг, время перемещения, потенциальные альтернативы существующим способам транспортировки; ü наличие дисбаланса по складским остаткам по одинаковым товарным позициям на различных складах. 4. Управление складскими остатками. Управление складскими остатками - тема достаточно проработанная, но не менее важная, чем остальные. В управлении складскими остатками задействовано наибольшее количество подразделений. Складские остатки сложно контролировать. Так, практически невозможно провести «сплошную» инвентаризацию на крупном предприятии за разумное время. В специализированных изданиях можно найти огромное количество рекомендаций по управлению складом, однако рассматривать их все – нецелесообразно; возможно лишь перечислить основные принципы работы на складах: ü осуществление координации управления складами по всей технологической цепочке; ü проведение регулярного анализа расхождений между прогнозом и фактическими остатками с выявлением причин отклонений и выработкой мер по уменьшению влияния негативных факторов; ü внедрение интегрированной информационной системы управления предприятием.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.006 с.) |