Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное познание, его возможности и границы
Наука имеет ряд особенностей, отличающих её от других способов познания мира: 1). цель научного познания – исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе; при этом под законом понимается необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений; 2) требование объективности научного знания предполагает его независимость о познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности научное знание не может быть субъективным; 3) научное познание рационально, это не означает, что наука отвергает чувственное познание, однако чувственный опыт в рамках научного исследования полностью подчинен рациональному началу; 4) научное знание имеет системный характер, взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории, раскрывающие законы и закономерности, действующие в исследуемой области; 5) научное познание доказательно. В этой связи наука противопоставляется вере и мнению – формам отражения действительности, не требующим обоснование собственной достоверности. Научное знание должно быть доказано. 6) научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы; 7) каждая наука имеет свой предмет, объект, один и тот же предмет может изучаться разными науками; 8) наука формирует свой специфический язык; 9) наука обладает инструментальным характером. Инструментальность науки можно понимать в узком смысле: практически все науки о природе используют специально созданные приборы. А в широком, инструментами ученого становятся специально разработанные способы решения исследовательских задач – методы. Наличие собственных методов тоже характерная черта науки. Методология – наука о методах и принципах научного исследования Классификация методов: 1). Философские методы – методы, определяющие наиболее общие подходы и принципы научного исследования, например диалектический и метафизический; 2) общенаучные методы – методы, применяемые во всех науках: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и.т.д.; 3) частно-научные методы – методы, применяемые в той или иной научной дисциплине, например, в социологии – метод опросов Научное знание отличается от обыденного тем, что: 1).его цель выявить суть явления;
2) научное знание требует специальной подготовки и особых методов познания; 3) обыденное знание является отражением человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Явления объективного мира оцениваются с позиции повседневных нужд, при этом не ставятся специальные познавательные задачи; 4) научное познание не персонифицировано, по его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в отличие от результатов обыденного познания или художественного творчества. Выделяют 2 уровня познания: (в отличие от стихийного чувственного познания, эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира) 1).эмпирический – элементами эмпирического знания – являются факты, которые человек получает с помощью наблюдений и экспериментов. Факты констатируют качественные и количественные характеристики объектов. Эмпирические связи между объектами выражаются с помощью эмпирических законов. В основе эмпирического знания лежит эксперимент. Эмпирическое знание есть ступень для получения научного знания 2) теоретический уровень развития научного знания дает возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, внутренние их взаимоотношения. Получить такое знание можно при помощи методов индукции, дедукции, сравнительного анализа. На теоретическом уровне познания мы продвигаемся к исследованию сущности явления, к познанию внутренних связей самого явления. В основе эмпирического знания лежит эксперимент. В результате теоретического исследования выясняются закономерности, создаются законы, формулируются понятия. Наука имеет дело с достоверным знанием.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.004 с.) |