Сущность, цели и задачи краткосрочной финансовой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, цели и задачи краткосрочной финансовой политики



Содержание

Введение.. 5

1. Сущность, цели и задачи краткосрочной финансовой политики 6

1.1. Значение и место финансовой политики в экономической стратегии предприятия 6

1.2. Финансовая политика как составная часть экономической политики предприятия 10

2. Управление оборотным капиталом на предприятии в краткосрочном периоде.. 14

2.1. Понятие оборотных средств и структура управления оборотным капиталом.. 14

2.2. Источники формирования оборотных средств предприятия. 18

2.3. Нормирование оборотных средств и показатели эффективности их измерения. 22

3. Управление запасами.. 27

3.1. Цель управления запасами. 27

3.2. Методы управления запасами. 29

3.3. Модели управления запасами. 32

4. Управление дебиторской задолженностью.... 36

4.1. Понятие и виды дебиторской задолженности. 36

4.2. Механизмы предотвращения возникновения дебиторской задолженности. 40

5. Управление денежными потоками на предприятии.. 46

5.1. Общие подходы к управлению денежными потоками. 46

5.2. Управление денежными средствами предприятия. 49

6. Ценовая политика на предприятии.. 54

6.1.Формы и методы регулирования цен. 54

6.2. Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен 57

6.3. Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен.. 61

6.4. Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж.. 67

7. Управление издержками предприятия.. 69

7.1. Классификация затрат. 69

7.2. Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа. 75

7.3. Операционный рычаг. Запас финансовой прочности. 79

8. Краткосрочная ликвидность и кредитоспособность предприятия 82

8.1. Оценка кредитоспособности предприятия. 82

8.2. Анализ баланса предприятия как этап оценки кредитоспособности. 85

8.3. Анализ финансового состояния предприятия на основе системы расчетных финансовых коэффициентов. 86

8.4. Способы обеспечения кредитных обязательств. 98

Литература.. 103


Введение

Нынешняя экономика Российского государства интегрируется во все сферы общественной жизни. Особенно глубоко процесс проник в сферу финансовых отношений. Сегодня, возросшие масштабы торговли товарами и услугами, быстро меняющийся расклад сил между субъектами мировой экономики и некоторые другие факторы, ведут, с одной стороны, к усилению конкуренции между ними, а с другой – требуют умения быстро принимать важные финансовые решения.

Краткосрочная финансовая политика предприятия изучается в рамках курсов специализации финансового менеджмента. Содержание, организация и проведение краткосрочной финансовой политики являют собой основу эффективного текущего и оперативного управления финансами предприятий. Порядок изучения политики управления финансами в процессе принятия разнообразных краткосрочных финансовых решений, текущего и оперативного финансового планирования, контроля и анализа составляет предмет изучения в рамках данной дисциплины.

Цель изучения: сформировать у студентов систему теоретических и практических навыков в краткосрочном управлении финансами предприятий.

Основные задачи, решаемые в рамках обучения по данной дисциплине следующие:

ü уяснить содержание, основные направления краткосрочной финансовой политики и значимость организации на предприятии современной комплексной системы текущего управления финансами;

ü изучить теорию и овладеть аналитическим аппаратом краткосрочного финансового менеджмента;

ü освоить теорию и специфику приемов текущего и оперативного управления финансами предприятия в условиях рыночной экономики.

Уровень знаний, необходимых при изучении дисциплины базируется на знаниях, сформированных при изучении таких дисциплин как «Логистика», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Деньги, кредит, банки», «Рынок ценных бумаг», «Финансовый менеджмент» и др.

 


 

Управление запасами

Цель управления запасами

Если производство и поставки товаров носят разовый характер, в запасах нет необходимости, за исключением разве что хеджирования, имеющего целью снизить риски от колебаний цен. Но большинство компаний имеет непрерывный характер производства, и потому им, как правило, необходим хотя бы минимальный уровень запасов. Потребность в них усиливается тем, что в реальном бизнесе нередко существует неопределенность в сроках поставок и их несогласованность со сроками производства. Традиционные запасы, которые формируют современные компании, включают следующие типы[21]:

ü запасы, приобретенные с целью получения скидки за покупки крупными партиями. Создание или покупка партий товаров больших, чем немедленная потребность в них, приводит к экономии в производстве и закупках;

ü запасы, созданные ради безопасности. Часто такой вид запасов также называют страховым. Они играют роль «буфера» и создаются вследствие неопределенности спроса и сроков реализации заказа;

ü запасы незавершенного производства. Это запасы продукции, не доведенной до конечной стадии готовности в период составления отчетности;

ü прогнозные запасы. Они создаются в целях стабилизации производства при сезонных колебаниях;

ü запасы в пути;

ü страховые запасы - закупаются авансом в ожидании прогнозируемого повышения цен, забастовок, неаккуратности поставщиков и т.п.

Итак, в связи с тем, что любой бизнес является по своей природе нестабильным, то одним из способов стабилизировать деятельность предприятия, является накопление материальных ценностей для покрытия возможных будущих потребностей. Данная стратегия легко поддается математическому моделированию и в случае когда бизнес-риски являются вполне конкретными и осознаваемыми, позволяет найти оптимальное решение по требуемой величине запасов. К сожалению, на практике часто возникает такая ситуация: отдел закупок приобретает товар только тогда, когда «финансисты» дадут денег, причем товара закупается больше оптимальной величины, так как неизвестно, когда в следующий раз поступят деньги, а наказание за сорванный план производства вполне реально[22]. Результатом таких действий является «видимое» отсутствие проблем в планировании и снабжении и явно избыточный уровень запасов, что приводит к замораживанию оборотных средств, запасы занимают место на складах и требуются дополнительные расходы на их хранение и охрану.

Рациональное управление запасами обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующему субъекту. Наличие у предприятия в достаточной мере средств в обороте позволяет обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции. А от того, насколько минимизированы и эффективно используются средства, вложенные в необходимые запасы и затраты, зависит их оборачиваемость и финансово-экономическое положение предприятия.

Рациональное и эффективное управление запасами предполагает прежде всего определение их достаточной величины, а также обеспечение минимальных издержек в процессе заготовления и сбережения материальных ресурсов. При этом научно, технически и технологически обоснованное нормирование реальной потребности предприятия в материальных ресурсах в современных условиях является основным элементом всей системы управления запасами. Правильность же принимаемых управленческих решений полностью зависит от качества информации, ее достоверности и релевантности. Поэтому организация информационной подсистемы производственного и финансового управления материальными запасами предприятия особенно актуальна.

Основным показателем в системе управления товарными запасами является коэффициент оборачиваемости товарных запасов, который показывает, за какое количество дней или иных периодов весь имеющийся на складе товар будет реализован. Данный параметр может быть рассчитан несколькими способами[23]:

ü во-первых, коэффициент оборачиваемости товарных запасов может быть рассчитан на основе стоимости реализации, когда и в числителе, и в знаменатели ставится денежное выражение стоимости запасов и стоимости реализации.

ü во-вторых, коэффициент оборачиваемости товарных запасов может определяться на основе объема реализации в количественном выражении. Такой способ расчета целесообразен, если организация осуществляет торговлю одним видом товара по постоянной цене.

Однако, независимо от целей и способа расчета, коэффициент оборачиваемости товарных запасов может быть рассчитан как по всему объему запасов на складах, так и по отдельным видам, группам, наименованиям товаров. В целом по организации рассчитывается средний показатель коэффициента оборачиваемости товарных запасов, который определяется с учетом удельного веса каждого вида товара в общем запасе товаров, а также с учетом удельного веса каждого вида товара в общем объеме реализации организацией за период. На основе среднего показателя коэффициента оборачиваемости товарных запасов рассчитываются размер необходимой площади для хранения запасов, количество работников, которые непосредственно будут обслуживать содержание указанных товарных запасов.

Методы управления запасами

Методы оценки запасов могут быть классифицированы по различным признакам. Первый признак — это частота учета. При периодическом учете запасов их ежедневный учет не проводится, а запасы и, соответственно, себестоимость реализованной продукции оцениваются на конец периода. При перманентном (текущем) учете поступление и выбытие товаров из запасов и себестоимость реализованной продукции оцениваются ежедневно. При этом как минимум один раз в год проводится инвентаризация самих запасов.

Другой признак — это учет стоимости единицы товара в запасе. В настоящее время существуют несколько способов ее оценки. Среди них:

ü первоначальная цена (стоимость приобретения). По методу первоначальной цены запасы оцениваются в соответствии с ценой, уплаченной за приобретаемый товар. К ней прибавляются стандартные дополнительные издержки, такие, как перевозка товарно-материальных ценностей и загрузка их на склад. Какие-либо улучшения или повышение стоимости товара по прочим причинам, произошедшие после даты приобретения, в эту оценку уже не включаются. При таком подходе методом управления запасами является метод идентификации счетов-фактур, который требует, чтобы стоимость каждой единицы товара, продаваемой или складируемой, была известна, а сама единица идентифицируема по какому-либо признаку, например по серийному номеру или дате приобретения.

ü низшая рыночная цена. Этот метод[24] основан на принципе консерватизма в учете. Принцип консерватизма основан на завышении затрат и занижении доходов на столько, на сколько это возможно. Иными словами, выбирается тот из всех возможных методов учета, при котором прибыльность компании выглядит наихудшим образом[25]. При его использовании выбирают наименьшую из двух величин: первоначальной цены или восстановительной стоимости. При этом, однако, указывается верхний и нижний предел восстановительной стоимости. Верхний предел равен разнице нынешней цены реализации товара и издержек по укомплектованию и продаже. Нижний предел равен разнице цены реализации и нормальной валовой маржи. При использовании данного метода, сложность заключается в определении цены реализации так как дополнительные затраты должны быть отнесены к реализации каждой единицы запасов. И эти затраты должны быть вычтены из продажной цены единицы товара для определения «истинной» чистой выручки, которая будет получена от его продажи.

ü стандартная цена. Данный метод является одним из наиболее часто используемых методов оценки запасов и заключается в использовании предопределенных стандартных затрат для единицы товара. Стандартными, в данном случае, являются целевые затраты, на уровень которых компания должна выйти. Стандартные затраты отражают то, что единица товара должна стоить, чтобы быть произведенной при данных условиях относительно цен, технологии и операционной эффективности. Они базируются, как правило, на исследовании прошлых данных о затратах и планируемых методах производства. Стандартные затраты должны сравниваться с фактическими затратами, чтобы определить, насколько эффективно работает компания или ее отдельные единицы. Превышение фактических затрат над стандартными — сигнал тревоги для бухгалтера и менеджера. Недостаток этого метода заключается в том, что стандартные затраты не будут отражать текущих условий, если не пересматриваются достаточно часто.

ü продажная цена. Продажная цена редко используется при оценке запасов. Этот подход отражает ценность (с точки зрения возможного получения дохода) товара для фирмы. Сельскохозяйственные товары и побочные продукты производственных операций часто оцениваются по продажной цене за минусом сбытовых затрат. Таким образом, доход фиксируется в период производства, а не в период продажи, что может дезориентировать финансовых менеджеров, так как фактическая цена реализации может отклониться от прогнозируемой. Налоговые обязательства, однако, не начисляются до тех пор, пока продукт не продан.

ü средневзвешенная себестоимость. Этот метод используется при перманентной системе учета запасов. При этом методе вычисляется средневзвешенная себестоимость единицы товара в запасе, готовая к продаже.

ü метод розничной торговли. В этом методе для оценки запасов используются как продажная цена, так и себестоимость единицы товара в запасах.

Итак, если отдельные единицы могут быть идентифицированы, то возрастающие первоначальные затраты не представляют особой проблемы. Однако на практике часто новые и старые единицы товара перемешаны, а их физическая идентификация либо невозможна либо вообще нецелесообразна. Вследствие этого было разработано несколько бухгалтерских процедур оценки запасов, которые искажают прямую связь между потоком запасов и потоком затрат. На практике выделяют несколько основных методах оценки динамики запасов.

Метод FIFO[26] исходит из того, что при реализации запасов продаются самые старые единицы товарно-материальных ценностей. При этом методе итоговые затраты и, соответственно, прибыль, сообщаемые в отчете о прибылях и убытках, будут примерно соответствовать оценке запасов, которая рассчитывается на основе метода идентификации счетов-фактур. Остающиеся запасы, которые отражаются в балансе, оцениваются по стоимости последних приобретенных или произведенных единиц и таким образом аппроксимируют рыночную цену или восстановительную стоимость запасов.

Логика метода LIFO[27] противоположна логике метода FIFO. Здесь себестоимость реализованной продукции рассчитана на основе стоимости единиц товарно-материальных ценностей, произведенных или добавленных к запасам в последний период. Соответственно, себестоимость реализованной продукции аппроксимирует восстановительную стоимость товара, тогда как при методе FIFO она ближе к его первоначальной цене.

Однако на практике мало кто будет всерьез рекомендовать политику отгрузки недавно произведенных товаров и хранения в запасах наиболее старых. Поэтому сторонники метода LIFO объясняют свою приверженность тем, что неважно, какие именно единицы товара изымаются из запасов первыми, так как надо рассматривать поток расходов, а не поток товаров.

Еще одним из ключевых моментов в системе управления запасами является минимизация издержек, связанных с содержанием и хранением товаров на складах. Этого снижения можно добиться, придерживаясь следующего алгоритма:

1. Необходимо определить степень интенсивности расходования товарных запасов - все товары можно разделить на две условные группы: товары с постоянным спросом (степень интенсивности расходования товарного запаса остается постоянной в течение всего рассматриваемого периода) и товары, спрос на которые не постоянен от периода к периоду или строго не определен (задается вероятностным распределением). Непостоянный спрос во времени может быть обусловлен спецификой самого товара (например, товары с ярко выраженной сезонной составляющей), а также особенностью поведения потребителей (смена тенденций) и др.

2. Если интенсивность расходования товарных запасов объясняет длительность использования товарного запаса, т.е. тот временной интервал, в течение которого организация не нуждается в поставках товара, то интервал между поставками товара также является ключевым показателем в системе управления товарными запасами. Регулирования временного интервала между поставками можно добиться путем заключения специальных соглашений с поставщиками.

3. Также для управления товарными запасами необходимо знать величину издержек, которые несет организация при содержании товарных запасов.

Модели управления запасами

Существует достаточно много моделей, которые позволяют определить оптимальный уровень инвестиций в запасы и потому многие модели получили достаточное распространение на практике. Большинство моделей в базисе своем содержат нижеприведенную (или аналогичную) формулу[28]:

 
 


Рассмотрим некоторые из этих моделей.

1. Модель экономически обоснованной потребности в запасах (EOQ). Математическая модель EOQ определяет оптимальный объем запасов исходя из цели минимизации затрат на их приобретение и хранение при удовлетворении прогнозируемого спроса на эти товары. Эти затраты варьируются в зависимости от заказанного количества так, как показано на рисунке 3.

 
 

 


Рис.3. Варьирование затрат

 

Остальные характеристики модели следующие:

ü Спрос на товары в единицу времени известен определенно;

ü Запасы расходуются с линейным темпом.

ü Затраты на осуществление закупок и загрузку материальных ценностей на склады остаются постоянными, и нет никаких скидок за покупки в больших объемах;

ü Сроки реализации заказа — заранее известны и равны нулю;

ü Дефициты недопустимы;

ü Пополнение запасов осуществляется мгновенно.

При этих параметрах оптимальная партия заказа, основанная на критерии минимизации совокупных затрат, определяется уравнением[29]:

 

где:

D — годовой спрос на товар, ради которого формируются запасы (тн);

C0 — стоимость оформления заказа (руб.); при более сложных трактовках модели сюда включается также подготовка материалов к производству, оснастка, контроль качества;

Сh — совокупные годовые затраты на хранение единицы товара за период (руб.). В эти затраты входят издержки по транспортировке и складированию, страхование, потери от хищений и порчи, альтернативные издержки от инвестиций в запасы;

Qопт — оптимальная партия заказа (тн).

2. Модель планирования потребности в материалах (MRP) – представляет собой компьютерную информационную систему, предназначенную для обработки заказов и графика формирования запасов, зависящего от спроса на продукцию компании. MRP предназначена для ответа на три вопроса: что, сколько и когда необходимо. Основными компонентами модели являются, во-первых, накладная на предметы материально-технического обеспечения, которая определяет, что потребуется для производства конечного продукта. Накладная формируется на основе компьютерной имитации каждого продукта, которая дает описание его материальной структуры, статуса в запасах и процесса производства. Во-вторых, это основной график, который показывает, сколько компании потребуется поставить конечных продуктов и когда. В-третьих, это база данных (в бумажном варианте — картотека учета) товарно-материальных ценностей, в которой зафиксировано, какое количество запасов имеется в наличии и сколько заказано.

Вся эта информация обрабатывается с помощью различных компьютерных программ, чтобы определить потребности в материалах для каждого планового периода. В результате компьютерной обработки получается плановый график выполнения заказов, отправка заказов, необходимые коррекции в заказах, отчет об исполнении поставок, плановый отчет и отчет об отклонениях от плана выполнения заказов.

Полученный с помощью компьютерной имитации расчет потребности в комплектующих изделиях используется для определения графика загрузки оборудования в производственных цехах. Эти графики сравниваются с мощностью каждого из цехов для того, чтобы определить возможность выполнения основного графика. Если находятся узкие места, то основной график пересматривается. Когда это сделано, размещаются заказы на покупки и составляется график операций по цехам.

3. Система «точно в срок» (JIT). Каждая система стремится создать такой объем запасов, чтобы он удовлетворял прогнозируемый спрос. И в то же время она должна функционировать с наименьшими затратами. Наибольших успехов в практическом воплощении этой задачи добились японские компании, в первую очередь автомобильные, создав систему управления запасами «точно во время», которая известна как «Канбан». В системе JIT санкционирование производства детали, которая должна производиться на каждом рабочем месте, генерируется путем требования на деталь, исходящего из следующего рабочего места на производственной линии. Так как детали потребляются на конечной сборочной линии, карточки, в которых дана заявка на детали, посылаются для определения потребности и санкционирования производства замещающих деталей. Процесс повторяется на всех предшествующих рабочих местах, продвигая детали через производственную систему по мере того, как они становятся нужны, и, соответственно, определяя объемы закупок сырья и покупных деталей у поставщиков. Подобный подход получил название «вытягивание спроса». Благодаря такой системе, сокращается незавершенное производство, а также санкционируется заявка именно на те детали, которые попадают «как раз вовремя», чтобы быть использованы, что приводит к «нулевому запасу» или «производству без запасов». Комплектующие в этой системе поступают прямо в сборочный цех, минуя склад.

4. Метод ABC - классифицирует группы товаров в запасах в зависимости от их важности. Наибольшее внимание уделяется товарам группы «А», самым дорогим, меньшее товарам менее дорогим (группа «В»). Самым дешевым товарам из группы «С» уделяется наименьшее внимание.

Классификация запасов по группам товарно-материальных ценностей осуществляется с помощью пошаговой процедуры. Первый шаг состоит в том, чтобы разбить весь ежегодный объем запасов на отдельные единицы: готовые изделия по видам (например, автомобили по маркам), сырье по группам (стекла, кузова) и пр. На втором шаге путем умножения стоимости единицы на ожидаемое годовое использование рассчитывается годовое использование каждого типа запасов в денежных единицах. Третий шаг ранжирует каждую группу запасов от самой крупной по годовому использованию в денежном выражении до самой малой. Четвертый классифицирует запасы. Это делается, например, так: в группу А включают первые 20% единиц товарно-материальных ценностей, в группу В — следующие 30% и, наконец, в группу С — последние 50%. При этом в денежном выражении группа А составит, например, 70% стоимости запасов, группа В — 20%, группа С — 10%. Цифры, разумеется, могут быть и другими, это зависит от целей компании, от того, планируются ли разные типы контроля для каждой группы и какие ресурсы имеются для управления запасами.

5. Модель с фиксированным уровнем запаса работает так: на складе есть максимальный желательный запас продукции, потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ.

 

 

Рис.4. Модель с фиксированным уровнем запаса

Оптимальный размер заказа выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось максимально желательному запасу. Так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки. Поэтому необходимо учитывать резервный запас, служащий для предотвращения дефицита.

6. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами работает следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до максимально желательного запаса.

 
 

 

 


Рис.5. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами

7. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы делаются периодически (как предыдущем), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается дополнительный заказ.

8. Модель «Минимум — Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.

Следует отметить, что на практике применяются и другие модели управления запасами, причем выбор конкретной модели зависит от специфики бизнеса и иных влияющих факторов

Контрольные вопросы

1. Способы определения потребности в текущих запасах.

2. Системы управления запасами с фиксированным и переменным размером заказа.

3. Плюсы и минусы методов FIFO и LIFO.

4. Характеристика модели управления запасами с фиксированным периодом заказа.

5. Характеристика модели управления запасами с фиксированным уровнем запаса.

6. Сравнительная характеристика различных моделей управления запасами

 

Классификация затрат.

Чаще всего, под затратами (издержками) понимают истекшие затраты, включающие[47]:

1. обобщенные производственные затраты по использованию продуктов и услуг в процессе производства конечной продукции; затраты, относящиеся к уже проданной продукции и соответствующей выручке с продаж;

2. собственно издержки, не входящие в производственную себестоимость товаров проданных, к примеру: издержки реализации, общие и административные издержки, издержки по выплате процентов и налогов;

3. убытки, относимые на издержки, например: незастрахованные активы, пострадавшие от пожара, судебные издержки.

В зависимости от типа классификации, выделяют следующие типы затрат:

1. По влиянию на себестоимость конечного продукта

ü прямые затраты - затраты которые можно прямо и непосредственно отнести на конкретный вид продукции или объект затрат. К прямым затратам, как правило, относятся материальные затраты и затраты на оплату основного производственного персонала. Сырье и основные материалы следует отличать от вспомогательных материалов, которые также используются в процессе производства и могут составлять физическую субстанцию производимого продукта, однако учитываются они не как прямые затраты, а косвенные, например, клей, гвозди, фурнитура, использовавшиеся при изготовлении единицы продукции.

ü косвенные затраты - затраты которые нельзя прямо отнести на конкретную продукцию.

2. По взаимосвязи с загрузкой производственных мощностей

ü переменные затраты - виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.

ü постоянные затраты - представляют собой затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба.

3. По отношению к производственному процессу

ü производственные затраты - включают в себя прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда и производственные накладные расходы

ü непроизводственные затраты - расходы, в результате которых не производится продукция, потери от брака, убыль материалов, энергии, штрафы, пени.

4. По постоянности во времени

ü постоянные во времени затраты

ü эпизодические во времени затраты

5. По виду учёта затрат

ü бухгалтерские затраты

ü калькуляторные затраты

6. По подразделенческой близости к производимой продукции

ü общепроизводственные затраты - представляют собой совокупность разнообразных затрат, связанных с производством, но которые нельзя непосредственно отнести на конкретный вид готовой продукции (изделий)

ü общехозяйственные затраты

7. По значимости к группам производимой продукции

ü затраты группы А

ü затраты группы Б

8. По значимости к производимой продукции

ü затраты продукта 1

ü затраты продукта 2

9. По значимости для принятия решений

ü релевантные затраты

ü нерелевантные затраты

ü невозвратные, утопленные[48] затраты

10. По устранимости

ü устранимые затраты

ü неустранимые затраты

11. По регулируемости

ü регулируемые

ü нерегулируемые затраты

12. По возможности возврата

ü возвратные издержки

ü безвозвратные издержки

13. По поведению затрат

ü приростные затраты

ü маржинальные (предельные) затраты

14. По отношению затрат к качеству

ü затраты на корректирующие действия

ü затраты на предупреждающие действия

Информация о затратах является основой для принятия большого числа управленческих решений. Например:

ü какую продукцию производить;

ü от выпуска какой продукции отказаться;

ü какую цену установить на продукцию;

ü производить или покупать комплектующие изделия и т.п.

Таким образом, управление затратами представляет собой динамичный процесс, включающий широкий круг управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами. Основными элементами системы управления затратами предприятия являются:

ü прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;

ü нормирование затрат;

ü учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;

ü анализ и контроль за себестоимостью.

Одной из предпосылок создания эффективной системы планирования и контроля затрат на предприятии является четкое понимание классификации затрат и процесса формирования себестоимости продукции.

Все затраты, которые имели место в отчетный период, включая прямые трудовые затраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы, представляют собой суммарные производственные расходы. Они могут относиться как к произведенной продукции, формируя производственную себестоимость готовой продукции, так и остаткам незавершенного производства. При поступлении готовой продукции из производства на склад формируется производственная себестоимость готовой продукции, а незавершенное производство представляет собой сумму производственных затрат, относящуюся к изделиям, производство которых еще не закончено (см. рис. 9).

Именно производственная себестоимость используется для расчета себестоимости единицы продукции, которая рассчитывается делением общей суммы производственных затрат, вошедших в готовую продукцию, на количество произведенной продукции.

 
 

 


Рис. 9. Затраты на продукт

В процессе своей деятельности предприятие кроме производственных расходов осуществляет непроизводственные затраты. Связаны они с реализацией продукции, а также функционированием предприятия как единого целого (финансирование научных исследований, общие и административно-управленческие расходы и т.п.).

В соответствии с международными стандартами учета и практикой его организации в странах с развитой рыночной экономикой применяются различные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки, направления учета затрат на производство и других факторов. Таких основных направлений три:

ü группировка производственных затрат для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли;

ü для принятия управленческого решения и планирования;

ü для осуществления процесса контроля и регулирования.

В целях определения себестоимости продукции и полученной прибыли издержки группируются по статьям и элементам применительно к соответствующему методу учета затрат на производство и калькулирования (позаказному, попроцессному). При этом различают затраты входящие и истекшие, затраты на продукт и затраты на период.

Входящие затраты – это средства (ресурсы), которые были приобретены, имеются в наличии и в будущем принесут доход. В балансе они регистрируются как активы. Если эти средства были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в будущем, то они переходят в разряд истекших и отражаются на счете прибылей и убытков текущего периода.

Затраты на продукт представляют собой производственную себестоимость продукции, а затраты на период – административные и коммерческие расходы. Затраты на продукт связаны с физическими единицами готовой продукции и включают в себя производственные затраты, величина которых сравнивается с выручкой от реализации для выявления финансового результата. Остальные затраты (на реализацию продукции, общие и административно-управленческие) относятся к непроизводственным и объединяются в одну группу так называемых «расходов на период». Они не включаются в производственную себестоимость продукции, не учитываются при расчете себестоимости единицы продукции и полностью списываются на уменьшение прибыли за текущий отчетный период. Они не относятся на остатки готовой продукции на складе и остатки незавершенного производства.

Затраты на период всегда относятся на месяц, квартал, год и в момент их возникновения сразу оказывают влияние на прибыль.

При классификации затрат для принятия решения целесообразно их разграничение и изучение по следующим направлениям:

ü динамика затрат по отношению к объему производства;

ü затраты будущего периода, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;

ü безвозвратные затраты или затраты истекшего периода;

ü вмененные затраты в результате принятого альтернативного решения;

ü инкрементные (приростные) и маргинальные (предельные) затраты.

Деление затрат на принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет необходимо при выработке определенного решения. Предполагаемые затраты и доходы, которые зависят от принимаемого решения и подвержены его влиянию, относятся к принимаемым в расчет. Иначе говоря, в определенной хозяйственной ситуации не все затраты и доходы должны приниматься во внимание при выработке решения. В целях быстрого получения информации, необходимой для выделения категорий принимаемых в расчет затрат при принятии решения, на предприятии должна быть создана эффективная система сбора данных о затратах на производство и реализацию продукции.

К категории безвозвратных затрат относятся расходы на приобретенные материалы и другие ресурсы, потребность в которых отпала. Величина таких затрат не может быть изменена никаким решением в будущем, поэтому они не учитываются при принятии решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.133 с.)