Роль науки в общественной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль науки в общественной жизни.



РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Призвание науки – добывать новые знания. Современный человек постоянно пользуется достижениями науки: телевизор, компьютер и.т.д.

Науку можно рассматривать с 3 точек зрения:

1.особая система знаний;

2. система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (вузы, научно-исследовательские институты)

Как особый вид деятельности – систему научных исследований.

Особенность научных знаний заключается в проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Непосредственные цели науки: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, т.е. в широком смысле её теоретическое отражение.

Наука – это мышление в понятиях, искусство - в художественных образах.

Наука испытывает на себе влияние общества:

1.потребности развития общества часто являются фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым.

2. состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки, но наука обладает и относительной самостоятельностью.

Особенности научного знания:

1.оно отражает закономерное, существенное, как уже доказанную совокупность знаний или существует в виде научных гипотез;

2. является систематизированным знанием, выраженным системой понятий и суждений;

3. истинное знание;

4. существует в формах научного факта, проблемы, научной программы, гипотезы, закономерности, теории, научной картины мира;

5 получено на основе специальных методов и средств;

6. обладает доказательностью;

7. служит основой предвидения.

НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ.

Наука – это часть культуры. По уровню развития науки можно судит о развитии общества, функция науки культурно-мировоззренческая.

В культуре общества наука характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера – элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости общества.

 

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

 

Наименование модели Её содержание
1 Постепенное развитие науки Истоки любого научного знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников. При таком подходе картина мира не изменяется, а лишь расширяется.
2 Развитие науки через научные революции (амер. ученый Т Кун) Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм». Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать мировоззренческие и практические задачи. Развитие науки происходит циклически, волнообразно.    
3 Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего - физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4 Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных дисциплин: использование теорий и методов из других наук.

 

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУКИ В УСЛОВИЯХ НТР.

НАУКА КАК «ЛОКОМОТИВ» НТП.

Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время и результаты научного познания находят применение в будущем. Это ещё раз доказывает значение науки и её роль в развитии НТП и социального прогресса.

НТР означает скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний, относится к сер 50-х гг 20 века.

Составляющие НТР:

1.НТР характеризуется процессом сближения науки и производства;

2. новая техника и технология требует высококвалифицированного работника;

3. возрастает сложность производства;

4. НТР носит универсальный характер, преобразует весь процесс производства;

5. происходит слияние индустриальных технологий с электроникой.

 

НТР порождает и проблемы:

1.НТР проходит в обществе неравномерно;

2. НТР ведет к безработице;

3. повышается психологическая нагрузка на работника;

4. проблема обеспечения безопасности и надежности техники.

Те периоды, когда появляется и становится господствующим новый метод научного объяснения действительности, называются научными революциями. Научные революции обусловлены как развитием материального производства, от которого наука получает толчок, так и развитием самого научного метода.

ЭТИКА УЧЕНОГО.

Этика ученых складывается:

1. на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо;

2. на основе профессионально-специфических норм;

3. на основе понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни.

С древности ученые проявляли интерес к морали, но и часто своими взглядами, поступками формировали моральные нормы.

Правило Гиппократа «Не навреди» - по сути первое моральное обязательство. А. Смит – совесть – вершитель всех наших действий.

Сплав добра и совести образовали новое качество – добросовестность, ставшим одним из требований к научному труду, оно проявляется в:

- продумывание и точное проведение эксперимента;

- доказательность новых научных знаний, их проверка;

- научная честность и объективность.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности, на полученные ими результаты – норма этики ученого.

Достижения науки привели к возрастанию гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности ученых за их действия. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, которые могут нанести вред людям. Так, НТП – одна из причин экологического кризиса, а развитие отдельных отраслей военного производства опасно для жизни людей.

Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты – неотъемлемая часть этики науки.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ С ОБРАЗОВАНИЕМ.

Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.

Обеспечение конкурентной способности новыми технологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участие в них подготовленных людей исследовательского труда. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки требует образованных людей. Так наука и образование создают богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

Наука и образование – сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного богатства планеты, требуют периодической модернизации образования.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

С понятием научная картина мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы, идеи.

Научная картина мира понимается как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее способ научного мышления.

В научной картине выделяют:

1) центральное теоретическое ядро – устойчивость;

2) частные теоретические модели – постоянно изменяются и совершенствуются.

3 этапа эволюции научной картины:

1.классическая - основана на принципе жесткого детерминизма (Лаплас), обозначающий, что все просчитано и предсказано;

2. неклассическая – конец 19 – нач 20 в, учитывает роль случая;

3. постнеклассическая – во 2 трети 20 в, развитие может пойти в одном или нескольких направлениях, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.

 

РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Призвание науки – добывать новые знания. Современный человек постоянно пользуется достижениями науки: телевизор, компьютер и.т.д.

Науку можно рассматривать с 3 точек зрения:

1.особая система знаний;

2. система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (вузы, научно-исследовательские институты)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.255 (0.02 с.)