Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Структура механизма государства включает в себя
Содержание книги
- Общая характеристика науки «Теории государства и права». Становление, развитие и современное состояние ТГП.
- ТГП в системе юридических и других гуманитарных наук. Проблемы правовой науки.
- Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
- Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему
- Специфика юридического языка и терминологии. Эволюция развития юридических понятий и их закрепление в современном праве.
- Проблемы соотношения государства и права в вопросах их происхождения и развития.
- Понятие типа государства. Традиционные и современные подходы к типологии государства и права: сравнительная характеристика.
- Право и личность. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- Понятие и структура социально-юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
- Международно-правовое регулирование прав человека в обществе.
- Исторические подход к пониманию государства. Особенности его современного понимания. Основные признаки государства и их характеристика.
- В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
- Становление и развитие идеи правового государства. Основные признаки и черты правового государства. Российское государство в свете принципов правового государства.
- Формирование правового государства в российском обществе
- Структура механизма государства включает в себя
- Теория разделения властей и ее роль в организации современного российского государственного аппарата
- Форма государственного правления: понятие и виды. Форма государственного правления России и ее развитие в современных условиях.
- Форма национально-государственного и административно- территориального устройства: понятие и виды. Характеристики современного российского государства.
- Понятие и структура политической системы общества. Основные тенденции развития политической системы российского общества.
- Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления.
- Государство, право и экономика. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы.
- Государство, право и демократия. Понятие, основные признаки и формы демократии. Гарантии демократии и их основные виды.
- В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи
- Соотношение государства и права и характеристики его в различных исторических типах.
- Исторически сложившиеся теории правопонимания. Современное правопонимание.
- Понятие и основные признаки права.
- Функции права: понятие и классификация. Краткая характеристика основных собственно-юридических функций права
- Понятие принципа права. Краткая характеристика общепризнанных (всеобщих) принципов права, закрепленных и действующих в правовой системе России
- Право в системе социальных норм. Взаимосвязь права и морали
- Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного современного российского права
- Для обозначения этого явления в юридической литературе используются как тождественные понятия «форма права» и «источники права».
- Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль
- Правотворчество как процесс формарования и развития действующего права. Виды и принципы правотворчества
- Систематизация нормативных актов: понятие, принципы, виды. Систематизация российского законодательства.
- Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.
- Понятие и признаки правовых норм, их виды. Структура правовых норм. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- Система права: понятие, структурные элементы. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты права. Публичное и частное право.
- Понятие, признаки и виды правоотношений. Состав правоотношения.
- Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.
- Правовые презумпции и аксиомы
- Реализация прав. Понятие и особенности применения права. Основные элементы и стадии правоприменительного процесса.
- Отсюда - необходимость толкования права.
- Стадии механизма правового регулирования
- Юридическая практика в правовой системе общества: понятие, структура, типы, функции. Основные направления ее совершенствования.
- Законность н целесообразность
- Соотношение правового и общественного порядка
- Понятие, признаки и классификация правовых стимулов и ограничений. Сочетание стимулов и ограничений в различных правовых режимах.
- В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.
- Правовая культура: понятие, структура и значение для совершенствования деятельности современного российского государства.
- Правовое воспитание: понятие, формы, методы осуществления.
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Принципы организации и деятельностигосударственного аппарата
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов
Такими принципами могут выступать:
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;
принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
|