Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте предложения.



 

1. Реваншисты снова и снова повторяют тезис о том, что Европа не может быть спасена действиями даже целого сонма государственных деятелей, только сила оружия поможет ей.

2. Один из великих врачевателей древности так определил значение лечебных факторов: слово, трава, нож.

3. Полет на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших физических напряжений.

4. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок.

5. Препровождаем при сем акт на списание сеялки.

6. По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

 

Задание 7. Найдите неудачно образованные слова (формы слов), прокомментируйте употребление неологизмов. Замените их, если это возможно, общелитературными словами.

 

1. А раз у нас нет главного — меры стоимости, значит, мы и к рынку приступиться не можем.

2. Коммерческие банки все чаще прибегают к купке денег на свободном рынке.

3. Среди некоторых групп населения отмечается недопотребление продуктов питания.

4. Только в марте остановы производства зарегистрированы на 91 пред­приятии.

5. В наших условиях реформа ведется без обоснования целей, без задействия возможностей саморазвития первичных производственных и территориальных звеньев.

6. Мы синонимируем власть с правом.

7. Киностудии страдают от малокартинья.

 

Задание 8. Приведите примеры иноязычных слов из области следственной деятельности (не менее 10; с точным определением значения и ссылкой на источник).

Рекомендуемая литература

Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К.С. Горбачевич. М., 2004-2013.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999 (или другие издания).

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2002.

Словарь иностранных слов. М., 1989 (или другие издания).

Толковый словарь русского языка конца 20 века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н.Скляревской. СПб., 1998.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Задание 1. Определите род существительных, оканчивающихся на мягкий согласный, поставив их в форму родительного падежа единственного числа. Какую закономерность вы заметили? К каждому из приведенных существительных подберите определение.

 

Аэрозоль, бандероль, бездарь, бутыль, ваниль, вермишель, вуаль, диагональ, дирижабль, дуэль, кадриль, канифоль, кладезь, лебедь, лосось, мигрень, мозоль, моль, нашатырь, озимь, омуль, отель, пастель, персоль, псалтырь, рояль, свиристель, студень, табель, толь, трюфель, тюль, фасоль, хмель, шампунь, щебень.

 

Задание 2. Определите род следующих существительных.

 

Бородища, гардеробишко, головища, голосишко, городище (древнее поселение), дождина, домина, домишко, дубина, жердина, животина (большой живот), животина (животное), житьишко, караваище, носишко, носище, паспортина, плечище, пожарище (большой пожар), пожарище (место, где произошел пожар), скотина (животные), скотина (грубый, подлый человек), страшилище, сугробина, уродина, хлебушко.

 

Задание 3. Определите род имен существительных, обозначающих названия лиц. К существительным, которые могут употребляться в мужском и женском роде, подберите согласованные определения.

 

Бестия, болтушка, вертушка, ворона, воротила, горемыка, громила, жертва, замарашка, заправила, коллега, левша, лиса, мазила, молодец, молодчина, недотрога, непоседа, обжора, попрошайка, простофиля, староста, старшина, стрекоза, судья, тамада, тараторка, тряпка, тупица, умница, чайник, ябеда.

 

Задание 4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные женского рода.

 

Балерина, буфетчица, доярка, диссидентка, домохозяйка, иждивенка, летчица, манекенщица, маникюрша, монтажница, опекунша, повариха, посудомойка, рецидивистка, свинарка, связистка, секретарша, сиделка, фельдшерица, щеголиха.

 

Задание 5. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилисти­ческую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.

 

Автор, администратор, академик, артист, библиотекарь, бухгалтер, геолог, гомеопат, Герой России, депутат, диспетчер, доцент, журналист, имиджмейкер, инспектор, инструктор, исследователь, кассир, киноактер, кондуктор, космонавт, кузнец, лаборант, лейтенант, лифтер, мастер спорта, машинист, министр, офицер, почтальон, профессор, слесарь, следователь, судья, токарь, таксист, учитель, шахтер, юбиляр, юрист.

 

Задание 6. Определите род несклоняемых существительных и допишите окончания согласуемых с ними слов. Свой выбор обоснуйте.

 

1. Неудачно подобран… конферансье, заикаясь и не вовремя произнося заготовленные шутки, чуть не испортил… концерт.

2. Ко всеобщему удивлению, эта некрасивая девушка оказалась нов… протеже модельера.

3. Алексей и не знал, что его считают еще одн… протеже начальника.

4. Появляясь во всех местах, где бывал и он, неуловим… инкогнито, котор… потом оказалась Таня, сумел смешать ему все карты.

5. Гоголевский ревизор — сам… знаменит… инкогнито в русской литературе.

6. А по утрам на столе, как всегда, появлял…сь (-ся) тоненьк… финск… салями.

7. Особенно бережно работники цирка охраняли тонконог… беременн… пони.

8. Маленьк… пони делал… первые несмелые шаги.

9. Миниатюрн… колибри на лету сбрасывал… пищу птенцам в гнездо.

10. Кормящ… шимпанзе важно прогуливал…ся (-сь) с детенышем на спине.

11. В зоопарк привезли нов… шимпанзе.

 

Задание 7. Определите род несклоняемых существительных (географических названий).

 

Ай-Петри, Дели, Замбези, Капри, Миссисипи, Онтарио, Осло, Хоккайдо.

 

Задание 8. Определите значение и род аббревиатур.

 

АСУ, АЭС, БТИ, ВАЗ, ВАК, вуз, ГАК, ГИБДД, ГЭС, ЕС, ЖЭК, ЖЭУ, ЗАГС, ИТАР ТАСС, КГБ, КЗоТ, КПРФ, ЛДПР, МАПРЯЛ, МИД, МВД, МЧС, МХАТ, НИИ, НТВ, нэп, ОВИР, ОМОН, ООН, ОРТ, РАО ЕЭС, роно, СМИ, СНГ, СПС, СССР, ЦСКА, УБЭП, ФСБ, ЦРУ, ЭВМ, ЮНЕСКО.

 

Задание 9. Поставьте имена существительные в форму им. п. мн. ч.

 

Агроном, адрес, аптекарь, арбуз, архитектор, аэропорт, бок, боцман, бульдозер, бункер, вектор, вензель, ветер, год, джемпер, диспетчер, договор, допуск, инженер, кабель, китель, контейнер, корпус, курица, лагерь, маляр, муж, округ, отпуск, повар, порт, ребенок, рог, свитер, слесарь, судно, токарь, тополь, тормоз, тренер, учитель, фермер.

 

Задание 10. Поставьте существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуйте выбор формы. Выделите существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

 

Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин), группа (армянин), сочинитель многих (басня), семь (башня), нет чистых (бланк), лихорадка трудовых (будни), засеять пять (гектар), подарить букет (георгин), операция по удалению (гланды), пять (гончар), двести (грамм), пять (графин), пять (графиня), поджарить шесть (гренок), группа (грузин), много (дело), нет (деньги), нет (джинсы), несколько (зеркало, зеркальце), много (зять), несколько (калмык), много (калория), бриллиант в несколько (карат), пара (кеды), несколько (киловатт), нет (колготки), много (кудри), нет больших (кухня), много вкусных (кушанье), толпы (люди), килограмм (мандарин), много свободных (место), пара (носок), несколько (няня), нет новых (обои), несколько чистых (полотенце), салат из (помидор), много (пятно), сломать несколько (ребро), пять (рубль), пара (сапог), зажечь несколько (свеча), ждать (сумерки), группа (таджик, татарин, узбек, якут), нет (ухо), нет (чулок), несколько (юноша), пять (яблоня, яблоко), из новых (ясли).

 

Задание 11. Определите род имен существительных. Составьте словосочетания данных слов с именами прилагательными, используя их в формах косвенных падежей.

 

Автомат-закусочная, автомобиль-мастерская, альма-матер, бал-встреча, библиотека-хранилище, блок-карта, диван-кровать, завод-лаборатория, звезда-гигант, Иван-да-Марья, идея-фикс, какао-бобы, кафе-закусочная, кока-кола, кофта-жакет, крем-сода, кресло-кровать, луна-парк, машина-автомат, платье-халат, плащ-палатка, пресс-конференция, ракета-носитель, роман-газета, роман-хроника, торт-мороженое, часы-браслет, школа-интернат, штаб-квартира, эхо-сигнал, ясли-сад, яхт-клуб.

 

Задание 12. Образуйте формы именительного падежа единственного числа от приведенных ниже существительных. Отметьте существительные, которые употребляются только во множественном числе.

 

Аплодисменты, баклажаны, банкноты, бахилы, белила, бигуди, близнецы, бобры, боеприпасы, бредни, брызги, брюки, бубны, ведра, весы, ворота, встречи, гамаши, грабли, деньги, дети, дрожжи, духи, заморозки, игры, именины, кавычки, кандалы, каникулы, качели, клипсы, козни, консервы, коньки, кроссовки, кудри, легкие, лесоматериалы, люди, макароны, молдаване, недра, окна, опилки, очки, перила, пики, подмостки, поиски, припасы, родители, роды, рулады, соты, сплетни, стихи, сумерки, сутки, счета, счеты, тапочки, туфли, финансы, цветы, цвета, чары, часы, чернила, четки, шахматы, шашки, щи.

Задание 13. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор варианта.

1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем и легендарн… «Потемкин…».

2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны… чудовищ…, проплывавши… мимо него.

3. Ветер подхватил бумажн… зме… и отнес далеко от того места, где стояли дети.

4. Во второй серии кинофильма дети увидят нов… персонаж..., котор.. режиссер собирается вывести на экран.

5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла маму купить ей все… эти… кук…л….

6. Жюри отметило как лучших 2 участник… смотра художественной самодеятельности.

7. Иностранные туристы ели с большим удовольствием дальневосточны… краб….

8. Ипподром приобрел прекрасны… скаковы… лошад….

9. Кукольник ловко дергал свои… марионет…к… за ниточки.

10. Ранней весной нужно уничтожать личин...к… вредных насекомых.

11. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури….

 

Задание 14. Раскройте скобки, поставьте существительные в форму пр. п. ед. ч. Обоснуйте выбор формы.

 

1. Деревья в (сад) были покрыты инеем.

2. В («Вишневый сад») А.П.Чехов показал разобщенность людей, их неумение слушать и понимать друг друга.

3. Мне всегда легко дышится в (лес).

4. Моим любимым персонажем в («Лес») А.Н.Островского является Несчастливцев.

5. Надо жить в (мир) и согласии.

6. На (мир) и смерть красна.

7. Его дом стоял на (край) села.

8. Наши ученые находятся на (передний край) науки.

9. В (бег) на сто метров победу одержал российский спортсмен.

10. Сидячий образ жизни стал давать о себе знать: я стал задыхаться на (бег).

11. У нас в (род) трусов не было.

12. В старинном (род) Пушкиных были и политики, и военные, и поэты.

13. На работе она была на хорошем (счет).

14. На (счет) матча это не отразилось.

15. Право на льготы необходимо указать в (счет) за электричество.

16. До берега он добрался на спасательном (круг).

17. Об этом можно говорить только в (круг) друзей.

18. В (корень) этого растения находится много микроэлементов.

19. Я в (корень) не согласен с вами.

20. В такой почве все растения будут гнить на (корень).

 

Рекомендуемая литература

Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К.С. Горбачевич. М., 2004-2013.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М., 1994.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999 (или другие издания).

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1986.

 

 


 

II СЕМЕСТР

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

 

 

Задание 1. Раскройте скобки, употребив нужную форму данных в скобках имени, отчества и фамилии. Свой ответ мотивируйте.

1. Она со школьных лет любила произведения (Эрих Мария Ремарк).

2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан).

3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь).

4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре).

5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко).

6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин).

7. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер).

8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо).

9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов).

10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнест Теодор Амадей Гофман).

11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа.

12. Он состоял в охране при (Катрин Денев).

13. Кон­стантин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь).

14. В молодости он снимался с (Чарли Чаплин).

15. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст).

16. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк).

17. В нескольких группах практические занятия проводятся (Лариса Евгеньевна Гивель).

18. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы.

19. Режиссер уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съемках.

20. Ответственность за террор историей возложена на (Лаврентий Берия).

 

Задание 2. Составьте предложения, в которых приведенные ниже имена употреблялись бы в косвенных падежах.

Мария Кюри, Чарльз Дарвин, Акира Куросава, Жорж Санд, Джульетта Мазина, Авраам Линкольн, Клод Дебюсси, Георгий Данелия, Данте Алигьери, Шарль де Голль, Джозефина Чаплин, Адриано Челентано, Сергей Кара-Мурза, Дмитрий Шостакович, Маргарет Митчелл, Эдита Пьеха, Винсент Ван Гог, Артур Конан Дойл, Франсуаза Саган, Этель Лилиан Войнич, Фридрих Энгельс, Александр Пушкин, Василий Соловьев-Седой, Анатолий Михайлович Багмет.

 

Задание 3. Раскройте скобки, поставив выделенное прилагательное и существительное (иногда — только существительное) в нужную форму. Там, где это допустимо, укажите возможные варианты.

1. Наша база расположилась около (известный; Репино).

2. Село наше находилось под (старинный; Чернигов).

3. Летом она отдыхала в поселке (Белкино).

4. Московский ТВ-центр расположился в (живописный; Останкино).

5. Мой друг с детства живет в (пригородный; Пушкин).

6. Он приехал из города (Киров).

7. Мы приобрели дачу под Петербургом, недалеко от (маленький; Лермонтово).

8. Она вышла на станции (Гоголево).

9. Мы встретились у гостиницы в (многолюдный; Шереметьево).

10. Это сейчас Тверь, а тогда мы жили в городе (Калинин).

11. После путешествия я все время думаю о (знаменитый; Болдино).

12. Река протекала сразу за околицей села (Васильково).

13. В то лето Маяковский проживал в (подмосковный; Пушкино).

 

Задание 4. Распределите следующие фамилии по подгруппам: а) неизменяемые; б) изменяемые. Какие фамилии целесообразно объединить в самостоятельные подгруппы?

Данченко, Зайцев, Солганик, Суббота, Айваседа, Шевченко, Сухово-Кобылин, Левицкая, Штудинер, Стародум, Вральман, Гофман, Зинченко, Хоревая, Стрелецкая, Ярощук, Проскурня, Решетов, Файнбух, Лютый, Милявская, Дудченко, Красных, Галактионова, Снежко, Горпинченко, Герасименко, Гросман, Луганский, Бедненко, Алексюк, Михеев, Полищук, Чудийович, Римский-Корсаков, Гайкович, Каменская, Ткачук, Саулич, Слипченко, Михальчук, Книсс, Пынько, Гужва, Качан, Кваша.

Задание 5. Раскройте скобки, поставив существительные (топонимы) в нужную форму. К ответу дайте комментарий. Сгруппируйте используемые топонимы и дайте характеристики получившимся группам.

1. Встретились мы в прошлом году в (Кривой Рог).

2. До нас от (Нижний Новгород) будет километров триста-четыреста.

3. Санаторий наш находился под (Орехово-Зуево), на берегу живописной речки.

4. Около (Великие Луки) сохранились еще дивные уголки первозданной природы.

5. За (Андреево-Ивановка) мы устроили привал прямо в поле.

6. В (Петропавловск-Камчатский) у меня осталось много друзей и знакомых.

7. Отыскали Александра Морозова только в прошлом году где-то под (Горно-Алтайск).

8. Как мне кажется, четыре года тому назад они переехали из (Комсомольск-на-Амуре) в (Большая Ижора).

9. Недалеко от (Ростов-на-Дону), на берегу Таганрогского залива, мы разбили наш лагерь.

10. Чуть севернее (Южно-Сахалинск) и расположился наш городок Долинск.

Задание 6. Какие ассоциации связаны в сознании русского человека с приведенными ниже географическими названиями? Какие ассоциации вызывают эти названия в вашем сознании? Продолжите этот ряд (не менее 3 географических названий, связанных с определенными ассоциациями).

Москва, Сталинград, Ладога, Брестская крепость, Орловско-Курская дуга, Бухенвальд, Освенцим, Хиросима, Нагасаки, Чернобыль, Беслан.

Рекомендуемая литература

Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К.С. Горбачевич. М., 2004-2013.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М., 1994.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999 (или другие издания).

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1986.

 

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Найдите ошибки и напишите возможные варианты отредактированных предложений.

1. Докладчик артикулировал главную суть дискуссии: общая ситуация в экономике края остается неудовлетворенной.

2. Документы вызывали сомнения в их подлинности, поэтому паре запретили бракосочетаться и свершать церковный обряд.

3. Нетерпение к инакомыслящим не только не достигает своей цели – завоевать на свою сторону общественное мнение, а приводит к противоположному результату.

4. Хотя ветер достигает до 25 метров в секунду, никаких последствий на опоздание поезда это не даст.

5. В следующем году квартплата опять подорожает, а чиновники закрывают глаза на этот беспредел.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ

Задание 1. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях это невозможно и почему.

 

Белый, благонамеренный, большой, бурный, бурый, верхний, гнедой, длинный, добрейший, добрососедский, излишний, искренний, маленький, отсталый, родной, родственный, светлый, соленый, темно-красный, толстущий, фисташковый.

 

Задание 2. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

 

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешевый, дорогой, жадный, жаркий, жесткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, легкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твердый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

 

Задание 3. В следующих предложениях найдите ошибки. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

 

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

3. Вчера ты был менее весел.

4. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек.

5. Надо вести себя скромнейше и простее.

6. Он из нас был самый честнейший.

7. Он был горяч, полный жизнью.

8. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу остаться сама собой.

9. Разработка новой темы становится все более интенсивнее.

10. Один брат шумный, другой тих.

11. Самый крупнейший город в мире — Мехико.

12. Чилийский соус острее и горчее китайского.

13. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

14. Он самый старейший член нашего коллектива.

15. Более быстрее развивается машиностроение.

16. Наш факультет оказался более передовым.

 

Задание 4. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

 

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Переделкино.

2. Наша база находилась в 841 (километр) от города.

3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр).

4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750.

5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды.

6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист).

7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве.

8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся).

9. В (1973 год) и произошло это печальное событие.

10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

 

Задание 5. Прочтите вслух и запишите предложения, обозначая имена числительные словами.

 

1. В дипломной работе имеется приложение с 84 схем...

2. В городскую библиотеку поступило более 578 книг...

3. В поселке в 593 дом... работают печи на природном газе.

4. Профессор проэкзаменовал 24 студент...

5. Университет выпустил 52 молод... специалист...

6. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 635 тысяч... тонн зерна.

7. Более 2500 человек... обратились с просьбой улучшить жилищные условия.

8. Прибыл поезд с 423 экскурсант...

9. Расстояние от города равно 354 километр...

10. Из 999 вычесть 444.

11. К 923 прибавить 297.

12. От 16542 отнять 91.

13. 1000 сложить с 14749.

14. Предложение принято 498 голос... против 41 голос...

15. Деревня находится в 222 километр... от города.

Задание 6. Прочитайте вслух шуточное сообщение диктора в передаче «Астрологический прогноз». Составьте сообщения с использованием числительных для современных теле- и радиопередач.

 

Завтра, 16 ноября, с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить: об этом говорит положение Венеры в градусе 66-й широты. Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше 562 770 рублей, а Тельцам — на сумму менее 390 860 рублей. Раку в этот день можно рискнуть, но не более чем 269 750 рублями. Если Лев уже располагает 580 272 рублями капитала, ему повезет: к этим 580 272 прибавится еще от 1,5 до 130 тысяч. Дева давно мечтает о 1 500 000, которые могли бы поправить ее дела. Завтра эти мечты сбудутся, если Юпитер столкнется с Марсом.

 

Задание 7. Прочитайте задачи из книги Г.Б.Остера «Задачник» (М., 2004) (в некоторых случаях изменены условия задач или грамматические формы числительных). Составьте подобные задачи.

 

Пока мама разговаривала по телефону с бабушкой, трехлетняя Маша приготовила праздничный ужин из трех блюд. На первое — суп из 1,5 л молока, 0,5 кг сахара и 1 л подсолнечного масла. На второе — пюре, в котором 4 кг мятых помидоров смешано с 250 г молотого кофе и 8 булочками по 150 г каждая. На третье — кисель в чайнике из 1 л вишневого сиропа, 492 г маргарина и 648 г нечищеной, но зато очень мелко нарезанной сырой картошки. Сколько килограммов сухих продуктов и сколько литров жидких израсходовала Маша на этот праздничный ужин?

Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что количество отметок, поставленных ею за долгие годы самоотверженного труда, равно 43 594: 26 172 ученикам она поставила двойки, 11 583 — тройки, 4 884 — четверки. Сколько пятерок поставила строгая учительница за годы самоотверженного труда?

 

Задание 8. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

 

1. На занятиях не было обоих учениц.

2. Парохода ждали только трое девушек.

3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей.

4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров.

5. Трое учительниц не смогли выйти на работу.

6. Двое котят играли на полу.

7. На обеих берегах реки раскинулись поля.

8. В обоих странах скоро будут выборы.

 

Задание 9. Выберите форму местоимений, данных в скобках.

 

1. Я восхищен (ею, ей).

2. С (нею, ней) и в лес ночью пойти не страшно.

3. У (нее, ней, ей) сегодня день рождения.

4. От (нее, ней, ей) изысканно пахнет, этот запах я вспомню еще не раз.

5. Разве не заметна разница между мной и (ими, ними)?

6. В бандитской группировке было двадцать человек. За всеми (ими, ними) была установлена слежка, среди (их, них) работали внедренные сотрудники полиции.

7. Насчет (их, них) был подан рапорт.

8. Брат был старше (ее, нее), но она была выше (его, него).

9. От одиночества она разговаривала (сама с собой, с самой собой).

10. Он восхищался (самим собой, сам собой).

Задание 10. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение в текст местоимений при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Отредактируйте предложения.

 

1. В этом музее были выставлены копии динозавров, которые все погибли от бомбежки.

2. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно.

3. Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях.

4. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру.

5. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!

6. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года предприятиями города.

7. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению.

 

 

Рекомендуемая литература

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М., 1994.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999 (или другие издания).

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1986.

 

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Найдите ошибки и напишите возможные варианты отредактированных предложений.

1. Обвинение было целиком построено на голословных утверждениях истца.

2. Основной сутью обсуждаемого проекта закона является его социальная направленность.

3. Наша компания имеет в штате и сотрудничает с высококвалифицированными специалистами, подлинными знатоками своего дела.

4. Более трети мировой книжной продукции приходится на так называемые дамские романы.

5. Судя по рейтингам телепрограмм, бездуховность, пошлость, корыстолюбие как моральные ориентиры вполне устраивают некоторых наших современников.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Часть 1

 

Задание 1. Объясните, с чем связана двусмысленность в данных предложениях. Исправьте предложения.

 

1. Особенно гневные протесты вызвали выступления посла в странах Азии.

2. Подобные факты объясняются безответственностью, некритическим отношением к недостаткам начальника грузового управления.

3. Они сообщают о поступлении корреспонденции с большим опозданием.

4. Отъезд гостя из Сингапура.

8. В древних документах подобного рода термин отсутствует.

9. На каждом из ста гектаров он дал слово получить по 45 центнеров спелого зерна.

 

Задание 2. Составьте словосочетания со следующими словами.

 

Бранить — выговаривать, верить — доверять, возмутиться — обидеться, заменить — сменить, заплатить — оплатить, идентичный — сходный, иметь — обладать, коснуться — затронуть, обидеться — обидеть, обращать внимание — уделять внимание, основываться — опираться, отзыв — рецензия, показывать — свидетельствовать, превосходство — преимущество, предостеречь — предупредить, препятствовать — тормозить, прижиться — привыкнуть, разобраться — распутаться, рассказывать — докладывать, уделять внимание — обращать внимание, указывать — доказывать, цена — стоимость.

 

Задание 3. Выберите одну из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использование обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

 

Действовать (согласно приказа, согласно приказу), доказывать (о своей невиновности, свою невиновность), достигать (десяти сантиметров в ширину, десять сантиметров в ширину), ехать (в такси, на такси), жить (в Белоруссии, на Белоруссии), поехать (на Украину, в Украину), возвращаться (из Украины, с Украины), забота (о детях, за детей), заведующий (отделом, отдела), залог (успеха, успеху), замечания (по контрольной работе, о контрольной работе), купаться (в море, на море), ориентироваться (по солнцу, на солнце), отдыхать (в море, на море), плыть (в катере, на катере), победить (благодаря хорошей подготовки, благодаря хорошей подготовке), поделиться (новостью, о новости), руководитель (завода, заводу), сидеть (в лодке, на лодке), тревога (о детях, за детей), указать (о недостатках, на недостатки), управляющий (имения, имением), учиться (в факультете журналистики, на факультете журналистики), это касается (сестры, сестру), закон (по правам человека, о правах человека), обучение (по английском языку, английскому языку), отчитаться (по работе, о работе), справка (о зарплате, по зарплате).

 

Задание 4. Найдите ошибки и недочеты, связанные с использованием зависимых падежных форм и управлением. Исправьте предложения.

 

1. Если на нее приглядеться, она не такая уж молодая.

2. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.

3. Герои Бородино мне понравились своей преданностью к отчизне.

4. Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло к огромным затратам.

5. Согласно заявления его перевели на другую работу.

6. Возникшие благодаря этому серьезные трудности совпали с тяжелыми стихийными бедствиями.

7. Штатные психологи проводят профилактические беседы по вопросам вреда курения и алкоголя.

8. Благодаря Вас я узнала много нового о нашем городе.

9. Наверное, многие возмутятся на такое сравнение.

10. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ.

11. Пусть министр отчитается за срыв переговоров!

12. Его замечания ни на чем не обоснованы.

13. Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений политолога.

14. По истечению положенного срока дивизия вернется в Омск.

15. Из-за технических причин наш канал не работает.

16. Минимальная пенсия увеличена более на сто рублей.

17. Согласно распоряжения директора курение в институте запрещено.

 

Задание 5. Согласуйте сказуемое с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. В каких случаях возможны варианты? Обоснуйте ответ.

 

1. Полгода пролетел… незаметно.

2. Полгода, проведенные в кругу родных, был… незабываемыми.

3. В сарае стоял… 6 лошадей.

4. В кассе остал…сь мало билетов.

5. На собрание пришл… только 5 человек.

6. 20 человек, участвовавших в соревнованиях, был… из России.

7. Большинство депутатов уже выступил…

8. Все 35 студентов успешно сдал… экзамен.

9. До конца пути оставал…сь 15 километров.

10. На конференции выступил… 21 докладчик.

11. Пробил… 10 часов.

12. Несколько мужчин сидел… за столом и разговаривали.

13. 5 человек стал… жертвой наводнения.

Рекомендуемая литература

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М., 1994.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999 (или другие издания).

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1986.

 

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Найдите ошибки и напишите возможные варианты отредактированных предложений.

 

1. МИД выступило с инициативой проведения научно-практической конференции по самым актуальнейшим проблемам внешней политики.

2. Россия и впредь будет бережно оберегать тех, кто будет вносить вклад в ее экономику.

3. Родители должны заботиться и более тщательнее воспитывать своих детей.

4. На государственном служащем возложена ответственность за то, чтобы его частные интересы не противоречили с его же служебными обязанностями.

5. Парламент укомплектован из ста семидесяти пяти народных избранников.

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Часть 2

 

Задание 1. Согласуйте сказуемое с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. В каких случаях возможны варианты? Обоснуйте ответ.

 

1. Полгода пролетел… незаметно.

2. Полгода, проведенные в кругу родных, был… незабываемыми.

3. В сарае стоял…6 лошадей.

4. В кассе остал…сь мало билетов.

5. На собрание пришл… только 5 человек.

6. 20 человек, участвовавших в соревнованиях, был… из России.

7. Большинство депутатов уже выступил…

8. Все 35 студентов успешно сдал… экзамен.

9. До конца пути оставал…сь 15 километров.

10. На конференции выступил… 21 докладчик.

11. Пробил…10 часов.

12. Несколько мужчин сидел… за столом и разговаривали.

13. 5 человек стал…жертвой наводнения.

 

Задание 2. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

 

1. Премирован… три картины из 70, поступивших на конкурс.

2. В современном салоне труд…тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса.

3. В работе семинара активно участвовал… 21 человек.

4. Все пять студентов пришл… вовремя.

5. Со дня операции прошл… полмесяца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.344 с.)