Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Форма национально-государственного и административно- территориального устройства: понятие и виды. Характеристики современного российского государства.
Содержание книги
- Общая характеристика науки «Теории государства и права». Становление, развитие и современное состояние ТГП.
- ТГП в системе юридических и других гуманитарных наук. Проблемы правовой науки.
- Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
- Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему
- Специфика юридического языка и терминологии. Эволюция развития юридических понятий и их закрепление в современном праве.
- Проблемы соотношения государства и права в вопросах их происхождения и развития.
- Понятие типа государства. Традиционные и современные подходы к типологии государства и права: сравнительная характеристика.
- Право и личность. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- Понятие и структура социально-юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
- Международно-правовое регулирование прав человека в обществе.
- Исторические подход к пониманию государства. Особенности его современного понимания. Основные признаки государства и их характеристика.
- В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
- Становление и развитие идеи правового государства. Основные признаки и черты правового государства. Российское государство в свете принципов правового государства.
- Формирование правового государства в российском обществе
- Структура механизма государства включает в себя
- Теория разделения властей и ее роль в организации современного российского государственного аппарата
- Форма государственного правления: понятие и виды. Форма государственного правления России и ее развитие в современных условиях.
- Форма национально-государственного и административно- территориального устройства: понятие и виды. Характеристики современного российского государства.
- Понятие и структура политической системы общества. Основные тенденции развития политической системы российского общества.
- Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления.
- Государство, право и экономика. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы.
- Государство, право и демократия. Понятие, основные признаки и формы демократии. Гарантии демократии и их основные виды.
- В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи
- Соотношение государства и права и характеристики его в различных исторических типах.
- Исторически сложившиеся теории правопонимания. Современное правопонимание.
- Понятие и основные признаки права.
- Функции права: понятие и классификация. Краткая характеристика основных собственно-юридических функций права
- Понятие принципа права. Краткая характеристика общепризнанных (всеобщих) принципов права, закрепленных и действующих в правовой системе России
- Право в системе социальных норм. Взаимосвязь права и морали
- Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного современного российского права
- Для обозначения этого явления в юридической литературе используются как тождественные понятия «форма права» и «источники права».
- Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль
- Правотворчество как процесс формарования и развития действующего права. Виды и принципы правотворчества
- Систематизация нормативных актов: понятие, принципы, виды. Систематизация российского законодательства.
- Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.
- Понятие и признаки правовых норм, их виды. Структура правовых норм. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- Система права: понятие, структурные элементы. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты права. Публичное и частное право.
- Понятие, признаки и виды правоотношений. Состав правоотношения.
- Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.
- Правовые презумпции и аксиомы
- Реализация прав. Понятие и особенности применения права. Основные элементы и стадии правоприменительного процесса.
- Отсюда - необходимость толкования права.
- Стадии механизма правового регулирования
- Юридическая практика в правовой системе общества: понятие, структура, типы, функции. Основные направления ее совершенствования.
- Законность н целесообразность
- Соотношение правового и общественного порядка
- Понятие, признаки и классификация правовых стимулов и ограничений. Сочетание стимулов и ограничений в различных правовых режимах.
- В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.
- Правовая культура: понятие, структура и значение для совершенствования деятельности современного российского государства.
- Правовое воспитание: понятие, формы, методы осуществления.
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
В зависимости от этого критерия различают следующие формы.
Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
|