Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного современного российского права
В решении вопроса о характере взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права исторически прослеживаются три различных подхода - дуалистический и моностический в двух его взаимоисключающих вариантах. Каждый из них в разное время имел и имеет определенное распространение в юридической академической литературе и прикладной сфере и определенное влияние. В каждом из этих подходов отражаются сложившиеся в том или ином обществе и государстве официальные и неофициальные представления о характере взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права. Дуалистический подход, оформившийся с течением времени в одноименную концепцию, в качестве основного постулата, как было отмечено, выдвигает тезис об одновременном существовании и развитии двух взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих правовых систем - международной и национальной. Каждая из них имеет относительно самостоятельный характер и в процессе взаимодействия дополняет другую. При этом исключается какое бы то ни было доминирование одной правовой системы или ее составных частей (норм, институтов, отраслей), примат одной из них в отношении другой. Суть дуализма, констатируется в учебной литературе по международному праву, заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка. Однако "это не означает, что дуалисты не видят связи международного права с внутригосударственным, абсолютизируют их независимость". Они признают, что для того, чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно "постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву, без чего оно во многих отношениях совсем бессильно". Дуалистическая позиция в отношении характера взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права, разделяемая академическими кругами и официальными лицами того или иного государства, в прямой форме, как правило, не фиксировалась в конституциях или текущем законодательстве этих государств. Рассматривая дуалистический подход к решению вопроса о соотношении международного и национального права, следует еще раз особо подчеркнуть, что он не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимное влияние международного права и национальных правовых систем. Внутригосударственное право оказывает прямое и косвенное воздействие на международное право; международное право в различных формах влияет на национальное право.
Первичным в данном процессе, по справедливому замечанию исследователей, неизменно выступает национальное (внутригосударственное) право. Именно от него изначально всегда исходили и исходят те своего рода импульсы, которые определяли суть и содержание не только самого национального, но и международного права. Внутригосударственное право оказывает влияние на международное право двумя основными путями. Во-первых, путем предопределения сущности и содержания международного права. Имеется в виду воздействие внутригосударственного права на международное право через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику государства. Во-вторых, путем воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм международного права. Свое конкретное выражение это находит, в частности, в том, что через систему норм национального права, опосредующих внутригосударственные отношения, и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государство не только оказывает влияние на сущность и содержание принимаемых международно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяет порядок их принятия и заключения, а вместе с тем и порядок их реализации. Как материальное, так и процессуальное воздействие национального права на международное право осуществляется через соответствующую внешнеполитическую деятельность государственных органов и организаций и в этом смысле выступает лишь в косвенной форме, как опосредованное воздействие внутригосударственного права на международное. Однако влияние внутригосударственного права на международное возможно и в прямой форме. Национальное право в ряде случаев может оказывать и действительно оказывает непосредственное воздействие на международное право. Это происходит, в частности, тогда, когда нормы внутригосударственного права, будучи преобразованными и модернизированными применительно к внешним условиям деятельности государства, используются также в международном праве.
Подобно путям и формам воздействия национального права на международное право последнее в свою очередь оказывает влияние на первое прямым и косвенным путем. Косвенное воздействие международного права на национальное право проявляется в том, что, закрепляя те или иные прогрессивные принципы, нормы или положения, международное право тем самым подает своего рода пример и побуждает государства, в правовых системах которых эти принципы, нормы или положения отсутствуют, к их принятию и практическому осуществлению. В качестве примера можно сослаться на принцип уважения прав человека, который первоначально, после Второй мировой войны, был зафиксирован в самой общей форме в Уставе ООН и других международно-правовых документах (во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Общеевропейского совещания 1975 г. и др.), а затем, не в последнюю очередь, под влиянием "извне", со стороны международного права нашел свое адекватное отражение и закрепление в законодательстве большинства государств. Прямое воздействие международного права на национальное право осуществляется в нескольких направлениях. Весьма ощутимо оно проявляется, как об этом свидетельствует международно-правовая практика, например, через объявление в конституции и других законодательных актах государства общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров, заключенных этим государством, составной частью его национальной правовой системы. Подобная практика в настоящее время довольно распространена как в высоко развитых в промышленном отношении странах - странах традиционной, "старой" демократии, так и во вновь образованных государствах - "новых демократиях". Прямое воздействие международного права на внутригосударственное право осуществляется и путем трансформации норм, содержащихся в конкретных международных договорах и обычном международном праве, в нормы внутригосударственного, национального, права. Подчеркнем следующее. В первом случае при решении вопроса об "интеграции" международного права во внутригосударственное право создается общая конституционная норма - своего рода правовая основа для более ясного взаимодействия двух систем права и одновременно - для оказания влияния международного права на национальное право. А во втором случае в процессе трансформации норм обычного международного права и "договорного" права в нормы внутригосударственного права на базе общей конституционной нормы создаются более конкретные и более "узкие" по сфере своего регулятивного воздействия нормы. Первые содержат "общеприемлемые правила и являются объективно необходимыми для Международных отношений". В силу этого они редко вступают в противоречие с внутренним правом. Поэтому для них и предусматривается общая трансформация. Договоры же содержат много конкретных норм и могут устанавливать "далеко не общепринятые правила, способные породить коллизии с внутренним правом. По этой причине государства для них устанавливают особый порядок трансформации". Такого рода трансформацию в научной литературе называют специальной трансформацией. В отличие от общей ("генеральной") трансформации, заключающейся в установлении государством в своем внутреннем праве "общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия", специальная трансформация состоит в том, что государство придает конкретным нормам международного права силу внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.) |