Форма, вид, способ проведения экскурсии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма, вид, способ проведения экскурсии.



Цели и задачи экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Целями экскурсии могут быть:
- воспитание патриотизма
- интернациональное воспитание
- трудовое воспитание
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание
- показ достижений города в экономике страны
- показ исторической роли города
- знакомство с творчеством выдающегося архитектора
- знакомство с особенностями природы края
- воспитание любви и уважения к родине,
- расширение кругозора
- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

Тип Экскурсионной группы.

В настоящее время экскурсионные работники имеют дело с несколькими видами классификации экскурсантов. Рассмотрим каждую из них

Первый вид классификации. Её сущность состоит в том, что участники всех экскурсий, проводимых данным экскурсионным учреждением, делятся на определенные группы не по профессиональному признаку, образованию или возрасту, а в зависимости от отношения людей к экскурсии, как к виду предоставляемых услуг. Такие группы отличаются друг от друга только устойчивостью интереса людей к самой экскурсии, как форму отдыха. Этот вид классификации охватывает три основные вида экскурсантов.

Первая. В нее входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать о многом, и экскурсоводы должны им рассказать все новое о науке, искусстве, архитектуре, показать самые интересные объекты. Это самые массовые участники экскурсий. В эту группу входят люди самые различные по уровню дохода, образованию, возрасту. Но все они сходны в одном, в своем желании получать здания и их привлекают любые темы экскурсии.

Вторая категория. Сюда могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, к литературе, искусству. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме, поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии. Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно назвать, как тип «уточните мою точку зрения». Таких экскурсантов в отличие от первой группы интересуют не экскурсии вообще как форма использования своего культурного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения экскурсионной тематики.

Третья категория. К ней относятся люди, которые стремятся заполнить свой досуг по возможности интересными зрелищами без четко определенной цели. Поэтому в начале экскурсии они обычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать. Однако в ходе экскурсии в подобной группе происходит расслоение. Часть экскурсантов, увлеченных рассказом экскурсовода, заинтересованных объектами показа, становятся активными участниками мероприятия. Другие проявляют вежливую заинтересованность или не скрывают своего безразличия к экскурсии.

Второй вид классификации. Здесь деление экскурсантов на группы происходит по более сложным признакам.

Первый признак - разделения экскурсионных групп по возрасту. Создание экскурсионных групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры). Экскурсии для возрастных групп отличаются друг от друга по способу передвижения (автобусные и пешеходные), по продолжительности, по методике изложения материала, по содержанию.

Второй признак - род занятий экскурсантов. Этот признак, положенный в основу классификации экскурсий ведет к созданию отдельных групп для людей разных профессий, рабочих, учителей и врачей, среднего класса, чиновников, и др. Для проведения экскурсий для подобных групп учитываются профессиональные интересы каждой из групп.

Классификации по этому признаку оказывают существенное влияние на процесс подготовки экскурсий, на методику их проведения. Даже в пределах одной темы в содержание экскурсии для различных групп вносятся определенные изменения. Изменяется так же методика их проведения, если данная тема раскрывается раздельно для групп взрослых и детей.

Классификация этого вида требует серьезной специализации экскурсоводов.

Третий вид классификации. К этому виду отнесены те экскурсии, которые должны проводиться для различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их образовательной подготовкой. Учет уровня развития участников, степени их подготовки дает возможность проводить более глубокие по своему содержанию экскурсии, служит основной для изложения материалов различной степени сложности.

Главное отличие экскурсий для различных аудиторий такой классификации экскурсантов - это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, который преподносится участникам. Примером может служить проведение экскурсий на одну и ту же архитектурную тему для различных групп. Здесь можно выделить восемь групп, отличающихся уровнем подготовки: школьники 5-6 классов, старшеклассники, рабочие, студенты гуманитарного вуза, инженеры, педагоги, студенты архитектурного вуза, архитекторы. Для всех групп проводится одна тема - «Архитектура нашего города». Хотя в этом случае рассказ на экскурсии идет об объектов показа одних и тех же для каждой из групп, экскурсия должна проводиться по-другому. По мере возрастания знаний у аудитории возрастает сложность самой экскурсии, иным становится показ экскурсионных объектов - памятников истории и культуры, иначе анализируются отдельные детали, углубляется излагаемый материал.

Экскурсоводы должны учитывать, что школьник будет чувствовать себя неуютно на той же экскурсии, если она проводится для педагогов, равно как врач или нефтяник на экскурсии для практикующих архитекторов.

Несколько вариантов экскурсий может быть создано в зависимости от уровня подготовленности аудитории для историко-революционных, военно-исторических, природоведческих и других тем. По-разному, например, будет раскрываться тема литературной экскурсии «Лермонтов на Кавказе» для школьников и преподавателей литературы. Также будут иметь свои особенности тексты и методические разработки экскурсии на автомобильный завод для обычной группы и для специализированной группы рабочих-машиностроителей.

Подготовка экскурсии.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.

 

Туристические расходы.

Показатель величины расходов путешествующих является важным для туристской статистики. Он показывает, как влияет туризм на экономическое состояние страны.
Туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов, которые производятся посетителем или от его имени при подготовке к поездке, в ходе поездки и во время пребывания в месте назначения.
К международному туризму относятся следующие платежи.
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ:
1. Поступления от международного туризма - это расходы международных въезжающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международный транспорт. Они также должны включать в себя любые иные предварительные платежи за товары (услуги), полученные в стране назначения. Они также должны включать поступления от одно дневных посетителей (за исключением тех случаев, когда они играют настолько важную роль, что оправдывают включение в отдельную категорию). С целью обеспечения соответствия рекомендациям Международного валютного фонда по платежному балансу рекомендуется поступления от международных перевозок выносить в отдельную категорию, что дает возможность определить общий объем поступлений от международного въездного туризма и характеризует его пользу для страны посещения.
2. Поступления от международных перевозок — это любые платежи перевозчикам, зарегистрированным в соответствующей стране, производимые со стороны иностранных посетителей, независимо от того, поехали они в эту страну или нет. Эта категория соответствует разделу «Перевозки, услуги пассажирам, кредит» в Стандартной форме отчетности Международного валютного фонда.
ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ:
1. Международные туристские расходы - это расходы посетителей, выезжающих в другие страны, включая их платежи иностранным перевозчикам за международные перевозки. Они также должны включать расходы постоянных жителей какой-либо страны, путешествующих за границей в качестве однодневных посетителей (за исключением тех случаев, когда эти поездки имеют такое значение, что оправдывают включение в отдельную категорию). В целях соответствия рекомендациям Международного валютного фонда по платежному балансу расходы на международные перевозки рекомендуется выносить в отдельную категорию. Сумма этих расходов составляет общий объем международных туристских расходов граждан, выезжающих за рубеж.
2. ^ Расходы на международные перевозки - это любой платеж перевозчикам, зарегистрированным за границей, произведенный со стороны любого лица, постоянно проживающего в ведущей подсчет стране. Эта категория соответствует разделу «Перевозки, услуги пассажирам, дебет» в Стандартной форме отчетности Международного валютного фонда.
Грамотно разработанная система статистического учета туристских расходов и поступлений способна показать реальный вклад туризма в экономику страны.
Общеизвестен вклад въездного туризма. Поступления валюты от иностранных туристов, потребительские расходы на территории страны во время путешествия - все это благотворно влияет на развитие экономики. Но довольно часто создается ошибочное мнение о невыгодности для национальной экономики выездного туризма, так как при его помощи вывозится 100 % затраченных на него туристами денег. Такое мнение создается по причине недостаточно разработанного статистического учета. Если вывести расходы на международные перевозки в отдельную категорию, то можно увидеть, что до 60 % средств, затраченных нашими туристами на поездку за рубеж, остаются в России, у наших перевозчиков. Ведь известно, что в структуре цены турпакета расходы на транспорт составляют примерно 30-60 %. Российские туристы летают в дальние страны преимущественно рейсами отечественных авиакомпаний, а расходы на наземный транспорт на 90-95 % приходятся на национальные компании. Без значительного выездного потока путешествующих отечественная транспортная система может потерпеть колоссальные убытки, а значит, и экономика государства в целом.
Если добавить сюда доходы турагентств и инициативных туроператоров, остающиеся в экономике страны, то видно, что говорить о невыгодности выездного туризма для национальной экономики не совсем верно. Важно, чтобы туризм развивался во всех направлениях - это наиболее выгодный вариант.
Для более детального анализа туристских расходов и поступлений Всемирная туристская организация рекомендует вводить раздельный статистический учет и классифицировать их по следующим параметрам:
1. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры.
2. Размещение.
3. Питание и напитки.
4. Транспорт.
5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.
6. Посещение магазинов.
7. Прочее.
На национальном или региональном уровне могут быть введены дополнительные параметры туристской статистики, не упомянутые выше.
Если туризм будет надлежащим образом включен в статистическую структуру, разработанную адекватно структуре расходов и поступлений, можно будет видеть взаимоотношения туризма с другими секторами экономики и его соответствующее значение и влияние.

Выбор компьютера

Не за горами еще то время, когда учет и контроль деятельности туристического агентства велись при помощи калькулятора и тетрадки, в которую записывались имена клиентов и информация об их турпакетах. Сегодня даже в самой маленькой турфирме из 2 - 3 человек обязательно есть компьютер и какая-либо офисная программа, позволяющая автоматизировать процесс учета. А выпускники вузов туристического профиля очень уверенно обсуждают достоинства и/или недостатки тех или иных офисных программных комплексов, что говорит о выборе нового поколения профессионалов отрасли в пользу технологий. Иными словами, вопрос стоит не о том, нужен или не нужен компьютер в офисе турфирмы, а о том, какой компьютер выбрать. Разумеется,нет единых для всех требований к офисному компьютеру, но общие рекомендации можно дать, исходя из основных потребностей турфирмы.

Выбор офисной программы

Сегодня на туррынке представлены несколько вариантов программных комплексов, призванных облегчить и упорядочить труд менеджера турфирмы. Это "Мастер-тур" ("Мегатек"),Tour-Win ("Аримсофт"), "Само-турагент" ("Само-софт"), "Марко Поло" ("Цифровые миры") и др. Для того чтобы принять решение о выборе программы, необходимо детально разобраться в возможностях каждой из них. Это можно сделать на выставках, где представлены компании-разработчики, можно обратиться непосредственно в офис компаний (вся контактная информация о фирмах дана в данном журнале). Но прежде всего сами ответьте себе на главные вопросы: что именно вы хотите от программы,какие проблемы она должна помогать решать вам? Ответы зависят от профиля деятельности вашей компании (туроператорская или турагентсткая, выездной туризм или прием иностранных туристов в России, оформление виз или паспортов, выписка авиа- или железнодорожных билетов и т.д.). И только когда вы сами будете точно знать, что необходимо для четкой работы вашей компании, разработчики смогут подобрать для вас наиболее полно подходящий вариант программного обеспечения.

Выход в интернет

Вряд ли нужно еще кому-нибудь доказывать, что интернет является самым оперативным средством передачи срочной информации. А в нашем туристическом бизнесе без срочной информации не проживешь. Успеть отследить за всеми спец предложениями от туроператоров при помощи телефона и факса уже невозможно. Поэтому интернет в работе турфирмы,особенно региональной, нужен обязательно. И тут приходится решать дилемму:модем или телефон. Не секрет, что при входе в интернет через модем занимается телефонная линия, что сокращает количество дозванивающихся клиентов. К счастью,в некоторых регионах эта проблема постепенно решается при помощи выделенных линий. Так, с уверенностью можно говорить о том, что в больших городах многие туристические фирмы, особенно расположенные в центральной части города, уже уверенно используют в своей работе выделенные каналы интернета.

Сайт компании

Сайт компании - это ее лицо в интернете. От того, какое впечатление сложится у посетителя сайта о компании,во многом зависит, обратится он в компанию как клиент или нет. О том, каким должен быть сайт туристической компании, лучше всего расскажут разработчики(например, "Аримсофт"). Я же хотела бы остановиться на таком моменте,как прием заявок, пришедших от посетителей сайта. К сожалению, еще довольно часто приходится сталкиваться с тем, что заявка, пришедшая на адрес электронной почты от посетителей сайтов, остается без ответа со стороны менеджеров турфирм.Причины могут быть различными: кто-то понадеялся на другого сотрудника фирмы,что он ответит, кто-то не смог ответить сразу, а потом махнул рукой, кто-то просто забыл и т.д. А итог всегда один: сокращение количества заявок, идущих через интернет. Поэтому, если на сайте предполагается отправка заявок от посетителей, обязательно не оставлять без внимания ни одну из них. Жизнь в интернете течет быстрее, и те, кто уже привык использовать интернет как средство поиска информации или совершать покупки в интернет-магазинах, уже не вернутся на сайт и не станут клиентами компании, которая ответила на запрос с большим опозданием или вовсе проигнорировала, надеясь, что клиент перезвонит по телефону.

Поисковая система

Поисковые туристические системы преодолели путь из небытия в повседневную жизнь турфирмы практически молниеносно. Еще в 1999 - 2000 гг. руководители крупнейших московских туроператорских компаний слушали рассказы разработчиков о едином информационном поле турбизнеса как захватывающую, но маловероятную фантастическую историю. А сегодня выбирают между несколькими системами, представленными на рынке,придирчиво сравнивая показатели их эффективности.

Для региональной турфирмы выбор поисковой системы особенно актуален, так как именно там аккумулируется и систематизируется самая свежая информация от туроператоров.

Специализация турагентств.

Многие туроператоры пришли к выводу, что залогом их успеха является ориентация на тот или иной узкий сегмент рынка. Специализация компаний, отправляющих туристов за рубеж, иногда зависит от вида транспорта, который предпочитает клиент. Несмотря на популярность авиапутешествий, одни операторы предлагают исключительно автобусные туры, другие (в основном те, что отправляют туристов в зарубежные кемпинги) формируют пакетные туры для автолюбителей, третьи специализируются на железнодорожном транспорте. Собственные программы разрабатывают и судоходные компании, предлагающие морские путешествия и паромные переправы (хотя в последние годы многие британские компании отказались от такого рода деятельности и пользуются услугами специализированных операторов, которые занимаются организацией подобных туров). Все вышесказанное касается и автотранспортных, и железнодорожных компаний, осознавших, какую роль играют инклюзивные туры в увеличении пассажиропотока. И наконец, основой для специализации могут стать особенности потребителей или самого продукта. Самыми распространенными видами операторов являются операторы, ориентированные на рынок массового туризима, предлагающие продукт, который пользуется спросом у широких слоев населения (как правило, это отдых типа “солнце, море и песок”), и узкопрофильные операторы, обслуживающие какой-то небольшой сегмент рынка. Продукт, который они предлагают, является нестандартным, поэтому конкурентов у них немного, и цены здесь более стабильные.

В отдельных случаях операторы работают сразу на два “фронта” – одним из примеров является отдых на горнолыжных курортах. Многие компании совместно с крупнейшими отелями разрабатывают чартерные программы на весь зимний период, в то время как другие предлагают индивидуальные пакеты, причем сотрудничают они с конкретными гостиницами, как правило, маленькими (часть таких операторов даже не занимаются авиаперелетами, и их клиентам приходится заказывать себе билеты самостоятельно).

Специализированные операторы находятся в более выгодном положении по сравнению с операторами “широкого профиля”. Первые имеют дело с небольшими группами, поэтому они могут использовать небольшие семейные отели, которые достаточно популярны в Греции, но крупные операторы ими не занимаются. Кроме того, операторы узкого профиля предпочитают регулярные рейсы и не привязаны к конкретному курорту, они применяют более гибкие подходы, и если спрос по каким-топричинам упадет, им гораздо легче переключиться на другие направления. Сотрудники таких компаний обычно более компетентны, конкуренция на ценовом уровне фактически отсутствует, поэтому доходы в этом сегменте достаточно высокие. В то же время, если тот или иной вид услуг приобретет широкую популярность, существует опасность того, что крупные операторы попытаются занять эту нишу и сбить цены или поглотить конкурента. В последние годы в Британии подобная практика стала достаточно распространенной – четыре мощных оператора скупили небольшие узкопрофильные компании и превратили их в свои специализированные подразделения (в одних случаях старые названия вообще не используются, а в других становятся частью основного бренда).

Довольно распространенным явлением стала специализация, основанная на особенностях рынка. Отдельные компании ориентируются на конкретные возрастные группы – к примеру, “Сага холидейз” на протяжении многих лет обслуживает людей старше 50 лет. Не так давно у нее появился конкурент – “Пейжд&Мой”, который в 2004 г. стал частью компании “Тревелсфир” (у него уже есть 4 млн клиентов, итеперь он решил расширить поле деятельности за счет туристов старше 45). Другие операторы предпочитают работать с молодежью – это и “Клаб 18-30”, и “2wenties”. Бурно развивается и рынок одиноких путешественников, так как социальные процессы в обществе приводят к росту числа разводов (туристов-одиночек обслуживают специализированные операторы, вроде “Соло холидейз”). Существуют и компании, ориентированные на пол клиента: “ВолкинВимен”, как это видно из названия, предлагает пешие туры исключительно женщинам. Следует сказать, что профиль деятельности становится все более узким – например, недавно появились операторы, нацеленные на работу с неполными семьями: “Смол фемилиз”, “Ван перент фе- мили” (некоммерческая организация) и др. Не остались без внимания и туристы с особыми увлечениями или образом жизни, в частности, вегетарианцы, любители культурологических туров, гольфа, рыбной ловли и даже люди с таким необычным хобби, как ткачество. Одним из самых успешных специализированных туроператоров является “Сайклин фор софтиз” (“Велотуры для неженок”), обслуживающий туристов, которые любят путешествовать на велосипеде, но при этом хотят комфорта, и в первую очередь это касается ночлега. Особое внимание компания уделяет Франции, поэтому можно сказать, что в основе ее специализации лежит как место отдыха, так и особенности рынка.

Стремительно растет спрос на активный и экстремальный отдых (по данным компании “Минтел”, в 2003 г. было продано 15 млн таких турпакетов, причем три четвертых – в Британии).

Планирование туров.

Есть этап циклической деятельности туроператора, в результате которого из неконкретизированного тур-проекта формируется непосредственно сам тур, как сопоставленная по времени, месту, последовательности, качеству и стоимости совокупность туристических услуг различных предприятий туристической инфра- и супраструктур, готовый к продвижению его на туристическом рынке.

Как уже было сказано, результатом тур-планирования является сам тур-пакет, как вид услуги отвечающий следующим требованиям:
■ обоснованность (тур-пакет отвечает определенным целям тура: отдых, отдых + лечение, познавательные и т.д.);
■ надежность и безопасность (тур должен быть составлен таким образом, чтобы давать туристам время на сон, отдых, питание, восстановление жизненных сил, а также, чтобы его реализация не была сопряжена с опасностью жизни, здоровью, имуществу туристов);
■ целостность (тур-пакет должен быть сформирован таким образом, чтобы в ходе его реализации не возникали незапланированные нестыковки в оказании туристических услуг);
■ простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота информации о планируемом туре, несложность процедур в бронировании и реализации тура);
■ гибкость и способность к модификации (чем больше перспектив для модификации тур-пакета — расширение отельной базы, перечня и качества предлагаемых экскурсий, возможности питания и дополнительных услуг туристам, — тем меньше возможность быстрого морального устаревания тура и вытеснения его с рынка конкурентными предложениями);
■ привлекательность (тур должен удовлетворять потребности определенного круга потребителей — фокус-группы).
На основании целей тур-планирования можно выделить его основные этапы:
■ определение схемы работы туроператора при организации планируемого тура;
■ идентификация поставщиков туристических услуг, задействованных в тур-пакете и оформление договорной базы тура;
■ ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков туристических услуг.
24.Выбор пакетного тура.

Пакетные туры - включают в себя набор ("пакет") туристических услуг: как правило, перелет, проживание в отеле, питание. Опять же как правило, пакетный тур подразумеват под собой проживание в одном отеле на протяжении всего отдыха. Таким образом, выбор тура практически сводится к выбору подходящего отеля. Пакетными является большинство пляжных (Египет, Турция...) и горнолыжных (Австрия, Словакия...) туров

При выборе пакетного тура, сначала определите вид отдыха, страну и регион. Затем выберите категорию отеля, а при необходимости - и точное название. Вы можете выбрать несколько интересующих вас отелей. Выбирая тип питания, укажите те, которые вам подходят:

RO - "room only" - без питания
BB - "bed & breakfast" - только завтрак
HB - "half board" - полупансион, завтрак+ужин
FB - "full board" - полный пансион, завтрак+обед+ужин
AI - "all inclusive" - всё включено. Как правило, означает трехразовое питание, все закуски и напитки в течение дня, кроме импортных напитков
UAI - "ultra all inclusive" - ультра всё включено. Как правило, означает трехразовое питание, все закуски и напитки в течение дня, в тос числе импортные

Затем выберите диапазон дат, который подходит для вылета, количество ночей тура, город, из которого планируется вылет, а также подходящую цену.

Цели и задачи экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Целями экскурсии могут быть:
- воспитание патриотизма
- интернациональное воспитание
- трудовое воспитание
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание
- показ достижений города в экономике страны
- показ исторической роли города
- знакомство с творчеством выдающегося архитектора
- знакомство с особенностями природы края
- воспитание любви и уважения к родине,
- расширение кругозора
- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

Тип Экскурсионной группы.

В настоящее время экскурсионные работники имеют дело с несколькими видами классификации экскурсантов. Рассмотрим каждую из них

Первый вид классификации. Её сущность состоит в том, что участники всех экскурсий, проводимых данным экскурсионным учреждением, делятся на определенные группы не по профессиональному признаку, образованию или возрасту, а в зависимости от отношения людей к экскурсии, как к виду предоставляемых услуг. Такие группы отличаются друг от друга только устойчивостью интереса людей к самой экскурсии, как форму отдыха. Этот вид классификации охватывает три основные вида экскурсантов.

Первая. В нее входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать о многом, и экскурсоводы должны им рассказать все новое о науке, искусстве, архитектуре, показать самые интересные объекты. Это самые массовые участники экскурсий. В эту группу входят люди самые различные по уровню дохода, образованию, возрасту. Но все они сходны в одном, в своем желании получать здания и их привлекают любые темы экскурсии.

Вторая категория. Сюда могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, к литературе, искусству. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме, поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии. Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно назвать, как тип «уточните мою точку зрения». Таких экскурсантов в отличие от первой группы интересуют не экскурсии вообще как форма использования своего культурного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения экскурсионной тематики.

Третья категория. К ней относятся люди, которые стремятся заполнить свой досуг по возможности интересными зрелищами без четко определенной цели. Поэтому в начале экскурсии они обычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать. Однако в ходе экскурсии в подобной группе происходит расслоение. Часть экскурсантов, увлеченных рассказом экскурсовода, заинтересованных объектами показа, становятся активными участниками мероприятия. Другие проявляют вежливую заинтересованность или не скрывают своего безразличия к экскурсии.

Второй вид классификации. Здесь деление экскурсантов на группы происходит по более сложным признакам.

Первый признак - разделения экскурсионных групп по возрасту. Создание экскурсионных групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры). Экскурсии для возрастных групп отличаются друг от друга по способу передвижения (автобусные и пешеходные), по продолжительности, по методике изложения материала, по содержанию.

Второй признак - род занятий экскурсантов. Этот признак, положенный в основу классификации экскурсий ведет к созданию отдельных групп для людей разных профессий, рабочих, учителей и врачей, среднего класса, чиновников, и др. Для проведения экскурсий для подобных групп учитываются профессиональные интересы каждой из групп.

Классификации по этому признаку оказывают существенное влияние на процесс подготовки экскурсий, на методику их проведения. Даже в пределах одной темы в содержание экскурсии для различных групп вносятся определенные изменения. Изменяется так же методика их проведения, если данная тема раскрывается раздельно для групп взрослых и детей.

Классификация этого вида требует серьезной специализации экскурсоводов.

Третий вид классификации. К этому виду отнесены те экскурсии, которые должны проводиться для различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их образовательной подготовкой. Учет уровня развития участников, степени их подготовки дает возможность проводить более глубокие по своему содержанию экскурсии, служит основной для изложения материалов различной степени сложности.

Главное отличие экскурсий для различных аудиторий такой классификации экскурсантов - это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, который преподносится участникам. Примером может служить проведение экскурсий на одну и ту же архитектурную тему для различных групп. Здесь можно выделить восемь групп, отличающихся уровнем подготовки: школьники 5-6 классов, старшеклассники, рабочие, студенты гуманитарного вуза, инженеры, педагоги, студенты архитектурного вуза, архитекторы. Для всех групп проводится одна тема - «Архитектура нашего города». Хотя в этом случае рассказ на экскурсии идет об объектов показа одних и тех же для каждой из групп, экскурсия должна проводиться по-другому. По мере возрастания знаний у аудитории возрастает сложность самой экскурсии, иным становится показ экскурсионных объектов - памятников истории и культуры, иначе анализируются отдельные детали, углубляется излагаемый материал.

Экскурсоводы должны учитывать, что школьник будет чувствовать себя неуютно на той же экскурсии, если она проводится для педагогов, равно как врач или нефтяник на экскурсии для практикующих архитекторов.

Несколько вариантов экскурсий может быть создано в зависимости от уровня подготовленности аудитории для историко-революционных, военно-исторических, природоведческих и других тем. По-разному, например, будет раскрываться тема литературной экскурсии «Лермонтов на Кавказе» для школьников и преподавателей литературы. Также будут иметь свои особенности тексты и методические разработки экскурсии на автомобильный завод для обычной группы и для специализированной группы рабочих-машиностроителей.

Форма, вид, способ проведения экскурсии.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.063 с.)