Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль науки в общественной жизни.Стр 1 из 3Следующая ⇒
РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. Призвание науки – добывать новые знания. Современный человек постоянно пользуется достижениями науки: телевизор, компьютер и.т.д. Науку можно рассматривать с 3 точек зрения: 1.особая система знаний; 2. система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (вузы, научно-исследовательские институты) Как особый вид деятельности – систему научных исследований. Особенность научных знаний заключается в проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Непосредственные цели науки: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, т.е. в широком смысле её теоретическое отражение. Наука – это мышление в понятиях, искусство - в художественных образах. Наука испытывает на себе влияние общества: 1.потребности развития общества часто являются фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым. 2. состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки, но наука обладает и относительной самостоятельностью. Особенности научного знания: 1.оно отражает закономерное, существенное, как уже доказанную совокупность знаний или существует в виде научных гипотез; 2. является систематизированным знанием, выраженным системой понятий и суждений; 3. истинное знание; 4. существует в формах научного факта, проблемы, научной программы, гипотезы, закономерности, теории, научной картины мира; 5 получено на основе специальных методов и средств; 6. обладает доказательностью; 7. служит основой предвидения. НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ. Наука – это часть культуры. По уровню развития науки можно судит о развитии общества, функция науки культурно-мировоззренческая. В культуре общества наука характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера – элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости общества.
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУКИ В УСЛОВИЯХ НТР. НАУКА КАК «ЛОКОМОТИВ» НТП. Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время и результаты научного познания находят применение в будущем. Это ещё раз доказывает значение науки и её роль в развитии НТП и социального прогресса. НТР означает скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний, относится к сер 50-х гг 20 века. Составляющие НТР: 1.НТР характеризуется процессом сближения науки и производства; 2. новая техника и технология требует высококвалифицированного работника;
3. возрастает сложность производства; 4. НТР носит универсальный характер, преобразует весь процесс производства; 5. происходит слияние индустриальных технологий с электроникой.
НТР порождает и проблемы: 1.НТР проходит в обществе неравномерно; 2. НТР ведет к безработице; 3. повышается психологическая нагрузка на работника; 4. проблема обеспечения безопасности и надежности техники. Те периоды, когда появляется и становится господствующим новый метод научного объяснения действительности, называются научными революциями. Научные революции обусловлены как развитием материального производства, от которого наука получает толчок, так и развитием самого научного метода. ЭТИКА УЧЕНОГО. Этика ученых складывается: 1. на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо; 2. на основе профессионально-специфических норм; 3. на основе понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни. С древности ученые проявляли интерес к морали, но и часто своими взглядами, поступками формировали моральные нормы. Правило Гиппократа «Не навреди» - по сути первое моральное обязательство. А. Смит – совесть – вершитель всех наших действий. Сплав добра и совести образовали новое качество – добросовестность, ставшим одним из требований к научному труду, оно проявляется в: - продумывание и точное проведение эксперимента; - доказательность новых научных знаний, их проверка; - научная честность и объективность. Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности, на полученные ими результаты – норма этики ученого. Достижения науки привели к возрастанию гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности ученых за их действия. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, которые могут нанести вред людям. Так, НТП – одна из причин экологического кризиса, а развитие отдельных отраслей военного производства опасно для жизни людей. Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты – неотъемлемая часть этики науки. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ С ОБРАЗОВАНИЕМ. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук. Обеспечение конкурентной способности новыми технологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участие в них подготовленных людей исследовательского труда. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки требует образованных людей. Так наука и образование создают богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности. Наука и образование – сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного богатства планеты, требуют периодической модернизации образования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. С понятием научная картина мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы, идеи. Научная картина мира понимается как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее способ научного мышления.
В научной картине выделяют: 1) центральное теоретическое ядро – устойчивость; 2) частные теоретические модели – постоянно изменяются и совершенствуются. 3 этапа эволюции научной картины: 1.классическая - основана на принципе жесткого детерминизма (Лаплас), обозначающий, что все просчитано и предсказано; 2. неклассическая – конец 19 – нач 20 в, учитывает роль случая; 3. постнеклассическая – во 2 трети 20 в, развитие может пойти в одном или нескольких направлениях, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.
РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. Призвание науки – добывать новые знания. Современный человек постоянно пользуется достижениями науки: телевизор, компьютер и.т.д. Науку можно рассматривать с 3 точек зрения: 1.особая система знаний; 2. система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (вузы, научно-исследовательские институты)
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.255 (0.02 с.) |