Научное познание, его возможности и границы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное познание, его возможности и границы



Наука имеет ряд особенностей, отличающих её от других способов познания мира:

1). цель научного познания – исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе; при этом под законом понимается необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений;

2) требование объективности научного знания предполагает его независимость о познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности научное знание не может быть субъективным;

3) научное познание рационально, это не означает, что наука отвергает чувственное познание, однако чувственный опыт в рамках научного исследования полностью подчинен рациональному началу;

4) научное знание имеет системный характер, взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории, раскрывающие законы и закономерности, действующие в исследуемой области;

5) научное познание доказательно. В этой связи наука противопоставляется вере и мнению – формам отражения действительности, не требующим обоснование собственной достоверности. Научное знание должно быть доказано.

6) научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы;

7) каждая наука имеет свой предмет, объект, один и тот же предмет может изучаться разными науками;

8) наука формирует свой специфический язык;

9) наука обладает инструментальным характером. Инструментальность науки можно понимать в узком смысле: практически все науки о природе используют специально созданные приборы. А в широком, инструментами ученого становятся специально разработанные способы решения исследовательских задач – методы. Наличие собственных методов тоже характерная черта науки.

Методология – наука о методах и принципах научного исследования

Классификация методов:

1). Философские методы – методы, определяющие наиболее общие подходы и принципы научного исследования, например диалектический и метафизический;

2) общенаучные методы – методы, применяемые во всех науках: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и.т.д.;

3) частно-научные методы – методы, применяемые в той или иной научной дисциплине, например, в социологии – метод опросов

Научное знание отличается от обыденного тем, что:

1).его цель выявить суть явления;

2) научное знание требует специальной подготовки и особых методов познания;

3) обыденное знание является отражением человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Явления объективного мира оцениваются с позиции повседневных нужд, при этом не ставятся специальные познавательные задачи;

4) научное познание не персонифицировано, по его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в отличие от результатов обыденного познания или художественного творчества.

Выделяют 2 уровня познания: (в отличие от стихийного чувственного познания, эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира)

1).эмпирический – элементами эмпирического знания – являются факты, которые человек получает с помощью наблюдений и экспериментов. Факты констатируют качественные и количественные характеристики объектов. Эмпирические связи между объектами выражаются с помощью эмпирических законов. В основе эмпирического знания лежит эксперимент.

Эмпирическое знание есть ступень для получения научного знания

2) теоретический уровень развития научного знания дает возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, внутренние их взаимоотношения. Получить такое знание можно при помощи методов индукции, дедукции, сравнительного анализа. На теоретическом уровне познания мы продвигаемся к исследованию сущности явления, к познанию внутренних связей самого явления.

В основе эмпирического знания лежит эксперимент. В результате теоретического исследования выясняются закономерности, создаются законы, формулируются понятия.

Наука имеет дело с достоверным знанием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.004 с.)